За расказачивание на Кубани мстят рассовхозиванием
09.11.2012
Черноморский округ Кубанского казачьего войска приостановил несение госслужбы. Казаки просят Генпрокуратуру расследовать, как первый в мире казачий совхоз был забран у них и переведен в частную собственность. Эта сделка привела к конфликту казаков с кубанским вице-губернатором, по совместительству атаманом Кубанского казачьего войска. В ходе конфликта администрация Сочи уволила Почетный казачий караул Черноморского казачьего округа, который должен был встречать гостей Олимпиады-2014. При этом чиновники много лет не дают построить в Сочи казачий культурно-досуговый центр. Сейчас казаки-черноморцы впервые показали, что кубанское казачество способно задавать вопросы власти и быть элементом гражданского общества, а не винтиком в системе вертикали власти.
Где ты, вольница?
Однако в ноябре 2007-го войско возглавил кубанский вице-губернатор Николай Долуда. Казачья РАДА и казачье Правительство были по сути упразднены (официально ― переименованы). Их функции теперь выполняет Совет атаманов. Вопросы распределения бюджетных средств он уже не решает, их взял на себя атаман Долуда. Более того, атаман создал в войске экономический отдел, который стал собирать информацию о недвижимости и прочих активах казаков.
С приходом нового атамана администрация Краснодарского края создала Государственное Учреждение «Казаки Кубани». И если раньше бюджетные средства шли непосредственно на счет Кубанского казачьего войска, теперь финансирование пошло через учреждение. Более того, раньше казаки официально числились в Кубанском казачьем войске, получали зарплату за работу дружинниками в полиции, в наркоконтроле, на погранзаставах. Теперь их из войска уволили, оформив в том самом ГУ «Казаки Кубани». Атаманы, есаулы, сотники стали числиться как «администраторы» и «специалисты». То есть стали чиновниками.
Без коня и коровы
В конце 90-х Кубанское казачье войско выкупило разоренный совхоз в Абинском районе Кубани. За несколько лет из него сделали преуспевающее сельхозпредприятие. Работники получали зарплату, что в сельской местности случается не так часто. К 2005 году у предприятия была тысяча Га земли, поля, конюшни, зарыбленные пруды. Все это было оформлено как ООО «Атамана Антона Головатого», названное в честь легенадарного кубанского атамана 18 века.
«Совхоз был собственностью Кубанского казачьего войска, земля была наша, казачья, ― рассказывает Юрий Сердюк, бывший председатель казачьего совхоза, один из учредителей и основателей ООО. ― Потом пошла тема, что совхоз стал банкротом. Его ставили на продажу, теплицы в металлолом сдавали. Потом совхоз вообще продали».
Прокуратура Абинского района Кубани в своем письме указывает, что Кубанское казачье войско продало совхоз по договору от 01. 07. 2008 г. Согласно отчету Национального кредитного бюро, сейчас совхоз является частной собственностью. В Уставе Кубанского казачьего войска сказано, что порядок распоряжения собственностью определяет ежегодный войковой сбор. То есть отчуждение собственности должно выноситься на всеобщее обсуждение. «Атаман Долуда с нами вопрос не обсудил! И дело даже не в законе. Дело в казачьих традициях. Не может атаман самовольно раздавать казачье добро», ― возмущается Юрий Сердюк.
В нашем распоряжении оказалась годовая бухгалтерская отчетность совхоза за 2007 год. Из отчетности следует, что оборотные активы ООО в 2007 году выросли. Например, количество сырья и материалов увеличилось почти в два раза. Примерно на столько же выросло количество животных. То есть банкротством в совхозе не пахло. Тогда зачем была нужна продажа? Думаю, это предприятие воплощало в себе идею: казачество как структура, которая может жить на самоокупаемости. А значит, не зависеть от бюджетных вливаний. А потому быть полноценным собеседником и, если надо, критиком власти. И именно этого, надо полагать, опасались в кубанской администрации. И, вероятно, поэтому единственный в мире казачий совхоз ушел из войска в частную собственность.
