За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

25 ноября 1936 г. – 88 лет со дня открытия Чрезвычайного VIII Всероссийского съезда Советов. Доклад И.В. Сталина о проекте Конституции СССР.».».». ».».».».

КУЛЬТУРА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОЛИТИКУ (Продолжение. Начало в N4)

http://svoim.info/201206/?06_7_1

Кратко остановимся на некоторых вопросах общего состояния музыкального искусства.

В.И. Ленин говорил: «Вы сделали бы огромную ошибку, если бы попробовали сделать тот вывод, что можно стать коммунистом, не усвоив того, что накоплено человеческим знанием. Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм» (Из речи на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза молодёжи, 2 октября 1920 г.).

Вопросы идеологической функции музыки, её особого характера воздействия на человека издавна обращали на себя внимание лучших умов человечества. И все они - от Демокрита, Платона и Аристотеля до Достоевского, Толстого и Циолковского - сходились в одном: различные лады и ритмы, разные мелодии не только и не столько по-разному развлекают, сколько на разный лад настраивают человеческую психику, внушают и воспитывают различные умонастроения.

Идейная направленность, чувства и настроения музыкального произведения не так наглядны, как в других искусствах (в кино, театре, литературе), но воздействуют на человека значительно сильнее, ибо он, как правило, не в состоянии их анализировать, почти не воспринимает их на уровне сознания, а больше на подсознательном уровне - незаметно для себя, помимо своей воли. Возможности контроля, критической оценки со стороны человека здесь более ограничены. Человек в данном случае, подвергаясь мощному воздействию через музыку, - почти беззащитен. И влияние музыки на него не только очень сильно, но и продолжительно: мелодия давно отзвучала, а человек всё ещё продолжает отбивать такт, напевать - непроизвольно, бессознательно. Говорят даже: «Вот, мотив привязался». А сколько мотивов навязывается?

И тут всё зависит от характера самой музыки. Она может быть эффективным оружием в воспитании идейных, нравственных устоев, советского патриотизма, может возвышать и облагораживать, но способна нанести и огромный идейный, моральный и политический вред обществу.

Вот почему Платон считает, что законы музыкальной гармонии так же священны, как и законы государства (интересно, что и те, и другие обозначаются одним греческим словом «номы» - правопорядок в государстве и порядок в музыке взаимосвязаны). «Никто, - пишет Платон, - не должен петь либо плясать несообразно со священными общенародными песнями...Этого надо остерегаться больше, чем нарушений любого другого закона». (Платон, соч. т.3, ч.2, стр. 278. М., 1972 г.). Л.Н. Толстой утверждает: «Музыка - государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих и потом бы делал с ними что хочет» (соч., т.12, стр.193. М., 1964 г.). Того же мнения и К.Э. Циолковский: «Музыка, - пишет он, - есть сильное, возбуждающее, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять, и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка» (архив АН СССР, ф. 555, оп. 1, д. 472, л.5).

Воздействие музыки на человека видно и невооружённым глазом. Достаточно сравнить строгое, прямое положение танцующих в хороводе или вальсе с конвульсивными движениями полусогнутых участников какого-нибудь «модного» танца, чтобы увидеть достойный, возвышающий характер одного и низменный, унижающий - другого. Один воспитывает и выпрямляет, другой - принижает и развращает.

Уже и многие серьёзные зарубежные исследователи вынуждены признать, что современная буржуазная эстрадная музыка способствует распространению патологических психозов среди молодёжи, примитивно-потребительскому отношению к жизни (у нас это называют «вещизмом»), духовной и моральной расслабленности и распущенности, настроениям и состояниям, вызываемым обычно наркотическим и алкогольным воздействием. Всё это ведёт к нравственному и физическому вырождению.

Так через бессознательное музыка преобразует мир человеческих отношений в том или ином направлении. Она обладает способностью производить в обществе серьёзные изменения. (См. сб. статей «Критика современной буржуазной социологии искусства», М., 1978 г.)

