Интеллектуальный ресурс воспитания самостоятельностью
Столетний юбилей отечественных ВВС совпал с другой памятной датой – 260 – летием основания Морского корпуса, ведущим свою историю от “Школы математических и навигацких наук” (“Навигацкая школа”).
Из стен цитадели военно-морского образования в 1841 г. вышел Александр Федорович Можайский, искусный мореход – парусник, исследователь и изобретатель, получивший в 1881 г. патент на “воздухоплавательный снаряд”.
Очередным равнозначным для мира открытием, исходящим от Российского флота, стало изобретение Александром Степановичем Поповым в 1895 году радио – “прибора для обнаружения и регистрации электрических колебаний”.
Приоритет третьего тысячелетия
Идея Можайского подняла мир на крыло и открыла дорогу в космос.
Интеллектуальным прорывом явилось перевоплощение паруса в крыло с подъемной силой напора воздуха от винта, вращаемого паровой машиной, установленной на самолете. Взлететь аэроплану помешали непреодолимые в ту пору обстоятельства: большой угол атаки крыла и вес маломощного двигателя.
По прошествии лет выяснилось, что продолжением законов аэродинамики крыла служит газодинамика сопла ракетного двигателя с тягой от потока газов, исходящих из камеры сгорания. Профиль крыла также виден в лопатках турбин всех технических систем, в том числе в реактивном двигателе самолета.
Исследования крыла мобилизовали интеллектуальный ресурс на получение новых прикладных знаний и технологий производства реальные изделий.
Был дан старт созданию научных и образовательных центров, важнейшим из них стала Военная инженерная академия имени Жуковского, привлекшая в состав профессорско-преподавательского состава ученых с мировым именем.
В академии учились создатели авиационной и ракетно-космической техники, ученые и инженеры, определившие в ХХ веке интеллект нашей страны.
Индикатором отсутствия научно-образовательной политики явился позорный акт закрытия академии имени Жуковского, что нанесло сокрушительный удар по обороноспособности РФ. Памятником научному застою России служит построенный без знаний аэродинамики “танцующий” мост в Волгограде, сорвавший в плоский штопор миллиарды налогоплательщиков.
Приоритетом в третьем тысячелетии явился поиск и открытие новых источников прикладных знаний, главные из которых находятся в образовании, раскрывающем наиболее полно интеллектуальный ресурс человека.
Воспитание самостоятельностью
Выпускник 1884 года Морского училища (ранее Морской корпус), основоположник современной теории корабля, математик, инженер – исследователь, блестящий преподаватель, талантливый менеджер и чиновник - аппаратчик, академик Алексей Николаевич Крылов в своей книге “Мои воспоминания” раскрыл главный секрет системы военно-морского образования России, давшей миру в числе многих великих, изобретателя первого самолета.
Этим секретом является традиция воспитания самостоятельностью, что необходимо, как воздух, морскому офицеру в непредсказуемой стихии.
По словам Крылова, кстати, сдавшего зачет по морской практике Можайскому, “именно из таких юношей, в которых не был угашен дух самостоятельности, и выходили впоследствии отличные моряки”.
Цель воспитания моряков – самоактуализация, стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
При этом принцип образования – меньше учить, больше учиться, проводился через распорядок дня, дозирование нагрузок, тесную связь подготовки с наукой и практикой, с учетом психологии и эстетики усвоения материала.
Требования к обучению в Морском училище допускали, по словам Крылова ”...обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки, не занятого чем-нибудь обязательным”, что способствовало развитию самодеятельности и самообразования, когда “громадное большинство занималось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало...”
“Я лично интересовался, может быть под влиянием А.М.Ляпунова, который тогда был студентом математического факультета Петербургского университета, - математикой, изучая большей частью по французским руководствам университетские курсы, далеко выходившие за пределы училищной программы.
Так как математика служит основою специально-морских предметов, то учиться в Морском училище мне было легко, и я все время шел в своем выпуске первым...”.
Академик умалчивает о традиционно запредельных нагрузках на курсантов младших курсов нарядами, караулами, парадами, другими мероприятиями, умело сочетаемыми с наказанием за неизбежную учебную задолженность.
Такая система вырабатывала у вчерашнего школьника умение напряженно ждать, хранить выдержку и терпение, ценить каждую минуту свободного времени.
Наградой было ощущение обильности времени при более щедром предоставлении его повзрослевшему человеку на старших курсах.
Психологический эффект “расширения объема” времени вызывает потребность к самостоятельному осмыслению и критической оценке полученных знаний, будит идеи фантастических проектов или нового жизненного курса.
Реактивная сила генерации новых знаний при уплотнении программы формального (обязательного) в сочетании с расширением “воронки” неформального (самостоятельного) образования наблюдается на примере самого успешного вуза России – МФТИ, монополиста по производству Нобелевских лауреатов, талантливых производственников, менеджеров и бизнесменов.
Прямым наследником традиций Морского корпуса в советское время стало Военно-морское училище инженеров оружия, где будущий специалист мог искать решение экзотической задачи. Позднее его идеи превращались порой в реальный образец оружия. Что произошло через 10 лет с дипломной работой автора о мине, предназначенной против подводных лодок, идущих подо льдом.
По нынешним меркам, закрытие этого училища было равносильно ликвидации Физтеха для вздорной унификации программ высшего образования.
Звездным часом системы российского морского образования явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения и Военно-космических сил. Где в результате жесткой конкуренции образовательных технологий ключевые высоты заняли выпускники военно-морских училищ.
Стандарты застоя
Провал ракетно-космической и других высокотехнологичных отраслей запрограммировал принятый в 1992 г. ФЗ “Об образовании”, который по идеологическим мотивам отказался от воспитания. Одновременно началось падение мирового рейтинга университетов России. Введение стандартов и ЕГЭ свело на нет традиции и возможности самоактуализации учащихся.
Под огнем критики законопроекта “Об образовании в РФ” в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего (полного) общего образования приобрели популярность слова воспитание и самостоятельность.
В ряду несуразиц ФГОС можно выделить “умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей” (раздел II, п.7). Создается впечатление, что разработчики, взявшие за научную основу “системно - деятельностный подход” не удосужились открыть даже “Краткий психологический словарь”.
Очевидно, что школьника нельзя научить умению осуществлять “волевой акт, ведущий к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности”. Ибо воля возникает и воспитывается в трудовой деятельности при овладении человеком законами природы.
Обвинительный приговор новому ФЗ и стандартам вынес Российский союз ректоров, осознавший причину застоя в чрезмерной зарегулированности.
Получается, считают ректоры, что запрещается все, что нормативно не разрешено, а это ограничивает возможности саморазвития вузов. Остается открытым и вопрос о вузовской науке, беззащитной от произвола чиновников.
Ильф и Петров в своей книге “Одноэтажная Америка” отмечают замечательное качество американцев, - предприимчивость, которая воспитывается с малых лет. Считается, что ради нее простительно получить и увечье.
Предприимчивость, - это находчивость, изобретательность, практичность, готовность интуитивно выполнить нестандартные действия, возникает у человека в результате воспитания самостоятельностью – неиссякаемым интеллектуальным ресурсом курса на новую индустриализацию России.