За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

23 ноября 1918 г. – Выход в свет работы В.И. Ленина « Пролетарская революция и ренегат Каутский».».». ».».».».

Владик и Саммит

Дмитрий Огнеев Источник: NEWSru.com

Для большинства жителей Москвы, да и всей центральной России этот город существует как бы в другой реальности. Вроде бы это все наша страна, все мы можем показать на карте, где находится Приморье, но лишь единицы из моих знакомых могут похвастаться тем, что были там. Нам ближе и дешевле ездить путешествовать в Европу, Азию, даже в Америку. Для большинства россиян где-то за Уралом, в лучшем случае, в Сибири, начинается край Земли, о котором они знают лишь понаслышке. Если кто и ездит туда, то по служебной необходимости. Ну, те, кто увлекается футболом, помнит, с каким облегчением все российские фанаты вздохнули, когда "Луч-Энергия" покинул Премьер-лигу (я уж молчу о том, с каким облегчением вздохнули фанаты "Луча"). Но чтоб туда ездили отдыхать... Если уж ехать на Восток, то нам ближе и дешевле Индия, Таиланд, Эмираты какие-нибудь. И это действительно так. Перелет Москва-Владивосток и обратно не по карману большинству россиян с обеих сторон. А такой роскошью, как 14 свободных дней на поездку на поезде для работающих людей и говорить не приходится. "Да, и что там смотреть-то?" - скажут многие. И очень сильно ошибутся.

Лишь с одним из стереотипов я могу согласиться - со стереотипом о другой реальности. Это так. Попав туда, первое время ощущаешь себя даже не в другой стране, а на другой планете. Возможно, так влияет непривычность природного облика края, возможно, резкая смена часовых поясов, которая на самом деле сильно бьет по организму, возможно, разница менталитетов, которая ощущается на самом деле. Вроде живут такие же русские люди, но живут своей жизнью, непохожей на нашу, оторванной от остальной России, закрытой. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Сразу хочу опровергнуть миф о том, что китайцы уже практически оккупировали наш Дальний dосток, что "дальневосточники" давно не считают себя частью русского народа и мечтают отделиться от России. Все это страшилки, сочиняемые в Москве для запугивания обывателя и оправдания порой неоправданно жестких мер в отношение этого региона, жизнь которого больше других подвержена стереотипам, мифам и легендам.

Действительно, Дальний Восток всегда жил обособленно, что вполне объяснимо его географичеcкой оторванностью от Центра. Вполне логично, что в периоды социальных потрясений, революций местные жители выживали, как могли, без оглядки на Москву - отсюда существование ДВР в период гражданской войны, возрождением которой нас пугают некоторые особо рьяные борцы за территориальную целостность. Мы для них, как и они для нас, существуют в другом измерении. И это неудивительно. Когда они просыпаются, мы ложимся спать, и наоборот. Это сейчас есть интернет и все такое. А представляете раньше, когда и телефона-то не было. Пока гонец с важной новостью доедет, в Москве власть несколько раз сменится.

Москва для многих жителей края это тоже миф. Многие из них никогда в жизни не были в столице и москвичей не видели. Бабка, встреченная мною на острове русский была весьма удивлена: "Ой, сынок, 90 лет на свете живу, а живого москвича вижу впервые!". Впрочем, узнав, что я из Москвы, удивлялись все, им было непонятно, как меня занесло в их богом забытый уголок. Москвичи туда не ездят. Во всяком случае, как я, с туристическими целями. Моими соседями по гостинице были приезжие с Хабаровска (их особенно много, Хабаровск для Влада, как Питер для Москвы, и по расстоянию, и по взаимоотношению жителей, оспаривающих право называть себя жителями столицы Дальнего востока), с Сахалина, Камчатки, Магадана. В общем, отовсюду, откуда, кроме Москвы, сюда можно прилететь без пересадок. Аэропорт Владивостока, между прочим, международный, хотя география полетов и тут ограничена: Япония, Корея, Таиланд, Узбекистан, Китай. Друзья рассказывали мне, что на Кубу им пришлось лететь едва ли не через Москву, хотя Америка к ним гораздо ближе.

