План новой индустриальной революции Америки
http://forum-msk.org/material/fpolitic/9633448.html
Олег Сергеев09.11.2012
Волны прогресса, наступающие с полувековой периодичностью на человечество, оставляют в наследство груз ошибок и несбывшихся надежд.
Сегодня мир продолжает пожинать плоды индустриальной эпохи, усугубленной последствиями НТР начала 60-х годов прошлого столетия.
Иллюзия всевластия человека над природой в наше время непостижимым образом смыкается с ошибочным прогнозом замены человека машиной с функциями учителя. Дискретность программ ЭВМ формирует у человека “клиповое”, фрагментарное сознание, которое при анализе фактов заменяет ему интеллект тестом и ставит во главу угла первобытный метод проб и ошибок.
Индикатором пороков сознания служат катастрофы на море, с точностью до мелочей повторяющие “Титаник” столетней давности, и многократно более масштабные нового времени - АЭС в Тримайлайленд, ЧАЭС, Фукусима и СШГЭС.
СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОЗРЕНИЕ
Надо отдать должное прагматизму американцев, - еще до наступления черной полосы антропогенных катаклизмов осознавших необходимость смены курса НТР на курс новой индустриализации, с опорой на интеллектуальный ресурс нации и источником активности получения новых знаний, сохранении и приумножении опыта, составляющих платформу конкурентных технологий и инноваций.
Угрозу своему мировому лидерству США усматривают в потере молодыми американцами интереса к естественным и техническим наукам. Только 15 % выпускников вузов выбирают эти специальности, и только один из 550 поступивших в высшую школу получает статус профессионального ученого.
Главной причиной этого явления служит зараженность образования тестированием, что ведет к утрате школьниками способности понимать прочитанное (дислексия), незнании элементарной алгебры и неспособности четко формулировать излагаемые мысли. Пробелы в образовании закрывают американцам – выходцам из этнических меньшинств и беднейших слоев населения путь к высшему образованию и росту своего социального и имущественного статуса.
9 августа 2007 г. Конгресс США принял федеральный закон о национальной научно-технической и образовательной политике. Его сокращенное название «Закон о соревнующейся Америке». Официальное название, раскрывающее его содержание, гласит: «Америка создает возможности для целенаправленного укрепления своего превосходства в технологии, образовании и науке».
РАВНЕНИЕ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ СССР
Первый, наиболее трудный этап системного анализа содержания указанного ФЗ взял на себя сотрудник Института проблем развития науки при Президиуме Российской академии наук Г.С. Хромов.
Изучение материалов данной публикации подтверждает факт: за широтой охвата законодателями США научно-технических и образовательных проблем традиционно просматривается опыт и принципы организации плана ГОЭЛРО, - первого в мировой практике проекта восстановления и модернизации экономики на базе инновационного развития самых передовых технологий эпохи.
Идеолог ГОЭЛРО Ленин руководствовался следующей стратегией: “Составить проект электрификации России - это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства”.
Хорошо известно, что главным фактором инновационного прорыва СССР стал научный приоритет форсированной электрификации, объединившей усилия всего общества на развитии тяжелой индустрии.
Локомотивом проекта индустриализации Советской России в 20-е годы, и США в наши дни стало образование, интегрирующее науку и производство.
В докладе “Пятилетний план развития народного хозяйства Союза ССР” на V Съезде Советов в мае 1929 г. Кржижановский отмечал: “...мы имеем поразительное совпадение научного анализа, того анализа, который был нашим преимущественным средством в ту пору, когда мы составляли план ГОЭЛРО, с данными больших и сложных расчетов, которыми располагали при выработке пятилетки”.
Факты истории с необходимостью направляют второй этап анализа Закона Америки через фильтр проектного подхода к решению масштабных проблем.
С учетом изложенного в подготовке новой редакции текста ФЗ были использованы ранее опубликованные материалы по проектному подходу, в том числе: “Программирование прогресса. К 90-летию плана ГОЭЛРО”, “Когда проект становится оружием технологического прорыва”, “Cекрет Аненербе: инновационное наследие Третьего Рейха”, “Инноград Сколково: русская ДАРПА, да не та”, “Реформа российской армии: экспертиза проекта” и другие.
Пример реализации автором указанного подхода в условиях РФ представлен в работе “Проект государственной системы патриотического воспитания”
Приоритет психологии человека обеспечил развитие системы, создавшей условия для принятия за 10 лет трех госпрограмм патриотического воспитания и решения задач, поставленных Президентом РФ в этой области.
ЗАКОН О СОРЕВНУЮЩЕЙСЯ АМЕРИКЕ
1. Бюро по научной и технологической политике. Широкий взгляд на науку со стороны Правительства
Вступивший в силу через 87 лет после ГОЭЛРО «Закон о соревнующейся Америке» обязал Президента США подготовить общенациональный саммит и доклад о состоянии сферы естественных наук, технологий, инженерии и математики.
Подготовка ежегодного доклада возлагается на Бюро по науке и технологиям, которое заключает контракт на 4 года с Национальной академией наук.
Содержание доклада сводится к следующим комплексным проблемам:
– стимулирование инновационной активности различных общественных групп, организация открытого диалога между бизнесом, властями, акционерами с учетом отдаленного влияния научно-технологического прогресса на здоровье и другие общественные ценности.
– законодательство, поощряющее инновационную деятельность;
– критическая оценка механизма федерального финансирования инновационной деятельности, увеличение приоритетного финансирования научно-технических проектов и программ, запланированных на 5-летний срок, начиная от даты представления доклада.
– расширение вложений интеллектуального ресурса в развитие инновационного производства, объединение усилий промышленности, бизнеса и университетов в интересах уменьшения деловых рисков, их компенсация при долговременных вложениях в инновационные проекты;
– влияние федерального образовательного стандарта по естественным наукам, математике и навыкам чтения на интенсивность притока студентов и вовлечения в инновационную деятельность высшей школы, обладателей академических степеней и на приобретение высокой квалификации специалистами рабочих профессий 21-го века из сельских и экономически неблагополучных регионов.
Символы инноваций
Веру в успех плана ГОЭЛРО вселяла духовная энергия ораторского мастерства, темперамент и магия жестов вождя, ритуалы, символы электрификации, издание для массового читателя книг и пособий авторитетных ученых, музеи, памятники и монументы. Ставшая исторической аббревиатура ГОЭРЛО явилась результатом напряженной работы мысли. Приоритет духовности проявился в германской Аненербе и американской ДАРПА.
В новом ФЗ указанная традиция продолжена в получении статуса «Национальная технологическая и инновационная медаль» для ранее учрежденной медали «За технологии и инновации».
Закон стимулирует создание в общеобразовательных школах специальных классов для наглядной демонстрации результатов исследований и разработок.
Предусмотрено также ежегодное проведение «Дней естественных наук, технологии, инженерии и математики» со специальными тематическими уроками.
Тем самым реанимируется идея политехнизацию школ эпохи СССР.
Научное обслуживание производства
Успех технологического прорыва определяет стратегическая связь производства с наукой. “Онаучивание” производства и “обинженериввание” науки есть наш очередной лозунг”, - заявил в 1932 году глава Научно-исследовательского совета ВСНХ СССР Николай Бухарин.
В интересах инвесторов и повышения конкурентоспособности в США указанные задачи в рамках ФЗ решает «научное обслуживание» производства.
