За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

23 ноября 1918 г. – Выход в свет работы В.И. Ленина « Пролетарская революция и ренегат Каутский».».». ».».».».

• С. Бычков: История православного возрождения России

http://bolshoyforum.org/forum/index.php?page=472

Наши деды и прадеды забавлялись игрушкой: на вид — обычная табакерка для нюхательного табака. Нажимаешь кнопочку, а из нее выскакивает чертик, с рогами и хвостом...
Нас часто упрекают в необъективности при освещении религиозных проблем. Мол, слишком вы пристрастны и несправедливы к митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву). Многим россиянам он известен как талантливый телепроповедник, энергичный и жесткий епископ, враг экспансии в России католичества и протестантизма. И какой проблемы ни коснись в Русской церкви — тут же как чертик из табакерки выскакивает владыка Гундяев. Разбираю редакционную почту и думаю: справедливы ли мы, критикуя владыку?..
Подполковник запаса Алексей Зубарев пишет: “За строками статьи (речь идет о  материале “Табачный митрополит”) видна ваша тревога и искренняя обеспокоенность сложившейся ситуацией. Даже некоторая хлесткость, полагаю, вполне оправдана.  То, что творится, заслуживает не тихого порицания, а вполне четких действий правоохранительных органов, налоговой инспекции и МВД. Десятки храмов и монастырей лежат в руинах, верующие люди жертвуют на восстановление столь нужные и поистине сокровенные рубли, а верхушка Церкви продолжает пребывать в тяжких грехах и лихоимстве. Понимаю, не вчера все началось, не завтра кончится. Но ведь должен же когда-то забрезжить свет. Старый, но еще бодрый и добрый патриарх не ведает, что творится окрест, точней — под самым его носом. Митрополит Кирилл — правая рука... и уж сколько лет! Явление его на патриаршем престоле, уверен, обернется долгой и тягостной драмой для Церкви и верующих”.
Есть и более резкие отзывы. Художник Ирина Муравьева пишет: “Я не вижу благодати в Церкви, поскольку торгашеский дух вторгся в нее. Если Христос изгонял торгашей из храма, то митрополита Кирилла нужно гнать в шею”. Владимир Брядихин, военный пенсионер: “Оцениваю действия табачного митрополита Кирилла как любого другого российского афериста, Козленка или Березовского. Они не только антицерковны, но и направлены против государства”. Подобные письма можно было бы цитировать долго. “МК” рассказывает о подвигах митрополита Кирилла пятый год. Но по-прежнему он остается постоянным членом Священного синода, возглавляя наиболее скандальный Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) и сразу две пограничные епархии — Смоленскую и Калининградскую.
Он не может не знать о публикациях газеты. После статьи “Табачный митрополит” проблема торговли сигаретами была вынесена на обсуждение Архиерейского собора. Против резко выступил ныне покойный архиепископ Новосибирский и Бердский Сергий и верующие Новосибирской епархии. Митрополиту Кириллу пришлось изворачиваться и лгать, утверждая, что гуманитарные сигареты случайно попадали вместе с какими-то моторами от холодильников и стеклопакетами. Опираясь на таможенные документы, мы установили, что сигареты поставляла не какая-то непонятная фирма, а “Филипп Моррис Продактс Инк.”. Сигареты шли из Швейцарии, из города Базеля, Гютерштрассе, 133. Разнообразие марок сигарет поражает. Все ссылки в таможенных документах — на некий договор о гуманитарной помощи Русской православной церкви от 11 апреля 1996 года. Что же касается денежных потоков, которые шли через ОВЦС, то попытки митрополита Кирилла спихнуть все на “Нику” (коммерческая структура, созданная владыкой Гундяевым при ОВЦС) не выдерживают критики. На тех же таможенных документах четко обозначено: “Производитель: RJR Tobacco (США). Продавец: ОВЦС Московской патриархии”. Более того, указан даже адрес склада: г. Москва, Даниловский вал, 22, Данилов монастырь. Так что благодаря заботам владыки Кирилла теперь и Данилов монастырь войдет в историю как табачный...
Вот немного скучных цифр, также почерпнутых из таможенных документов: “Штаб гуманитарной помощи Русской православной церкви (его до недавнего времени возглавлял архиепископ Калужский и Боровский Климент Капалин) при Отделе внешних церковных сношений Московской патриархии (ОВЦС МП) обязуется осуществить фактический ввоз в Российскую Федерацию подлежащих маркировке товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска до свободного обращения табачных изделий в количестве 96.591.000 пачек сигарет, поместить их на АОЗТ “Павелецкая”... гарантийное обязательство ОВЦС МП на сумму 15.840.924 (Пятнадцать миллионов восемьсот сорок восемь тысяч девятьсот двадцать четыре экю)”.