Про Китай надо сказать отдельно. В Китай местные жители ездят, как к себе на дачу: отдохнуть, отметить день рождения, наконец, просто попьянствовать, снять проститутку или купить чего-нибудь. Визы копеечные, делаются на месте, ехать - рукой подать. А цены в Китае просто несравнимо ниже. Во Владике цены почти, как в Москве. И даже стоимость недвижимости приближена к столичной. А зарплаты вполне себе провинциальные - впрочем, от этого, кажется, страдает вся Россия. Вот и едут все отовариваться к соседям. Говорят, в приграничных китайских городах русских на улицах едва ли не больше, чем китайцев.

Китайцев во Владе действительно побольше, чем в Москве, но я бы не сказал, что как-то слишком заоблачно много. Опять же разговоры о китайской экспанисии - скорее миф, чем реальность. Кафешек китайских много, да. И они значительно дешевле остальных. И порции там огромные, так что ходить к ним обедать - весьма бюджетно. И на рынках много китайцев. А вот, что меня удивило, так это то, что большинство гастарбаэтеров на стройках саммита - узбеки и таджики. Китайцы просят гораздо больше, им выгоднее работать в той же торговле. А вот гостей с Средней Азии в последнее время стало очень много.

Немногие знают, кстати, что до Перестройки Владивосток был условно закрытым городом - все же база Тихоокеанского флота. Это еще одна причина обособленности местной жизни. А с началом 90-х город стал колыбелью многих прославившихся на всю страну криминальных элементов, которые не только вполне успешно делили сферы влияния в весьма перспективном с точки зрения бизнеса регионе, но и крепко вросли во власть. Взять хотя бы мэров города Юрия Копылова и Владимира Николаева, знаменитых на всю страну своими делами, уголовными.

Нынешний мэр Игорь Пушкарев - один из самых молодых миллиардеров России, причем, стал он таким именно работая на должности градоначальника. Ну, а губернатор Приморья Сергей Дарькин, более известный в узких кругах как Серега Шепелявый - вообще притча во языцех. Единственным выпадающим из общего ряда был разве что Виктор Черепков, которого многие местные до сих пор вспоминают с ностальгией.Криминальная история Владивостока - это вообще отдельный большой том в криминальной истории России. Кому интересно - найдет на эту тему немало интересного в сети. Впрочем, все местные жители, а не только местные бандиты, привыкли решать свои дела самостоятельно, без оглядки на Москву. Москве, понятное дело, никогда не нравилось, когда на нее плюют.

Но край научился жить по принципу "мы вас не трогаем, и вы нас не троньте". Никто там не хочет никакой далневосточной республики или тем более, присоединения к Китаю. Они хотят жить своей жизнью. И символом этой обособленности стал правый руль. Именно поэтому пару лет назад буквально весь город был готов восстать для защиты своего священного права. Местные менты отказались разгонять своих. Пришлось вызывать московский ОМОН. Жители Владивостока, впрочем, не прогнулись. Теперь Москва пытается зайти с другой стороны не увеличением пошлин, так введением утилизационного налога. А в качестве знака примирения жителям города "подарили" саммит. Об этом особый разговор.

Действительно шикарный подарок был сделан вовсе не жителям города, а местным власть имущим - возможность распила, по своим масштабам сопоставимым разве что с сочинской Олимпиадой. Казалось бы: грандиозное строительство призвано превратить Владивосток в мощный форпост России на Тихом океане, важный экнономический центр региона, осуществить еще хрущевский наполеоновский план сделать из Владивостока советский Сан-Франциско. Но все же это Россия, в этом плане все работает по универсальной для нашей страны схеме: взяточничество, конкурсы с вопиющими нарушениями, передача подрядов "своим", наконец, бесследное исчезновение огромных сумм. Суммы действительно огромные, и планы застройки поражают своей грандиозностью, чего стоят одни только знаменитые мосты. Но, думаю, никого не удивит тот факт, что из запланированных к постройке объектов реально закончена чуть больше половины, а из них лишь чуть больше половины закончены в срок. А те, что закончены, не факт, что не постигнет судьба печально прославившейся на всю страну трассы "Седанка-Патрокл". Кстати, открывший дорогу бывший директор департамента дорожного хозяйства Приморья Сергей Филь, близкий друг куратора саммита Игоря Шувалова (кстати, однажды лишенный прав за езду в пьяном виде, объяснивший свое состояние тем, что едет с фуршета своего друга), снова занимается дорогами края в том же ведомстве.

