Сердце Путина осталось в панамских оффшорах
Бизнесмен и бывший соратник премьера рассказал, как формировалось состояние самой богатой семьи мира
«Не изменять Родине» призвал Путин соратников на последнем митинге, обозначив себя и своих сторонников как тех, кто любит отечество всем сердцем. Как выяснилось, интересы без пяти минут пожизненного президента на пост главы РФ лежат в оффшорах Панамы, Лихтенштейна, Британских Виргинских островов, в банках и компаниях Лондона и Цюриха. Бизнесмен Сергей Колесников, бывший соратник премьера, ставший известным после публикации в СМИ финансовых схем строительства «дворца Путина» в Прасковеевке, раскрыл для журналистов несколько примеров финансовой организации бизнеса самого богатого клана в мире. Выводы Колесников основывает на аудиозаписях бесед в «ближнем кругу» Путина, фрагменты которых опубликовал журнал The New Times.
Колесников, чья подпись стоит на многих документах, и, прежде всего, на учредительных документах многих этих оффшоров и конторок, зарегистрированных по странам и континентам, объяснил некоторые принципы высочайшего бизнеса. Разумеется, на примере строительства дворца Путина в Геленджике, к которому Колесников имел непосредственное отношение. Только начав «раскручивать» для журналистов механизм финансирования лишь одного проекта, бизнесмен привел пример всего функционирования российской экономики и даже внешней политики (см. схемы и документы в оригинале текста The New Times).
Первым принципом финансовых построений «в путинском окружении» «стояла задача обеспечить права собственности без имени и без подписи», – говорит Колесников (цитируется по публикации The New Times).
Обеспечили так: в княжестве Лихтенштейн можно открыть компанию, акции которой выписываются на предъявителя. Владельцем акции считается тот, кто пришел и предъявил акцию с номером на собрании акционеров: это может быть сам владелец, а может – его адвокат. Более того: такую номерную акцию можно без всякого юридического договора передать любому лицу. Так в Вадуце (Лихтенштейн) появилась компания Lirus Holding AG: было выпущено 100 акций. Сюда заводились деньги из оффшоров. Одновременно в Цюрихе, Швейцария, была зарегистрирована управляющая компания Lirus Management AG, которая, в свою очередь, образовывала свою на 99,99% российскую «дочку» – ООО «Росинвест».
Второе. Как легально завести деньги в Россию? Делалось это через уставной капитал «Росинвеста»: на момент его создания 18 октября 2005 года уставной капитал составлял 1 млрд рублей, в 2007-м – уже 2 млрд, а к ноябрю 2009 года – больше 5 млрд рублей. «Это был один из самых больших уставных капиталов в России», – говорит Колесников. Через «Росинвест» деньги инвестировались в самые разные проекты. В аудиозаписях и документах фигурируют: Выборгский судостроительный завод, «Росинфоавиа», «Росавиаинвест» (терминал в аэропорту Пулково), Приморская верфь, и т.д. и т.п.
Часть из упомянутых проектов не пережили кризиса 2008-2009 годов, но дело свое сделали: деньги легализовали. «Все должно было быть чисто: так, чтобы не привлекать внимания, никаких лишних глаз», – говорит Колесников. Легализованные через российские компании деньги, или часть из них, и пошли на «Проект Юг» – строительство того самого «Дворца Путина» в Геленджике.
Отметим, что упомянутые проекты по отмыванию денег (финансирование предприятий «оборонки», модернизация больниц и проч.), подаются сейчас как доказательства эффективности управления страной в прошедшие 12 лет.
Третий способ сохранения собственности в условиях, когда свою подпись на соответствующих юридических документах имярек поставить не может, – это иметь бизнес с очень ограниченным кругом людей. По словам Колесникова, свой бизнес Путин выстроил как разведывательную сеть: как правило, люди из разных бизнесов не пересекаются. Одно звено провалится – конфиденциальная информация о других не утечет. Ближний круг Путина – 10-15 человек. Самый близкий, самый доверенный составляют те, кого кандидат в президенты приглашает на свой день рождения: в разговорах они фигурируют под «никами» или «кликухами» – кому как больше нравится.
Например, на 55-летии Владимира Путина, куда были также приглашены Сильвио Берлускони и Жак Ширак, присутствовали: один из самых крупных акционеров банка «Россия» Юрий Ковальчук, он же «Косой» (состояние, по оценкам российского Forbes, $1,5 млрд) , нефтетрейдер Геннадий Тимченко ($5,5 млрд) – «Гангрена», глава «Газпрома» Алексей Миллер – «Солдат», управляющий делами президента РФ Владимир Кожин – «Тужурка», руководитель Службы безопасности президента, заместитель директора ФСО генерал Виктор Золотов – «Генералиссимус», Николай Шамалов – «профессор Преображенский». Только Дмитрий Горелов никакой клички не имеет. Все – из Санкт-Петербурга, двое – учредители знаменитого кооператива «Озеро», трое (по другим данным, пятеро) – выходцы из КГБ СССР.