Научное обслуживание включает в себя индивидуальную деятельность высококвалифицированных и высокооплачиваемых специалистов по комплексному внедрению результатов научных исследований, промышленных технологий, менеджмента, вычислительной техники, теории операций и юриспруденции.
Совместно решить задачу по определению кадровых потребностей и уровня подготовки данных специалистов - менеджеров в сфере научного обслуживания надлежит Национальной академии наук, вузам, корпорациям и заинтересованным общественным организациям.
Директору Бюро по науке и технологиям, Национальной академии наук надлежит через год после вступления ФЗ в силу представить в Конгресс программу поддержки федеральным правительством подготовки контингента указанных менеджеров в сфере научного обслуживания.
Программа «Повестка дня: инновации»
Уникальность проектного подхода плана ГОЭЛРО состоит в синхронизации мыслей каждого исполнителя в широком интеллектуальном потоке поиска лучших решений. «Мы должны, - говорил Глеб Кржижановский, - сосредоточить все наше внимание на самом основном и существенном, и, ориентировавшись в этом направлении, не смущаться грубой наброской остальных контуров. Таким путем мы сможем … избегнуть опасности, которая нам угрожает излишней детализацией плана – потерей основной дороги».
Напомним, работа над планом ГОЭЛРО, начатая в конце января 1920 года, была завершена в последних числах ноября. Ее венцом стало экстренное издание труда Комиссии. По замыслу Ленина этот труд было необходимо 22 декабря вручить делегатам VIII Всероссийского Съезда Советов, где заслушивался доклад Кржижановского об электрификации страны, и принималось по нему решение.
Цели и формат программы «Повестка дня инновации» включают повышение роли правительств, федерального и штатов, университетского сообщества и частнопредпринимательских структур в инновационной активности и конкурентоспособности, что соответствует задачам Комиссии ГОЭЛРО.
Доклад по программе Президенту США и Конгрессу был подготовлен через год после вступления в силу настоящего ФЗ. В дальнейшем программа должна обновляться не реже одного раза в 2 года.
В программе решаются следующие задачи:
– оценка текущего состояния, сильных и слабых сторон США по вопросам поддержки исследований и разработок;
– выработка рекомендаций по усилению мирового лидерства США в исследованиях и разработках, инновациях, включая национальный кадровый потенциал в естественных науках, технологии, инженерии и математике;
Известно, что ключевое звено прорыва - Государственная комиссия (ГОЭЛРО), обладала правом привлекать к работе любые учреждения и отдельных лиц. Всем государственным структурам вменялось в обязанности предоставлять по запросам любую информацию. На постоянной основе в нее входило около 90 человек, другие привлекались по мере необходимости.
В течение февраля 1920 года Кржижановский сформировал команду из 240 человек, включившихся немедленно в разработку плана ГОЭЛРО в соответствии с поэтапным графиком.
Ныне американскую программу разрабатывает аналог Комиссии ГОЭЛРО, - подотчетный Конгрессу и Президенту США Совет по инновациям и конкурентоспособности, координирующий свою работу с Национальным советом по электронике, Советом национальной безопасности и Национальным советом по науке и технологиям.
Заседания Совета проводятся с полугодичной периодичностью под председательством представителя профильного Министерства торговли.
В функции указанного Совета входит:
– оценка законодательства федерального правительства, поощряющего инновационную деятельность, в том числе по финансированию научных исследований, налогообложению, иммиграции, торговле и образованию;
– разработка совместно с заинтересованными ведомствами системы оценки влияния проводимой политики на инновационный потенциал США;
– подготовка рекомендаций по поддержке выбранных направлений инновационной деятельности для Президента и совершенствование контроля их выполнения федеральными агентствами;
– поиск методов оценки эффективности мер Правительства по интенсификации инновационной деятельности с учетом поощрения талантливых индивидуумов и инвестиций в научную инфраструктуру.
Президент США вправе при этом переориентировать работу Совета.
Наряду с Секретарем и руководителями заинтересованных федеральных ведомств в состав Совета входят 50 советников – экспертов по разработке программы «Повестка дня: инновации».
Список кандидатур советников на утверждение Президенту США представляет Национальная академия наук после консультаций с Национальной академии инженерного дела и Национального института медицины и здравоохранения.
Данный список должен представлять все социальные группы США: предпринимателей, наемных работников, этнические меньшинства, беднейшие слои населения и научную интеллигенцию - специалистов по информатике, технологиям, инженерии, высокотехнологичным производствам, образованию и здравоохранению, а также университетское сообщество, неправительственные организации, ведущие исследования и разработки, научные и научно-технические общества.
Обеспечение работоспособности исследовательской инфраструктуры
К исследовательской инфраструктуре относятся крупные научные приборы и средства исследований федеральных ведомств и университетов, доступные для использования всем научным сообществом страны.
Директор Бюро по научной и технологической политике совместно с Национальным советом по науке и технологиям, обязан ежегодно:
- определять обеспеченность американской науки средствами исследований и при необходимости устанавливать очередность их поставки.
- формировать заявки на приобретение за счет средств федерального бюджета нового научного оборудования, ремонт и модернизацию, находящегося в эксплуатации.
- представлять в Конгресс доклад с предложениями по крупномасштабным приобретениям и модернизации научного оборудования и средств исследований с обоснованиями актуальности соответствующих затрат, включаемых в проект бюджетного послания Президента США.
Ведомственные фонды интенсификации научных исследований
В соответствии с установкой Конгресса на ускорение инноваций федеральным ведомствам, проводящим исследования и разработки, надлежит принять меры по интенсификации фундаментальных исследований, имеющих перспективу высоко рисковой практической отдачи за счет актуальности, интеграции на междисциплинарном уровне и научной новизны.
В целях поиска перспективных направлений исследований Конгресс считает целесообразным учредить при указанных ведомствах фонды за счет отчислений от бюджетов исследований и разработок. К годовым бюджетным заявкам на финансирование этих расходов надлежит прилагать сведения о наличии указанных фондов, их описание и отчеты об использовании средств.
Передача и распространение результатов научных исследований
При передаче результатов научных исследований и разработок, проводившихся за счет бюджета, федеральные ведомства руководствуются перечнем общих принципов, установленных Бюро по научной и технической политике совместно с Бюро по управлению и бюджету.
В число общих принципов входит:
- соблюдение ограничений, предусмотренных законодательством США;
- недопустимость искажения научной и научно-технической информации, в том числе при передаче в международный оборот –
- доступность и широта распространения указанной информация для пользователей данного ведомства и для различных общественных групп.
- анонимное рецензирование научных статей в периодических изданиях, публикующих труды американских ученых.
Контроль за соблюдением ведомствами указанных принципов передачи и распространения результатов научных исследований возложен на Бюро по научной и технологической политике
2. Вклад НАСА в сохранение научного лидерства США
По мнению Конгресса роль НАСА в укрепление конкурентоспособности США состоит в интенсификации инновационной активности краткосрочных и долгосрочных программ фундаментальных исследований в естественных науках, математике, технологических исследованиях и разработках, развитии инженерного дела и образования.
В целях интенсификации научных исследований Объединенное бюро по планированию и развитию организует координацию и планирование деятельности НАСА, Национального научного фонда, министерств обороны и торговли, а также других заинтересованных ведомств.
НАСА надлежит представить в Конгресс план повышения эффективности деятельности, в том числе в интересах высшего образования.
Воссоздание критических технологий
По мнению Конгресса, НАСА должно принять ряд мер по сохранению опыта, накопленного персоналом пенсионного возраста;
- организовать документирование опыта работы сотрудников;
- обеспечить ревизию службы архивов,
- учредить меры поощрения передачи пенсионерами своего опыта новым поколениям сотрудников;
Программы научных исследований для студентов старших курсов:
Конгресс считает, что сохранение лидирующих позиций США в физических и математических науках создает условия для развития технологических исследований и инженерного дела в высшей школе.
С этой целью необходимо мотивировать студентов к научной карьере в естественных науках, технологии, инженерии и математике (далее НТИМ) с учетом фундаментальных исследований НАСА и образовательного потенциала астронавтики американского сегмента МКС.
Ежегодные отчеты НАСА должна содержать информацию о выполнении каждой программы, затраченных средствах, числе студентов и преподавателей высшей школы, участвовавших в программах, или применявших их в обучении и для приобретения практического опыта.
3. Инновационные программы Национального института стандартов и технологий
Министерство торговли США, в ведении которого находится Национальный институт стандартов и технологий, финансирует две общенациональные программы института - «Программу технологических инноваций» и «Партнерства для расширения производства», а также обеспечение данного института лабораторным оборудованием, эксплуатационные расходы, строительство и текущий ремонт.
Программа технологических инноваций
В соответствии с ФЗ «Программа передовых технологий» Национального института стандартов и технологий переименована в «Программу технологических инноваций», при этом финансирование грантов, выделенных участникам прежней Программы, сохраняется.
Программа ориентирована на предприятия малого и среднего бизнеса.
При финансовой поддержке из федерального и местных источников данные предприятия, расположенные на территории США, стимулируются к достижению технологического уровня передовых компаний.
Считается, что рост инвестиций в исследования и разработки обеспечит интеграцию производств, расширит выпуск новых промышленных товаров и, тем самым, повысит занятость населения и станет ресурсом технологического развития США и.
В интересах укрепления технологической базы США «Программу технологических инноваций» необходимо координировать с другими программами - федерального или регионального уровня штата.
Национальный институт стандартов и технологий в праве привлекать финансовые средства других федеральных ведомств с учетом их доли в общем объеме вложений в программу.
В задачу Института входит поиск критически важных для США венчурных и высоко перспективных по отдаче исследовательских проектов и распространение данных о результатах, полученных в рамках Программы.
Программа призвана обеспечить защиту интеллектуального продукта научно-технической деятельности, произведенного в США.
При условии неразглашения формулы изобретения Правительство США сохраняет за собой право на неисключительную, непередаваемую лицензию на использование полученных результатов. В целом участники Программы имеют свободу в патентовании своих изобретений.
Конкурсным порядком субсидирования проектов предусмотрено получение грантов как отдельными предприятиями малого и среднего бизнеса, так и совместными с вузами и бесприбыльными научными организациями. При этом федеральные средства должны направляться только на прямые производственные нужды и не могут идти на оплату менеджмента или на бонусы.
При конкурсном отборе получателей грантов директор Института руководствуется следующими критериями оценки рассматриваемого проекта:
- новизна проекта;
- препятствия для более ранней коммерциализации другими фирмами;
- значимость проекта для роста технологического потенциала и развития технологической базы США;
- приемлемость сроков коммерциализации ожидаемых результатов исследований и разработок, масштабы их промышленного внедрения в США;
- перспективность и целесообразность привлечения средств федерального бюджета для поддержки данного проекта;
- причины неэффективности или нецелесообразности привлечения средств из других источников;
В интересах решения Институтом этих задач формируется группа из 10 советников, включая семь представителей от всех промышленных отраслей.
Группа готовит ежегодный отчет о ходе выполнения Программы с предложениями по стимулированию критически важных для США проектов.
Институт направляет отчет в комитеты по науке и технологии Палаты представителей, а также по коммерции, науке и транспорту Сената.
Пилотная программа “Партнерство для расширения производства”
Цель Программа - интенсификация инновационной активности и повышение конкурентоспособности при поддержке проведения исследований и разработок производственными предприятиями, создаваемыми в регионах США малым и средним бизнесом при университетах и бесприбыльных научных организациях.
В задачу программы входит проведение эксперимента по созданию за счет механизма финансирования долгосрочных промышленных кластеров.
Данные кластеры должны состоять из фирм, высших учебных заведений, исследовательских центров, бесприбыльных научных организации и правительственных структур штатов, необходимых для создания инновационных межотраслевых технологий и продукции.
Тематику работ и решение о выдаче на конкурсной основе на трех летний срок целевых грантов определяет директор Национального института стандартов и технологий. Он же имеет право привлекать для финансирования Программы средства других федеральных источников при условии, что их доля не превышает половины от всех затрат на данный проект.
Для решения этих задач при Директоре, на трех летний срок, создается группа из 10 советников, в том числе не менее двух из них должны представлять территориальные научные центры, а пять – предприятия малого бизнеса. При этом ни один советник не может быть федеральным служащим.
На основании данных ежегодного отчета советников Министерство торговли представляет доклад в Конгресс, ведет планирование работ и информирует научные центры о ходе выполнения Программы.
Программа “Обучение кадров для производства”
В целях формирования сообщества высококвалифицированных специалистов в сфере НТИМ Национальный институт стандартов и технологий реализует программу индивидуальных грантов для молодых докторов философии, старших научных сотрудников университетов и промышленных исследовательских центров, ведущих исследования в технических науках.
Помощь промышленным предприятиям
Национальный институт стандартов и технологий в праве оказывать в течение года эпизодические или постоянные услуги в форме экспертизы или консультаций одновременно 200 промышленным предприятиям.
Генеральный контролер представляет в Комитет по науке и технологиям Палаты представителей и в Комитет по коммерции, науке и транспорту Сената доклад об эффективности данной программы и целесообразности ее продолжения.
Привлечение и уменьшение текучести начинающих инженеров и ученых в сфере естественных наук, технологии, инженерного дела и математики;
Доклад Национального института стандартов и технологий в Комитет по науке и технологиям Палаты представителей и в Комитет по коммерции, науке и транспорту Сената отражает следующие вопросы:
– создание условий для работы молодого инженера и ученого по собственной теме исследований (порядок обеспечения оборудованием, рабочим местом и временем, служебный рост, оплата труда);
– анализ положительных и отрицательных факторов, влияющих на привлечение молодых сотрудников в указанные сферы деятельности;
– объем привлекаемых на данные цели средств.
4. Вклад национальной администрации по атмосфере и океану (НОАА) в сохранение научного лидерства США
В целях интенсификации инновационной деятельности в сфере естественных наук, технологии, инженерии и математики НОАА осуществляет координацию фундаментальные исследований с другими федеральными ведомствами и неправительственными организациями США.
Совместно с НАСА и Национальным научным фондом НОАА выполняет программу исследований атмосферных процессов, океана, Великих озер и побережий, направленную на создание конкурентоспособных технологий и методов анализа знаний из указанных научных областей.