Знакомая картинка, правда? А мосты, открытые премьер-министром, вдруг почему-то оказались неготовыми. К саммиту-то их, конечно откроют, вот только долго ли они простоят после? Точнее провисят на шее у жителей - их ведь собираются передать на баланс города. Владивостокцы разводят руками: мол, всю жизнь без них жили, зачем теперь столько денег на них тратить? Особенно это касается того, который на остров Русский. Учитывая численность населения острова, он там явно никому не нужен. Если, конечно, по прошествию саммита обо всех задумках превратить остров в грандиозный рекреационный центр, у нас не забудут, как это обычно бывает. Или вдруг денег не хватит...

На реализацию всех этих планов денег нужно, конечно, много. Город стоит на сопках, кругом сплошная пересеченная местность:советские многоэтажки и новые элитные башни буквально карабкаются по склонам. Здесь дешево строить не получится, что, впрочем, наших чиновников никогда не смущало. Им наоборот - чем дороже, тем лучше. А ведь помимо этого город серьезно страдает еще и от транспортной проблемы. Постоянные пробки в центре уже привычны, кстати, с ними администрация города борется весьма экстравагантным способом - уничтожая трамвайное и троллейбусное движение ( в городе остался лишь один трамвайный маршрут). Впрочем, толку от этих мер - ноль. Новые дороги строить трудно, нужно учитывать не только ландшафт, но и климатические особенность.

Зимой некоторые дороги превращаются в ледяные горки, а летом постоянные дожди превращают их в полноводные реки. Если пройтись по строящимся в спешке к саммиту дорогам на мысе Чуркин, к примеру, можно поразиться не только порой полным отсутствием ливневок или нахождением их не там, где они нужны, но даже и элементарным отсутствием пешеходных троуаров, не говоря уже о полосах общественного транспорта. Их просто не успевают сделать, надо торопиться: до саммита месяц. Ну, о качестве этих дорог страна уже наслышана. И это центр города, который ненароком могут увидеть гости саммита. Если отъехать от центра, можно поразиться еще больше: таких раздолбанных дорог, а местами и их полного отсутствия, я, житель-мегаполиса, не видел давно. Понятно, что это не Москва, но учитывая амбициозные заявления чиновников о будущем города после саммита, в душу закрадываются серьезные сомнения в адекватности этих говорунов.

Я уж молчу о демографической проблеме: народ, как уезжал, так и уезжает. Если в советское время население Владивостока приближалось к миллиону, в городе даже метро думали строить, то сейчас во Всем Приморе живет меньше двух миллионов человек, и это число сокращается. Кем компенировать потери? Кто из россиян поедет осваивать Дальний восток? Никто. У жителей северных регионов, если появляется возможность уехать, такого желания не возникнет, они поедут в столицы. Такое желание может возникнуть разве у китайцев и узбеков. И они его успешно реализуют. Для сравнения, недалеко, в провинциальном японском городе Саппоро живет столько же людей, сколько во всем нашем Приморье. Так что заявления руководителей нашей страны о том, что возможно в краткие сроки сделать во Владивостоке эдакий центр притяжения людских и финансовых ресурсов выглядят горячечным бредом.

Но до саммита осталось совсем немного, деньги уже попилены, теперь главное - не ударить в грязь лицом перед высокопоставленными иностранцами, как это уже произошло с табличками с переводом названий на английский, показать им "витрину". А потом - хоть потоп. Владивостокцы это прекрасно понимают и терпят лишения, связанные с пробками, стройками, свалками и прочими прелестями, которые их товарищи по несчастью из Сочи уже давно испытали по полной, вплоть до получения жителями острова Русский специальных пропусков, чтобы попасть к себе домой. И ждут, когда эта вакханалия закончится, и дышать станет полегче. Впрочем почти сразу после саммита начнется другая вакханалия - октябрьские выборы, которые здесь такие похожие на выборы во всех российских провинциальных городах. Это, впрочем, уже другая история.