Подобный характер воздействия музыки требует постоянной заботы об укреплении партийного и государственного руководства в этой области, твёрдой защиты лучших музыкальных традиций народа, его классического наследия.

Особое внимание здесь следует обратить на одно чрезвычайно важное обстоятельство.

В условиях буржуазного общества хозяева и идеологи буржуазной «массовой культуры», дельцы от музыки, а точнее, - политиканы от музыки, обеспокоенные зреющим среди молодёжи стихийным протестом против существующих капиталистических порядков, напряжённо искали выход, искали клапан, который позволил бы «выпустить пар». Выход был найден. Навязанное молодёжи пристрастие к поп-бит-рок и прочей «гоп-музыке» и явилось этим клапаном. Социальный протест, энергия молодёжи были умело направлены в неопасное для владык буржуазного мира русло, направлены на те рельсы, которые вели в тупик. (Об этом писал орган ЦК ВЛКСМ журнал «Смена», N 14, 1978 г. в статье «Оглушить, ослепить, запутать»).

В условиях социализма навязывание молодёжи такого рода «музыки», а, точнее, одна из форм вторжения без оружия, имеет совсем иные цели. Сначала породить безразличие к народному музыкальному творчеству, прервать связь времён, нарушить преемственность поколений, посеять неверие в идеалы нашего общества, в идеалы коммунизма, заразить молодых людей безродными космополитическими настроениями (ведь эти «танцы» танцуют везде одинаково - в Москве, Нью-Йорке, Тель-Авиве). На подготовленной таким образом почве и на фоне буржуазной эстрады очень хорошо произрастают доморощенные «песни протеста» таких псевдо-народных бардов, как Галич и Высоцкий, широко распространяемые (главным образом, подпольно) среди молодежи (да и не только молодежи). Эти «песни протеста», не имеющие пока политической программы, призваны стимулировать недовольство существующей социальной системой. (Политическая программа будет потом).1

Всё это создаёт реальную угрозу утери нашей молодёжи, превращения её в агрессивных диссидентствующих мещан. Такая угроза особенно опасна сейчас, когда международный империализм делает откровенную ставку на то, чтобы как можно скорее «пропустить» старшее поколение советских людей, закалённое в тяжелейших испытаниях Великой Отечественной войны, героических усилиях по восстановлению народного хозяйства.

В этих условиях идеологическая роль пропаганды народного музыкального творчества, русской народной песни, классического наследия неизмеримо возрастает.

Традиция по-русски означает «передача»; традиция действительно есть эстафета поколений. Замечательно, если традиции приумножаются, если к каждому новому поколению переходит всё больше знаний, умения, опыта. Но при этом должно передаваться и нечто существенно неизменное. Иначе безудержное космополитическое «новаторство» разрушает непрерывность традиции, целостность культуры. Ведь традиционные национальные выразительные формы (и вытекающая из них классика) явились результатом многовекового отбора именно тех мелодий и ритмов, которые лучше всего выражали одухотворённо-поэтическое и вместе с тем конкретно-трудовое, заботливо-хозяйское отношение к природе, истории, быту - словом, к Родине.

Богатейшая песенная культура народа, её традиции оказались сегодня практически не у дел, многие из них забыты. На это справедливо указывал орган ЦК КПСС газета «Советская Россия» (14 марта 1979 г.): «Русская песня оказалась у русского народа не на слуху, её не слышат, не знают и не поют... А попросите сегодняшних шестнадцати-, двадцати-, двадцатипятилетних напеть, к примеру, «Метелицу». Они не только не в состоянии её воспроизвести, даже приблизительно, они не знают, о чём идёт речь». В этой же статье говорится о том, что на эстраде 95% певцов и исполнителей совсем не поют русскую песню, а если и поют, то в «модернизированном», обработанном, неузнаваемом виде и в заимствованной манере, не имеющей ничего общего с подлинно народной песней, дискредитируют саму песню. А ведь ещё П.И. Чайковский говорил, что «никто не может безнаказанно прикоснуться святотатственною рукой к такой художественной святыне, как русская народная песня, если он не чувствует себя к тому вполне готовым и достойным».

