За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

28 марта -12 мая 1944 г. – ТРЕТИЙ СТАЛИНСКИЙ УДАР – освобождение г. Одессы, Крыма и г. Севастополя.»

Вторые похороны Сталина. Как тело вождя выносили из Мавзолея

 

Константин Кудряшов

 

В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 г. тело Сталина было вынесено из Мавзолея – для погребения у Кремлёвской стены.

О том, как это происходило, свидетельствуют недавно вышедшие мемуары бывшего 1-го зампреда КГБ СССР генерал-полковника Николая Захарова, который в то время был начальником 9-го управления КГБ и по поручению Хрущёва курировал перезахоронение Сталина. Вот как он обрисовал это в своей книге «Сквозь годы» (Тула, ПромпилотПро, 2020).

«Комендант мавзолея знает, где рыть могилу»

XXII съезд КПСС проходил в Кремле с 17 по 31 октября 1961 г. в только что отстроенном Дворце Съездов. Казалось, страна оправилась от шока, вызванного разоблачениями преступлений сталинизма. В целом критике культа личности внимание уделялось, но активность ораторов была уже не такой яркой, как несколько лет назад. Да и на ряде следственных материалов, касающихся расследования преступлений тех лет, вновь появился гриф «секретно». Стране необходимо было преодолеть страх возвращения к прошлому. Вопрос о перезахоронении Сталина поднимался неоднократно. Видимо, поэтому на съезде и готовилось решение о выносе саркофага Сталина из Мавзолея и перезахоронении его тела у Кремлёвской стены. Как полное и окончательное прощание с «отцом народов» и его эпохой.

 
 

Мы с комендантом Кремля генерал-лейтенантом Андреем Яковлевичем Ведениным о готовящемся решении узнали раньше принятого на съезде постановления. В начале работы последнего дня партийного форума нас пригласил в комнату президиума Н. С. Хрущёв и сказал: «Прошу иметь в виду, что сегодня состоится решение съезда партии о перезахоронении Сталина. Место обозначено. Комендант Мавзолея знает, где рыть могилу. Решением Политбюро ЦК КПСС создана комиссия из пяти человек во главе со ШверникомМжаванадзе – секретарь ЦК компартии Грузии; Джавахишвили – председатель Совета Министров Грузии; Шелепин – министр; Демичев – секретарь Московского горкома партии и Дыгай – председатель Моссовета. Необходимо, чтобы перезахоронение прошло без шума, работу надо закончить сегодня вечером». Далее нас собрал Шверник и подсказал, как тайно организовать перезахоронение. Поскольку 7 ноября предстоял парад на Красной площади, то под предлогом репетиции парада её следовало оцепить, чтобы туда никто не проник.

«Нужно подобрать людей надёжных, проверенных»

Гроб сделали в тот же день. Древесину обтянули чёрным и красным крепом, так что выглядел он очень неплохо и даже богато. От Комендатуры Кремля к 18 часам было выделено 6 солдат для рытья могилы и 8 офицеров, чтобы выносить саркофаг из Мавзолея в лабораторию, а уж потом гроб с телом установить в могилу. Ввиду особой деликатности поручения я попросил генерала А. Я. Веденина подобрать людей надёжных, проверенных и ранее хорошо себя зарекомендовавших. Всех отобранных тщательно проинструктировали и предупредили о неразглашении порученной им работы. Нашлось дело и для начальника хозотдела 9-го управления полковника Тарасова. Ему было поручено закрыть фанерой правую и левую стороны за Мавзолеем, чтобы место работы не просматривалось со стороны.

В то же время в мастерской Арсенала художник Савинов изготовил широкую белую ленту с буквами «ЛЕНИН». Ею надо было закрыть на Мавзолее надпись «Ленин – Сталин», пока не сделали постоянную надпись из мрамора.

Председателю Моссовета Дыгаю было поручено подготовить 10 бетонных плит. Одиннадцатая плита была мраморная с лаконичной надписью: «СТАЛИН ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ 1879–1953», ею должны были закрыть могилу.

В 18.00 проходы на Красную площадь были закрыты, после чего солдаты принялись рыть могилу.