Образовательные программы НОАА
Руководству НОАА надлежит разработать с привлечением экспертов по образованию, представителей общественных организаций и социальных групп 20 - летний план изучения атмосферных процессов, океана, Великих озер и побережий, а также деятельности служб мониторинга природных процессов и явлений.
Указанный план реализуется отдельно от уже действующих общенациональных образовательных программ данного агентства.
Долгосрочный план включает проведение, поддержание и координацию официальных и неформальных мероприятий по ознакомлению общественности, этнических меньшинств и беднейших слоев населения, акционеров прибрежных предприятий, политических активистов с проблемами влияния природной среды на жизнедеятельность человека.
5. Инновационные программы Министерства энергетики
Наименование проводившейся ранее «Программы образования в области естественных наук» надлежит изменить на «Программу образования в сфере естественных наук, технологии, инженерии и математики».
Министерству энергетики должно создать особый фонд поддержки образования в сфере НТИМ с объемом не менее 0,3% от средств бюджета.
Ответственность за выполнение образовательных программ указанного Министерства возлагается на Директора программ, компетентного в сфере НТИМ. В его обязанности входит долгосрочное планирование, отчетность, вопросы образования для женщин, этнических меньшинств и беднейших слоев населения.
Штат Дирекции программ формируется с учетом необходимости взаимодействия с национальными академиями США, Министерством образования и Национальным научным фондом.
Пилотная программа грантов для развития системы образования в естественных науках, технологии, инженерии и математике:
Цель программы - обеспечить с участием Национального научного фонда проведение конкурса на гранты, получаемые штатами на создание или расширение системы специальных средних школ и интернатов, готовящих молодежь к получению высшего образования в сфере НТИМ и формирующих интерес к научным исследованиям и разработке технологий.
Министерству энергетики надлежит обеспечить доступность указанных образовательных учреждений к материально-техническим и кадровым ресурсам, в том числе национальных лабораторий, обязанных участвовать в повышении квалификации учителей и приобретении учащимися практических знаний и навыков в исследовательской деятельности.
Процедура выдачи грантов устанавливается решением Директора программ. При распределении грантов учитывается принцип равномерного представительства штатов, часть из которых не имеет на своей территории национальные лаборатории, а также специфика городских и сельских школ.
Размер гранта не должен превышать 2,0 млн. долл. и 33% от общей стоимости проекта; остальные средства предоставляют сами штаты.
Каждый штат имеет право на ежегодное получение гранта, но не более чем для одной школы. Гранты не могут выдаваться одной и той же школе подряд в течение трех финансовых годов. Отчет об эффективности использования федеральных средств направляется Директору программ.
Не позднее, чем через 2 года после начала Программы отчет об ее выполнении направляется в комитеты: по науке и технологии Палаты представителей; по коммерции, науке и транспорту; по здравоохранению, труду и пенсиям; по энергии и природным ресурсам Сената.
Программа летней интернатуры для учащихся школ в национальных лабораториях
Целью программы интернатуры, проводимой не менее двух недель в летнее время, является ознакомление учащихся с внутренней жизнью коллектива национальных лабораторий, обусловленной спецификой исследовательской деятельности, и усвоение элементарных навыков научного эксперимента.
Распределение грантов проводится с учетом географии расположения национальных лабораторий и равномерности территориального представительства участников программы. Преимуществом пользуются школы с недостаточной квалификацией учителей и значительной текучестью кадров, где не менее 30% учеников составляют выходцы из семей с низким доходом. При отборе кандидатов в интернатуру Директор программ проводит консультации в Министерстве образования.
Специальная программа для этнических меньшинств
Указанная программа улучшения образования в сфере НТИМ для школьников из этнических меньшинств и племенные сообществ должна проводиться совместно местными властями и администрацией штатов, объединениями предпринимателей, спонсорами и родителями учащихся.
Программа создания национальными лабораториями «Центров превосходства» по образованию в сфере НТИМ.
Под центрами превосходства понимаются образовательные учреждения с кадровым потенциалом и материально-техническим оснащением, позволяющие обеспечить образцовое качество подготовки специалистов, необходимых для экономики и общества.
Указанные центры предназначены для подготовки и повышение квалификации в сфере НТИМ учителей школ с преобладанием учеников из бедных семей, с недостаточной квалификацией и текучестью учительских кадров, а также для подготовки преподавателей новых центров превосходства.
По поручению Министерства энергетики каждая национальная лаборатория данного штата совместно с вузом или соответствующей бесприбыльной научной организацией создает центр превосходства по образованию в сфере НТИМ, как минимум, в одной школе со статусом “неблагополучной”, присвоенным официально Министерством образования.
Конкурсный отбор национальными лабораториями школ, включаемых в данную программу, проводится по критериям, разработанным Директором программ, организующим поддержку создания центров превосходства.
Повышение квалификации учителей в летнее каникулярное время
Повышение квалификации учителей школ по тематике НТИМ, методической подготовке и новым техническим средствам обучения осуществляется в соответствующих вузах и национальных лабораториях.
С учетом указанной специфики вводятся понятия «летняя школа» и «летний институт». Учебный процесс в летней школе включает лекционный курс, проводимый приглашенными специалистами, и практические занятия продолжительностью не менее двух дней.
Курс обучения в летнем институте имеет продолжительность не менее 2 месяцев и протекает в форме прямого диалога между обучаемыми и профессиональными учеными из нескольких национальных лабораторий.
Программа летнего института создается с учетом возможности ее развития в интересах продолжения и расширения образования.
Содержание программы для каждой национальной лаборатории определяет Министерство энергетики с участием Директора программ, Национального научного фонда, при согласовании с Министерством образования. Эти же программы могут использоваться вузами и бесприбыльными научными институтами, желающими принять на конкурсной основе участие в повышении квалификации учителей школ.
Средства, ассигнуемые на Программу, могут также использоваться на стипендии учителям, - участникам летних школ и институтов.
Отбор стипендиатов должен учитывать территориальное распределение и отдавать предпочтение учителям из неблагополучных школ и школ с преобладанием социально неадаптированных меньшинств.
Отчет о ходе выполнения данной программы и потребности ее финансирования ежегодно представляется в Конгресс.
Развитие «Национальной образовательной программы по энергии»
Министерство энергетики с участием Директора программ и Национального научного фонда координирует разработку Программы дистанционного образования по энергии
Данная программа, рассчитанная на учителей и учащихся школ, должна содержать методические рекомендации по преподаванию и сведения об исследованиях, проводимых при поддержке Министерства энергетики.
В рамках программы учащиеся знакомятся с энергетикой как наукой, проблемами ее использования и влияния на окружающую среду.
Программа для высших учебных заведений по привлечению молодых талантов к ядерным наукам
К «ядерными науками» в США относят ядерную физику, ядерные технологии и инженерию, радиационную химию, их применение в медицине.
Данные науки имеют стратегическое значение для экономической конкурентоспособности и энергетической безопасности США.
Цель программы - остановить падение интереса к указанным научным направлениям, увеличить прием студентов и численность обладателей соответствующих ученых степеней.
Программа грантов для повышения потенциала США в «ядерных науках» предусматривает ежегодную выдачу вузам не менее 3 грантов на расширения подготовку соответствующих специалистов.
Гранты получают на конкурсной основе на срок до 5 лет в объеме до 1 млн. долл. на год вузам, имеющим профессиональные связи с национальными лабораториями или другими научными организациями.