Олимпиада без казаков
В прошлом году предприятие «Кубаньэнерго» хотело провести ЛЭП над казачьей станицей в Сочи. Но казаки энергетиков не пустили, поскольку тянуть провода над домами запрещено законом. Тогда пришла полиция и применила к казакам силу. Кое-кого попытались затолкать в полицейские машины, но казаки своих отстояли. Войсковой атаман Долуда в это время был в Сочи, но конфликта как бы не заметил. Сочинских казаков это задело. Однако атаман Черноморского казачьего округа (ЧКО) Игорь Потехин, которому подчиняются казаки на побережье, против войского атамана выступать не стал.
Впрочем, вольного поведения сочинским казакам все равно не простили. Дело в том, что Игорь Потехин создал Почетный казачий караул Черноморского округа. В полном казачьем обмундировании 22 казака встречали делегации в сочинском аэропорту, присутствовали на Международном экономическом форуме. Планировалось, что этот самобытный отряд будет встречать гостей Олимпиады-2014. Но после конфликта с «Кубаньэнерго» Почетный казачий караул ЧКО расформировали. «Эти казаки были оформлены в муниципальном учреждении. А когда мы вышли против энергетиков, администрация Сочи сразу всех уволила», – рассказывает атаман ЧКО Игорь Потехин (на фото).
Отсюда и началось непонимание. В минувшем мае оно окончательно переросло в конфликт. В Краснодаре готовилось заседание Совета атаманов, и черноморский атаман Потехин хотел предложить ряд вопросов для обсуждения. «Предложил обсудить, почему руководство войска, вопреки казачьим традициям, отдало в частную собственность казачий совхоз. Попросил показать устав учреждения «Казаки Кубани». Хотел выяснить, кто там в учредителях»,– говорит Игорь Потехин.
В прежние годы любой казак на РАДЕ мог встать и задать любой вопрос. Но с приходом атамана Долуды, на Совете атаманов, повестка дня стала согласовываться заранее и утверждаться его приказом. Так что задать свои вопросы Потехин не смог. А 18 мая пришел приказ Долуды о снятии любознательного атамана с поста.
Впрочем, вопрос о снятии атамана, согласно Уставу войска и, опять же, традициям, решается на сборе казаков, а не единолично войсковым атаманом. А потому черноморские казаки назначили на 11 июня сбор. Однако накануне все места, арендованные в Сочи для его проведения, вдруг оказались заняты. В последний момент казакам все-таки удалось арендовать зал в санатории «Кудепста», но сорвать сбор попыталась прибывшая полиция во главе с вице-мэром Сочи.
Сбор черноморских казаков выразил недоверие атаману Долуде, оставил Игоря Потехина на посту атамана Черноморского округа, а также обратился в Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ по факту продажи казачьего совхоза руководством войска. Сейчас этот запрос рассматривает прокуратура западного округа Краснодара, а по Следственному комитету результат пока неизвестен. Атаман Долуда сделал ответный ход, подав против Потехина судебный иск. На заседание явились 20 черноморских атаманов, поддержавших Потехина, но Центральный райсуд Сочи встал на сторону вице-губернатора Долуды и признал казачий сбор 11 июня недействительным.
Тогда мятежные казаки провели его вновь, продублировав решения своего предыдущего сбора. После этого начались странные перемены и внутри Кубанского казачьего войска. В Черноморском казачьем округе появилось несколько новых самопровозглашенных обществ, которые стали выступать против Потехина. «Новые организации принимаются в Черноморский казачий округ только решением казачьего сбора. А эти сами себя провозгласили членами ЧКО, их никто не принимал», ― говорит Игорь Потехин.
(казачий сбор голосует за Потехина)
Атамана Потехина поддержало большинство районных обществ округа: Туапсинское, Лазаревское, Сочинское городское, Адлерское. Против поддержавших начались репрессии. «Меня вызвали в мэрию Сочи и сказали сложить полномочия. Обещали уголовное дело, я получил очень серьезные угрозы», ― рассказывает атаман Адлерского отдела, Владислав Лавриненко. Сейчас атамана Туапсинского общества ― старейшего атамана округа, родового казака Анатолия Пахтусова ― войсковой атаман Долуда снял единоличным приказом.
