Немного о Библии и "вере"
Должен признаться, что предлагаемый читателю текст является вводной частью куда более обширного и серьезного исследования, к которому автор приступил, но не продолжил, поскольку нет никаких сомнений, что нынешнее человечество своим "идеалам" (потребительства) не изменит никак и никогда. Последнее обстоятельство самовыразилось неким абсурдом, содержание которого свелось к практике, когда достигшие особых успехов в прибыльном деле грабежа, воровства, обмана и мздоимства - превратились в опору церкви и защитников Библии, тогда как на беднейшую часть часть человечества усилиями т. н. "мировых" СМИ были навешаны ярлыки "империи зла" или "мирового терроризма".
Ниже мы постараемся дать иллюстрацию, при каких обстоятельствах и как происходило рождение документа, известного как "Библия", чем этот процесс сопровождался и к чему привел. . . . Хотя библейский предмет буквально напичкан духом мистицизма - автор данного текста ни к коем случае не склонен считать, что иудаизм и христианство (как типы философии) создавались какими-то евреями древности по тому же шаблону, по которому эскимосские, бурятские или какие-то прочие шаманы сочиняли своих многочисленных богов и духов.
Иудейская философия, в своем развитии пришедшая к представлению о Мессии - отнюдь не является продуктом воспаленного воображения, как это может кому-либо показаться сегодня, хотя специфика мышления людей, живших три или более тысячелетий до сегодняшнего дня - безусловно, должна была сказаться на созданном ими информационном продукте. Первым документом общепризнанного иудаизма, как это общеизвестно - является книга Бытия, приписываемая некоему Моисею. Тему авторства Пятикнижия мы затрагивать не будем по причине бессмысленности этого, но фундаментальное для иудаизма название первой части данной книги - само собой подводит к мысли, что появление и развитие иудаизма как философии происходило не из способности человека к абстрактному воображению, а из самого факта существования еврейского народа; иудейская философская школа изначально акцентировала себя на данном фундаменте.
Легко заметить, что если Тора и считается текстом "священным" - большая ее часть посвящена не мистике, а изложению практических советов и наставлений (передаче опыта существования), которым обязан руководствоваться "благочестивый" еврей, чтобы не вызвать к себе гнев небесного обитателя. В данном приближении иудаизм можно считать стал неким бунтом против стихийности сознания, постоянно склонного к утере чувства реальности, имевшим место в конкретном периоде истории, отличавшимся чрезвычайной и порой бессмысленной жестокостью, делавшей неизбежным превращение воинского сословия - в наиболее влиятельный контингент всякого народа, а насилия - в наиболее универсальный способ межчеловеческих отношений.
Выражаясь современной терминологией - иудаизм можно счесть первой попыткой создания такого общества, при котором независимо от того - кто является формальной властью - непосредственное управление совершается интеллигенцией ("женой", восседающей на семи холмах, как это проиллюстрировал в своем времени Иоанн Богослов).
Хотя понятие "интеллигенция" имеет во много раз более короткую историю, чем тот же иудаизм - общественный тип "интеллигент" появился задолго до самого первого разделения труда и намного раньше, чем появились какие бы то ни было профессионалы. Еще в раннем периоде первобытного строя и до появления парной семьи - в первобытном стаде совершалось условное выделение существа, известного ныне как "шаман", который имел место везде, где существовали люди, и который является праотцом современной интеллигенции.
Автор считает, что первыми шаманами, скорее всего, были авторы тех наскальных изображений, которые дошли и до нашего времени как конкретная информация не столько о самом этом прошлом, сколько о специфике интеллигенции как производителя и продавца информации. Судя по информации о быте американских индейцев - шаманы при поздней фазе первобытного строя являлись врачевателями, рассказчиками, толкователями снов, плясунами и т. п. , что позволяет нам обратить внимание на чрезвычайно важный нюанс человеческой истории, сводящийся к тому, что самая примитивная гуманитарная "интеллигенция" имела место за десятки тысячелетия до появления интеллигенции "технической" и "технологической".