Назначение грантов - привлечение студентов, организация новых учебных курсов и факультетов, сотрудничество вузов с научными центрами.
Программа грантов для высших учебных заведений, повышающих конкурентоспособность США в научных областях ядерной энергетики
По результатам конкурса ежегодно 5 грантов получают вузы, ведущие подготовку специалистов и присваивающие ученые степени по ядерной энергетике. Критериями отбора служат профессионализм и потенциал вуза, рост числа и повышение качества подготовки будущих ученых.
Гранты выдаются на срок до 5 лет в размере до 0,5 млн. долл. для привлечения студентов, роста контингента выпускников, выбравших научную карьеру, совершенствования и улучшения материально-технического обеспечения учебного процесса, развития сотрудничества с национальными лабораториями и промышленностью, для оплаты научного руководства студентами и аспирантами.
Программа грантов для привлечения в высшие учебные заведения талантов для областей наук об углеводородах
Программа должна остановить тенденцию уменьшения числа ученых - специалистов по углеводородам, жизненно важных для обеспечения экономической конкурентоспособности и энергетической безопасности США.
К области этих наук относится решение инженерных проблем хранения нефти и защиты окружающей среды, физика нефти, геофизика, геохимия, геология нефти, океанология, глубоководная техника и инженерия, компьютерное обеспечение указанных направлений научной деятельности.
Предусмотрены три ежегодных гранта для вузов, расширивших подготовку дипломированных специалистов в данной научной области.
Гранты выдаются на срок до 5 лет в размере до 1,0 млн. долл. для привлечения студентов, роста контингента выпускников, создания учебных курсов, развития сотрудничества с исследовательскими центрами.
Приоритетом конкурса служит высокий профессиональный уровень вуза, материально-техническое обеспечение учебного процесса, связи с национальными лабораториями или другими исследовательскими центрами.
Программа грантов для высших учебных заведений нефтегазовой промышленности
В целях конкурентоспособности США в науках об углеводородахМинистерству энергетикинадлежит открыть программу ежегодной выдачи 5 грантов вузам, ведущим подготовку дипломированных специалистов для нефтегазовой промышленности.
При отборе кандидатов на получение гранта должны учитываться потенциал высшего учебного заведения по увеличению численности студентов и повышению уровня подготовки дипломированных специалистов.
Гранты размером до 0,5 млн. долл. выдаются на срок до 5 лет.
Программа материальной поддержки инженеров и математиков на начальных этапах их профессионального становления:
Директору Бюро по науке Министерства энергетикинадлежит учредить программу федеральных субсидий для молодых ученых и инженеров на ранних этапах их профессионального становления и обеспечить широкое информирование об условиях получения указанных субсидий.
Претендентами могут быть исследователи с ученой степенью, полученной не ранее, чем за 10 лет до обращения за субсидией, имеющие профессиональные достижения и занимающие штатную должность ассистента профессора в вузе, эквивалентную в бесприбыльной научной организации, или научную должность в национальной лаборатории.
Субсидии от 80 до 125 тыс. долл. выдаются на срок до 5 лет.
Доклад Министерства энергетики о привлечении кадров и снижении текучести молодых специалистов в национальных лабораториях:
Доклад должен включать анализ кадровой политики Министерства и национальных лабораторий с учетом:
- влияния кадровой политики на качество научных исследований;
- финансирования программ обеспечения кадровой политики;
- выделения персональных поощрительных грантов, предоставления времени и научного оборудования для исследований молодых ученых;
- установленной практики, порядка признания молодых ученых членами научного сообщества;
- факторов, способствующих или препятствующих профессиональному становлению молодых специалистов национальных лабораторий
Ежегодный доклад по данным вопросам представляется в Комитет по науке и технологии Палаты представителей и в Комитет по энергии и природным ресурсам Сената.
Инновационная деятельность научно-исследовательских институтов
В целях усиления глобальной конкурентоспособности США Министерству энергетики надлежит создать сеть научно-исследовательских институтов с центрами в национальных лабораториях.
Указанные НИИ решают задачу продуцирования инноваций на базе открытий в инженерном деле, фундаментальных и технических науках.
Предметная область инновационной деятельности НИИ должна охватывать новые материалы и технологические процессы, энергетические технологии, микро- и нано инженерию, вычислительные и информационные технологии, геномику и протогеномику.
В соответствии с контрактом, заключенным на 3 года с Министерством энергетики, Национальная академия наук проводит изучение и оценку потенциала и программ НИИ, о чем докладывает в Конгресс и заказчику.
Министерство энергетики содействует установлению партнерства указанных НИИ с вузами и промышленностью для проведения совместных исследований, подготовки специалистов, создания и внедрения инновационных программ и методов обучения, а также для совместного создания и внедрения инновационных продуктов и технологий.
По итогам открытого конкурса в каждом финансовом году Министерство энергетики, с учетом ожидаемых практических результатов, предоставляет на трех летний срок гранты не более чем трем НИИ.
Программа стажировки молодых дипломированных специалистов для сохранения США лидерства в конкурентоспособности
Программа обеспечивает предоставление молодым дипломированным специалистам мест в вузах для подготовки к защите ученой степени доктора философии в фундаментальных или технических науках в интересах Министерства энергетики.
Программа включает открытый конкурс на получение индивидуальных грантов с учетом их территориального распределения.
Получатели грантов должны быть гражданами США или иметь постоянный вид на жительство. Дипломированные специалисты, претендующие получить специализацию в научной сфере Министерства энергетики, должны на прежней работы проявить творческие способности, ясное понимание специальности, склонность к лидерству, коммуникабельность, умение доходчиво излагать научные проблемы.
Размер гранта должен обеспечить покрытие расходов стажера на жизнь, обучение в данном вузе, включая пользование учебными пособиями, библиотекой, программным обеспечением и на другие потребности.
При 5-летней подготовке грант рассчитан на срок не более 3-х лет.
Программа для выдающихся ученых
Программа учреждается Министерством энергетики для объединения и распространения инте6ллектуальных ресурсов и профессиональных знаний ученых из высших учебных заведений и национальных лабораторий.
Задача решается путем открытого соревновательного отбора кандидатов с использованием анонимного рецензирования работ и последующим приглашения на временную работу ученых, имеющих высокий авторитет в национальном или международном научном сообществе.
Отобранные кандидаты приглашаются на два 3-х летних периода в течение 6 лет с зачислением в вузы и национальные лаборатории на высшие научные должности. Во всех случаях оплату производит пригласившая организация, при этом вуз покрывает не менее половины затрат.
Федеральная финансовая поддержка, по усмотрению Министерства энергетики, идет на заработную плату, расходы по работе приглашенного ученого со студентами и аспирантами, служебные поездки и др.
После первых трех лет результативность Программы подлежит независимой оценке, по которой принимается решение о ее продолжении.
Агентство прорывных исследовательских проектов в энергетике (AdvancedResearchProjectAgency – Energy; ARPA-E)
Агентство прорывных исследовательских проектов в энергетике (АРПА-Э) учреждается для ускоренной реализации принципиально важных исследовательских проектов высокого риска в технологиях энергетики, укрепляющих экономическую и энергетическую безопасность США.
Считается, что новые технологии уменьшат импорт энергоносителей, снизят парниковый эффект, повысят эффективность всех секторов экономики, что обеспечит мировое технологическое лидерство США в энергетике.