А вообще Влад очень красив, просто безумно. Особенно ночью, когда вся бухта Золотой рог зажигает огни - город выглядет просто сказочным. Здесь хочется остаться навсегда или хотя бы пожить пару лет, отдохнуть от столичной суеты. Ведь если отвлечься от политики, здесь действительно совсем другая, загадочная и чарующая жизнь. Идеальное место для того, чтобы переосмыслить свое прошлое и настоящее, поставить, так сказать, мозги на место. И уезжать отсюда не хочется совсем. Даже, несмотря на то, что здесь по сути хорошая погода всего два месяца в году - в сентябре и октябре, местный климат завораживает, к нему быстро привыкаешь как к чему-то естественному. Даже когда город окутывает туман, как в Лондоне и местные пейзажи превращаются в декорации к фильму "Сайлент Хилл", даже когда морось буквально купает тебя, даже когда идешь по центру, а твои очки запотеват от соленого ветра, хотя побережье и не близко - понимаешь, что хотел бы остаться. Испытываешь нереальное чувство эйфории и свободы, которую дает то ли океанский бриз, то ли суровые твердыни сопок, то ли полет чайки, разрезающей крылом серое небо над бесконечной вереницей корблей, приплыших из далеких, экзотических стран, о которых расскажут бывалые моряки, и ты будешь с упоением их слушать, как в детстве бабушкины сказки.

Я уж молчу о нереально потрясающе красивой природе самого Приморского края, которые можно увидеть, отъехав от города совсем недалеко, на те же острова, где соленые волны разбиваются о красные скалы, торчащие из воды, где, идя вдоль берега, можно увидеть огромное разнообразие животного мра Японского моря: рапанов, трепангов, морских звезд и ежей, где в далеких полях между сопками цветут ярко-синие ирисы...

P.S. Так что хочу дать всем читателям один совет. Забудьте вы про свои Египты, Таиланды и прочие Евроазии. В нашей стране столько прекрасных мест, где можно не только отдохнуть и попробовать начать новую жизнь, если это очень необходимо. И эта жизнь будет прекрасна, я вас уверяю. Я вернулся в Москву, но сердце мое осталось там. И я обязательно вернусь. Меня еще ждут Курилы, Сахалин, Камчатка, Чукотка. Поверьте, это стоит потраченных денег и времени.

Владик и Саммит

Дмитрий Огнеев 30.07.2012

Для большинства жителей Москвы, да и всей центральной России этот город существует как бы в другой реальности. Вроде бы это все наша страна, все мы можем показать на карте, где находится Приморье, но лишь единицы из моих знакомых могут похвастаться тем, что были там. Нам ближе и дешевле ездить путешествовать в Европу, Азию, даже в Америку. Для большинства россиян где-то за Уралом, в лучшем случае, в Сибири, начинается край Земли, о котором они знают лишь понаслышке. Если кто и ездит туда, то по служебной необходимости. Ну, те, кто увлекается футболом, помнит, с каким облегчением все российские фанаты вздохнули, когда "Луч-Энергия" покинул Премьер-лигу (я уж молчу о том, с каким облегчением вздохнули фанаты "Луча"). Но чтоб туда ездили отдыхать... Если уж ехать на Восток, то нам ближе и дешевле Индия, Таиланд, Эмираты какие-нибудь. И это действительно так. Перелет Москва-Владивосток и обратно не по карману большинству россиян с обеих сторон. А такой роскошью, как 14 свободных дней на поездку на поезде для работающих людей и говорить не приходится. "Да, и что там смотреть-то?" - скажут многие. И очень сильно ошибутся.

Лишь с одним из стереотипов я могу согласиться - со стереотипом о другой реальности. Это так. Попав туда, первое время ощущаешь себя даже не в другой стране, а на другой планете. Возможно, так влияет непривычность природного облика края, возможно, резкая смена часовых поясов, которая на самом деле сильно бьет по организму, возможно, разница менталитетов, которая ощущается на самом деле. Вроде живут такие же русские люди, но живут своей жизнью, непохожей на нашу, оторванной от остальной России, закрытой. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Сразу хочу опровергнуть миф о том, что китайцы уже практически оккупировали наш Дальний dосток, что "дальневосточники" давно не считают себя частью русского народа и мечтают отделиться от России. Все это страшилки, сочиняемые в Москве для запугивания обывателя и оправдания порой неоправданно жестких мер в отношение этого региона, жизнь которого больше других подвержена стереотипам, мифам и легендам.