Со временем, как это и должно было происходить - шаманство усложнялось, а после стихийного образования первых цивилизаций - "модернизировалось" в сословие жрецов. Капища стали "храмами", шаманы - жрецами, изменилась атрибутика шаманской деятельности и т. п., но в любом случае как жрецы точно так, как до них этим занимались шаманы - занимались "оптимизацией" иррациональных особенностей человеческого сознания - иррациональными же средствами, регулярно применяя для пущей убедительности такие процедуры как отрезание голов новорожденным или массовое принесение в жертву захваченных в плен "инородцев"; думаю, нынешние "русские националисты" обо всем этом могут рассказать куда красочнее меня. . . .
Иудаизм положил начало "отклонению" от подобных "прелестей" в направлении к иерократии, идея которой довольно ясно выражена посредством правила, согласно которому всякая израильская цивилизация берет свое начало с возведения храма, вокруг которого далее строится город, что для своего времени было весьма парадоксальным решением, противоречия которого обусловили возникновение в иудаизме самой ранней стратегической идеи.
Становление иудаизма происходило уже при пребывании евреев на Ближнем Востоке; на территориях, где появились самые ранние цивилизации. Объясняется же последний факт (возникновение первых цивилизаций) совершенно просто; Ближний Восток (как и Северная Африка, Европейское Средиземноморье или Передняя Азия) в силу своего географического расположения должна была стать местом интенсивного движения племен еще с начала распространения человечества по планете. При обстоятельствах, когда одним из важнейших источников существования являлась сама Природа, а основными формами хозяйственной деятельности человека - собирательство и охота - указанные территории должны были стать ареной жесточайшей внутривидовой борьбы. Некогда на упомянутых территориях, отличающихся благоприятным климатом - возникло земледелие, что лишило людей возможности избегать опасности путем бегства, что и привело к тому, что некогда тут появились самые ранние земледельческие цивилизации, причем возникали они как города-крепости.
Само собой разумеется, что для любой крепости высшей ценностью являются не храмы, не магазины, не дискотеки и компьютерные клубы, а сами крепостные стены, причем ситуация того времени отличалась очень низкой производительностью труда, что обуславливало весьма существенную продолжительность работ при строительстве сколько-нибудь серьезных строений. Именно при подобном положении вещей иудаизм провозгласил, что высшей ценностью для цивилизации является храм, что в те времена можно было понимать как заявление о принципиальном превосходстве интеллекта над грубой военной мощью - вопреки чему бы то ни было.
Но реализация данной идеи (возведение храма, следом за чем наступало время возведения города) - в те времена могло растянуться на целые годы, в течение которых никто не мог дать евреям какие-бы то ни было гарантии безопасности. А при обстоятельстве сколько-нибудь продолжительного вооруженного противостояния - уже никто не стал бы гарантировать жрецам иудаизма их "превосходящий" статус; во время всякой войны наибольшей ценностью пользуется контингент воинов, а не попы.
По-видимому, понимание данного противоречия и разрешилось сугубо иудейской стратегией, согласно которой будущие еврейские города подлежали не возведению самими евреями, а завоеванию, а население этих городов - безоговорочному уничтожению, что весьма красочно иллюстрируется в книге Иисуса Навина. Но из данного обстоятельства следует, что иудеи изначально не могли являться земледельческими племенами, подчиняющимися универсальным правилам выживания с превосходством воинского сословия над жреческим, с второстепенной ценностью храмов в сравнении с крепостными стенами и т. п.
Можно соглашаться либо не соглашаться с иудейской концепцией бытия, но отрицать ее прагматичность и интеллектуальность - довольно трудно. Сама история человечества, являющаяся всего лишь фазой эволюции вида - позволяет совершенно безоговорочно утверждать, что если даже в краткосрочной перспективе грубая сила и способна возобладать над интеллектом - в перспективе долгосрочной всегда побеждает интеллект, и иначе это быть не может, разве что если человек не начнет обратное превращение в обезьяну, что невозможно никак.
Касательно самой идеи иерократии читателю можно предложить следующую библейскую истории. Первое израильское царство, согласно Библии, было основано в XI веке до Н. Э. пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом (Шаулем). Затем Саул совершил ряд проступков (нарушил правило поголовного уничтожения населения "приватизированных" иудеями городов), за что "первосвященник" (иудейский "римский папа") отрешил его от власти и велел ему назначить царем юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.
