Кризис в исламских странах мира может дать шанс России
Третий мир – наш первый рубеж обороны
Сегодня в исламских странах (далее - ИС) мира происходят процессы, которые отвлекают потенциальных противников России от получения военно-политического преобладания над нашей страной.
На протяжении XX века страны Третьего мира не раз становились ареной ожесточенной борьбы между СССР и США за глобальное лидерство. Союзники в Третьем мире были для СССР передовой линией обороны (впереди собственной армии и армий ближайших союзников по Организации Варшавского договора).
Сегодня Россия не обладает прежним влиянием в Третьем мире. Целенаправленно собрать «щит» из развивающихся стран Россия уже не может. Однако т.н. «Арабская весна» создала весьма необычную ситуацию в многолюдных исламских странах мира. Ситуацию, которой можно воспользоваться.
По всей видимости, поэтичное название «весна» маскирует начавшийся распад национального государства в исламских странах мира. Прогрессирующий рост влияния религии (Ислама) снижает легитимность национальных государств, которые изначально были построены на неисламских принципах и до сих пор легитимизировались идеями национализма и социализма. С одной стороны идеи глобализации (либерализм), а с другой – религиозные постулаты подрывают легитимность национализма и социализма, на которых строится национальное государство.
Процесс делегитимизации национальных государств в мире ислама происходит достаточно постепенно, но неуклонно. Правящие режимы в ИС теряют легитимность в глазах населения и постепенно слабеют перед лицом набирающих силу религиозно-политических экстремистов. В ИС образовался трансграничный «интернационал» в несколько тысяч активных бойцов, готовых участвовать (и участвующих!) в любом вооруженном конфликте.
Если эта тенденция продолжит набирать обороты, то через некоторое время потенциально наиболее опасная для России держава - США и их союзники по НАТО, будут вынуждены участвовать в сдерживании распада и в противостоянии экстремистам в тех странах, которые критически важны для их собственной стабильности. Речь может идти и об обладающем ядерным оружием Пакистане, и о густонаселенной Турции, и о Саудовской Аравии, беспорядки в которой в разы подымут мировые цены на нефть…
Сегодня в 28 из 48 ИС политическая система находится в неустойчивом состоянии. Центральное правительство либо вовсе не контролирует территорию страны, либо эффективность этого контроля является низкой. Применительно к этим странам мы говорим о «кризисе национального государства». В этих странах проживает основная часть населения ИС. А в нескольких ИС национальное государство в лице центрального правительства вовсе не способно контролировать всютерриторию страны без иностранного военного участия. Речь идет об Ираке, Афганистане, Сомали, Судане, Чаде, Нигере, Западной Сахаре, Палестине, а теперь, возможно, еще о Ливии и Сирии. Применительно к этим странам можно говорить о распаде национального государства.
Учитывая способность Соединенных Штатов втягиваться в любые локальные конфликты, можно предположить, что с разрастанием кризиса национального государства в ИС, США растратят свои возможности еще до того, как стратегические ядерные силы России будут нивелированы их глобальной ПРО.
Россия сегодня: угрозы растут, оружие стареет
Сегодня Россия уязвима для внешних угроз ее безопасности. Вооруженные силы испытывают острейшую нехватку современного или хотя бы просто нового вооружения. На обороноспособности сказывается 20-летнее отсутствие финансирования, развал оборонной промышленности, организационные провалы в реформировании армии. Наконец, наша страна сегодня слишком бедна, чтобы развивать новую оборонку и содержать действительно сильную армию. Поэтому России как никогда прежде необходимо, чтобы ее потенциальные противники могли высвобождать агрессивный потенциал за пределами наших границ.
Сегодня у границ России есть только два потенциальных противника, которые могут представлять угрозу ее целостности и независимости: блок НАТО во главе с США и растущий Китай. Однако оба потенциальных противника пока сдержаны наличием у России ракетно-ядерного меча и не решатся на начало полномасштабной агрессии. Но ситуация может измениться уже через десять лет, когда развитие противоракетных технологий обесценит потенциал сдерживания российских стратегических ядерных сил. А кроме того, сегодня набирает обороты перевооружение ведущих армий на принципиально новой основе, с массированным использование беспилотных летательных аппаратов, высокоточного оружия, роботов, мощных лазеров, новых боевых машин, современных систем связи… Возможно, Россия уже не сможет провести новую военно-индустриальную революцию, чтобы обесценить растущие угрозы. Тогда, под прикрытием противоракетного щита станет возможна и агрессия с использованием обычных вооружений.
США ставят себе более масштабные задачи?
Слишком быстрый уход США из Ирака и Афганистана не может не настораживать, если учитывать, что Соединенные Штаты не решили ни одной задачи, которую декларировали на протяжении десятилетия оккупации.
Однако вывод войск из Ирака и Афганистана высвободит для США дополнительно от 120 до 180 млрд. долларов, которые раньше тратились на военные операции, а теперь могут быть пущены на перевооружение армии. Очевидно, что США не собираются просто «сэкономить» эти деньги и пустить их на борьбу с кризисом. Налицо долговременная тенденция к дальнейшей милитаризации Америки. Так, если в 2000 г. военные расходы США составляли лишь 3% от ВВП, то сегодня – 4,7%.