Космополитической модернизации подвергается уже не только народное музыкальное творчество (песня, танец), но и шедевры отечественной и мировой симфонической, оперной музыки. Широко известно, например, опубликованное в органе ЦК КПСС газете «Правда» (11.03.78 г.) письмо Народного артиста РСФСР А.М. Жюрайтиса «В защиту «Пиковой дамы» об издевательстве над гениальной оперой П.И. Чайковского2. А распространившиеся в буржуазных странах и у нас джазовые обработки музыкальных тем из произведений Баха, Моцарта, Бетховена, Римского-Корсакова и других гениев музыки?

Делаются и такие «опыты». «Кто рискнёт за 40 минут пересказать роман Достоевского «Идиот»? - спрашивает газета «Московские новости» (28.06.81г.) и отвечает: - Рискнул ленинградский балетный ансамбль под руководством Бориса Эйфмана. Сначала создатели балета обратились к произведениям Дмитрия Шостаковича. Но невольно ощутилась разница во времени, в эпохе. Эквивалентом Достоевского должен быть современник, так чувствовал Борис Эйфман, автор сценария, хореографии и постановки. Счастливый выбор постановщика пал на 6-ю симфонию Чайковского, которая стала музыкальной основой балета «Идиот»». (?!)

В США уже более 50 лет издаются так называемые «дайджесты» или «выжимки» - предельно сокращённые и опошленные безграмотные изложения классических литературных произведений, сдобренные назойливой рекламой. В этих чудовищно-оскорбительных для классиков мировой литературы опусах рекламируются залежалые товары монополистических объединений и частных фирм. Так, в «дайджесте» «Война и мир», в котором содержание генильнейшей 4-томной эпопеи Л.Н. Толстого изложено на 70 страницах карманного формата, рекламируются противозачаточные пилюли фирмы Кун, Леб и К, благодаря которым Элен Курагина, якобы, не забеременела от Пьера Безухова. В других «дайджестах» восхваляются подтяжки, свиная тушёнка, бритвенные лезвия различных американских фирм, якобы используемые и потребляемые героями классических художественных произведений. В буржуазных странах существуют и музыкальные «дайджесты». И эта чудовищная мерзость начинает переползать государственную границу Советского Союза.

А как обстоят дела в детском музыкальном воспитании? Что поют наши дети?

Выборочное знакомство с положением в этой области музыкального воспитания в ряде детских садов, на приёмных экзаменах в детских музыкальных школах, осуществлённое силами музыкальной секции Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членами которой являются и авторы этого письма, дало такие результаты.

Более 99% детей (!) поют песенки типа «Крокодила Гены». Народные же песни (напр., «Есть на Волге утёс», «Во поле берёза стояла»), героико-патриотические песни русского народа (напр., «Варяг») и даже революционные и советские патриотические песни (напр., «Широка страна моя родная») ребята совершенно не знают и не поют.

Зато многочисленные песенные сборники для детей этого возраста наперебой навязывают чуждые ритмы и мотивы, уродующие детское музыкальное мироощущение, способствующие нарушению устойчивости детской психики, развитию у детей нервных психозов и связанных с ними комплексов (о пагубном воздействии на человеческий организм формалистической и эстрадной музыки будет сказано ниже). Другие песенки отличаются такой пустотой и мелкотемьем, что диву даёшься. «Раз словечко, два словечко - будет песенка!» - откровенно насмехается автор одной из таких детских песенок, очевидно, имея в виду лёгкость прямо-таки конвейерного производства этих «шедевров», обогащающих автора.

В послевоенные годы в общеобразовательных школах нашей страны были обязательные уроки пения, хоровой класс, где изучалось народное и классическое музыкальное творчество, пелись народные песни и хоровые номера из произведений классиков; за пение выставлялись оценки (можно сказать, что позднесталинский период был периодом советской античности)3. И сегодня предпринимаются усилия, чтобы выправить положение в детском музыкальном воспитании, однако эти попытки практически сводятся на нет органами массовой информации и в первую очередь телевидением и радио.