Сам автор данного текста считает, что данная информация является скорее "идеальной" формулой или предложением вести дела не так, как это происходило, а так, как это должно происходить согласно иудаизму; речь ведется о событиях времен, отличавшихся чрезвычайно жестокой спецификой, да и никакие "первосвященники" так и не сумели предотвратить распад упомянутого еврейского царства пару-тройку столетий спустя. Однако сугубо риторически - в связи с данным "фактом" может быть поставлен вопрос следующего содержания: исходя из каких соображений "первосвященник" решил, что пастух Давид будет лучшим царем, чем сам основатель царства? "Бог" ему сообщил? Подобными аргументами мы не пользуемся, да и сами евреи и гораздо позднее - отдавали свое предпочтение языческим "богам", на что еврейский "бог" жаловался неоднократно.
Наконец, наиболее веским аргументом в пользу того или иного решения, да еще на подобном уровне (смещение основателя государства) - мог быть практический опыт, тогда как согласно Библии - Саул до того, как стать царем - был землепашцем, а его царство - вообще стало первым опытом государственности применительно к евреям. Наконец, автор особо подчеркивает следующую информацию, которую читатель может найти в Википедии и которая приводится без изменений: "Древнееврейское письмо — это консонантное письмо, являющееся ответвлением от древнесемитского алфавита, идентичного финикийскому. Относится, по меньшей мере, к X веку до н. э.. Использовалось в качестве основного средства записи иврита израильтянами, как евреями, так и самаритянами". Согласно историкам, писать евреи начали еще до образования первого государства Израиля, причем данный тип письма стал ответвлением от какого-то еще более раннего..
Возможно, найдутся люди, готовые объяснить сей факт чрезвычайной талантливостью евреев, однако есть общее для человечества правило, согласно которому никакой народ в первобытном периоде своего существования - не может знать письма или счета уже потому, что "народом" быть не может. Существует совершенно четкий порядок событий, согласно которому "народы" образуются государством, а не наоборот. В этом (как и во многих прочих) отношении Тора может дать серьезную фору некоторым нынешним "интеллектуалам" из среды т. н. "националистов", требующим присвоения русским статуса государствообразующего народа. Евреи, согласно Торе, до появления г-ва Израиль - жили "коленами", т. е племенами. Спрашивается - а откуда тогда взялась письменность еще до возникновения первого государства Израиль и для чего она понадобилась? Приведенные нюансы и соображения заставляют нас несколько иначе подойти к истории еврейского народа и к происхождению иудаизма; изложить взгляд безбожного атеиста на данную историю, чем мы ниже и займемся...
Первое в истории упоминание слова "Израиль" было обнаружено на стеле фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.), т. е. за два столетия до образования царства Саула. Принято считать, что слово "Израиль" в эти времена относилось к народу, а не к стране; так принято "считать" современными историками согласно требованиям не то иудаизма, не то - еврейских банкиров, однако известно, что ни одно из иудейских колен Израилем не называлось. Историки, скорее всего - прочли в Торе байку о том, как некий Иаков некогда "боролся" с "ангелом господним" (либо со своими грешными желаниями, либо с привычкой поклоняться языческим "богам"), "победил" себя или свои привычки и переметнулся к Яхве, за что последний переименовал его в Израиля. Может - это и симпатичный "научный" метод - подобно попугаю повторять библейские бредни многотысячелетней выдержки, однако я очень сильно сомневаюсь, что информация о двенадцатираундовом бое "Иаков против Ангела Господнего" - могла быть доступной фараону Мернептаху, вряд ли являющемуся большим знатоком еврейского народного творчества. Да и Тора, как я думаю - была написана много столетий спустя после этого.
Если читатель обратится к т. н. "Книге Иисуса Навина", вместе с т. н. "Пятикнижием Моисея" образующим данную главную еврейскую святыню - то совсем несложно будет заметить, что Иисус Навин в своей деятельности вдохновлялся и руководствовался идеалами и конкретными установками некоего Моисея, нисколько не сомневаясь в их безупречности. Однако, чтобы эти установки могли считаться безупречными - они должны были быть порождением практического опыта, а не абстрактным бредом сознания кого бы то ни было. Из последнего соображения следует, что завоевательные подвиги Иисуса Навина были применением более раннего опыта. Иначе говоря, предки иудеев, вторгшихся в землю Ханаанскую - некогда вторгались куда-то еще, хотя в Библии об этом ничего ясного не сказано, что мы можем объяснить тем, что эти самые предки во времена первого завоевания - вообще не назывались иудеями...
