За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

23 ноября 1918 г. – Выход в свет работы В.И. Ленина « Пролетарская революция и ренегат Каутский».».». ».».».».

Уроки терпимости от атеистов.

Игорь Олин

Forum.msk

Святыни есть не только у православных и мусульман. Есть святыни у деистов и атеистов, язычников и членов новых религиозных движений. Беречь и отстаивать их необходимо, но уподобляться папе Урбану II, некогда призвавшему христиан освобождать Гроб Господень, всё же, право, не стоит. Зло войны, неправда насилия и подавления отвратительны под любыми, в том числе религиозными, лозунгами.

Скандалы, порождённые фильмом «Невинность мусульман» и бурной деятельностью православных активистов, симптоматичны. Дремучий пласт ненависти к иному - к другим взглядам, убеждениям, образу жизни - обнаружился, как ни странно, в рядах последователей проповедующих милосердие и высокую нравственность вероучений.

Удивительно, но на фоне истерик по поводу кинокартины, которую никто не смотрел, хулиганствующих выходок самозваных защитников православия, самой миролюбивой и терпимой категорией населения выглядят безбожники. Атеисты, которых в нашем пока светском государстве немало, совершенно спокойно воспринимали и воспринимают строительство многочисленных храмов, мечетей, многотысячные крестные ходы и очереди страждущих приложиться к мощам и иконам, трансляции религиозных служб по федеральным каналам. Относятся к данным явлениям в высшей степени толерантно, хотя всё это находится в глубочайшем противоречии с их миропониманием и убеждением, что бога нет. Никто из них не кричит, что каждая новая главка церквей – плевок в душу, что совершаемые публично крестные знамения – оскорбление веры в материю, природу и космос.

«Умеренность, терпимость и любовь ко всему доброму, умному, хорошему, в каком бы цвете оно ни явилось, вот моё исповедание», - сказал однажды П.Я.Чаадаев. Мне очень нравится эта фраза. Ведь исходящее добро не имеет религиозных границ, потому возник в своё время принцип свободы совести. Предоставление другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением – норма для гражданина цивилизованного государства.

Однако части нынешнего православного и мусульманского миров поставили себя выше остальных членов общества, присвоив полномочия определять допустимость тех или иных культурных явлений на основании ощущений собственной «оскорблённости». Православные активисты вынудили дирекцию Ростовской областной филармонии отменить показ рок-мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда»; собрались подавать в суд на дизайнера Артемия Лебедева, считающего Библию «ближневосточным фольклором двухтысячелетней давности» с «густой чушью про сына плотника»; пытались сорвать выставку «Духовная брань» в Москве, и после инициировали преследование художницы Е.Мальцевой. Они срывают с людей майки с «богопротивными» надписями, устраивают несанкционированные шествия на территории Мосгорсуда против «кощунниц», стреляют из пейнтбольных ружей по «неприлично» одетым девушкам.

Людей ограниченных, живущих в рамках канона, может оскорбить любое явление, выходящее за его пределы. Они вечно будут стремиться заставить окружающих принять их правила и угрожать расправой за отказ сделать это. Когда-то само сомнение в вере её фанатики воспринимали как оскорбление и сжигали «инакомыслящих» на кострах. Неопределимая грань – «чувства верующих».

В нашем всё более погружающемся во тьму суеверий обществе большой процент тех, кто верит в астрологические прогнозы, битвы экстрасенсов, откровения о барабашках и полтергейстах. Можно относить данное явление к невежеству, чудачеству или сокровенному знанию избранных, но было бы странно, если бы смех по поводу всемогущего мага, что «получил козу», сочли бы за оскорбление. Явления аналогичного порядка – перформансы или карикатуры, так или иначе задевающие мировые религии. Они не несут угрозы чьей-то жизни, здоровью, имуществу, не направлены на умышленное унижение чести и достоинства, на сокрушение столпов веры для исповедующих её. Они обращены к той части общества, что не разделяет религиозной картины мира. Легко представить атеистов, что говорят: смейтесь над нами, обезьяним потомством, критикуйте и опровергайте науку, пляшите на монографиях астрономов и физиков, клеймите философские концепции, излагайте свой взгляд на историю! Никто из них не пойдёт в суд с жалобой. Умные аргументы заставят снова работать мысль, глупость просто не удостоится внимания. Живущие в нынешнем пёстром и тесном мире люди должны быть способны адекватно реагировать на другое, чужое, разнородное.

Попытка оградить религию от знания, вопросов, поступков, иронии людей с иным (полагаю, ещё преобладающим) мировоззрением – бредовая идея. Затея с уголовным преследованием за оскорбление чувств верующих, вплоть до пятилетних сроков лишения свободы – это возрождение инквизиции. Вот что направлено на принесение реального вреда, вот что действительно должно оскорбить чувства.

Кощунство – глумление не исключительно над религиозными святынями, но вообще над тем, что свято и дорого кому-нибудь. Думаю, многим, кроме меня, дороги и святы светскость, научное знание, духовная свобода, возможность всестороннего обсуждения тех или иных проблем. Похабные надписи на стенах церквей, пляски на амвонах, спиливание крестов – безусловно, неприемлемое хулиганство, с этим нужно бороться. Лично я люблю и деревянные церкви Руси, и каменные соборы, мною уважаемы люди, трепетно молящиеся за спасение душ. Но я также не желаю, чтобы государство с подачи церкви пилило мои кресты – право на мнение, свободный взгляд, творчество, художественный образ.

Есть «монастыри», где религиозный устав совершенно не к месту.

Вы здесь: Главная Идеология, экономика, политика Уроки терпимости от атеистов.