Наблюдаемый прогрессирующий процесс разрыва в преемственности песенных традиций народа ведёт к образованию своеобразного вакуума между поколениями. Красноречиво подытожил сложившееся положение в детском музыкальном воспитании Им. Левин в своём «напутствии» первокласснику, опубликованном в газете «Вечерняя Москва» (31.08.81 г.): «Завтра соседский Андрюшка идёт в первый класс. Надо сказать, что к будущему своему положению он достаточно подготовлен. Родился он под знаком телевизора, магнитофона и пятидневки. Азбука для него начиналась не с АБВ, а с «АББА»...и так вплоть до Бони М». (!)

С чем же пойдут, если понадобится, защищать Родину будущие её защитники? С ритмами АББА и Бони М? Вспомним Владимира Маяковского: «Всем совдепам не сдвинуть армии, если марш не дадут музыканты»4.

Не лучше положение и с народными сказками.

Возьмём, к примеру, часто показываемый в последнее время в детских телепередачах мультипликационный фильм по мотивам русской народной сказки «Колобок». Какая вековая народная мудрость заключена в этой сказке! Хитрая, коварная лиса и добродушный медведь, простоватый волк, суетливый заяц воспитывают в детях с самого раннего возраста серьёзное, вдумчивое отношение к окружающему миру, воспитывают бдительность к лицемерию, коварству, злу. Но как надругались над содержанием этой мудрой сказки авторы одноимённого мультфильма! Изобретённый ими «счастливый» конец, в котором Колобок никем не съеден, лишает сказку смыслового значения, расслабляет, усыпляет, разоружает детей, внушает им, что в мире вовсе не существует никакого зла, а есть только одно неконкретное добро, закладывает в детскую душу зёрна космополитических взглядов.

А в другой русской народной сказке «Волк и семеро козлят», «осовремененной» в таком же духе, авторы постановки (Энтин, Рыбников) откровенно заявляют: «Мы сейчас такое напридумаем!...» И напридумали. (23 августа 1981 г., Центральное телевидение, 1-я программа, «Будильник».)

Характерна и постановка в московском цирке (?) «Руслана и Людмилы» по одноименной гениальной поэме-сказке А.С. Пушкина, в которой по воле авторов в сцене соблазнения Людмилы Черномором принимают участие... змеи и крокодилы (настоящая крокодиломания!). Это цирковое шоу, названное авторами «пантомима-феерия», только с 7 августа по 31 декабря с.г. будет показано около 200 раз! Для справки заметим, что в главном оперном театре страны - Большом театре - гениальная опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» идёт лишь 3-4 раза в сезоне (в классическом, нормальном виде, т.е. без крокодилов).

Даже сами участники таких постановок и передач признаются: «Я хожу на мультики много-много лет. В них сломали главное, главное - сюжет» (куплеты Льва Шимелова из радиопередачи «С добрым утром», 30 авг. 1981 г., режиссёр Лев Штейнрайх).

Распоясалась и «Радио-няня» (ведущие Лифшиц, Левенбук).

Подобных примеров - великое множество.

Мы уже не говорим о музыкальном оформлении таких сказок и детских теле- и радиопередач, в которых детям навязываются примитивные ритмы эстрадной музыки. На это обратил внимание еще в 1948 году профессор Московской консерватории А.Б. Гольденвейзер: «Когда наши композиторы пишут для детей, они начинают портить их вкус с пелёнок фальшивыми нотами. Наше Музиздательство почти не издаёт и не переиздаёт хорошей старой и новой литературы для детей, а выпускает такие произведения, которые вызывают у детей сначала естественный отпор, но затем постепенно приучают их к фальшивой музыке». (Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б), 1948 г.).

Сейчас положение значительно хуже. В период с 1947 по 1953 год после принципиальной партийной критики было издано немало сборников русских народных сказок, прекрасно оформленных и иллюстрированных. А где сейчас такие издания?