В задачу АРПА-Э входит выявление перспективных направлений фундаментальных исследований и использования их результатов для инновационной деятельности по внедрению изобретений в энергетические технологии, невозможной в промышленности из-за коммерческого риска.
Ответственность за определение приоритетности исследовательских проектов несет директор Агентства, назначаемый Президентом США по представлению Сената и рекомендации секретаря Министерства энергетики.
Директор Агентства является распорядителем средств «Фонда ускорения преобразований в энергетике» (EnergyTransformationAccelerationFund), находящегося в ведении Казначейства США.
Данным фондом финансируется организация или поддержка научных исследований и разработок технологий в вузах, бесприбыльных научных организациях, федеральных центрах исследований и разработок с бюджетным финансированием, а также в предпринимательских структурах.
Для руководства отдельными программами директор Агентства нанимает менеджеров программ. В обязанности последних входит конкретное руководство работами, включая выявление возникающих новых проблем, изучение долгосрочных последствий выполнения программ и их коммерческой перспективности. Менеджеры программ назначаются на срок 3 года, без гарантии последующего сохранения своего поста.
Численность наемного персонала составляет не более 120 человек, их служебные оклады устанавливает директор Агентства.
Директор в праве создавать для рассмотрения отдельных проблем группы советников и обращаться за консультациями в любую организацию, не находящуюся во введении Департамента энергетики.
Предложения о деятельности Агентства для бюджетного планирования на 3 года директор представляет в соответствующие комитеты Конгресса
Не позднее 4 лет с начала работы Агентства Министерство энергетики обязано заключить контракт с Национальной академией наук для оценки решения Агентством поставленных задач и выработки рекомендаций по продолжению или прекращению его деятельности. Данное заключение должно быть доведено до сведения Конгресса и широкой общественности.
6. Образование
Высокий уровень образования населения всегда был существенным фактором экономической конкурентоспособности страны.
Конгресс США констатирует необходимость согласовать усилия по созданию и широкому внедрению новых учебных программ, стимулирующих учащихся средней школы второй ступени на продолжение образования, гарантирующего успех на рынке труда и при службе в вооруженных силах.
К числу условий решения этих задач Конгресс относит следующие:
- независимая объективная оценка качества используемых учебных программ по естественным наукам, технологии, инженерии и математике (далее НТИМ), а также по критически важным иностранным языкам;
- наличие сведений о лучших в мире учебных программах и методиках преподавания, пригодных для условий Америки;
- соответствие качества подготовки учителей и учебных программы средней школы второй ступени и после школьного образования требованиям федерального общенационального стандарта 1965 года;
- согласованность учебных программ средней школы второй ступени с программами после школьного образования с массивом знаний и навыков, определяющих требования к рабочей силе 21-го столетия;
- наличие у правительств штатов современных баз данных для отслеживания качества народного образования на всех этапах от элементарной школы до получения степени бакалавра;
- разработка Министерством образования и другими федеральными ведомствами перечня иностранных языков, критически важных для обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности США.
Программы приоритета учителя
I. Программа “Учитель конкурентоспособного завтра”
Программа должна повысить уровень компетентности и методической подготовки учителей средней школы в естественных науках, технологиях, инженерии, математике и знании критически важных иностранных языков.
Выполнение этих задач обеспечивается разработкой и внедрением подпрограмм:
- межпредметного объединения дисциплин сферы НТИМ и критически важных иностранные языков;
- получения учителями степени бакалавра в данных дисциплинах с дальнейшей квалификационной сертификацией;
- заочной 2–3-летней магистратуры для получения учителями степени магистра педагогики;
- переподготовки в целях получения квалификации учителя специалистов в сфере НТИМ и критически важных иностранных языков.
- бакалавриата в сфере НТИМ и критически важных иностранных языков с получением сертификата на право преподавания:
В соответствии с программой гранты выдаются вузам, ведущим подготовку дипломированных учителей и имеющим право присваивать ученую степень бакалавра по естественным наукам, технологии, инженерии, математике или критически важным иностранным языкам.
Критериями конкурсного отбора служат профессиональный уровень и материально-техническое обеспечение вуза, наличие у него связи с научно-исследовательскими организациями, внимание к представителям социально неадаптированных меньшинств, поддержание контактов с выпускниками и осведомленность об их успехами, а также о последних достижениях методологии, науки и техники. В программу обучения должны входить практические занятия в лабораториях и клиниках.
Программа подготовки магистров педагогики, специализирующихся на преподавании естественных наук, технологии, инженерии, математики или критически важных иностранных языков учреждается как программа конкурсных грантов для вузов, ведущих подготовку дипломированных учителей и присвоение ученой степени магистр педагогики.
Для специалистов в сфере НТИМ или критически важных иностранных языков программа предусматривает проведение 2 – 3-летних курсов их подготовки к преподаванию в средней школе и получение степени магистра педагогики. При этом на выпускников курсов возлагается роль лидеров школьных педагогических коллективов.
II. Программа качества - Международный бакалавриат
Программа направлена на повышение академического уровня средней школы при организации курсов: учебных для учителей в объеме колледжа и подготовительных - для учеников старших классов средней школы, поступающих в вузы или профессионально-технические училища.
Предполагается за счет этих мер увеличить за 4 года, на 7 тысяч число учителей «неблагополучных» школ и на 70 тысяч число учеников из этих школ, успешно окончивших, предусмотренные программой курсы.
Обучение должно завершаться экзаменом под контролем совета колледжа, представителей организации «Международный бакалавриат», или другой, по усмотрению Министерства образования, организацией.
Финансовая поддержка осуществляется в форме грантов, выдаваемых образовательным агентствам штатов или местным органам управления, в том числе находящимся в партнерстве с бесприбыльными образовательными или научными организациями.
Преимущество в Программе имеют агентства по образованию с «неблагополучными» школами, стимулирующие рост квалификации и снижение текучести учительских кадров в данных школах.
Гранты по двум этим программам выдаются на срок 5 лет – при условии, что вуз, получивший грант вносит в общие расходы не менее 50%.
Отчеты о выполнении программ доводятся до сведения Комитета по здравоохранению, науке, труду и пенсиям Сената и Комитета по образованию и труду Палаты представителей.
Национальный совет по перспективным методикам преподавания и изучения естественных наук, технологии, инженерии и математики:
Данному совету надлежит реализовать требование Конгресса о научном подходе к отбору программ школы второй ступени по изучению естественных наук, технологии, инженерии и математики.
При организации своей работы Совет обязан учесть опыт Национального консультативного совета по математике и рекомендации Центра по образованию Национальной академии наук, с которой Министерство образования должно заключить контракт.
По рекомендации Национальной академии наук в состав Совета должны входить известные ученые, специалисты по информатике, среднему и высшему образованию, учителя, представители органов управления образованием, общественных и частных средних школ, этнических и культурных меньшинств, региональных городских и сельских территорий.
Задачи Совета состоят в оценке и отборе лучших методик преподавания в средней школе дисциплин из сферы НТИМ, изучении специфики работы с учащимися, имеющими различную базовую подготовку, а также ситуаций неэффективности апробированных методов обучения.
Совет подотчетен Министерству образования, которое, в свою очередь, должно широко и доходчиво освещать, в том числе в Интернете, его работу и рекомендации, доступно для лиц, слабо владеющих английским языком.