Звезда пленительного счастья
После разбирательств на соборе в 1997 году владыка Гундяев вынужден был частично свернуть и законспирировать гуманитарно-экономическую деятельность. Более того, он поменял ключевых людей в так называемом Штабе гуманитарной помощи при ОВЦС. На том же Архиерейском соборе в феврале 1997 года было принято решение организовать Экономический совет во главе с епископом Орехово-Зуевским Алексием Фроловым. Совет должен был стать подотчетным непосредственно Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однако вскоре Экономический совет вновь оказался при ОВЦС, а епископ Алексий — непосредственным заместителем табачного владыки Гундяева. Табачный бизнес — один из самых доходных не только в России. Американские табачные фирмы, поставляющие сигареты в Россию, крайне заинтересованы в том, чтобы табак поступал в нашу страну не как обычный товар, а через каналы гуманитарной помощи. Западные фирмы не платят таможенных пошлин, а баснословная выручка распределяется по-братски и накапливается в швейцарских банках.
К Швейцарии владыка Гундяев питает нежные чувства. Еще бы, именно эта страна четверть века назад впервые приняла молодого, энергичного монаха Гундяева. Здесь он испытал сердечный трепет, впервые сев за руль своей первой иномарки, которую вскоре вдребезги разбил. Любит владыка до сих пор скорость и риск. Но как он сумел попасть в благополучную Швейцарию в тяжелые годы брежневских гонений на Русскую церковь?
В начале 90-х годов разгорелся скандал, связанный с архивными документами КГБ. Неожиданно выяснилось, что подавляющее большинство епископата Русской православной церкви активно сотрудничало с органами госбезопасности. Верховный Совет создал специальную комиссию. В 1992 году Архиерейский собор сформировал свою комиссию, которую возглавил епископ Костромской и Галичский Александр. Пока священник Глеб Якунин и Лев Пономарев, тогдашние депутаты Верховного Совета, разбирались в кличках и заданиях, владыка Гундяев (кличка — агент Михайлов) проявил недюжинную смекалку и начал скупать архивные документы. Сконцентрировав мощную базу компромата, в том числе и на патриарха, он в течение последних 10 лет ловко манипулирует документами, затыкая рот излишне ретивым епископам. Когда же его пытается урезонить патриарх, вдруг неожиданно в СМИ попадают какие-то бумаги, марающие репутацию Святейшего. К сожалению, работа депутатской комиссии окончилась ничем. А синодальная вообще не приступила к работе.
Владыка Мидас
Поскольку продажа сигарет и алкоголя приносила колоссальные прибыли, встал вопрос: где хранить деньги? Поэтому 30 июня 1993 года был создан Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества “Пересвет”. Он возник как закрытое акционерное общество. Его учредителями стали Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата, Смоленская и Калининградская епархия, Калужская и Боровская епархия (архиепископ Калужский и Боровский Климент Капалин — заместитель митрополита Кирилла, до 1997 года возглавлял штаб по гуманитарной помощи при ОВЦС), Костромская епархия и Всецерковное православное молодежное движение. В банк поступали огромные суммы, вырученные за продажу воды “Святой источник”, которую выпускает Костромская епархия на коммерческой основе. Баснословные суммы тратились и тратятся на рекламу...
Учредителем банка “Пересвет” стало также акционерное общество открытого типа “Надежда и спасение” (председатель Николай Маслов), обещавшее опекать одиноких стариков, которые завещали свои квартиры АООТ “Надежда и спасение”. К концу 1997 года доплаты старикам, чтобы они могли оплачивать коммунальные услуги, были прекращены. К 1996 году в банке “Пересвет” были сосредоточены огромные капиталы, которые постоянно находились в движении: банк активно участвовал в спекуляциях ГКО, приумножая дивиденды. Ни один из 140 с лишним епархиальных архиереев не подтвердил, что ОВЦС направлял какие-либо средства на восстановление разрушенных храмов и монастырей. Благотворительностью ОВЦС также не занимается.