Действительно, Дальний Восток всегда жил обособленно, что вполне объяснимо его географичеcкой оторванностью от Центра. Вполне логично, что в периоды социальных потрясений, революций местные жители выживали, как могли, без оглядки на Москву - отсюда существование ДВР в период гражданской войны, возрождением которой нас пугают некоторые особо рьяные борцы за территориальную целостность. Мы для них, как и они для нас, существуют в другом измерении. И это неудивительно. Когда они просыпаются, мы ложимся спать, и наоборот. Это сейчас есть интернет и все такое. А представляете раньше, когда и телефона-то не было. Пока гонец с важной новостью доедет, в Москве власть несколько раз сменится.

Москва для многих жителей края это тоже миф. Многие из них никогда в жизни не были в столице и москвичей не видели. Бабка, встреченная мною на острове русский была весьма удивлена: "Ой, сынок, 90 лет на свете живу, а живого москвича вижу впервые!". Впрочем, узнав, что я из Москвы, удивлялись все, им было непонятно, как меня занесло в их богом забытый уголок. Москвичи туда не ездят. Во всяком случае, как я, с туристическими целями. Моими соседями по гостинице были приезжие с Хабаровска (их особенно много, Хабаровск для Влада, как Питер для Москвы, и по расстоянию, и по взаимоотношению жителей, оспаривающих право называть себя жителями столицы Дальнего востока), с Сахалина, Камчатки, Магадана. В общем, отовсюду, откуда, кроме Москвы, сюда можно прилететь без пересадок. Аэропорт Владивостока, между прочим, международный, хотя география полетов и тут ограничена: Япония, Корея, Таиланд, Узбекистан, Китай. Друзья рассказывали мне, что на Кубу им пришлось лететь едва ли не через Москву, хотя Америка к ним гораздо ближе.

Про Китай надо сказать отдельно. В Китай местные жители ездят, как к себе на дачу: отдохнуть, отметить день рождения, наконец, просто попьянствовать, снять проститутку или купить чего-нибудь. Визы копеечные, делаются на месте, ехать - рукой подать. А цены в Китае просто несравнимо ниже. Во Владике цены почти, как в Москве. И даже стоимость недвижимости приближена к столичной. А зарплаты вполне себе провинциальные - впрочем, от этого, кажется, страдает вся Россия. Вот и едут все отовариваться к соседям. Говорят, в приграничных китайских городах русских на улицах едва ли не больше, чем китайцев.

Китайцев во Владе действительно побольше, чем в Москве, но я бы не сказал, что как-то слишком заоблачно много. Опять же разговоры о китайской экспанисии - скорее миф, чем реальность. Кафешек китайских много, да. И они значительно дешевле остальных. И порции там огромные, так что ходить к ним обедать - весьма бюджетно. И на рынках много китайцев. А вот, что меня удивило, так это то, что большинство гастарбаэтеров на стройках саммита - узбеки и таджики. Китайцы просят гораздо больше, им выгоднее работать в той же торговле. А вот гостей с Средней Азии в последнее время стало очень много.

Немногие знают, кстати, что до Перестройки Владивосток был условно закрытым городом - все же база Тихоокеанского флота. Это еще одна причина обособленности местной жизни. А с началом 90-х город стал колыбелью многих прославившихся на всю страну криминальных элементов, которые не только вполне успешно делили сферы влияния в весьма перспективном с точки зрения бизнеса регионе, но и крепко вросли во власть. Взять хотя бы мэров города Юрия Копылова и Владимира Николаева, знаменитых на всю страну своими делами, уголовными.

Нынешний мэр Игорь Пушкарев - один из самых молодых миллиардеров России, причем, стал он таким именно работая на должности градоначальника. Ну, а губернатор Приморья Сергей Дарькин, более известный в узких кругах как Серега Шепелявый - вообще притча во языцех. Единственным выпадающим из общего ряда был разве что Виктор Черепков, которого многие местные до сих пор вспоминают с ностальгией.Криминальная история Владивостока - это вообще отдельный большой том в криминальной истории России. Кому интересно - найдет на эту тему немало интересного в сети. Впрочем, все местные жители, а не только местные бандиты, привыкли решать свои дела самостоятельно, без оглядки на Москву. Москве, понятное дело, никогда не нравилось, когда на нее плюют.