Согласно Библии иудаизм берет свое начало от известного соглашения между "богом" Яхве и неким Аврамом, которому земля Ханаанская якобы была обещана как плата за стойкость в вере именно в данного бога (Яхве или Иегову). Однако где и когда могло состояться знакомство Аврама с данным "богом"; чтобы в кого-то верить - требуется хотя бы поверхностное знакомство с предметом веры. Принудительное насаждение православия на территории "Киевской Руси", как ее принято называть - спровоцировало нечто вроде гражданской войны. В Пятикнижии Моисея совершенно ясно указаны ранние периоды истории будущих иудеев; в частности, 1000-летняя жизнь Адма и Евы может пониматься как указание на самый ранний (собирательский и примитивно-земледельческий) период истории. Следующий период проиллюстрирован убийством злым земледельцем Каином - своего брата и добрейшего скотовода Авеля, следом за чем состоялось бегство Каина. И хотя т. н. "верующие" обращают свое внимание, прежде всего, на сам факт убийства или на прощение "богом" данного преступления - куда более интересным нам представляются следующие соображения.
Прежде всего, случай с Каином и Авелем имел место еще до того, как состоялось "знакомство" Аврама с Яхве, т. е. во времена, когда будущие иудеи бредили язычеством. Различие между Каином и Авелем (родными братьями), согласно притче - сводилось к тому, что один из них был земледельцем, а второй - скотоводом, что можно понимать так, что следом за самым ранним периодом своей истории (собирательством и примитивным земледелием Адама и Евы) - в среде (будущего) еврейского народа состоялось т. н. первое разделение труда; земледельцы отделились от скотоводов.
Далее этого момента автор данных слов испытывает некоторые проблемы с толкованием притчи о Каине и Авеле, поскольку сам факт, закодированный сценой братоубийства и последовавшими за этим событиями - можно толковать по-разному, в том числе как намек на то, что предки будущих евреев не имели постоянного места обитания (своей земли; нет владельца, убитого собственным братом скотоводом - значит - нет и "своей" земли), из чего следует, что с некоторых (постадамовских времен) предки евреев при конце первобытного периода - занимались кочевым скотоводством и отличались изрядной жестокостью, что в те времена было характерно для любых племен; можно, например, вспомнить некоторые особенности американских индейцев, готовых убить чужака просто ради того, чтобы обзавестись скальпом.
Но смысловую чехарду данной притчи можно понимать и в ракурсе упомянутой стратегии раннего иудаизма. Кочевники цивилизацию не создают; цивилизация - продукт оседлого образа жизни. Еврейский же метод обретения цивилизации базировался на обязательном убийстве ее создателя. По-видимому, сама "уникальность" идеи "приватизации" не позволила сформулировать ее в сколько-нибудь однозначной форме, но мы обращаем особое внимание читателя не к данному обстоятельству, а к тому факту, что притча о Каине и Авеле предшествует известному соглашению между "богом" Яхве и евреем Аврамом, которое может считаться узловым моментом в происхождении иудаизма. Ясно выражаясь - принцип "приватизации" чужой цивилизации был знаком предкам евреев еще до того, как они приняли иудаизм...
Территория, на которой с некоторых пор стали обитать будущие иудеи (Ближний Восток) - издавна стала ареной жесточайшего противостояния между людьми, в каковом процессе происходило становление самых ранних цивилизаций человеческой истории, о чем мы уже упоминали. В регионе, сегодня именуемом Ближним Востоком - четыре тысячелетия тому назад никакие сколько-нибудь заметные массы людей пребывать в "свободном" и первобытном состоянии сколько-нибудь долго - не смогли бы никак; рано или поздно они подлежали либо порабощению, либо уничтожению, либо обретали собственную цивилизацию.
