За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

–19 апреля 1961 г. – 63 года со дня победы Кубы на Плайя-Хирон над американскими империалистами.». »

Как родился символ «Серп и Молот»

 

25 апреля 1918 года была создана эмблема «Серп и Молот» – один из основных символов коммунистического движения

800px Hammer and sickle.svg

Парадоксально, что впервые лишь после Октябрьской революции был сотворён символ союза крестьян и рабочих — народа как такового. Впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов 30-летний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина, православный, чего не скрывал. Миг рождения символа — канун празднования Первомая 1918 года в Москве — так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал: «А что если попробовать такую символику»? — При этом он стал ходить по холсту. «Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс».

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли «Серп и Молот» на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с берёзами под окном. ««Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника», — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдёт в наш государственный герб как символ народной власти...».

Через два года, в 1950-м, в Москве с большим успехом прошла вторая (первая — в 1938 г.) персональная выставка художника Камзолкина — итог 30-летней работы в искусстве. Поражали его юношеские полотна древневосточного цикла: «Пир у царя Ассирийского», «Рабы», «Во имя Рамзеса». Крупномасштабные картины: «Сыны земли», «Пахарь», «Интернационал» ... Из Третьяковки прибыло на выставку полотно «На помещика. 1905 год» — грозное шествие к барской усадьбе крестьян с рогатинами, возглавляемое солдатом на костылях — инвалидом позорной русско-японской войны. Трогали за душу «говорящие» пейзажи сороковых-грозовых, тревожные, трагические: «Зима», «Заготовка дров» — и победно-радостный «После грозы».

...В Московском училище живописи, ваяния и зодчества юному художнику пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин.. И он принял тогда решение: «всё подчинить творчеству» ... Жил уединённо, только писал, писал, писал. Лишь революционные годы вырвали его ненадолго из уединения. Всей душой восприняв лозунг «Искусство — в массы!», он в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно — для спектаклей «Братья-разбойники» Иоганна Фридриха Шиллера, «Иван Грозный» А. К. Толстого, «Зори» Эмиля Верхарна.

В 20-е годы художник шефствовал над домом беспризорников им. Луначарского. Сам выросший без отца (мать воспитывала своих и двух приёмных детей), учил сирот рисовать, делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хорошая профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодёжи — его картина «Комсомольцы 20-х гг.». Знаменитым он не стал, пожалуй, по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера и стремления к уединённой, тихой жизни. Его часто забывали внести в список Московской организации Союза художников, что значило: в текущем году не будет бесплатных красок, кистей, холстов.

Он тихо ушёл из жизни в 1957 году. А его «Серп и Молот» шагнул в вечность: он горит на звёздочках солдат-победителей в Великой войне с фашизмом, на боевых и трудовых наградах наших отцов и дедов, на гербовых печатях, скрепляющих документы мирового масштаба, на красном знамени Победы великой державы, спасшей мир от фашистского порабощения. История создания «Серпа и Молота» сходна с созданием в одну ночь в революционном 1792 году Руже де Лилем бессмертной «Марсельезы» - гимна революционеров всего мира. Эмблема «Серп и Молот» была утверждена V съездом Советов 10 июля 1918 года. Впервые изображена на государственной печати Совнаркома РСФСР 26 июля 1918 года. Вместе с красной звездой «Серп и Молот» появились на флаге СССР в 1923 году, а в 1924 году символ был прописан в Конституции.

В связи с особо важным значением этой эмблемы в советской символике порядок её изображения в ряде случаев был определён законодательством (например, Положением о Государственном флаге СССР, утверждённым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1955 года). «Серп и Молот» воспроизводились на печатях, официальных документах, униформе Красной Армии, на зданиях некоторых государственных предприятий, учреждений, организаций, транспортных средствах, денежных знаках, трибуне Верховного Совета СССР, трибунах Верховных Советов союзных и автономных республик, на зданиях Советов депутатов трудящихся, на важнейших печатных изданиях, а также на ряде орденов и медалей СССР, нагрудных знаках и т. д.

Великий символ «Серп и Молот» един с коммунистической идеей – идеей справедливости, братства, равноправия. Есть хорошие и есть скверные времена. Сейчас «Серп и Молот» запрещён в Литве, Латвии, Польше, Венгрии, Чехии, Грузии, на Украине. В Польше его использование и демонстрация влечёт уголовную ответственность. Но, как и сто лет назад, символ «Серп и Молот» мужественно борется вместе с коммунистами всех стран за кровные интересы рабочего класса и крестьянства, против фашизма, против войны. И ОН ПОБЕДИТ!

Материал подготовил С.В. Христенко

Вы здесь: Главная Информация 2019 Как родился символ «Серп и Молот»