Где-то посередине этой разветвленной схемы (см иллюстрации и документы в тексте «Нового Времени») нашлись и причины глубинных противоречий между Путиным и американскими политиками.
С самого начала построения «государственнических» схем у друзей Путина по кооперативу «Озеро» – Николая Шамалова и Дмитрия Горелова были более чем хорошие связи в корпорации Siemens. В частности, у Горелова (давнего коллеги Путина по КГБ и петербургской мэрии) была российская компания, которая позволяла заключать, как объясняет Колесников, «комплексные контракты» с Siemens. А Николай Шамалов 16 лет проработал представителем немецкого гиганта в России – вплоть до 2008 года. Тогда Министерство юстиции США предъявило Siеmens обвинение в том, что компания в период с 2001 по 2007 год выплатила по миру $1,4 млрд в виде взяток. Siеmens заплатил штраф на несколько сот миллионов долларов (компания торгуется на Нью-Йоркской бирже, а потому находится в юрисдикции США), пообещал быть белым и пушистым, а Шамалов потерял выгодного работодателя. Может, в том и причина антиамериканизма Путина, который стал зашкаливать именно под конец его второго президентского срока? В смысле – за друга обидно, предполагает издание.
Как указывает Колесников, на одном из этапов «обработки» деньги проводились через покупку медицинского оборудования для российских больниц. Это делалось через лондонскую компанию EM&PS (владельцы Горелов, Колесников, Шамалов). Покупалось, прежде всего, у Медицинской инженерной группы (Medical Engineering Group) компании Siеmens. Бизнес на медицинском оборудовании для государственных больниц был суперприбыльным. Например, в 2003-2005 годах Дмитрий Горелов получил из оффшора Rollins International (Британские Виргинские острова) дивиденды тремя траншами на сумму $21,3 млн. А Николай Шамалов в тот же период и тоже тремя траншами – $20,8 млн. Колесников утверждает, что именно на эти средства были куплены акции банка «Россия», настоящим владельцем которых, не сомневается он, стал Путин, которого его «партнеры» звали чаще по кличке «Михаил Иванович». Впрочем, пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков в интервью английской газете Financial Times какие-либо связи своего начальника с банком «Россия» категорически отмел.
Целями многочисленных «операций прикрытия» (которые сейчас подаются в предвыборном угаре, как экономические достижения Путина и его окружения – инвестиции в «оборонку», медицину, социальный сектор) были не только финансовые накопления или имиджевые проекты, наподобие «Дворца в Прасковеевке». Колесников приводит характерный пример – как был установлен «кланом Путина» контроль над «Газпромом»:
12 февраля 2002 года лондонская EM&PS перевела в Rollins $85 млн, из которых $50 млн ушли в сейф, то есть в панамский оффшор. А в июле и сентябре 2004 года этот же панамский офшор Santal Trading выдал заем и гарантийные письма на сумму $41 млн компании «Аброс», зарегистрированной в Санкт-Петербурге и являющейся 100-процентной «дочкой» Банка «Россия», и еще $18 млн дал в долг компании «Акцепт» (ею владеет дальний родственник Путина Михаил Шеломов): на эти деньги «дочка» и «браток» приобрели соответственно 49,97% и 13,5% акций компании «Согаз», посредством которой через серию сделок, о которых много писалось, Банк «Россия» получил контроль над денежными потоками крупнейшей российской монополии – «Газпрома». Колесников утверждает, что действовали они также в интересах «Михаила Ивановича».
Итогом махинаций, описанных Колесниковым и еще сотен других, стало то, что «клан Путина» стал считаться западной прессой самой богатой семьей в мире. По данным британских и чешских СМИ Путин за время своего пребывания у власти создал империю стоимостью 130 млрд. долларов. Состояние российского премьера и его родных, по данным изданий, на 56 млрд. долларов выше активов официального лидера рейтинга журнала Forbes, мексиканского магната Карлоса Слим Элу. Газеты считают, что стремление сохранить контроль над империей и стало главной причиной решения Владимира Путина баллотироваться в президенты.
От редакции: Деньги дают власть при капитализме, а власть - деньги. Вот такая вот диалектика.
Источник: http://www.nr2.ru/policy/374883.html