За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

–16 апреля 1886 г. – 138 лет со дня рождения товарища Эрнста Тельмана – вождя германского пролетариата и руководителя компартии. 16 апреля – 8 мая 1945 г. – 79 лет Берлинской операции – заключительная операция Рабоче-Крестьянской Красной Армии по разгрому фашистской Германии.». »

О создании советского атомного оружия. Роль Сталина. Современность

DfLPG LW4AEmoyy

 

29 августа 1949 года, семьдесят лет тому назад, на Семипалатинском полигоне была взорвана первая советская атомная бомба. Соединённые Штаты лишились монополии на атомное оружие. Весь буржуазный мир задохнулся от удивления и страха. Оглядываясь сейчас назад, на прошедшие десятилетия, мы все яснее понимаем великую роль этого события во всей послевоенной истории, понимаем величие этого подвига советского народа. Разорённая гитлеровским нашествием страна, испытывавшая острую нужду в самом необходимом, бросила смелый вызов разжиревшей на войне Америке, всему капиталистическому миру – мы защитим дело социализма в Советском Союзе, противопоставим советскую атомную мощь вашим людоедским планам атомных бомбардировок нашей страны! Совершить этот подвиг могла только социалистическая страна, с единой плановой экономикой, способная мобилизовать в стальной кулак все экономические и людские ресурсы, только единый советский народ, руководимый большевистской ВКП(б), ведомый мудрым стратегом И.В. Сталиным.

Как это было? Свидетельствуют очевидцы. 26 августа на полигон прибыл Л.П. Берия. Рассмотрев акты подготовки, И.В. Курчатов в соответствии с личным распоряжением Л.П. Берии установил время проведения испытания – 29 августа 1949 года, в 8-00 местного времени. 28 августа подрывники провели последний осмотр башни, подготовили к подрыву автоматику. К.И. Щелкин (в будущем – трижды Герой Социалистического труда) отдал распоряжение на вывоз «изделия» из мастерской и установку его на башне. Во избежание неприятностей, связанных с непогодой, И.В. Курчатов с согласия Л.П. Берия принимает решение о переносе времени взрыва с 8 на 7 часов утра. За 20 секунд до взрыва был включён рубильник, соединивший цепь «изделия» с системой автоматики управления. С этого момента все операции по подрыву осуществлялись автоматически. Ровно в 7-00 утра 29 августа 1949 года вся местность пустынной казахской степи озарилась ослепительным светом… Свершилось! Огромный труд сотен тысяч людей, всей Советской страны был успешно завершён. «Не забывайте, у нас была сверхзадача: в кратчайшие сроки создать оружие, которое смогло бы защитить нашу Родину! Когда удалось решить эту задачу, мы почувствовали облегчение, даже счастье!» – так думали создатели бомбы.

Возможность создания атомной бомбы была выяснена учёными ещё до войны, когда в 1939 году два немецких физика – Ган и Штрассман открыли цепную реакцию деления ядер урана нейтронами. И эти результаты были вовсе никакие не секретные. Сообщения об этом были опубликованы и в нашей печати – газете «Известия». Сама цепная реакция (в её химическом варианте) была открыта советским учёным Н.Н. Семёновым, организатором и бессменным руководителем Института химической физики АН СССР. Советские учёные в открытых публикациях 1939 и 1940 годов выяснили условия атомного взрыва, получили разумные оценки критической массы урана-235. Секрет атомной бомбы был в другом – кто из воюющих держав решится бросить колоссальные экономические, технические ресурсы на организацию новых отраслей промышленности, необходимых для создания атомной бомбы, могущей дать решающее преимущество в войне. Это была, прежде всего, масштабная народнохозяйственная проблема. Советское руководство, Сталин, были хорошо осведомлены в 1940-1945 годах и о самой проблеме, и о действиях США, Германии, Англии. Спасибо Лаврентию Павловичу Берия – под его руководством Стратегическая разведка поработала на славу! США начали полномасштабную работу по атомной бомбе в 1940 году, ненамного позже – Германия, где эти исследования курировал Геринг. Советский Союз, Советское правительство в 1941-1943 годах было вынуждено решать только одну задачу – страна боролась изо всех сил, чтобы разрушить планы Гитлера на «блицкриг». Сталинградской победой все надежды немцев на «блицкриг» были развеяны. После Сталинграда можно было возобновлять и довоенные работы по урановому проекту. 11 февраля 1943 года Сталин подписал постановление Правительства об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Их руководителем в 43-45 годах был В.М. Молотов. Против кого мыслилось в то время применение будущей советской атомной бомбы? Конечно, против нашего врага в Отечественной войне – фашистской Германии. Уже после окончания войны разведчики, научные специалисты с достоверностью выяснили – Германия, несмотря на отличные научные, сырьевые возможности, не смогла даже приблизиться к созданию атомной бомбы!