В данном ракурсе доиудейская история будущих иудеев автору текста представляется следующим образом. Принято считать, что около середины 17 века до Н. Э. часть территории Египта была завоевана кочевыми племенами неких "гиксоссов", явившихся на Ближний Восток из Передней Азии. Слово "гиксосс" переводится на древнеегипетский и как "царь-пастух", и как "пленник-пастух" и, как "добыча". Полагаю, от этого факта несложно "дотянуться" до притче о пастухе Давиде, сразившем Голиафа, а заодно и к гипотезе, согласно которой последний Мессия, который явится дабы сделать человечество рабами евреев - будет происходить из "колена" Давида. Скорее всего - не "первосвященник 600 лет спустя назначил пастуха Давида наследником Саула, а сам Давид еще задолго до того, как евреи придумали слово "первосвященник" - возглавил неких кочевников в победоносном походе на Египет, что привело к возникновению в южном Египте нового государства, во главе которого стоял фараон.
Согласно исследователям - в Египте гиксоссы удержались около 200 лет до момента, когда фараон Яхмос I около 1550 г. до Н. Э. изгнал их в направлении южной Палестины, на чем история гиксоссов резко обрывается. Были и исчезли. Но в предшествующих двух столетиях (между завоеванием Южного Египта и изгнанием) - гиксоссы из суммы первобытных племен - должны были превратиться в цивилизованный народ, что, как правило, сопровождается либо модернизацией своего шаманства, либо принятием "богов" какой-либо из существующих цивилизаций. Если обратиться к "культурной" предыстории иудаизма - то не секрет, что объявленный единым богом Иегова, а точнее - Яхве - задолго до бегства евреев из Египта являлся далеко не самым выдающимся представителем целого пантеона ассиро-вавилонских богов, главным среди которых считался Ваал (или Баал; у иудеев - Молох), которому евреи поклонялись, и которому было принято жертвовать детей, в том числе и собственных. Примерно в этом времени на территории нынешнего Ирака существовал целый город Библ (ничего не напоминает название?), застроенный храмами Ваала, который почитался и как "творец всего сущего", и как "громовержец".
Не может быть никаких сомнений в том, что "заимствовать" этот пантеон будущие иудеи могли целиком; в самой Библии содержится вполне конкретная информация о почитании будущими иудеями Молоха и о человеческих жертвоприношениях. А уже в данном приближении - возникновение иудаизма, провозгласившего Яхве единым "богом" иудеев - приходится "выводить" из бунта жрецов Яхве, восставших против Молоха и его служителей.
В данном приближении история про Аврама уже представляется следующим образом: некогда какой-то человек потащил собственного первенца, чтобы зарезать его на алтаре Ваала, как это практиковалось, но тут ему (со стороны жрецов Яхве) поступило предложение "переметнуться" к более гуманному "богу", каковое было принято (возможно - Аврам был самым первым "переметнувшимся"; положил начало грядущим победам Яхве над Ваалом). Неважно - существовал ли конкретный Аврам или нет; важно то, что притча об Авраме, ставшем Авраамом - иллюстрирует конкретный метод, использованный при образовании будущего иудаизма. Скорее всего, для роста собственной популярности жрецы Яхве некогда предложили гиксосским язычникам готовность их "бога" принимать вместо человеческой жизни - куда более целесообразные ценности (как с точки зрения жрецов, так и жертвоприносителя). И данный акт на самом деле не может не считаться актом милосердия и заботливого отношения к народу.
Со временем, по-видимому, жрецы языческого бога Яхве вместе с "привлеченными" - выделили себя из среды гиксоссов - как израильтян, причем лет за 300 до образования "официального" государства Израиль (проживая в Египте), если, конечно, слепо доверять конкретным датам, принятым исторической наукой.
Сегодня трудно что-либо сказать поводу того - когда была поднята тема земли Ханаанской; до изгнания гиксоссов из Египта или после. В принципе возможно и первое, и второе. Исход иудеев из Египта объясняется конфликтом с фараоном, и хотя в этом случае принято вспоминать о египетском фараоне - гикососские правители тоже именовали себя фараонами. А помятуя, что Ваал в пантеоне ассиро-вавилонских "богов" занимал примерно то же место, которое Зевс занимал в пантеоне "богов" Древней Греции - вполне закономерно то, что гиксосский фараон мог предпринять против бунтовщиков из стана Яхве какие-либо конкретные карательные действия, вынудив их к размышлениям о новом месте жительства. В этом ракурсе появление идеи завоевания Ханаана еще до изгнания - становится вполне объяснимой, хотя сектанты во все времена отличались стремление уединится и без всякого принуждения.
