Кремль вспомнил об аксессуарах свободы
Олег Султанов
Чем дальше жизнь отдаляет нас от времен СССР, тем чаще задумываешься над вопросом: наши нынешние руководители больше всего переживают за судьбу буржуазно-демократических институтов в России или за будущее ее народов?
Да и вообще, на какую идеологию опирается Кремль в своей внутренней политике?
Как известно, в 1991 году сфера господства могущественной советской империи сократилась до размеров Российской Федерации, населению которой волевым решением чиновных предателей было предложено перейти от строительства коммунизма к восстановлению каркаса капитализма. Ясно, что этот переход требовал соответствующих аксессуаров, и в первую очередь – понятной народу идеологии.
И вот, не прошло «всего» и четверти века, как в середине октября нынешнего года в администрации президента России, наконец-таки, создано управление по общественным проектам. Его сотрудники, как стало известно из источников в Кремле, будут налаживать патриотическое воспитание, взаимодействовать с гражданским обществом и укреплять его (общества) духовно-нравственные основы. То есть заниматься идеологией.
Конечно, хочется верить, что новая чиновничья структура будет играть привлекательную роль в повседневной политической действительности России, превратиться в эффективное средство построения реальной демократии в нашей стране, будет служить интересам всей нации, а не узкоэгоистическим устремлениям отдельных ее представителей. Таким, например, как бывший заместитель председателя правительства Иркутской области - министр экономического развития и промышленности этого региона Игорь Корнеев. Этот 33-летний глава департамента по взаимодействию с государственными органами ОАО «ТНК-ВР» был недавно задержан сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ по подозрению в покушении на мошенничество, связанном с продажей высоких должностей в органах государственной власти. По словам полицейских, этот бывший министр заверил двух бизнесменов в том, что организует для них кадровые решения о назначении на должности руководителя управления внутренней политики администрации президента РФ и заместителя руководителя аппарата полномочного представителя президента по Центральному федеральному округу. И, якобы, им эти назначения обойдутся «всего лишь» в $ 6 млн.
При получении аванса взятки Корнеев был задержан, и, как сообщили в МВД России, «…В ходе личного досмотра у бывшего чиновника изъяты удостоверения заместителя председателя правительства Иркутской области, члена правительства России и ветерана служб контрразведки».
Весьма показательно, что всего 4 месяца, когда Корнеев еще являлся министром, была арестована его заместитель Рита Низамова – за получение взятки. Именно после этого факта чиновник моментально вышел в отставку и уехал из области.
Такой вот ушлый «ветеран контрразведки», который уже в 28 лет был назначен заместителем руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, а с 2009 по 2011 годы являлся заместителем гендиректора ОАО «Центр управления непрофильными активами атомной отрасли». Пребывание на ответственных должностях не помешало его «научной карьере», и возраста Христа он достиг, будучи уже доктором экономических наук.
Если вина Корнеева будет доказана в суде, то именно пример его «успешной» карьеры говорит о том, что у нас во власти еще немало прохиндеев, проталкиваемых Кремлем на самые верхи служебной иерархии. Ситуацию четко характеризует доктор политических наук Владимир Пастухов:
«Насаждаемые криминалом нравы корежат нравственные устои русского народа. Под его давлением начинает работать отрицательный «социальный лифт», который вытаскивает на поверхность все самое гнилое, что можно найти в народной гуще. И, наоборот, все доброе, светлое, истинно христианское выкорчевывается в народной душе. Формируется негативная матрица поведения, из которой можно выскочить, только отправившись во внутреннюю или во внешнюю эмиграцию. То же самое происходит со всеми социальными и политическими институтами. Вместо того, чтобы стабилизировать общество, защищая его от хаоса, они привносят хаос в общественную жизнь, революционизируя Россию похлеще любой оппозиции…».
То есть чиновники, берущие взятки, представляют именно для властей более серьезную и реальную опасность, чем «народные трибуны», размахивающие на улицах столицы стягами разных оттенков. И, кажется, Кремль это начинает понимать, если решил всерьез заняться идеологией. В приведенном мною примере с задержанным Игорем Корнеевым также наличествует уверенность в том, что этот бывший министр обязательно будет осужден к серьезному сроку лишения свободы. Во-первых, уровень работы МВД России, хочется верить, несколько повысился, и просто так извещать публику об этом уголовном деле МВД не стало, если бы не было уверено в его положительной реализации. Во-вторых, Корнеев обещал, якобы, за взятку должности, на которые назначаются указом президента, то есть фактически намекнул взяткодателям на участие в коррупционном процессе самого президента, который, наверное, о выкрутасах Корнеева не ведал. И такой подло-вольной окраски намек, думаю, обойдется Корнееву в несколько дополнительных лет пребывания в колонии строгого режима. Хочу сказать, что глупые бравады – понты Корнеева (мол, могу обеспечить подпись президента!) свидетельствуют не только об ущербном уме этого доктора наук, но и о его неуемной жадности. И, полагаю, сейчас уже никакие (если они имеются) коррупционные связи не спасут жадного до денег чиновника. Видимо, он очень хотел ускорить процесс своего попадания в число 1950-ти россиян, чье состояние превышает $ 50 млн. А, к примеру, в Индии и Бразилии, которые подружились с капитализмом намного раньше, чем РФ, таких людей меньше, в Индии – 1550, в Бразилии – 1500. Думаю, многие наши беды связаны с тем, что имущественное неравенство в России является самым высоким на планете. По данным доклада Global Wealth Report, в нашей стране на долю 100 миллиардеров приходится 30% от общего благосостояния всех граждан России. Для сравнения: в мировом масштабе на долю миллиардеров приходится менее 2% от общего благосостояния. Предполагаю, работникам нового кремлевского управления по общественным проектам хорошо известно, что более всего подвержено социальным конфликтам то общество, в котором преобладает чувство неравенства. Сегодняшняя ситуация в России свидетельствует о том, что некоторые высокопоставленные чиновники как бы «не услышали» может даже искренние слова В. Путина: «Олигархов надо «поставить в стойло», заставить их работать по закону, платить налоги, а за счет поступлений налогов решать социальные задачи…».
В то же время, исторический опыт многих ныне экономически мощных государств свидетельствует о том, что нельзя делать ставку только на одного администратора, даже умного и решительного. Еще в ХVIII веке немецкий поэт и просветитель Иоганн Зейме подчеркивал: «Народ, который может быть спасен лишь одним-единственным человеком, заслуживает кнута…».
Знающий историю Германии Владимир Путин, думаю, согласится не только с И. Зейме, но и с другим европейским государственным деятелем англичанином Ричардом Шериданом, утверждавшим, что «Народ, зависящий от воли одного человека, не может сохраниться, да и не заслуживает этого…».
Думаю, вполне понятно, почему В. Путин, вяло поддерживающий и общественно-гражданские стремления, и народные инициативы по улучшению жизни в стране, решил создать новую кремлевскую структуру, которая как бы займется детальной проработкой этих инициатив. То есть гражданам страны направлен из Кремля посыл: общество и руководители государства будут вместе определять приоритеты дальнейшего развития России, разрабатывать государственную идеологию.
Но не получилось бы так, что новая структура станет орудием насаждения в России выгодных только власти политических решений.