В УК вернут казни для "еретиков"
Депутаты комитета Госдумы по общественным объединениям и религиозным организациям разрабатывают законопроект о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих, рассказал РИА Новости глава комитета Ярослав Нилов (ЛДПР).
Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права юрист Игорь Понкин в четверг в ходе рабочей встречи членов комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций с представителями экспертного сообщества предложил восстановить статью прежнего российского УК (статья 143 «нарушение свободы совести и вероисповедания» УК РСФСР, до года заключения).
«В рамках комитета уже начинает разрабатываться законопроект, касающийся этой тематики. Сегодня административная ответственность (за оскорбление чувств верующих) до 1 тысячи рублей — это смехотворная сумма: человек на красный свет проехал — 1 тысячи рублей, и человек оскорбляет миллионы верующих — тоже 1 тысячи рублей. Это смешно», — сказал Нилов.
По его словам, в законопроекте будут установлены наказания — в зависимости от степени тяжести — как в виде штрафов, исправительных и принудительных работ, так и в виде тюремного заключения.
От редакции: "Оскорбление чувств" - вещь довольно трудноопределяемая, особенно юридически. Скажем, казни еретиков вполне можно назвать средневековым мракобесием.
Однако и сегодня РПЦ считает святым, причем одним из самых почитаемых, Иосифа Волоцкого, автора целого ряда "Слов", в которых оправдывались жестокие казни еретиков: "Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку... Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям — всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням".
Однако, назвав Иосифа Волоцкого мракобесом и садистом, неизбежно оскорбишь "чувства верующих", которые и по сей день почитают труды преподобного.
Вассиан Патрикеев в "Ответе кирилловских старцев", возражая Иосифу Волоцкому по поводу казней еретиков, утверждал, что мир должен управляться любовью: "Видиши ли, господине, яже любовь Моисеова к согрешающим зло превозможе утоли гнев Божий… Нам же, в Новей благодати яви владыко Христос любовный союз, еже не осужати брату брата о том, но единому Богу судити согрешения человече".
Однако был в 1531 году обвинен в "нестяжательстве" и ереси, осужден церковным судом, приговор которого и по сей день не пересмотрен, заточен в Волоколамский (ныне Иосифо-Волоцкий) монастырь, где вскоре, по свидетельству кн. Курбского, был блогочестиво умерщвлен.
Более того, РПЦ по-прежнему считет ересью и учение о "нестяжательстве", а 7 декабря 2009 года по благословению патриарха Кирилла св. преп. Иосиф Волоцкий был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйствования.
Судя по всему, и сказавший "Не можете служить Богу и маммоне" (Матф.6:24) тоже легко мог бы оказаться еретиком. И ненароком "оскорбить чувства" верующих - года на 2 исправительных работ.
Собственно, "оскорблением чувств" может стать даже статья 1 Конституции РФ, которая провозглашает республиканское устройство страны. В то же время православная церковь со времен византийских императоров придерживается теории "симфонии" светских и церковных властей, полагая истинным главой церкви вовсе не патриарха, а православного императора. Вот и "Церковный вестник" публикует интервью епископа домодедовского Евтихия, где тот поясняет: "Святейший Патриарх привел в пример зарубежным деятелям царскую Россию — как империю (...) Это как раз тот «золотой», «царский» путь, который позволяет жить рядом с представителями других исповеданий, не отнимать у них никаких прав, но и иметь право на проповедь, на хранение правил православной веры". Идея православной империи живет в церкви, хотя в республиканской конституции она "умерла". И тут опять чувства верующих могут очень сильно разойтись с законом.
Может, оставить богу богово, кесарю кесарево, а чувства верующих - самим верующим, не обременяя неразрешимыми противоречиями УК и судебную систему, и без того в России весьма убогую? А то не успеем оглянуться, как вереницы "еретиков" со рваными ноздрями и следами кнута на спине потянутся в Сибирь на вечное поселение.
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск