Хотя особой романтизации эпохи Культурной революции в КНР сейчас нет, но среди экономистов и историков ревизия того времени уже произошла. Они доказали, что с начала 70-х китайская экономика росла большими темпами, тогда же была заложена база последующих реформ, было построено много железных дорог, шоссе, дамб, плотин. По сообщениям начала 2010-х, в деревне Наньцзе на севере Китая сохранился быт прошлого. Люди буквально остались жить в маоистском Китае, несмотря на проводимые в стране реформы 80-х годов. Коммуна с прежним экономическим укладом — равным распределением вещей и продуктов, отсутствием богатых людей, ежедневным прослушиванием революционных песен. Правда, истинная цель сохранения такой деревни может быть не столь красивой — к ней вырос туристический поток со всей страны.
Если вы садитесь в такси в китайском городе и не знаете языка, вы рискуете не только уехать за большие деньги совсем не туда, где вас ждут, но и остаться без удовольствия послушать мнения водителей о крутом Путине и вашей зарплате. Реже, но всё-таки есть также шанс услышать возгласы о нынешнем не самом справедливом устройстве общества и обезличенных политиках современности. На контрасте с социальными проблемами дня настоящего (в том числе, катастрофическим разрывом между богатыми и бедными и количеством миллиардеров в формально социалистическом государстве) эпоха Мао для очень многих представляется эпохой социальной спра-ведливости и порядка.
В современном Китае Мао Цзэдун видится великим руководителем, чья безусловная заслуга — создание Китайской Народной Республики. «Революционные лидеры — не боги, они люди. И мы не можем поклоняться им, как богам, или отказывать людям в праве указывать на ошибки и исправлять их только потому, что они большие, как и не можем полностью отвергать их и вычеркивать их исторические подвиги только потому, что они сделали ошибки. Мы не можем судить наших предшественников исходя из сегодняшних условий уровня развития», — пожалуй, это самая характерная цитата нынешнего председателя 2013 года.
Отец нынешнего главы Китая Си Цзиньпина Си Чжунсюнь входил в состав первого поколения руководителей КНР, одно время занимая пост заместителя председателя Госсовета. В своих речах он подчеркивал, насколько сильно он благодарен Мао, и что победить можно только следуя избранному при революции пути. Тем не менее, в 1962 году Си попал в немилость, оказался в тюрьме. Это в свою очередь отразилось и на судьбе сына — преследования и жизнь в селе — через все это пришлось пройти нынешнему лидеру Китая. После окончания Культурной революции семью реабилитировали. Сам же Си Цзиньпин с того момента, как стал председателем, прибегает к цитированию Мао, посещает мавзолей и обращается к партии с призывом «поднять знамена учения Мао Цзэдуна».
Впрочем, он использует эту риторику не просто так: ему необходимо наводить дисциплину и развертывать масштабную антикоррупционную кампанию в партийных рядах. Если Ху Цзиньтао и Цзян Цзэминь не сильно перенапрягали население тематикой строительства коммунизма, то Си постоянно напоминает, что не может быть хорошим членом партии тот, кто не верит в коммунизм. Он обязательно будет построен, пусть и в отдалённой перспективе.
Впрочем, Си Цзиньпина с Мао Цзэдуном роднят не только лозунги о строительстве коммунизма, но и усилия по борьбе с коррупцией. Си перехватил давние лозунги левых - борьбы за исключение из рядов партии людей, извлекающих личную выгоду. Си словно говорит: партия верна тому духу, с которым создавалась в 1921 году.С 2013 года правоохранительные органы и Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины, по официальным данным, подвергли наказанию более 1,3 миллиона чиновников. Интересно, что первой крупной мишенью этой борьбы стал глава Чунцинского обкома и член Политбюро ЦК КПК Бо Силай. В 2014 году под суд впервые за 40 лет попал и член Постоянного комитета ЦК КПК сподвижник Бо Силая Чжоу Юнкан. Признав вину во взяточничестве, он отправился в тюрьму до конца жизни. Си Цзиньпин заявляет о невозможности вычеркивать первые 30 лет из истории КНР, почитая только вторые 30 лет, ровно как и наоборот.
Если еще в нулевые годы сторонники Мао стремились больше создавать тради-ционные политические группировки (например, Маоистская коммунистическая партия), то сегодня развитие маоизма идет онлайн. Оценить точно количество приверженцев Мао в современном Китае не представляется возможным, но косвенные факты говорят сами за себя.Сторонники левых взглядов ведут довольно популярные сайты, в названиях которых часто присутствуют слова «красный» и «союз», а публичные петиции сочувствующих набирают десятки тысяч. В Китае существует левое крыло интеллигентов — движение так называемых «новых левых», которое появилось в 90-е годы в ответ на минусы дэновской глобализации.
В результате политики реформ и открытости Дэн Сяопина произошло огромное социальное расслоение внутри КНР. Проблемы самых бедных вызывают ежегодные трудовые протесты, остался нерешенным вопрос в деревнях по поводу земли, больно било по пожилым людям отсутствие всеобщей пенсионной системы и доступного здраво-охранения.
Не секрет, что Си Цзиньпин открыто высказывается за глобализацию и против протекционизма американского президента Дональда Трампа. На экономическом форуме в Давосе в 2017 году сложилась парадоксальная ситуация — главным защитником капитализма выступил лидер самой большой страны с коммунистической партией у власти.
И это понятно. Китай в случае успешного переноса американских предприятий домой терпит большие убытки, что не может не волновать Си. То есть по факту нынешнее пятое поколение лидеров КПК ведёт страну скорее по правому курсу, при этом левой риторикой отвлекая внимание тех, кто жаждет более справедливой политики.
Такого же мнения придерживается, например, один из лидеров умеренно левых Чжан Хунлян: «Власть действительно перестала давить на левых. Но это вовсе не означает поддержку их идей во всём». Такой манёвр не нов, но он необходим сегодня Си Цзиньпину для успешного долговременного правления, консолидации общества, при сохранении позиций в экономике. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) утвердило важнейшие поправки в конституцию страны: теперь председатель КНР не обязан ограничиваться двумя сроками правления подряд. Всё идет к тому, что Си Цзиньпин задержится на высших постах как минимум на третий срок — а значит новые правила игры ожидаются для общественных группировок, политических неформалов и интеллигентов разных идеологических течений. Будущее КНР во многом не ясно.
Революционная история Советского Союза и Китайской народной респубики. Сколь много в них и сходных и принципиально отличающихся черт! В Китае «имел место» и свой «коллективный» Берия – «банда четырёх» и свой аналог 1937 – 1937 годов – Великая культурная революция, со смертями первых великих лидеров – Сталина (1956г.) и Мао Цзедуна (1976г.) начался постепенный (в СССР) и резкий (в КНР) отход от строительства коммунизма. Но, экономические итоги принципиально различны. Здесь – превращение СССР в экономически «скукоженную» второстепенную державу и мощный экономический рост КНР. Может быть дело в том, что новые экономические элиты в этих двух странах имели принципиально различные цели развития? Мы, современные большевики, должны внимательно и объективно изучать историю наших стран, сравнивать, делать выводы и, конечно, бороться с проамериканскими (на деле) силами, старающимися вбить клин между нашими двумя ядерными державами в их естественной консолидации в противостоянии американскому империализму.
Материал подготовил С.В.Христенко