Вместо Игоря Потехина Долуда назначил некоего человека по фамилии Куц. В знак протеста против вмешательства чиновников в дела казачества Черноморский округ Кубанского казачьего войска приостановил несение госслужбы. Теперь казачьи дружины в ряде городов не патрулируют улицы совестно с полицией, не дежурят на погранзаставах вместе с пограничниками. Миф кубанской власти о монолитном казачестве, послушно выполняющем ее команды, рухнул.
Герой на болоте
В 90-х годах потомственный казак, атаман сочинского поселка Дагомыс Анатолий Суворов осушил в поселке болото. Получился земельный участок площадью почти в пол-гектара. На этой земле Анатолий Суворов решил построить казачий Культурно-досуговый центр, подготовил все документы. Но администрация Сочи сделала в документах ошибку, вроде как ненарочно: вместо реальной площади 0, 43 Га указала вдвое меньше. Из-за этого чиновники 4 года не издавали постановление о предоставлении земли в аренду поселковому казачьему обществу.
Когда Суворов наконец добился постановления, выяснилось, что половину участка администрация Лазаревского района Сочи уже выделила Герою России Виктору Величко (по закону, человек со званием Героя России имеет право получить от государства квартиру или участок). Величко обнаружился в одной из воинских частей Москвы. С ним беседовал казак Владимир Ильин. «Величко оказался нормальным офицером. Рассказал, что на него вышли люди из Сочи, и он за вознаграждение подписал доверенность об оформлении земельного участка на него и о передаче земли в аренду некоему Эксузяну», ― рассказывает Владимир Ильин. Сейчас г-н Эксузян ― депутат горсобрания Сочи от «Единой России».
Постановление о передаче земли Герою казаки отменили через суд лишь в 2009 году. Вновь подготовили кипу документов для строительства культурно-досугового центра. Но землю им так и не отдали. «Архитектор Сочи, Шевейко, вдруг переадресовал нас в Департамент имущественных отношений, ― рассказывает Анатолий Суворов. ― Потом отправил нас в администрацию Лазаревского района. Оттуда нас отправили обратно к Шевейко. А у него все документы пропали».
Казаки считали, что построить казачий культурно-досуговый центр не дают местные чиновники. И были поражены, когда на горизонте замаячил войсковой атаман, вице-губернатор Долуда.
Давайте разбираться. Есть две разных организации: Кубанское казачье войско и Всекубанское казачье войско. Кубанское войско официальное, внесенное в государственный реестр казачьих обществ РФ. Всекубанское же войско неофициальное, нереестровое. И в Дагомысе было два казачьих общества: одно от Кубанского казачьего войска, другое от Всекубанского. Официальное общество, Кубанского войска, возглавлял Анатолий Суворов. Неофициальное, Всекубанского войска, возглавлял бывший участковый Титков.
Эти две организации никак не пересекались. В 2010 году в неофициальном обществе, Всекубанского войска, атаман Титков сменился на атамана Кириченко. Таким якобы было решение казачьего сбора. Однако протокол этого сбора сфальсифицировали: вместо Всекубанского войска написали туда Кубанское. И получилась подмена: атаман переизбрался в неофициальном обществе, а протокол получился о переизбрании атамана в официальном обществе, Кубанском. Так место Анатолия Суворова по фальшивому протоколу занял Олег Кириченко. То, что протокол недостоверный, доказано решением Центрального районного суда Сочи от 31.10.11. и впоследствии подтверждено кассационным определением.
Однако на основании фальшивого протокола атаман Кубанского казачьего войска Долуда признал Олега Кириченко атаманом Дагомысского общества Кубанского казачьего войска. После этого Кириченко написал в ФРС заявление об утере документов общества и получил новые, где он уже числится руководителем. И вот тут-то администрация Сочи наконец отдала землю в аренду казачьему обществу. Половину участка. А другую половину суд вновь вернул Герою России Величко. Незаконно смещенный атаман Анатолий Суворов снова судится, и приводит слова, сказанные ему в мэрии Сочи: «Что нам ваши законы? У нас есть приказ атамана Долуды».