Народные сказки - мудрость народная. А.С. Пушкин говорил: «Сказки - душа народа. Что за прелесть эти сказки!» И действительно, во всех народных сказках идеи борьбы добра и зла, правды и лжи, света и тьмы всегда были основным смысловым содержанием этого важного идеологического жанра народного творчества, призванного воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к своему народу и своей Родине. Однако сегодня эти традиционные образы (Ивана Царевича и Кащея Бессмертного, Василисы Прекрасной и Бабы Яги, Ильи Муромца и Змея Горыныча) подменены космополитическими чебурашками, добрыми змеями и удавами, мухами-цекотухами, обезьянами, крокодилами генами и другими символами, которые больше смахивают на непременные атрибуты масонской символики, чем на образы, выработанные вековой народной мудростью, достойные детского подражания. А ведь известно, что змея в эпосе и фольклоре всех времён и народов олицетворяла зло. Именно поэтому символ масонства - змея, обвивающая Земной шар и пытающаяся схватить себя за хвост. (О подрывной деятельности международного масонства, космополитическая верхушка которого представляет собой всемирное «теневое» правительство, выполняющее волю международного финансового капитала, советские люди уже достаточно осведомлены из публикаций центральной партийной и советской печати, в частности, в связи с разоблачением в Италии резидентуры ЦРУ США тайной масонской ложи «Пропаганда-2»).

Окончательно обнаглели изобретатели методов детского воспитания в «занимательной» детской игре «Уголки» (изготовлена в г. Актюбинске на заводе «Актюбрентген», октябрь 1979 г.). Этот «шедевр», красочно исполненный в форме шестиконечной сионистской звезды Давида, поступил в широкую продажу в магазины «Детский мир» Москвы, Киева и других городов Советского Союза. Для экспортного пользования сионистская свастика снабжена инструкцией на английском и немецком языках.

Что можно ждать от мальчиков и девочек, подвергающихся такой идеологической обработке, в будущем, если сегодняшние двадцати-двадцатипятилетние «недоросли» уже нередко носят американскую военную форму? (Об этом неоднократно сообщалось в нашей печати).

«То ли ещё будет!» - поёт Алла Пугачёва.

Несколько слов о преклонении перед иностранным.

Передовые люди нашей Родины во все времена боролись с этим чуждым и вредным для нашего народа явлением. Однако такое преклонение мы наблюдаем и сегодня, в том числе в некоторых советских обрядах. Возьмём, к примеру, обряд бракосочетания. Музыкальное оформление этого обряда - марш Мендельсона. Не говоря уже о недостатках и достоинствах этого композитора (исключительно верный анализ творчества Мендельсона дал великий немецкий композитор Рихард Вагнер в известной критической статье «Еврейство в музыке»), сам факт сопровождения важного отечественного обряда иностранной музыкой весьма красноречив5.

И уж совсем непонятно музыкальное оформление самого священного для нашего народа обряда - поминовения погибших за Родину у Вечного огня, у могилы Неизвестного солдата. Для музыкального сопровождения здесь использовано фортепианное произведение Р. Шумана «Грёзы». Роберт Шуман - великий немецкий композитор-классик, проживший нелёгкую жизнь. И всё-таки, какое отношение имеет музыка этого прекрасного композитора к данному обряду? Ведь это равносильно тому, что немецких солдат, погибших в агрессивной, захватнической войне на полях России, вдруг стали бы хоронить в Германии под музыку Глинки или Чайковского! А ведь в Германии немецких солдат хоронят под музыку Бетховена и Вагнера6.

