Куда и откуда тянется «белая лента»
Опубликованная в номере 7-8 «РК СиМ» статья тов. С.В. Христенко «Мы, коммунисты, за Россию без буржуев!» содержит достаточно полный и подробный анализ митинга «За честные выборы», прошедшего в Москве 12 июня. Но тема либеральной оппозиции, также поднятая в этой статье, весьма обширна. Ввиду продолжающегося противостояния власти и общества в России вышеупомянутая тема сохраняет актуальность и заслуживает более подробного рассмотрения.
Из стихийного, казалось бы, возмущения итогами прошлогодних выборов в Госдуму выкристаллизовалось движение под лозунгом «за честные выборы» и с белой ленточкой в качестве символа. Руководители «белоленточной оппозиции» А. Навальный, Б. Немцов, С. Удальцов, И. Пономарев, Э. Лимонов, И. Яшин всячески подчеркивают «общественный» и «непартийный» характер своего движения, в котором якобы будет комфортно всем «гражданам России», независимо от политических взглядов – лишь бы были «против Путина и «Единой России». Риторика с головой выдает стремление этих господ стать выше других: у них «надклассовая» идеология, «надпартийные» митинги и много других –над. Да неужели мы не знаем, кто такие эти «оппозиционеры»?
В их митингах принимает активное участие далеко не «простой народ», который мы, коммунисты, должны просвещать относительно настоящих целей и средств борьбы – тех, кто в них участвует, можно отнести в лучшем случае к либеральной интеллигенции. Сейчас таких вежливо называют «средний класс», чтобы замаскировать их буржуазную сущность. Руководство же «белоленточных» – это предприниматели, чиновники и политические карьеристы. Все эти Навальные, Немцовы и прочие суть мелкая и средняя буржуазия, и борьба их против Путина – лишь грызня мелких буржуа, отстраненных от власти более крупными представителями того же класса.
Мы прекрасно помним, что Б. Немцов, М. Касьянов (тоже подавшийся в «оппозицию») и другие уже были у власти в 1990-е, помним, чем они в то время занимались. Главное, чем они сейчас недовольны, это лишением доступа к «кормушке», к народному добру, которое в годы разгула контрреволюции безнаказанно тащили в свои карманы.
Ставший в последнее время «иконой» буржуазной интеллигенции Алексей Навальный – обычный чиновник, который в бытность свою помощником губернатора Кировской области «погрел руки» на вывозе леса, за что сейчас его осторожно пробуют преследовать в судебном порядке. Сын фабрикантов (родители Навального владеют фабрикой по лозоплетению в Московской области), националист. Известно, что он принимал участие в акции «Русский марш» в ноябре 2011г., в ходе которой по улицам Люблино (район Москвы) беспрепятственно несли флаги с изображением свастики.
Еще один «борец за честные выборы», Сергей Удальцов, вполне заслуживает называться политической прости…. Этакий колобок из русской сказки – «и от дедушки ушел, и от бабушки ушел». Не поладил с В. Анпиловым, разнес молодежную организацию «Трудовой России». Создал свой «Авангард красной молодежи», затем «Левый фронт»; прибился к Лимонову, всё больше склоняющемуся вправо. В феврале 2012г., в разгар истерии вокруг бренда «честные выборы», стал доверенным лицом Г. Зюганова, а теперь он – герой «белоленточных» драк с ОМОНом, которые сам же и провоцирует (отделываясь при этом сравнительно легко, несколькими сутками ареста). Удальцов – никакой не революционер. Он – профессиональныйполитикан, не имеющий твердых убеждений, потому что они ему не выгодны.
И само движение «белоленточных» причислить к революционному нельзя. Это движение не выступает против низкого уровня жизни населения, против эксплуатации, против капитализма в целом. Не выступает оно даже за улучшение капитализма, как это делает социал-демократическая КПРФ. Единственное, против чего направлена деятельность «белоленточных» – личность Путина.
Всё, что их не устраивет – это Путин и его компания. Но на смену ему либералы готовят еще более антинародную, еще более прозападную группу буржуазии. Вспомните: после подписания документа о вступлении страны в ВТО со стороны либеральной «оппозиции» не прозвучало ни слова в упрек Путину, хотя любые его действия до той поры встречались в штыки. Это означает, что либералы, будь они сейчас у власти, втянули бы Россию в ВТО и ввели неолиберальный курс – что это такое, хорошо знают трудящиеся Евросоюза, всеми силами протестующие против такой политики своих властей.
Нет, Путин вовсе не хорош, он совсем не лучше Немцова и компании, как утверждают националисты. И Путин, и оппозиционные ему либералы представляют один и тот же класс, буржуазию, из которой одна часть паразитирует на трудовом народе, будучи на вершине власти, а другая часть паразитирует, стремясь на эту вершину влезть.