Целенаправленные занятия бизнесом получили свое идеологическое обоснование. Митрополит Кирилл в интервью “Литературной газете” признался: “...а как, собственно, выживать Церкви в нынешней реформируемой России? Вариантов ведь только два: либо в своей хозяйственной деятельности Церковь должна стать полноправным субъектом рыночной экономики, либо ей надлежит удалиться в экономическую резервацию и обречь себя там на тихое угасание”. Поэтому он решил расширить сферу приложения своих экономических интересов. 17 декабря 1993 года был заключен договор о совместной деятельности с АОЗТ “АРТГЕММА”. Цель вновь созданного предприятия — обработка и продажа алмазов. Только в 1995 году АОЗТ “АРТГЕММА” получила от Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням ювелирных алмазов массой 2652,12 карата! Это вдвойне странно, потому что, согласно Уставу ОВЦС, он должен прежде всего заниматься дипломатическими проблемами. Хозяйственной деятельностью до 1997 года в Русской церкви занималось Хозяйственное управление...
“АРТГЕММЕ” в первую очередь понадобились мощные личные связи митрополита Кирилла в правительстве и на таможне. Дополнительное соглашение прямо указывает: “...организовать выделение Обществу государственных квот на поименованные выше драгоценные металлы и камни (в том числе ограненные алмазы), организовать получение Обществом под выделенные квоты необходимого количества драгоценных металлов и камней (в том числе ограненных бриллиантов) с рассрочкой их выкупа на срок, представляемый действующими правовыми актами (...), организовать постоянство выделения Обществу квот и получения под них необходимого сырья, постоянно информировать Общество о ходе выполнения обязательств Отдела”. В договоре оговорено и распределение прибыли: “Общество 65, Институт 20, Отдел 15 процентов”. Особым разделом оговорена конфиденциальность этого секретного договора. Подписали договор сроком на 10 лет митрополит Кирилл (Гундяев), президент АОЗТ О.А.Михайличенко и генеральный директор института В.И.Костиков. Два года спустя деятельность “АРТГЕММЫ” проверяла комиссия Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням. Только за 1994 год “АРТГЕММА” благодаря ходатайствам митрополита Кирилла получила из Роскомдрагмета алмазов на 6 миллионов долларов!
Несмотря на то что в Уставе ОВЦС вообще отсутствует какое-либо указание на коммерческую деятельность, отдел постоянно на протяжении нескольких лет расширял сферы приложения своего бизнеса. ОВЦС успешно занимается туристическим бизнесом (Греция, Италия, Израиль). В Москве при непосредственном участии ОВЦС был приобретен супермаркет “Скобелевский”. Кстати, этот чрезвычайно прибыльный вид бизнеса оказался для церковных дипломатов весьма неудачным, и спустя несколько лет магазин был продан за 2 миллиарда рублей. Правой рукой митрополита Кирилла в занятиях бизнесом является его заместитель — печально известный архимандрит, ныне епископ Магаданский Феофан Ашурков. Как дипломат он оказался полностью профнепригодным. Зато финансовые проблемы разрешает с легкостью необыкновенной.
Для занятий бизнесом сомнительного толка митрополиту Кириллу пришлось привлечь достойных сотрудников. Незаменимым советником владыки является Сергей Житенев, в недавнем прошлом — вице-президент Национального фонда спорта и правая рука ныне покойного Бориса Федорова. Теперь — полноправный хозяин высотной гостиницы на Воробьевых горах “Университетская”. Активно привлечены к бизнесу и родственники владыки. Его сестра, Лидия Леонова, прописанная в Смоленске, но постоянно проживающая в Москве, является учредителем и хозяйкой около 300 табачных структур!
Поневоле вспомнишь легенду о царе Мидасе. Все, к чему он не прикасался, становилось золотом. Так и табачный митрополит: золото непрерывным потоком льется в его карман. Но прослеживается странная закономерность: все фирмы, учрежденные владыкой Гундяевым или при его непосредственном участии, вскоре лопаются или исчезают. Поэтому, когда он в очередной раз опровергает газетные публикации, утверждая, что ОВЦС не владеет недвижимостью, не занимается (уже!) алмазами или нефтью, в этом есть доля истины. Зато появилась макаронная фабрика в Смоленске, которую лично опекает владыка.
Поскольку торговля сигаретами чрезвычайно прибыльна, фирмы, реализующие табак, постоянно находятся под контролем криминального мира. Они вынуждены делиться с криминалитетом. В то же время довольно успешно уклоняются от уплаты налогов. Всероссийская чрезвычайная комиссия, подсчитав потери государства от таможенных льгот за 1994—1996 годы, пришла к выводу, что они составили почти 33 триллиона рублей!