Известно отношение В.И. Ленина к преклонению перед иностранным, известно, как высмеивал Ленин и злоупотребление иностранными словечками. Зачем писать «дефекты», когда есть русские слова «недостатки», «недочёты», «пробелы»? Почему у нас пишут «инициатива», а не русское слово «почин»? (Статья Ленина о коммунистических субботниках отнюдь не случайно названа им «Великий почин»). В последние годы в наших газетах нередко употребляются совершенно нелепые иноязычные слова «регион» - вместо «район», «эскалация» - вместо «нарастание» и др. Более того, чёткое марксистско-ленинское понятие «фашизм» нередко жульнически подменяется неопредёленно расплывчатым - «правый экстремизм». Не пора ли положить конец таким явлениям и называть районы - районами, нарастание - нарастанием, фашизм - фашизмом, а не «экстремизмом» и «радикализмом»? /В данном письме использованы некоторые иностранные слова вместо русских (напр., лидер, лозунг). Они сознательно применены там, где речь идёт о троцкизме и его представителях/ 7.

В условиях общего обострения современной международной обстановки, обострения политического, идеологического, экономического противостояния двух противоположных социальных систем, чрезвычайно важную роль играют средства массовой информации и в первую очередь телевидение и радио, как наиболее сильные и подвижные средства идеологического воспитания, средства воздействия на человеческую психику. «Печать, радио и телевидение - это прежде всего сфера осуществления власти, точно так же, как и партийный аппарат, как армия и органы государственной безопасности» (М. Марко, «Чёрным по белому»).

Однако сегодня средний уровень наших теле- и радиопередач уже не отвечает возросшим требованиям нашего времени. «Слушаешь иные радиопередачи, смотришь некоторые программы телевидения, и может невольно сложиться впечатление, что весь мир повально поёт и танцует», - замечание одного из современных советских писателей Юрия Бондарева точно отражает положение дел на этом важнейшем участке идеологической работы.

И здесь дело не только в количестве и качестве передач на ту или иную тему, но и в методах подачи материала, приёмах его преподнесения, что оказывает существенное влияние на восприятие человека. Ведь приёмом подачи материала можно совершенно исказить первоначальную идею, изменить конечный результат.

Идёт, например, по телевидению важная идеологическая передача и сразу после её окончания звучит какой-нибудь разухабистый шлягер, основу которого представляют «музыкальные» ритмы игорных домов Монте-Карло и нью-йоркской синагоги. Неудивительно, что после такой «разрядки» коэффициент полезного действия важной идеологической передачи резко снижается.

Идёт интересный документальный фильм о прекрасных памятниках истории и культуры нашего народа. Но что это? За кадром снова звучит примитивный шлягер. Или передаётся антиалкогольная телепередача и сразу после неё (даже без перерыва!) идёт художественный фильм, где пьют и курят. (Есть и много других приёмов, напр., перестановка важных идеологических передач на 3-4-е программы, когда по первым программам идут передачи развлекательные, и т.д., и т.п.).

Мы уже не говорим о более открытых фактах идеологической диверсии, таких, как, например, скандальная новогодняя телепередача «Голубой огонёк» 1 января 1980 г., в которой во весь экран неоднократно демонстрировалась голубая шестиконечная сионистская свастика, или телепостановка участника публикаций в антисоветском альманахе «Метрополь» Марка Розовского, прозрачно названная автором «Приключения в городе, которого нет» (15 и 25 февраля 1980 г. Подробнее об этой постановке см. в Приложении).

Подобные факты вызывают справедливые за-мечания советских людей, возмущённые письма. Однако авторам таких писем почему-то не сообщается, какие меры приняло к виновным руководство Гостелерадио.

Всё это беспокоит и настораживает. Складывается впечатление, что не все работники этого важнейшего участка нашего идеологического фронта извлекли уроки из чехословацких событий 1968 года. Таким работникам следует напомнить об аналогичных явлениях в органах массовой информации Чехословакии того периода, когда «общая концепция Управления по надзору за печатью основывалась на фальшивых посылках, согласно которым уничтожался лишь бурьян, а не сами корни. Возникало абсурдное положение, когда коммунист, сотрудник Управления по надзору за печатью, запрещал публикацию антисоциалистических статей, а главный редактор, редактор-коммунист, подготовивший её к печати, не нёс за это никакой ответственности». (М. Марко, «Чёрным по белому», стр. 22)8.