Но край научился жить по принципу "мы вас не трогаем, и вы нас не троньте". Никто там не хочет никакой далневосточной республики или тем более, присоединения к Китаю. Они хотят жить своей жизнью. И символом этой обособленности стал правый руль. Именно поэтому пару лет назад буквально весь город был готов восстать для защиты своего священного права. Местные менты отказались разгонять своих. Пришлось вызывать московский ОМОН. Жители Владивостока, впрочем, не прогнулись. Теперь Москва пытается зайти с другой стороны не увеличением пошлин, так введением утилизационного налога. А в качестве знака примирения жителям города "подарили" саммит. Об этом особый разговор.

Действительно шикарный подарок был сделан вовсе не жителям города, а местным власть имущим - возможность распила, по своим масштабам сопоставимым разве что с сочинской Олимпиадой. Казалось бы: грандиозное строительство призвано превратить Владивосток в мощный форпост России на Тихом океане, важный экнономический центр региона, осуществить еще хрущевский наполеоновский план сделать из Владивостока советский Сан-Франциско. Но все же это Россия, в этом плане все работает по универсальной для нашей страны схеме: взяточничество, конкурсы с вопиющими нарушениями, передача подрядов "своим", наконец, бесследное исчезновение огромных сумм. Суммы действительно огромные, и планы застройки поражают своей грандиозностью, чего стоят одни только знаменитые мосты. Но, думаю, никого не удивит тот факт, что из запланированных к постройке объектов реально закончена чуть больше половины, а из них лишь чуть больше половины закончены в срок. А те, что закончены, не факт, что не постигнет судьба печально прославившейся на всю страну трассы "Седанка-Патрокл". Кстати, открывший дорогу бывший директор департамента дорожного хозяйства Приморья Сергей Филь, близкий друг куратора саммита Игоря Шувалова (кстати, однажды лишенный прав за езду в пьяном виде, объяснивший свое состояние тем, что едет с фуршета своего друга), снова занимается дорогами края в том же ведомстве.

Знакомая картинка, правда? А мосты, открытые премьер-министром, вдруг почему-то оказались неготовыми. К саммиту-то их, конечно откроют, вот только долго ли они простоят после? Точнее провисят на шее у жителей - их ведь собираются передать на баланс города. Владивостокцы разводят руками: мол, всю жизнь без них жили, зачем теперь столько денег на них тратить? Особенно это касается того, который на остров Русский. Учитывая численность населения острова, он там явно никому не нужен. Если, конечно, по прошествию саммита обо всех задумках превратить остров в грандиозный рекреационный центр, у нас не забудут, как это обычно бывает. Или вдруг денег не хватит...

На реализацию всех этих планов денег нужно, конечно, много. Город стоит на сопках, кругом сплошная пересеченная местность:советские многоэтажки и новые элитные башни буквально карабкаются по склонам. Здесь дешево строить не получится, что, впрочем, наших чиновников никогда не смущало. Им наоборот - чем дороже, тем лучше. А ведь помимо этого город серьезно страдает еще и от транспортной проблемы. Постоянные пробки в центре уже привычны, кстати, с ними администрация города борется весьма экстравагантным способом - уничтожая трамвайное и троллейбусное движение ( в городе остался лишь один трамвайный маршрут). Впрочем, толку от этих мер - ноль. Новые дороги строить трудно, нужно учитывать не только ландшафт, но и климатические особенность.

Зимой некоторые дороги превращаются в ледяные горки, а летом постоянные дожди превращают их в полноводные реки. Если пройтись по строящимся в спешке к саммиту дорогам на мысе Чуркин, к примеру, можно поразиться не только порой полным отсутствием ливневок или нахождением их не там, где они нужны, но даже и элементарным отсутствием пешеходных троуаров, не говоря уже о полосах общественного транспорта. Их просто не успевают сделать, надо торопиться: до саммита месяц. Ну, о качестве этих дорог страна уже наслышана. И это центр города, который ненароком могут увидеть гости саммита. Если отъехать от центра, можно поразиться еще больше: таких раздолбанных дорог, а местами и их полного отсутствия, я, житель-мегаполиса, не видел давно. Понятно, что это не Москва, но учитывая амбициозные заявления чиновников о будущем города после саммита, в душу закрадываются серьезные сомнения в адекватности этих говорунов.