Наконец, приведенный сценарий объясняет целый ряд "темных" мест Торы. Например, фанатичная защита Моиссеем обычаев первобытного времени - вполне объяснима целью консервации в цивилизованных иудеях - воинствующего духа кочевников, хотя возможно и другое - куда более углубленное объяснение, не имеющее никакого отношения к предмету иудаизма. Стратегию и тактику Иисуса Навина можно понимать как обращение к опыту многовековой давности, когда гиксоссы завоевывали часть Египта. Наконец, сам Моисей предстает мыслителем из мятежного храма Яхве, обобщившим конкретный опыт бытия не одних только евреев, и связавший его с самым ранним иудаизмом - при стремлении привить иудеям некие особенности, способные обеспечить им преимущества в жесткой конкурентной борьбе за выживание на обильной на кровопролитие территории Ближнего Востока...
Подводя черту под изложенным выше - автор считает допустимым соображение, что иудеи как некий социум - были сотворены по несколько иным правилам, чем прочие народы того времени. Как и прочие народы своего времени - образоваться они могли на фундаменте первобытно-общинного порядка. Однако для самоидентификации себя именно как иудеев, равно как при формировании особенностей иудейского менталитета и образа жизни - решающую роль исполнила синагога, как со временем стал называться храм Яхве.
Наверное, применительно к особенностям иудаизма того времени вполне уместно проведение аналогии с советским народом, созданным на фундаменте царской России, но больше подчиненно марксистско-ленинской философии, чем стихийному ходу исторического времени. Но марксизм по свое природе интернационален, тогда как иудаизм своей "уникальностью" был обречен на вечный конфликт с человечеством, что, как я понимаю - и образует ту его "ценность", на которую купились современные интеллектуалы из упомянутого выше западного центра глобального стратегического планирования, когда их главная ценность - мировая валютная система - вошла в противоречие интересам Соединенных Штатов Америки. Так же, как это случилось в России после 1917-го года, когда РСДРП(б) превратилась в партию беднейших - вокруг жрецов Яхве (или Моисея) еще в египетском периоде бытия (гиксоссов) скорее всего концентрировалась относительно нуждающаяся часть общества (хотя бы потому, что приносить Молоху человеческие жертвы - бедняками было не по карману, почему и носили на жертвенный алтарь собственных детей).
Много веков спустя в среде беднейшей части еврейского народа - среди т. н. ессеев - появилось христианское направление в иудаизме, что вполне приемлемо объясняет положительное отношение христианских философов к Моисею - при отрицании самого "классического" или "обветшавшего" иудаизма. Возможно, после изгнания гиксоссов из Египта - именно жрецам Яхве и их пастве ("иудеям") удалось не только избежать "рассеяния", но и мобилизоваться под чьим-то руководством для повторения акта завоевания Египта гикоссами; в итоге вышло так, что Египет покинули гиксоссы-язычники, а землю Ханаанскую уже завоевывали иудеи Яхве, причем решающую организаторскую роль при этом исполняли именно "труженики" храма Яхве, который еще предстояло воздвигнуть...
На этом мы закончим предпринятый нам очень краткий экскурс в историю иудаизма, тем более что дальнейшая история еврейского народа относительно хорошо изучена. Но некоторые нюансы, имеющие непосредственное отношение к нашей теме - автор попытается выделить. Известно, что г-во Израиль в 7-м веке до Н. Э оказалось в состоянии междоусобной войны и распалось на две части, одна из которых была завоевана сильным соседом и т. д.; найти нужную информацию читатель может без особых проблем.
В этом периоде истории, когда еврейский народ оказался перед серьезнейшими испытаниями - скорее всего, и могла родиться идея о явлении Мессии для спасения евреев от полного истребления. В этом же периоде иудейская философия расширилась за счет образа Диавола или сатаны, который, по сути, заменил всех языческих богов в их роли врагов и вредителей, но через этот же образ, имеющий некий "общечеловеческий" характер - иудаизм сделал шаг в направлении к интернационализации самого себя. Далее этого уже было рукой подать до появления образа Иисуса Христа как гипотетического "спасителя" человечества.