Я присутствовал в зале съезда, когда в конце рабочего заседания на трибуну поднялся 1-й секретарь Ленинградского обкома партии Спиридонов и после краткого выступления внёс предложение о выносе тела Сталина из Мавзолея. Председательствовал Н. С. Хрущёв. «Вопрос серьёзный, его надо проголосовать. Нет возражений?» «Нет», – раздаются голоса. «Тогда я ставлю на голосование. Кто за предложение, внесённое тов. Спиридоновым, прошу поднять руки. Хорошо. Кто против? Нет. Кто воздер­жался? Принято единогласно». В зале установилась тишина, как будто делегаты ждали ещё чего-то. Хрущёв оборвал затянувшую­ся паузу и, сказав несколько слов о перезахоронении, объявил работу съезда законченной. 

...А для делегатов съезда давали оперу

Но единодушие делегатов было кажущимся. Сразу после голосования член комиссии Мжаванадзе сел в самолёт и поспешно улетел в Грузию. Поэтому участия в перезахоронении он не принимал. 

А на Красной площади активно шли приготовления. Подвезли бетонные плиты, которыми обложили яму, а затем обшили её изнутри фанерой. Шверник меня предупредил, что комиссия приедет к 21.00. Шелепин и Демичев приезжали заранее и интересовались ходом работ. Чувствовалось нетерпение и желание поскорее закончить эту неприятную процедуру...

Никто не приказывал Сталина раздевать. Не только мундир генералиссимуса, но и вообще никакой одежды на нём не трогали. Единственное, Шверник приказал снять с мундира Золотую Звезду Героя Социалистического Труда (другую свою награду, Звезду Героя Совет­ского Союза, Сталин никогда не носил, поэтому в саркофаге её не было). Ещё председатель комиссии распорядился заменить золотые пуговицы мундира на латунные. Всё это выполнял комендант Мавзолея Машков. Снятую награду и пуговицы он передал в Охранную комнату, где хранились награды всех захороненных у Кремлёвской стены.  

Но вот драматическая ситуа­ция начала приближаться к развязке. Когда гроб с телом Сталина накрывали крышкой, Шверник и Джавахишвили зарыдали. Расчувствовавшегося Шверника поддерживал тело­хранитель, за ним шёл Джавахишвили. Плакали только двое.

Офицеры осторожно опустили гроб в могилу. Кто-то бросил пядь земли, как полагается, по-христиански. Могилу зарыли. Сверху положили плиту из белого мрамора. Потом она ещё долго накрывала могилу, пока не поставили бюст.

Захоронив Сталина, мы со всей комиссией вернулись в Кремль, где Шверник дал подписать акт о перезахоронении. Потом я вместе с офицерами и научными работниками лаборатории вернулся в Мавзолей. Нужно было ещё поставить саркофаг Ленина на центральное место, туда, где он стоял до траурных событий марта 1953 г., когда по соседству был установлен саркофаг Сталина.

Тем временем у Кремлёвской стены демонтировали маскировочный экран из фанеры, ограждавший Мавзолей по сторонам, произвели уборку. К утру было такое ощущение, что ночью ничего не произошло, а Сталин всегда покоился у Кремлёвской стены.

Для делегатов съезда в тот день давали оперу.

В 1817 г. император Александр I решил убрать в Кремле храм, потому что находился он прямо на Ивановской площади и мешал проведению военного парада в честь пребывания в Москве прусского короля Фридриха Вильгельма III. После обращения к преосвященному Августину, митрополиту московскому, и неоднократных отказов в просьбе всё же было дано распоряжение: приступить к ломке собора по наступлению ночи, а к утру не только сломать, но и очистить и выровнять место. Как полагал митрополит: «Я знаю Москву: начни ломать обыкновенным образом, толков не оберёшься. Надо удивить неожи­данностью, и все замолчат». Гостунский собор действительно исчез в одну ночь. Много лет спустя в одну ночь был захоронен символ эпохи, тело Сталина было предано земле. Как знать, понадобится ли этот опыт в ­третий раз?!

 

https://aif.ru/

Вы здесь: Главная Информация 2020 Вторые похороны Сталина. Как тело вождя выносили из Мавзолея