Американцы сделали бомбу за пять лет. Испытали они её летом 1945 года и почти сразу бомбили Хиросиму и Нагасаки. Бомбили-то они практически поверженную Японию, но запугивали они атомной бомбой Советский Союз. Достаточно привести две фразы Трумэна, сказанные им в 1945 году: «русские скоро будут поставлены на место», «хотим мы этого, или не хотим, мы обязаны признать, что одержанная НАМИ победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром». И это была не только хвастливая риторика. США были финансовыми хозяевами послевоенного капиталистического мира. Вторая мировая война практически без перерыва превратилась в «холодную войну» против социализма. Над Советским Союзом нависла страшная опасность! И Сталин реагировал немедленно. 20 августа 1945 года при Государственном комитете обороны (ГКО) был создан Специальный межведомственный комитет по вопросам решения атомной проблемы. Руководителем этого комитета с момента его создания и до 1953 года был Лаврентий Павлович Берия. И это далеко не случайно. Берия был очень умным человеком, с хорошей технической хваткой, блестящими организаторскими способностями. За заслуги в развитии советской оборонной промышленности в 1945 году он был удостоен звания Героя Социалистического труда.

Специальный межведомственный комитет был уникальной, не имевшей аналогов, организацией. Главные принципы: полная секретность, никакой волокиты, темпы, темпы и ещё раз темпы! Из постановления ГКО: «Никакие организации, учреждения и лица без особого разрешения ГОКО (ГКО) не имеют права вмешиваться в административно-хозяйственную и оперативную деятельность Первого Главного Управления (ПГУ, исполнительный орган Спецкомитета), его предприятий и учреждений или требовать справок о его работе или работах, выполняемых по заказам Первого Главного Управления. Вся отчётность по указанным работам направляется только Специальному комитету при ГКО». Организациям ПГУ был разрешён порядок начинать любое дело, любое строительство, делать любой заказ на оборудование без утверждённых проектов и смет. Кадры решают все! И это учитывалось с самого начала. Институты, учреждения по ядерной тематике имели право преимущественного набора выпускников любых вузов. Сюда забирали тех исследователей, которые были нужны. Вспоминает один из ветеранов Арзамаса-16: «…Честно говоря, я не хотел сюда ехать… Но потом я не раскаивался, что попал сюда. Здесь мы увидели настоящий уровень работы – и научной и инженерной. Он нисколько не был ниже западного… От задумки, от совершенно свежей идеи до того, как она воплощалась в жизнь, проходил год».

Ну, а каким было отношение руководителей программы, к её участникам, к подчинённым? Одного из ведущих учёных служба безопасности решила удалить с объекта. Главному конструктору пришлось напрямую позвонить Берии и сказать, что этот сотрудник делает много полезного для работы. Разговор ограничился единственным вопросом, последовавшим после продолжительной паузы: «Он вам очень нужен?». Получив утвердительный ответ и сказав: «Ну ладно», Берия повесил трубку. Инцидент был исчерпан. Знаменательна ещё одна фраза Л.П. Берия в защиту другого участника работ: «Все люди, которые работают над этим проектом – отобраны лично мною. Я готов отвечать за действия каждого из них. Эти люди работают и будут честно работать над проектом, который нам поручен».  

Конечно, за атомным проектом внимательно следил и сам И.В. Сталин. Сохранились личные записи И.В. Курчатова, сделанные им сразу после часовой встречи с И.В. Сталиным вечером 25 января 1946 года. В беседе участвовали только Молотов и Берия. В ходе разговора Сталин не советовал заниматься мелкими работами или искать дешёвых путей. Подчёркивал, что необходимо действовать «широко, с русским размахом», что в этом отношении будет оказана всемерная помощь. Сталин заметил, что наши учёные очень скромные люди и «иногда не замечают, что живут плохо». Из записи И.В. Курчатова: «по отношению к учёным Сталин был озабочен мыслью, как бы… помочь им в материально-бытовом отношении и в премиях за большие дела, например, за решение нашей проблемы… Было предложено написать о мероприятиях, которые были бы необходимы, чтобы ускорить работу, все, что нужно». Все, что нужно, страна действительно давала. Был период, когда в СССР несколько месяцев нельзя было купить медицинский термометр – предмет самой первой необходимости. Почему? Атомщикам понадобилась ртуть, много ртути! Им отдали всё! Атомная бомба была создана в СССР, разорённом войной с фашистами, за четыре года!