Появление христианского направления в иудейской философской мысли можно считать следствием краха концепции "альтернативного" выживания, составившего предмет раннего или "классического" иудаизма. Но за этим началось превращение вполне приземленной концепции иудаизма - в бред, именуемый религией. Финальное "достижение" иудаизма в промежутке между упразднением еврейского государства Византией и современностью в 4-м веке - оформилось в соображение одного весьма уважаемого (как это ни странно) ребе, согласно которому "бог любит евреев больше, чем себя и своих детей".
Обсуждать "ценность" данного умозаключения я не собираюсь, но вот сам путь, по которому еврейская религиозная мысль шла к этому "выдающемуся" открытию - могу разъяснить. Как мы уже отмечали, где-то с пятого века до Н.Э. роль главного противника и конкурента "бога" Яхве перешла от языческих "богов" к всем хорошо известному персонажу по имени "Диавол", который некогда был у Яхве на должности концертмейстера, художника, хранителя драгоценностей и т. п., но позднее был им изгнан в "преисподнюю". Земля в этом периоде иудейской философской школы была объявлена "престолом сатаны", т. е. местом, где человек попадает под власть Диавола независимо от того - желает он этого или нет.
Последнее соображение на самом деле может считаться гениальным, но вот способ, которым евреи добились ну прямо безумной любви со стороны "бога" Яхве - можно считать вершиной гениальности. Все гениальное, как известно - просто, а соблазн - штука многогранная. Можно соблазниться поэзией, можно соблазниться женщинами и т. д. Из данной ситуации товарищи ребе, некогда запретившие упоминание бога вслух - выкрутились ну совершенно гениальным образом: они понасочиняли 72 (семьдесят два) "имени бога" дополнительно к придуманному очень давно "имени" Саваоф ("бог" убийц "инородцев"), каждый из которых применительно к любому еврею - "заблокировал" собой конкретный грех. Автор не может похвастаться глубокими знаниями в этой области, поскольку сами иудеи не очень-то "публичны" в некоторых вопросах иудаизма; в частности, "господь Хашем" вроде как страхует евреев от Диавола при впадении последних в грех прелюбодеяния и т. д. Т. е. придумав сатану - далее евреи создали целую страховую кампанию, в которой 73 "имени бога" не покладая рук воббт с Диаволом за обладание "душой" еврея.
По существу, именно "добытая" подобным образом любовь "бога" к евреям - и стала фундаментом под идеей, согласно которой "бог" посредством Мессии отдаст человечество в рабство "праведным" иудеям, поскольку человечество - грешно, а вот евреи - нет. кушайте, так сказать, на здоровье. История христианской философии в этом ракурсе вряд ли может похвастаться чем-то особенным; как известно, после образования христианской церкви - философии не стало вообще; ее вытеснило самое откровенное и весьма кровавое шаманство с теми же человеческими жертвоприношениями и т. п.
Попы превратили Христа в некий товар, троеликий предмет, который затем дополнялся путем делегирования на "небеси" сперва - "богоматери", следом за которой туда же потянулись легионы "святых отцов", среди который оказался и предпоследний русский "патриарх", относительно которого имели место подозрения в сотрудничестве с фашистскими оккупационными властями во время последней мировой войны. В т. н. средневековье "ценность" данных "святостей" были "подкреплены" пятью миллионами двуногих, принесенных в жертву "младенцу Христу" путем сожжения живьем. Сегодня, что очевидно, ради возможности и далее продавать "духовный" опиум - попы готовы рискнуть самим человеческим видом. Превратились в реального Антихриста на службе у окончательно свихнувшегося Диавола...
Наверное, на этом мы и завершим предлагаемую читателю работу, полагая, что читатель сам даст верную оценку нынешней свистопляске вокруг "веры", "святынь" и т. п., равно как более внимательно задумается над менталитетом "интеллектуалов", собравшихся в очередной раз "обустроить" человечество согласно стратегии "иудейско-христианской цивилизации".