Союз с «белоленточными» для коммунистов в принципе невозможен. Либеральная «оппозиция» – в корне антисоветчики, боящиеся революции, как черт ладана. Не счесть, сколько раз на митингах «белой ленты» ораторы провозглашали свой излюбленный лозунг – «Нам не нужна революция! Нам не нужны потрясения!», и всегда в голосе кричавшего звенел неприкрытый страх. Сами себя они открыто называют «белыми». Символ своего движения – белую шелковую ленту – носят не столько на груди, сколько повязывают на руку, как носили в Великую Отечественную полицаи, как носили офицеры чилийской хунты.
Самый первый (и, пожалуй, единственный) упрек, брошенный ими «президентопремьеру» – «повторение культа личности» (мифического, отметим, когда речь идет о И.В. Сталине!). Чего больше в этом обвинении – ненависти к Сталину или к Путину?
Во всех или в большинстве регионов большевики принимали участие в зимних акциях «за честные выборы». Шли к людям, многие из которых впервые были на митинге, в первую очередь, к студентам и молодежи. Шли разъяснять, что из себя представляют выборы в буржуазном государстве, что никогда на таких выборах не сможет победить представитель трудового народа. Распространяли наши газеты, порой удавалось произнести несколько слов с трибуны. И всегда это были слова о неотложной необходимости объединения простых граждан, для начала – с целью защиты своих прав, о том, что никакой «добрый дядя» не может решить наши проблемы, если мы этим не займемся сами. Старались говорить просто, доходчиво. Но аудитория либо была глубоко аполитичной, безграмотной – больше верила воплям знакомых по телеэкрану «звезд», чем большевистской правде – либо была уже подготовленной, враждебной нам.
В случаях, когда представителю большевиков удавалось попасть в оргкомитет предстоящего митинга, либералы вели себя предательски. В последний момент обнаруживались «спонсоры», не желавшие предоставлять слово для выступления коммунистам, начинались фокусы с местом проведения акции и т.п. Но больше всего представители «белой ленты» ненавидели (и сейчас, надо думать, ненавидят) красные флаги. В переговорах с нами они всякий раз резко возражали против использования коммунистической символики, аргументируя это «общенародным характером» митинга. Однако, на провозглашенных «надпартийными» или «общегражданскими» акциях бодро реяли оранжевые флаги либерального движения «Солидарность» и власовские триколоры.
Итак, можно признать, что наш способ участия в акциях «за честные выборы» не принес ожидаемых результатов. Не принесла их и тактика РКСМ(б), заключавшаяся в том, чтобы в резолюции митингов, подготавливаемых с нашим участием, вносить социальные требования. Представителям «белой оппозиции» не нужны были требования облегчить жизнь народу, освободить политзаключенных. Им нужно было шоу. Митинг-концерт, трансляция на большом экране происходящего в Москве, белые воздушные шарики, раздаваемые прохожим, песня В. Цоя «Мы ждем перемен!», ревущая из динамиков (та самая, «культовая» для поколения перестроечной молодежи, с отличными по смыслу словами «…и вдруг нам становится страшно что-то менять»). Всё это были элементы шоу, на котором не надо ни о чем задумываться – можно орать дурным голосом «Россия без Путина» и красоваться перед телекамерами.
Да, красоваться. В первую очередь акции «белоленточных» имеют целью привлечь внимание иностранных СМИ. Для тележурналистов нужна картинка – и ее обеспечивают, чтобы в очередной раз где-то на Западе взвыли о «русском диктаторе», который разгоняет мирных оппозиционеров и которого надо бы на одного из этих оппозиционеров сменить. Всё так, при разгоне московских и ленинградских акций ОМОН действует жестко – вовсе не обязательно бить задержанных головой об асфальт или ногами в живот. Вот только так действует полиция влюбой капиталистической стране. Но об избиении демонстрантов где-нибудь в Чили или в Греции, об арестах и убийствах по политическим мотивам «Евроньюс» и «Юнайтед Пресс» сообщают вскольз, как о событиях незначительных, а то и вовсе помалкивают. Еще бы – там преследуют трудящихся, преследуют коммунистов, руководителей рабочего класса. А в России гонениям в настоящий момент подвергается свой брат-буржуа либеральной ориентации, так как же его не защитить!
Белоленточное движение ориентируется в своих действиях исключительно на западных «союзников». Потому что от них можно получать деньги на сладкую жизнь в виде грантов и премий «за развитие демократии». Ради этого и побежали наши белые «герои» на поклон к новому послу США – перегоняя друг друга, засвидетельствовать свое почтение и готовность получать «корм» из рук господина Макфолла.