Первая советская атомная бомба имела название РДС-1. Название было условным, но народ его расшифровал по-своему: РДС – это Ракетный Двигатель Сталина! Через два месяца после взрыва первой атомной бомбы вышло закрытое постановление Совета министров СССР от 29 октября 1949 года, подписанное Сталиным. Несколько особо отличившихся участников работы были удостоены звания Героя Социалистического Труда, премированы (дачи, легковые автомобили, дача И.В. Курчатова стоит в Крыму в Мисхоре на берегу моря). К работе по атомной проблеме был привлечён весь цвет советской науки: физики, химики, математики, биологи, геологи, металлурги и т.д. В прямом смысле слова это была великая победа всего советского народа! Все работали для своей единой Родины – СССР. Это были люди многих и многих национальностей. С водородной бомбой советские учёные уже не догоняли, а опередили американцев, испытав 12 августа 1953 года реальный термоядерный заряд, готовый к применению в виде бомбы. Советская атомная промышленность и наука устойчиво развивались. Совершенствовались и сами атомные заряды, и средства их доставки и варианты использования. Исследовались и мирные профессии атомного взрыва: укрощение газовых фонтанов, создание подземных хранилищ, создание искусственных водоёмов и многое другое.

При всей важности технических достижений Советского Союза в области овладения ядерной энергией, важно понимать, что создание ракетно-ядерного щита было важнейшей компонентой советской политики борьбы за мир, противостояния человеконенавистническим замыслам американского империализма и его союзников, развязавших «холодную войну», разделивших только что освобождённую от фашистов Европу по принципу принадлежности или непринадлежности к НАТО – блоку, созданному ими в 1949 году. Ещё в июне 1946 года советская делегация в Комиссии ООН по атомной энергии внесла проект Международной конвенции «О запрещении производства и применения оружия, основанного на использовании атомной энергии в целях массового уничтожения», который, конечно, был забаллотирован послушным проамериканским большинством. Американцам было нужно совсем другое. В ноябре 1948 года президент США Г. Трумэн утверждает план комитета начальников штабов вооружённых сил США по ведению атомной войны против СССР (план «Пинчер»), предусматривавший удар 70 атомными бомбами по 50 городам Советского Союза, включая Москву и Ленинград. Май 1955 года. Без положительной реакции осталось Обращение СССР ко всем ядерным государствам с предложением взять обязательства о прекращении ядерных испытаний. Только когда был достигнут очевидный и общепризнанный ядерный паритет США и СССР, когда американские политики осознали эту объективную реальность, невозможность её изменить каким-либо образом, стали возможны усилия по снижению ядерной опасности, уменьшению достигших гигантских размеров запасов атомного оружия. Однако, весь переговорный процесс между СССР и США был по своей сути бесконечными попытками США или обойти СССР, используя различные дипломатические ухищрения, либо по наглому (как это было с переговорами по ПРО) обмануть, ввести в заблуждение противостоящую сторону.

В нынешнее время, через семьдесят лет после создания советского атомного оружия, перед РФ стоит сложнейший вопрос – какую политику проводить по вопросу сокращения атомных вооружений? Ведь Соединённые Штаты после разрушения СССР отнюдь не уменьшили свои военные расходы, уделяя особое внимание атомному и высокоточному оружию, продолжая политику агрессии и закабаления в отношении всех стран, смеющих хотя бы пикнуть в ответ на американский диктат. Всё это показывает лживость «перестроечных» лозунгов так называемых «демократов»: у «Демократической России» нет врагов! Америка – наш лучший друг! Современный мир оказался несравненно жёстче и сложнее, чем воображали и пытались убедить окружающих эти с позволения сказать «демократы». Анализируя вопрос о роли атомного оружия для РФ в настоящее время, мы обязаны учитывать катастрофические разрушения, нанесённые «демократами» мощи бывшей Советской Армии в обычных вооружениях, в системе подготовки и обучения военных кадров, в воспитании молодёжи. Нельзя забывать и о мощном «ударе» по мировоззрению миллионов граждан в ходе разрушения социализма и торжества криминального капитализма.

В реальности мы видим, что ядерный щит является, по сути, единственной гарантией ненападения на Россию со стороны капиталистических военных держав. Можно уверенно сказать – атомное оружие было и сейчас остаётся самым надёжным гарантом суверенитета и независимости нашей страны перед лицом мощного блока буржуазных государств, возглавляемого США, в условиях непрерывного наращивания ими военных расходов, создания и совершенствования ими новых видов наступательных вооружений (как обычных, так и атомных), настойчивого стремления к глобальному диктату в нынешнем кипящем в жестокой борьбе мире.

С.В. Христенко

От автора. Вся моя трудовая жизнь проходила в стенах ордена Ленина и ордена Октябрьской революции института химической физики АН СССР. И эти ордена, и огромный авторитет института были обусловлены его ведущей ролью в разработке идей и реализации планов создания советского атомного оружия, испытании его на полигоне, всестороннем изучении поражающих факторов атомного оружия. Задание Советского правительства было успешно выполнено. Пришёл я в ИХФ ещё студентом в 1963 году и мне довелось «вблизи» увидеть многих, кто ранее работал или продолжал работать по «атомной проблеме». Не буду называть имена. Не в этом дело. Это были разные люди, но всем им были в полной мере свойственны такие качества, как ясность характера, правдивость, открытость в общении. Это были настоящие советские люди.

Вы здесь: Главная Информация 2019 О создании советского атомного оружия. Роль Сталина. Современность