Программа: «Математика в учебных программах средней школы»:
Программа должна обеспечить усвоение учениками средней школы курса алгебры при внедрении оригинальных учебных программ, приглашении к их разработке и рецензированию опытных математиков и педагогов, а также повышении квалификации учителей математики.
Решение о выборе учебной программы должны самостоятельно принимать агентства штатов независимо от Министерства образования.
Образовательные агентства штатов получают право распределять выделенные им федеральные средства в виде конкурсных грантов местным органам управления образования, в ведении которых находится, как минимум, одна «неблагополучная» школа с учениками из семей с низким доходом, а также школ, дающих слабое математическое образование.
Федеральные гранты выдаются на конкурсной основе на срок 3 года и используются, в том числе, для мониторинга выполнения программы и ее результативности на уровне местных образовательных агентств. Данные средства не могут превышать 50% от общих затрат, остальное должны вкладывать сами штаты, получившие гранты в рамках данной программы.
Ежегодно отчет о ходе выполнения программы представляется в комитеты: по образованию и труду Палаты представителей, по здравоохранению, науке, труду и пенсиям, а также по ассигнованиям Сената.
Программа образования в летние каникулы
Программа летней школы, рассчитанной на срок не менее 25 дней, должна совместить летний отдых учащихся средней школы с усвоением методов эвристического подхода к решению проблем и пополнением знаний в сфере НТИМ с учетом требований к поступающим в вузы данного штата.
Право получить гранты на организацию летних школ имеют местные органы управления образованием, ведающие «неблагополучными» школами, учреждения профессионально-технического обучения, вузы, научные центры, музеи науки и техники, организации, связанные с решением проблем молодежи, базы летнего отдыха.
Индивидуальные гранты летние школы получают на конкурсной основе от агентства штата - обладателя федерального гранта. При отборе получателей индивидуальных грантов преимуществом пользуются летние школы, ведущим работу с отстающими и учениками из этнических меньшинств и семей с низким доходом, а также со слабо владеющими английским языком.
В каждый финансовый год выдается не более 5 грантов, что по объему не должно превышать 50% от всех затрат на проведение летней школы. Остальные средства изыскиваются в других источниках. При этом затраты на административные нужды не должны превышать 5% от суммы гранта.
В интересах успешной реализации проекта учреждается «Демонстрационная программа грантов», в соответствии с которой образовательные агентства штатов обязаны широко распространять информацию о летних школах и об условиях участия в данном проекте.
Сведения о программе должны размещаться на интернет-портале Министерства образования и в ежегодном отчете комитетам по образованию, труду и пенсиям Сената и по образованию Палаты представителей.
Программа «Математические навыки у учащихся средней школы второй ступени»:
Данная программа должна обеспечить повышение уровня преподавания математики и целевую поддержку школьников из бедных семей в интересах их конкурентоспособности на рынке труда.
Решению этих задач будет способствовать разработка и внедрение образовательными агентствами штатов передовых, научно обоснованных программ и методик обучения математике в средней школе второй ступени, в том числе учащихся с плохим знанием английского языка.
Программа дает возможность учителям математики получить соответствующие квалификационные сертификаты преподавания, отвечающие требованиям по умения объективно оценивать успехи учащихся, выявлять неуспевающих и тех, кто нуждается в дополнительных занятиях, в том числе с плохо знающих английский язык.
Министерство образования вводит соответствующую программу грантов для образовательных агентств штатов, которые уполномочены распределять их в качестве субгрантов местным структурам образования.
Гранты выдаются на срок 3 года. Минимальный размер гранта составляет 50 тыс. долл. на финансовый год, причем расходы на организационные мероприятия могут составлять не более 3% от суммы гранта. Федеральный грант должен составлять не более половины от общих расходов, при этом от мастных органов управления образование может быть затребовано не более 20% от необходимых средств.
При конкурсе на получение грантов используется процедура анонимного рецензирования и все меры, исключающие конфликт интересов.
Из числа ученых-математиков, специалистов по педагогике, представителей местных образовательных органов управления и учителей математики из «неблагополучных» школ формируется группу рецензентов.
Подобные процедуры отбора получателей субгрантов должны использоваться в образовательных агентствах всех штатов.
Министерство образования не вправе участвовать в оценке учебных программ, что является прерогативой образовательных агентств штатов.
Ежегодный аналитический отчет Министерство образования о результативности полученных штатами грантов в успехах учащихся по математике направляется в комитеты по образованию и труду, по ассигнованиям Палаты представителей, а также в два аналогичных профильными комитета Сената.
Программа «Партнерства для изучения иностранных языков»
По мнению Конгресса, плохое знание иностранных языков угрожает национальной безопасности США, так как экономические интересы страны требуют эффективных действий за рубежом растущего числа граждан.
Данная программа должна обеспечить рост числа выпускников средней школы, владеющих иностранным языком на уровне разговорной речи. Считается, что с этой целью изучение иностранных языков следует начинать в начальной школе и продолжать в школе второй ступени.
Программой предусматривается выделение грантов для партнерств организаций, принимавших участие в расширении и улучшении подготовки учащихся средней школы критически важным иностранным языкам.
Гранты выдаются на срок до 5 лет, из которых 2 года могут быть потрачены на изучение проблемы и методические разработки. При эффективной деятельности партнерства срок действия гранта может продлеваться не более чем на два 5-летних срока.
Ответственность за оценку и отбор заявок на гранты от местных образовательных агентств и организованных ими партнерств, а также их взаимодействие с вузами несет Министерство образования.
Отчет о выполнении программы ежегодно направляется в комитеты по образованию и по ассигнованиям Палаты представителей, в комитеты Сената по ассигнованиям и по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям.
Программа «Выравнивание содержания учебных программ средней школы штатов, их согласование с требованиями к поступающим в высшие учебные заведения и с общенациональным образовательным стандартом»:
Цель программы состоит в ликвидации разрыва между школьным образованием и требованиями к поступающим в вузы штатов с учетом требований к вооруженным силам США и представлений об уровне подготовки рабочей силы в следующем столетии.
Программа обеспечивает деятельность правительств штатов по развитию системы среднего и высшего образования при согласовании содержания образования с общенациональным стандартом.
В интересах решения указанных задач и формирования осознанной образовательной политики совершенствуются методы оценки уровня подготовки учащихся и создаются соответствующие базы данных.
Гранты данной программы выдаются штатам решением Министерства образования на срок не более трех лет и не подлежат продлению.
Программа поощрительных грантов за успехи в математике и естественных науках
Программа учреждается для школ, добившихся успехов в обучении указанным дисциплинам учеников из семей с низким доходом. Гранты в размере 50 тыс. долл. выдаются трем начальным и трем школам второй ступени каждого штата, достигавших успеха на протяжении трех лет.
7. Национальный научный фонд (ННФ)
Интеграция образовательных программ ННФ и Министерства образования «Партнерства для обучения естественным наукам»:
По мнению Конгресса, образовательная программа ННФ является более совершенной и перспективной по сравнению с программой. Министерства образования. Данное обстоятельство служит основанием для выбора направлений по улучшению и дополнению указанных программ.
Программы учебных курсов:
Необходимо продолжить программу «Центры исследований по педагогике и улучшению образования» с уточнением порядка отбора кандидатов для организации указанных центров.