По Центральному телевидению продолжается и пропаганда дискотек, диско-концертов (напр., в передачах «Документальный экран» - ведущий Р. Рождественский, и других).

Что такое дискотека? Диск в переводе с греческого - метательный снаряд. Какие же диски метают в наш народ? Огромные тиражи долгоиграющих дисков с записями различных эстрадных ансамблей из буржуазных стран и подражающих им доморощенных ВИА говорят сами за себя. «Впервые в своей истории музыка сделалась развлечением N1» - констатирует журнал «Смена» (N14, 1978 г.) «Вот образчик той самой массовой культуры, с которой мы боремся, - песня «Мани» («Деньги»). Она записана на двух пластинках, выпущенных фирмой «Мелодия»:

Деньги, деньги, деньги...

В мире богатых людей всегда

светит солнце.

Если бы у меня было много денег,

Можно было бы не работать

И вести привольную жизнь.

И потому - в дорогу.

В Лас-Вегас или Монако.

Поймать судьбу в игре,

И жизнь станет совсем иной.

Деньги, деньги, деньги...

(Из материалов V пленума ЦК ВЛКСМ)».

Какое отношение к искусству имеют такие «опусы»? Кому выгодно их массовое тиражирование? К чему может привести повальное увлечение такой «музыкой»?

Вот как описывает буржуазную дискотеку журнал «Смена» (N 14, 1978 г., N 11, 1980 г.): «Включается мигающее цветное освещение - и создаётся некий гигантский генератор ритмических импульсов, которое, воздействуя одновременно на все чувства беззащитного «любителя музыки», оказывает ни с чем не сравнимое влияние на его поведение, взвинчивает до предела психику, а порой приводит к нервным и сердечным припадкам. Известны и смертельные исходы. Трудно себе представить, чтобы в оперном театре или в академическом концертном зале слушатели, потрясённые музыкой, падали в обморок или умирали от разрыва сердца». На таких концертах «льётся кровь, летят гранаты со слезоточивым газом, появляются раненые и убитые». После одного из таких «концертов» «было найдено восемь раненых и одиннадцать убитых».

Именно к такой аудитории обращены стихи некоего А. Есенина-Вольпина, изданные и широко разрекламированные в США:

Эти мальчики могут понять,

Эти мальчики кончат петлёй,

Что любить или верить - смешно,

А меня не осудит никто, -

Что тираны их - мать и отец,

И стихи эти будут читать

И убить их пора бы давно!

Сумасшедшие лет через сто!

(Пример этот был приведён тов. Ильичёвым Л.Ф. в докладе «Искусство принадлежит народу» (Госполитиздат, 1963 г.). Этот доклад, посвящённый анализу различных тенденций в советском искусстве, интересен и требует серьёзного изучения).

 

(Окончание следует)

В.В. ПОПОВ, Е.В. ПОПОВ

 

1 (Комментарий 2008). Исторический анализ показывает, что социальный запрос на такое протестное творчество возник в нашем обществе лишь после смерти Сталина, когда власть в стране захватила бюрократия. Справедливости ради заметим, что в наше время, если бы Владимир Семёнович был жив, он несомненно бы встал в ряды оппозиции антинародному режиму.

2 Опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «осовремененная» композитором А. Шнитке и дирижёром Г. Рождественским, готовилась к постановке в Парижском оперном театре при содействии его директора Либермана.

3 В конце 40-х - начале 50-х годов в начальных классах преподавалось в качестве обязательного учебного предмета чистописание. Это дисциплинировало детей, приучало их писать ясно, чётко и разборчиво; приучало уважать труд учителя и любого человека, читающего написанное ими. За некрасивый почерк снижались оценки, что на наш взгляд вполне оправдано, ибо воспитание аккуратности органически входит в формирование характера (ведь письмо перьевой ручкой требует определённых волевых усилий ребёнка). Не только шариковыми, но и перьевыми авторучками писать категорически запрещалось. Теперь же разрешено писать шариковыми ручками даже с первого класса. Это привело к падению культуры письма, а корявый, неразборчивый почерк графически отображает разболтанность характера человека, слабость его воли и сам по себе не способствует формированию цельной личности.