Я уж молчу о демографической проблеме: народ, как уезжал, так и уезжает. Если в советское время население Владивостока приближалось к миллиону, в городе даже метро думали строить, то сейчас во Всем Приморе живет меньше двух миллионов человек, и это число сокращается. Кем компенировать потери? Кто из россиян поедет осваивать Дальний восток? Никто. У жителей северных регионов, если появляется возможность уехать, такого желания не возникнет, они поедут в столицы. Такое желание может возникнуть разве у китайцев и узбеков. И они его успешно реализуют. Для сравнения, недалеко, в провинциальном японском городе Саппоро живет столько же людей, сколько во всем нашем Приморье. Так что заявления руководителей нашей страны о том, что возможно в краткие сроки сделать во Владивостоке эдакий центр притяжения людских и финансовых ресурсов выглядят горячечным бредом.

Но до саммита осталось совсем немного, деньги уже попилены, теперь главное - не ударить в грязь лицом перед высокопоставленными иностранцами, как это уже произошло с табличками с переводом названий на английский, показать им "витрину". А потом - хоть потоп. Владивостокцы это прекрасно понимают и терпят лишения, связанные с пробками, стройками, свалками и прочими прелестями, которые их товарищи по несчастью из Сочи уже давно испытали по полной, вплоть до получения жителями острова Русский специальных пропусков, чтобы попасть к себе домой. И ждут, когда эта вакханалия закончится, и дышать станет полегче. Впрочем почти сразу после саммита начнется другая вакханалия - октябрьские выборы, которые здесь такие похожие на выборы во всех российских провинциальных городах. Это, впрочем, уже другая история.

А вообще Влад очень красив, просто безумно. Особенно ночью, когда вся бухта Золотой рог зажигает огни - город выглядет просто сказочным. Здесь хочется остаться навсегда или хотя бы пожить пару лет, отдохнуть от столичной суеты. Ведь если отвлечься от политики, здесь действительно совсем другая, загадочная и чарующая жизнь. Идеальное место для того, чтобы переосмыслить свое прошлое и настоящее, поставить, так сказать, мозги на место. И уезжать отсюда не хочется совсем. Даже, несмотря на то, что здесь по сути хорошая погода всего два месяца в году - в сентябре и октябре, местный климат завораживает, к нему быстро привыкаешь как к чему-то естественному. Даже когда город окутывает туман, как в Лондоне и местные пейзажи превращаются в декорации к фильму "Сайлент Хилл", даже когда морось буквально купает тебя, даже когда идешь по центру, а твои очки запотеват от соленого ветра, хотя побережье и не близко - понимаешь, что хотел бы остаться. Испытываешь нереальное чувство эйфории и свободы, которую дает то ли океанский бриз, то ли суровые твердыни сопок, то ли полет чайки, разрезающей крылом серое небо над бесконечной вереницей корблей, приплыших из далеких, экзотических стран, о которых расскажут бывалые моряки, и ты будешь с упоением их слушать, как в детстве бабушкины сказки.

Я уж молчу о нереально потрясающе красивой природе самого Приморского края, которые можно увидеть, отъехав от города совсем недалеко, на те же острова, где соленые волны разбиваются о красные скалы, торчащие из воды, где, идя вдоль берега, можно увидеть огромное разнообразие животного мра Японского моря: рапанов, трепангов, морских звезд и ежей, где в далеких полях между сопками цветут ярко-синие ирисы...

P.S. Так что хочу дать всем читателям один совет. Забудьте вы про свои Египты, Таиланды и прочие Евроазии. В нашей стране столько прекрасных мест, где можно не только отдохнуть и попробовать начать новую жизнь, если это очень необходимо. И эта жизнь будет прекрасна, я вас уверяю. Я вернулся в Москву, но сердце мое осталось там. И я обязательно вернусь. Меня еще ждут Курилы, Сахалин, Камчатка, Чукотка. Поверьте, это стоит потраченных денег и времени.