Дипломат в рясе
Двенадцать лет владыка возглавляет дипломатическое ведомство Русской церкви, но похвалиться нечем. Вконец испорчены отношения с Константинопольским патриархом, весьма напряженные с Иерусалимским. Русская церковь потеряла свои позиции в Эстонии. Весьма шаткое положение в Латвии. Испорчены отношения с Грузинской православной церковью. Новоафонский монастырь в Абхазии находится в запустении. Вряд ли стоит упоминать о непростых и запутанных отношениях с католиками. Митрополит Кирилл разогнал Четырехстороннюю комиссию, успешно занимавшуюся налаживанием отношений между греко-католиками и православными Западной Украины. Зато установил прекрасные отношения с протестантами. Владыке импонирует их способность к бизнесу.Прошлым летом, находясь в США, провел переговоры с представителями Епископальной церкви. Правда, поставил их в тупик своеобразной просьбой: нельзя ли перевести сотню миллионов долларов в банки США через епископалов?..
Зачем владыке Гундяеву столько денег? Сам он утверждает, что стремится восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Кафедральный собор в Калининграде, заложенный в августе 1995 года, так и не поднялся за 6 лет выше фундамента. На собор в Вязьме владыка собирает деньги по всей России. Более того — недавно выступил с законодательной инициативой. Предложил обложить всех россиян новым налогом в пользу Церкви. Деньги нужны Гундяеву для выборов. Он спит и видит себя следующим Патриархом Всея Руси. Тем более что все необходимое для успеха, как ему кажется, сделано. В августе прошлого года изменен Устав Русской церкви. Теперь патриарха может выбирать не Поместный собор, а всего-навсего Архиерейский. Гундяев боится мирян. А вот епископами манипулирует вполне умело. Кого припугнет компроматом, кому всучит тысяч по 100 баксов. Так надеется получить необходимое число голосов. Забывает об одном: Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II не собирается в отставку. Несмотря на свои 72 года, он бодр и умело правит церковным кораблем. Расчеты владыки Гундяева — вполне земные: он не учитывает того, что глава Церкви — Христос. Но Бога не обманешь!
Сергей Бычков


Интронизация Гундяева отмечена 23 сгоревшими стариками или бог шельму метит!
Златая цепь на дуре той. Половина ювелирных изделий, продающихся в Москве, — липа

— Даже не знаю, с чего начать... — пожилой мужчина остановился в дверях отделения милиции.
— Я вас слушаю, — процедил дежурный.
— Знаете, — старик явно нервничал, — я пошел сдавать золотую цепочку в ломбард, а ее не принимают. Говорят, фальшивая.
— У цыган, что ли, брали?..
— Да нет же! В церкви.
— М-да... И давно купили? — оживился милиционер.
— Год назад...
Жалобы от людей, купивших некачественное золото в храмах или на лотках с церковной утварью, стали поступать в столичные отделения милиции все чаще. Ассортимент товаров в храмах стандартный: молитвенники, иконы, подсвечники. Все это — в скромных количествах. Зато в изобилии — золотые цепи с нательными крестами, обручальные кольца, перстни и даже “бандитские” печатки. Здесь нет ни весов, ни лупы, ни документов на товар. Вместо “Уголка потребителя” висят иконы, а вместо чека верующие в лучшем случае получают бумажку со штампом храма. На любой вопрос (о лицензии на право торговли драгметаллами, весах или сертификатах на золото) набожные продавцы тупят глаза и елейным голосом отвечают: все деньги идут в пользу храма — вы не богохульствуйте, а молитесь. В свое время руководство Русской православной церкви пролоббировало через Госдуму разрешение для религиозных организаций и их предприятий торговать предметами культа и религиозной литературой без кассовых аппаратов. Что это означает? Да то, что церковным коммерсантам не нужно платить никаких налогов, вся прибыль от торговли поступает в их карман.
— РПЦ создала крупнейшую в России сеть нелегального сбыта золотых и серебряных изделий, — считает вице-президент Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. — Налоговые льготы притягивают мошенников, которые прикрываются православием, как броней. По нашим оценкам, для обеспечения рынка предметов культа нелегально производится треть (! — Авт.) всех золотых изделий. Впрочем, в самих церквах золотые изделия продаются редко. Как правило, настоятели стараются, чтобы торговля шла вне стен храма. Ведь если точно следовать букве закона, на изделия из драгметаллов налоговые льготы не распространяются. И настоятели это прекрасно знают.
— Изготовленные из золота кресты и цепочки, выставленные для продажи, — это не только предметы культа, но и ювелирные изделия, — говорит заместитель руководителя Пробирной палаты России г-н Ососов...