4 (Комментарий 2008). А что сегодня можно ожидать от персонажей, обитающих на вершине «властной вертикали», если эталоном для них являются полы маккартни, пинг-флойды, димы биланы, другие образчики буржуазной массовой антикультуры? Музыкальная попса уже породила попсу политическую: какова музыка, такова и политика.

5 Товарищи и господа! Изучайте эту статью гениального Рихарда Вагнера, в ней много глубоких мыслей и выводов (комментарий 2008).

6 Слепое подражание буржуазной моде наблюдается и в одежде. Возьмём, например, «джинсоманию», свирепствующую у нас в последние годы. Джинсы - это профессиональная одежда чистильщиков хлевов и матросов-штрафников, чистильщиков корабельных уборных (гальюнов). Само слово «джинсы» - множественное число английского слова «джин» - волокноотделитель, машина для отделения волокна от семян хлопчатника. Стало быть, «джинсы» - искажённый английский синоним русского слова «хлопчатобумажный». Летняя форма для бойцов Красной Армии всегда называлась х/б («хлопчатобумажная»). Кто посмеет сказать, что герои Брестской крепости носили «джинсовые» гимнастерки?! Особенно безобразно выглядят «фирменные» этикетки, наклейки на этих нищенских штанах, пропагандирующие буржуазный образ жизни. (К тому же джинсы по буржуазной моде полагается носить в комплекте с мешками из дерюги, которые раньше носили только нищие на паперти). Наибольшим спросом среди части идеологически незрелой молодёжи пользуются предельно потёртые джинсы «правозащитного» цвета.

(Комментарий 2008). В настоящее время деградация антинациональной моды дошла до появления «голопупковой» популяции девиц, что является не только безнравственным, но и работает на выполнение программы сокращения населения страны, так как оголение живота способствует хронической простуде важнейших женских органов.

7 (Комментарий 2008). В настоящее время речь идёт уже не об отдельных словах и выражениях. Вопрос стоит так: быть или не быть русскому языку как языку великого народа и великой культуры ? Растут популяции молодёжи, воспитанные на многочисленных FM-радиостанциях и перенявших их стиль телеканалах, на их попсовом скороболтании (излишне говорить, что это накладывается на тотальную «музыкальную» попсу), где нет ни точек, ни запятых, никаких других знаков препинания (это всё равно, как если народную песню или классическое музыкальное произведение исполнять без пауз: ведь знаки препинания в языке имеют такое же значение, как и паузы в нотном стане). Это скороболтание смешивается с американизмами, разнопрофильным жаргоном, уголовно-сортирной лексикой, большим количеством слов-паразитов; на улицах, в общественных местах и даже вузах эта чудовищная смесь уже сдабривается «для связки» нецензурной бранью (даже в женском обществе!).

Эта эпидемия заражает последние очаги, где ещё сохраняется приличная русская речь. Например, «Радио Свобода», как ни странно, всегда отличалось хорошим русским языком. Однако новый директор московского бюро «Р.С.» Марина Клайн стала допускать к эфиру молодых дикторов, которые понятия не имеют, что такое правильная речь в радиоэфире. Чемпионы попсового скороболтания - некоторые дикторы радио «Эхо Москвы»; одна из них ещё ухитряется дышать в микрофон с присвистом.

Диагноз и механизм деградации предельно ясны: какова музыка - таков и язык, каков язык - такова и политика.

8 (Комментарий 2008). Сегодня иногда можно услышать от некоторых функционеров «властной вертикали», что, мол, из-за общего понижения культуры не хватает настоящих профессионалов для телевидения и радио. Однако напомним ленинское: «Я бы расстреливал тех, кто говорит, что людей в России нет. Людей в России тьма, их нужно только найти».

Вы здесь: Главная Идеология, экономика, политика КУЛЬТУРА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОЛИТИКУ (Продолжение. Начало в N4)