Вывод войск из Ирака и Афганистана практически сразу сказался на изменении оборонной стратегии США. Если в 2011 г. на закупки новой военной техники было истрачено 104 млрд. долл., то в 2012 г. – уже 113 млрд. (в сопоставимых ценах). При этом по статье «Исследования, разработка, испытания и оценки (RDT&E)» военные расходы США в 2000-2011 гг. выросли с 18 до 29 млрд. долл. в год, а по закупкам техники – с 28 до 41 млрд. долл. (в ценах 2011 г.) При этом затраты США на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) составляют 70% всех мировых расходов в данной сфере.
Ведение войн в Ираке и Афганистане происходило на фоне определенного ограничения финансовых запросов министерства обороны США и переноса сроков приобретения вооружений и военной техники. Теперь же вывод войск позволит США перейти к планированию иных, гораздо более крупных задач, в числе которых может быть обесценение военного потенциала России.
Переоснащение армии под войны будущего с сильным соперником, имеющим ядерное оружие - весьма дорогое удовольствие. И в 2011 году расходы бюджета США на противоракетную оборону существенно выросли – на 7,3% - до 9,9 млрд. долл. Кроме того, системой «Иджис» будут оснащаться болевые корабли типа «Арли Бёрк», финансирование строительства которых за год увеличилось сразу на 19,3%.
Очевидно, что военный бюджет США на нынешний и 2013 гг. предусматривает рост траты на такие вооружения, которые в основном пригодны для борьбы с сильным противником, каким является Россия или Китай. В частности, идет создание дальнего бомбардировщика нового поколения, истребителей пятого поколения, новой стратегической атомной подводной лодки, развитие глобальной системы противоракетной обороны и превращение Военно-морского флота в оплот системы глобальной ПРО… Такое вооружение не строят для борьбы с мировым терроризмом.
К сожалению, напрашивается малоприятный вывод о том, что каждый доллар, который США сэкономят на выводе войск из Ирака и Афганистана, будет направлен на перевооружение и в перспективе станет проблемой для России.
Война в Сирии – «подарок» для России?
Наиболее реальным способом для России выиграть время, является дальнейшее втягивание ее противников в региональные конфликты Третьего мира. По объективным причинам ситуация складывается таким образом, что часть ИС готова «взорваться» что просто вынудит Соединенные Штаты и их союзников все глубже увязать в болоте региональных конфликтов.
Военные конфликты в Ираке и Афганистане обошлись США в астрономическую сумму в 1,7 трлн. долларов. Погибли более 10 тысяч военных и т.н. «гражданских специалистов» (в основном – наемников). Еще десятки тысяч получили ранения.
Но США не утратили азарта к военным операциям за рубежом. Они уже ввязались в войну в Ливии и фактически вооружают повстанцев в Сирии.
Несмотря на стремление к стратегическому перевооружению, США сохраняют интерес и локальным войнам. В законопроекте о военных расходах США в 2013 году предусматривает подготовку к войне с Ираном. Уже в бюджете этого года на зарубежные операции Пентагона предусмотрено 117,6 млрд. долларов. Вероятными целями новой агрессии считаются Сирия (если ее режим не падет раньше) и Иран.
Меч Салах ад-Дина
Дамаск – место смерти и захоронения Салах ад-Дина, одного из наиболее уважаемых средневековых мусульманских правителей, важнейшей из заслуг которого является разгром крестоносцев и ликвидация их сильнейших княжеств. Образно говоря, втянувшись в конфликт в Сирии, американцы рискуют «нарваться на меч Салах ад-Дина».
Очевидно, главным итогом западного вмешательства в события в Сирии станет ускорение деструкции государства западного образца по всему арабскому миру. С падением Асада примерно 30 тысяч моджахедов, воюющих сегодня в Сирии отправятся для «экспорта революции» в другие ИС.
Помощь Запада в свержении режимов в Ливии, Тунисе, Египте или Сирии не гарантирует, что исламисты не будут нападать на страны-союзники Запада. Любое современное государство построено на неисламских принципах и потому отвергается радикальными исламистами. И сегодня исламский мир отрекается от западного влияния, в том числе – от государственного устройства западного образца. Хотя исламисты вынужденно идут на союз с Западом для разрушения национальных государств, но это – лишь тактический союз против общего врага, открывающий исламистам огромные перспективы.
Падение режима в Сирии будет означать ускорение деструкции государств, поостренных по западному образцу в других ИС. Снижение влияния Запада в ИС ускорит и основную фазу кризиса США, всего Запада. Тогда США будет не до создания стратегической ПРО.
Россия имеет моральные обязательства перед Сирией, которая на протяжении нескольких десятилетий была дружественна нашей стране; в частности, покупала современное российское оружие. Поэтому России не поддерживает нападки Запада на режим Асада. Но, возможно, вмешайся Запад в сирийские дела, он увяз бы там надолго и вряд ли избежал бы политической и военной катастрофы.
Ситуация в Сирии – это мина для Запада, наступить на которую он считает своей обязанностью. Фактически, Россия вынуждена сдерживать Запад и США от ошибки, которая может стать для них роковой. И какой же будет благодарность? США намерены сэкономленные средства военного бюджета направить на перевооружение армии, на создание глобальной системы ПРО. А часть денег потратят на поддержку всякого рода режимов цветной ориентации, что тоже не на руку России.
Исрапилов Сергей, кандидат исторических наук,
Ильдаров Шамхал, кандидат экономических наук.