Бардак с торговлей золотом процветал даже в предприятии “Софрино”, которое официально торгует от Московской Патриархии. В “софринских” магазинах порядок навели не так давно. Неклейменное золото здесь не продавали, зато скрывали от государства большую часть доходов. Торговать церковными принадлежностями разрешили лишь четырем “софринским” магазинам, а все мелкие лавки — прикрыли. Но освободившуюся нишу быстро заполнили лоточники, промышляющие в столичной подземке. По данным УВД по охране метрополитена, неклейменные золотые крестики и цепочки предлагают москвичам и гостям столицы как минимум 300 “святых” лавок в переходах. Для контролеров и дотошных покупателей у этих торговцев всегда наготове ответ: мы здесь от такого-то храма. Документов, подтверждающих это, разумеется, нет. Некоторые продавцы трудятся действительно от церквей, некоторые приезжают из соседних областей, чтобы заработать деньги якобы на восстановление храмов. Но у всех творится одно и то же: по оценке столичной милиции, в Москве через церковные лавки легально проходит только 10 процентов золотых изделий.[...]
Выгода от “золотого” бизнеса — колоссальная. Когда липовые украшения попадают на прилавок, их цена вырастает в несколько раз — прибыль от 500 процентов и выше. И это при том, что торговцы “левыми” украшениями особо не жадничают. Они знают: дешевизна — лучшая приманка для покупателя. Поэтому, несмотря на накрутки, их товар всегда дешевле легального.
Преступление без наказания
— Кто опекает торговцев нелегальным золотом?
— Провокационный вопрос... Скажем так: те люди, которые должны с ними бороться.
(Из разговора с полковником милиции.)

Официальный оборот золотых изделий на московском рынке составляет от семи до восьми тысяч килограммов в год (от 100 до 120 миллионов долларов). Из всего этого добра, по оценке Пробирной палаты, около 15% изделий — поддельные. МВД дает более высокую цифру — порядка 40% фальшивок. В Национальной ассоциации ювелирной торговли уверены, что “левого” золота — больше 50%. А вот другие цифры. В прошлом году Центральная инспекция пробирного надзора выявила 713 изделий с фальшивыми пробирными клеймами, а столичные милиционеры изъяли 5 кг золота. Если сопоставить цифры в этих двух абзацах, становится ясно: “золотых” дельцов ревизоры особо не обижают. Возникает вопрос: почему?
— Наше дело — апробировать изделия и ставить клейма, — говорят в Инспекции пробирного надзора. — Для того чтобы выявлять массовую нелегальную торговлю, есть торговая инспекция и милиция.
Однако, как выяснилось, торгинспекция практически не проводит проверок по “золотым” местам, а в милиции считают, что без нормального закона “бодаться” с криминальными торгашами нет смысла. Дело в том, что в Федеральном законе “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” и в 191-й статье Уголовного кодекса “Незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней или жемчуга” говорится о перевозках и незаконных сделках только с золотым сырьем, “за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий”. Грубо говоря, если преступник успел настрогать из “левого” сырья цепочек, он... уже не преступник. И нарушает закон не больше, чем старушка, продающая у метро зелень со своего огорода. Впрочем, иногда столичные милиционеры возбуждают уголовные дела по статьям “Незаконное предпринимательство” или “Мошенничество”. Да толку от этого — с гулькин нос...
“МК” уже писал о том, что в прошлом году оперативники из ОБЭП УВД по охране метрополитена прикрыли в подземке несколько церковных лавок. Драгоценные цепочки, крестики и кольца, которыми там торговали, не имели пробирных клейм, но стоили раза в полтора дешевле, чем золотые изделия в обычных магазинах. Одной из “героинь” уголовного дела была некая гражданка Бескаморная. Она “держала” в метро четыре точки с церковной утварью. Мадам крепко запала в душу милиционерам: разъезжала на собственной иномарке “Фольксваген Пассат” и держалась с уверенностью бизнес-леди. Бескаморная заявила операм, что все деньги, вырученные от торговли, она тратит на восстановление церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Подмосковье. И пояснила, что иномарку она купила тоже исключительно для нужд храма. А еще рассказала, что недавно, например, приобрела для храма набор импортных колоколов за 1000 долларов. Правда, в маленьком подмосковном селе, куда приехали оперативники, вместо храма с импортными колоколами они обнаружили сруб — два полена, три бревна. Как оказалось, это все, что гражданке Бескаморной удалось построить с 1992 года (именно тогда она получила разрешение на восстановление храма)...
...Несмотря на колоссальную работу, которую пришлось проделать оперативникам, чтобы довести дело до суда, все закончилось для гражданки Бескаморной амнистией. Как, впрочем, и для остальных “золотых” предпринимателей, которые продолжают грести деньги “на строительство храмов”
Вы здесь: Главная Идеология, экономика, политика • С. Бычков: История православного возрождения России