Россия лишь имитирует участие в «битве за Сирию»
А тем временем сносит пощечину, нанесенную Турцией, которая позволила себе задержать наш самолет
Обе стороны сирийского конфликта готовы рассмотреть возможность перемирия на период мусульманского праздника Курбан-байрам, который наступит в этом году 26 октября и продлится три дня. Соответствующие заявления в ответ на озвученную накануне инициативу спецпосланника ООН и Лиги арабских государств Лахдара Брахими сделали представитель МИД Сирии Джихад Макдиси и лидер оппозиционного Сирийского национального совета Абдель Бассет Сейда.
Обе стороны, правда, обусловили прекращение огня положенными в таком случае риторическими условиями. Абдель Бассет Сейда подчеркнул: «Если власти не будут соблюдать перемирия, то Сирийская свободная армия также возобновит боевые действия». А Джихад Макдиси заявил, что «сирийское правительство готово обсуждать это предложение», но прекращение войны зависит также от мятежников и, главное, от их иностранных покровителей.
Теперь Лахдара Брахими ждут в Дамаске для обсуждения выдвинутой им инициативы. Лидер сирийской вооруженной оппозиции, впрочем, вряд ли появится в Дамаске: он обосновался в столице Катара Дохе. Ну а уж об иностранных наемниках, воюющих против режима Башара Асада, и говорить не приходится: об их участии в перемирии Брахими надо договариваться с Саудовской Аравией, Катаром, США, Турцией и ЕС. Столько столиц враз и объехать-то трудно. А если там о перемирии вовсе не мечтают…
Пока же между войсками Асада и повстанцами идет ожесточенное сражение за город Маарет аль-Нуман, расположенный в провинции Идлиб на шоссе, соединяющем крупнейшие города страны – Дамаск и Алеппо. Как сообщает «Лента.ру» со ссылкой на британскую The Guardian, город, захваченный повстанцами 9 октября, подвергается постоянным артиллерийским обстрелам и авианалетам. На помощь правительственным силам, выбитым за пределы Маарет аль-Нумана, направлены как минимум три колонны войск, однако они завязли в боях с повстанцами на подходах к населенному пункту. Так, одна колонна ведет бои на шоссе в 15 км от города, еще две находятся в окрестностях города Хан-Шейхун, расположенном в 30 км к югу от района основных боевых действий. Тем временем повстанцы, пользуясь отсутствием подкреплений противника, сумели взять в кольцо военную базу, расположенную на восточной окраине города, и пытаются взять ее штурмом.
Что это за «повстанцы», откровенно признались вчера американской The New York Times пожелавшие остаться неназванными американские официальные лица и дипломаты. По их словам, большая часть вооружений, переправляемых сирийской оппозиции со стороны Саудовской Аравией и Катара, оказывается в распоряжении исламистских экстремистов. США, напомним, утверждают, что не поставляют напрямую оружие боевикам, однако, как рассказали американскому изданию официальные источники США, большинство сирийских оппозиционных группировок, получающих оружие со стороны Эр-Рияда и Дохи, представляют именно те силы, которые Вашингтон не поддерживает, считая их угрозой для региона.
Большая часть легкого и тяжелого стрелкового оружия, гранат и боеприпасов, которые поступают в зону сирийского конфликта из Катара и Саудовской Аравии, распределяются среди боевиков на территории Турции, преимущественно на приграничной с Сирией территории, рассказывают источники. При этом никакой контроль за раздачей оружия фактически не осуществляется, а многие «свободные сирийцы» запасаются смертельными игрушками, закапывая их «на черный день». И этот хаос с распределением оружия в Турции с большой долей вероятности может привести к тому, что радикальные исламские группировки, сотрудничающие с «Аль-Каидой», окажутся вооруженными до зубов и получат преимущество в случае нового кровавого конфликта в Сирии, который последует за возможным падением Башара Асада.
Озаботившись данной проблемой, в прошлом месяце в Турции с необъявленным визитом побывал даже глава ЦРУ Дэвид Петреус. Но источники в дипломатическом ведомстве США пояснили «Российской газете», что «действенных рычагов влияния на Саудовскую Аравию и Катар в этой ситуации у нас просто нет». «Если мы будем давить на Эр-Рияд и Доху, требуя прекратить поставки оружия, то просто испортим с ними отношения. В прошлом году мы уже просили их не вводить войска в Бахрейн во время всплеска демонстраций с требованиями демократических перемен, но саудовцы и катарцы нас слушать не стали и практически задавили протесты, оккупировав эту маленькую страну», – рассказали российскому изданию американские дипломаты.