Все изменения, за которые ратует «белая лента», никак не затрагивают жизнь народных масс. Ведь, по-настоящему, угнетенным рабочим и разоренным крестьянам всё равно, как именно назначают губернатора-буржуа, делают ли это богатеи открыто, или выбрасывают ворованные деньги на спектакль «выборы».
Всё, чего хотят буржуазные либералы – это власти. Прямо говорят Навальные и Рыжковы, что «должны стать властью», но «без революции». «Белоленточные» хотят изменений только для себя. Трудящимся нет места на их митингах и в придуманном ими «либеральном раю», кроме одного – места бессловесных покорных рабов, массовки, выполняющей черную работу. Запуганный, одураченный народ (который они сами же помогали дурачить в 90-е) либералы презрительно именуют «быдлом», этим демонстрируя свое (наплевательское) отношение к нуждам трудящихся.
Резюмируя сказанное, вспомним слова И.В. Сталина: «…русская либеральная буржуазия антиреволюционна; она не может быть ни двигателем, ни, тем более, вождем революции; она является заклятым врагом революции, и с ней надо вести упорную борьбу». («Лондонский съезд РСДРП», ПСС, т.2, стр. 62).
На 15 сентября намечен очередной «Марш миллионов» под предводительством С. Удальцова и других «белых». Главное требование акции – «Отставка В.В.Путина как символа системы»; новые законы о выборах и новые выборы – то есть всё точно по программе, озвученной на митинге 12 июня (о ней шла речь в статье тов. С.В. Христенко). Вот только организаторы забылисказать, что Путин это часть той самой системы, которую они начинали строить вместе с Ельциным – системы, основанной на эксплуатации трудящихся масс, на крови подавленных восстаний – системы капитализма. Капитализма, на который господа с белыми лентами на руках сегодня не могут надышаться.
На 22 сентября, очевидно, в противовес «белоленточным», свою «всероссийскую акцию» назначила КПРФ, под традиционными своими лозунгами: «Даешь новый курс! Вперед – к социализму! Новый курс – новое правительство! Новое правительство – честные выборы!». Опять те же призывы «подлатать» загнивающий российский капитализм, чтобы помочь ему протянуть еще немного.
Какую позицию занять коммунистам в отношении к этому «Маршу миллионов»? Участвовать ли в акциях «против Путина – за честные выборы» или прекратить любые контакты с их представителями?
Думаю, в отношении бренда «честные выборы» (а это именно бренд, то есть узнаваемая торговая марка) иллюзий уже не осталось. Бороться коммунистам за честные выборы – значит отступать от своих принципов и без толку тратить время. В государстве, где вся власть принадлежит эксплуататорам, честных выборов быть не может. И от того, что выборы выиграет какой-нибудь Навальный, они не станут более честными – в любом случае, у власти будет находиться представитель господствующего класса.
В вопросе о Путине нам не стоит придерживаться стороны ни либералов, ни националистов-государственников. У первых главный тезис, что Путин – абсолютное зло, а вторые уверены, что каждый, кто не поддерживает «богоданного» президента сейчас, в «трудные времена» – тот агент Госдепартамента США и подлый провокатор. Но коммунистам и пролетариату не по пути ни с теми, ни с другими. Ведь в одном, зато самом главном, националисты и «белоленточники» едины – они все яростно, буквально с пеной у рта, выступают против будущей революции. Против освобождения пролетариев и против Советской власти. Друг другу они более конкуренты, нежели противники.
Вопрос об участии в акциях 15 и 22 сентября необходимо рассматривать с точки зрения целесообразности. Ясно, что на трибуну большевикам ходу не дадут ни те, ни другие. Требования социальных преобразований в резолюции по просьбе не впишут. Да и выполнение этих требований всё равно останется под большим вопросом – «пугать» правящую власть нечем, а организация всеобщей стачки – дело весьма долгое, за две недели ее тоже не осуществить.
Возможно, стоит ограничиться отправкой на митинги КПРФ одного-двух наших активистов, вооруженных печатным словом – нашими, большевистскими, газетами и тематическими листовками. Флаги на обе акции лучше не приносить, не демонстрировать мнимую «солидарность» с теми, кто дефилирует под власовскими и имперскими тряпками. Предлагать организационную помощь тоже, пожалуй, не стоит – у белоленточной «оппозиции» достаточно юристов, депутатов и спонсоров, чтобы самим всё организовать. 15 сентября следует ожидать провокаций как со стороны полиции, так и самих протестующих, и быть к этому готовыми.
Мы приходим не за тем, чтобы слушать сказки про «правильный» и «неправильный» капитализм. Наша задача, большевиков – поднять народные трудящиеся массы на социалистическую революцию. И в этом нам никакие буржуазные либералы и национал-патриоты помощниками не являются.
Марина Аникина