Впрочем, все эти «озабоченности» Вашингтона по поводу опасных последствий вооружения сирийской оппозиции (а на самом деле – по преимуществу иностранных наемников, воюющих против режима Асада) выглядят явно лукаво на фоне откровений, время от времени громогласно срывающихся с уст официальных высокопоставленных американских лиц. Вчера, например, постпред США при ООН Сюзан Райс, выступая на заседании в Совбезе ООН по Сирии, заявила, что Соединенные Штаты не будут дожидаться всех членов СБ ООН, чтобы оказаться на «правильной стороне истории». Иными словами, Вашингтон уже почти готов окончательно растоптать современное международное право и без всякой санкции Совбеза ООН вмешаться со своими союзниками во внутрисирийские дела. И в этом смысле инициатива спецпосланника ООН г-на Брахими выглядит достаточно утопической, считает известный эксперт по делам данного региона, руководитель Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
«Что бы ни делал господин Брахими, его шанс по реализации идей, которые могут вывести на какой-то мирный уровень ситуации в Сирии, абсолютно минимален, – сказал эксперт в интервью «Голосу России». – На самом деле Лахдар Брахими делает последние попытки, чтобы спасти положение. Думаю, что ему этого не дадут. Слишком много государств заинтересовано в том, чтобы этот план не состоялся, чтобы не было никакого прорыва в сирийской проблеме. Дело в том, что Соединенные Штаты, страны Запада, даже очень многие арабские государства крайне заинтересованы в том, чтобы в Сирии был другой режим, другая политическая система. Так получилось, что Сирия сегодня является некой ареной для выяснения позиций. Это поле битвы двух гигантских сторон: с одной стороны – Соединенные Штаты, страны Запада, Израиль, достаточно большое количество арабских государств, а с другой стороны – Иран, Россия и Китай. На Сирии разрабатывается, апробируется сценарий развития событий и применение тех планов, которые замышляет Запад во главе с Соединенными Штатами. Если они, так сказать, проглотят Сирию, раздавят, уничтожат, просто уберут и поставят туда свою марионетку, послушного, совершенно зависимого человека, это вдохновит их. И они почувствуют, что их потенциал достаточен для того, чтобы уже вплотную подойти к Ирану».
Здесь, правда, хотелось бы несколько уточнить слова эксперта насчет того, что Сирия якобы стала ареной битвы двух сторон, к одной из которых им причислена и Россия. Да, Москва ведет себя в сирийском вопросе далеко не так, как ранее в ливийском, но что-то все-таки пока не дает оснований говорить о том, что Россия участвует в «битве». Похоже, по исторической инерции, благодаря доставшемуся ей по наследству от предков места в Совбезе ООН, она просто притормаживает кровавую развязку в Сирии, но не более того. И это – даже не вина российской дипломатии: таков внутренний настрой нынешней российской элиты, который дипломаты вынуждены отрабатывать. Чего только стоит отсутствие реакции на безосновательное задержание нашего гражданского самолета в Турции, чего по определению не может допустить сколь-нибудь уважающая себя держава!
А ведь взятие Западом «сирийского рубежа», быть может, грозит в первую очередь даже не столько Ирану, как об этом сейчас принято судить, а самой России. «Есть мнение, – поясняет Раджаб Сафаров, – что после Сирии они не нападут, вопреки ожиданиям, на Иран, а близко подойдут уже к России. Они не могут напрямую заняться организацией крупных конфликтов, но могут попытаться дестабилизировать обстановку в самой России, чтобы Россия ощущала изнутри серьезные проблемы».
Что же касается реакции Москвы на задержание Турцией самолета, то эксперт просто разводит руками: «Фактически это оскорбление, это – пощечина России. Они (турки) прекрасно знали, что самолет летит из Москвы, большинство пассажиров – российские граждане. И подвергать жизнь и здоровье российских граждан серьезной угрозе насильственно посадить самолет – это на самом деле не считаться с интересами такого крупного государства, как Россия. По большому счету, если бы я имел рычаги воздействия и был близок к принятию решения в руководстве России, я бы заморозил хотя бы туризм с Турцией. Мы подпитываем экономику Турции. Фактически они живут за счет наших денег и плюют в нашу сторону. Что за страна Турция? Это – практически дотационное государство, живущее на деньги других государств. Они играют с европейцами, Западом на нашем и на иранском поле. Издеваются над иранцами, кстати говоря. Вы помните, что они подписали огромный договор с Ираном: «мы будем покупать у вас миллиарды кубометров газа, постройте нам трубопровод, газопровод». Иран построил на свои деньги, поскольку у Турции на это не находились деньги. И когда трубопровод был построен за три года за три миллиарда долларов и были подписаны контракты на 10 лет, Турция отказывается. Говорит: «ваш газ не подходит по техническим характеристикам». Это – шантаж, давление! Чего они хотят? Снижения цены. Они уже более 20 лет находятся в предбаннике Европейского союза. Их не пускают туда. Они хотят показать свою лояльность, свою особую приверженность к западному стилю, демонстрацию светского исламского государства, и в этом деле они, в общем, преуспели. Они сделали больше, чем от них ожидали. Даже американцы, многие европейские государства не позволили бы себе такую роскошь – собственно говоря, в открытую оскорбить чувства и национальные интересы России»
Читать полностью:http://www.km.ru/world/2012/10/17/siriiskii-krizis/695106-rossiya-lish-imitiruet-uchastie-v-bitve-za-siriyu.