Междисциплинарные исследования:
Совету ННФ надлежит изучить возможности для поддержки междисциплинарных исследований в рамках «Программы больших научных инструментов», деятельности по ознакомлению научного сообщества с реальным организационным потенциалом Фонда, оценки эффективности усилий по привлечению к междисциплинарным исследованиям студентов вузов в программах «Организация студенческих научных исследований» и «Исследовательские навыки студентов».
Рекомендации по оптимизации междисциплинарных в общем объеме исследований должны быть направлены в Комитет по науке и технологии Палаты представителей, в Комитет по коммерции, науке и транспорту и Комитет по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям Сената.
Научная работа после получения докторской степени
Гранты ННФ должны получать организации, стимулирующие научную деятельность новых докторов наук, включая создание для них необходимых для работы условий.
Ответственность при выполнении исследований
Каждая организация, претендующая на получение гранта, должна заблаговременно планировать подготовку персонала к соблюдению этических норм при публикации сведений об исследованиях аспирантов.
Отчетность о результатах исследований:
Результаты научных исследований, полностью или частично финансируемых Фондом, подлежат своевременной публикации и размещению на интернет-странице ННФ.
Программа финансовой поддержки перспективных проектов по образованию в естественных науках, технологии, инженерии и математике:
Директору ННФ надлежит ежегодно составлять особую смету финансовой поддержки первостепенных проектов образования в сфере НТИМ и направленных на повышение квалификации школьных учителей.
Соответствующие гранты подлежат продлению максимум на три очередных срока без представления повторных заявок.
Отчеты ННФ в комитеты по науке и технологии Палаты представителей, по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям Сената должны содержать перечни продленных грантов и предложения по расширению прав ННФ по решению данного вопроса.
Долевое финансирование
Совет ННФ проводит анализ влияния на технологический прогресс промышленности мер по исключению многостороннего финансирования исследовательских проектов и кооперативных программ, проводимых с участием и финансовой поддержки промышленности.
Указанный Совет также прогнозирует открытие с участием ННФ новых исследовательских проектов в интересах промышленности.
Результаты проведенных оценок представляются в комитеты по ассигнованиям Палаты представителей, а также комитеты по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям, по ассигнованиям и по коммерции, науке и транспорту Сената.
Дополнительная отчетность
Устанавливаются дополненные и уточненные требования, и сроки представления профильным комитетам Конгресса отчетов и финансовых планов ННФ по отдельным программам, включая образовательные и программу модернизации антарктических научных станций США.
Навстречу критически важным общенациональным потребностям в научных исследованиях
Аналитический доклад директора ННФ должен содержать оценку влияния деятельности данного фонда по распределению федеральных средств на удовлетворение общенациональных критических потребностей США в научных исследованиях и разработках.
Указанные потребности определяются как экономическая конкурентоспособность США, уровень инновационной активности и безопасность граждан и общества, состояние исследований в физических и естественных науках, математике и гуманитарных науках, развитие технологий и состояния инженерного дела.
Наряду с исследовательскими и образовательными проектами ННФ может поддерживать программы исследования процесса создания инноваций и обучения изобретательской деятельности.
Кибер инфраструктура
План действий по развитию национальной кибер инфраструктуры предусматривает следующие меры:
- объединение всех научно-исследовательские организации США средствами цифровой электронной связи;
- расширение системы широкополосных линий связи, в том числе в местах проживания этнических меньшинствам и сельского населения;
- обеспечение возможности работать с большими информационными массивами и выполнять обширные вычисления;
Особое внимание должно быть уделено наличию таких линий связи и вычислительных возможностей у организаций, получающих гранты ННФ.
Пилотная программа грантов для начинающих исследователей:
Указанная программа годичных грантов дает возможность молодым исследователей, подавших заявки, но не получивших финансовую поддержку ННФ, доработать и обновить указанные заявки.
Заявителями могут быть молодые ученые, ранее не получившие грант в качестве «главного исследователя», или отвергнутые ННФ на основании оценки внутреннего рецензента организации заявителя, не посчитавшего возможным считать проекты как «превосходные».
Управление программой возлагается на Бюро ННФ по малым исследовательским грантам.
Предложение Совета ННФ о продолжении или прекращении данной пилотной программы надлежит направить в комитеты по науке и технологии Палаты представителей, а также в комитеты по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям и по коммерции, науке и транспорту Сената.
Расширение критерия полезной отдачи
В докладе ННФ надлежало показать роль отделов фонда в использовании преимуществ новой системы критериев решения задач по развитию сотрудничества между академическим сектором науки и промышленностью, что, по мнению Конгресса, определяет экономическую конкурентоспособность США. К числу таких задач относятся успехи в нанотехнологиях и расширение кругозора в сфере НТИМ учащихся средней школы, в том числе из социально неадаптированных меньшинств.
Высокопроизводительные вычислительные средства и электронные сети
В одноименный закон от 1991 г. внесены изменения и дополнения, имеющие цель закрепить мировое лидерство США в создании и использовании передовой вычислительной техники, электронных информационных сетей и соответствующего программного обеспечения.
Для достижения поставленной цели ННФ надлежит открыть ряд междисциплинарных программ поддержки исследований и разработок, включая использование высокопроизводительных средств вычислений для математического моделирования и демонстраций возможностей.
В соответствии с ФЗ Президенту США предписывается создать Консультативный комитет по проблеме обеспечения вычислений.
В состав Комитета должны войти авторитетные специалисты, не связанные с федеральным правительством, - представители исследовательских сообществ, образования, библиотечных советов, поставщиков программного обеспечения и вычислительной техники.
Указанный комитет, который для ННФ служит консультационным органом, должен не реже одного раза в 2 года представлять обзоры о данной области и соответствующие рекомендаций в комитеты по науке и технологии Палаты представителей и по коммерции, науке и транспорту Сената.
Исследования в области передовых информационных и коммуникационных технологий:
Закон от 1991 г. “Высокопроизводительные средства вычислений и электронные сети” предписывает ННФ открыть в интересах американского общества многолетнюю программу грантов для поддержки фундаментальных исследований в сфере передовых ИКТ.
В тематику этих исследований могут входить: возможности доступа к широкополосным информационным сетям (в том числе беспроводным), интероперабельность, программное обеспечение и архитектура сетей, защита информации, наноэлектроника и электроника малых мощностей для коммуникационных сетей, проблема обеспечения равноправного доступа населения депрессивных регионов к национальным оптоволоконным сетям (в том числе – образовательным) и другие проблемы.
В интересах решения указанных проблем и создания научной базы технологий электронных коммуникационных сетей ННФ надлежит открыть программу многолетних грантов для создания и поддержания Центров коммуникационных исследований. Данные центры должны быть доступны для представителей этнических и социально неадаптированных меньшинств.
Претендентами на гранты могут быть высшие учебные заведения, ассоциированные с ними бесприбыльные научные организации и целевые партнерства с участием одной или более национальной лаборатории.
Отчет о ходе выполнения данной программы и бюджетные заявки ННФ направляет в Конгресс.
Программа по расширению привлечения талантов к естественным наукам, технологии, инженерии и математике
Программа направлена на развитие школьного образования в сфере НТИМ и включает следующие меры:
- повышение квалификации учителей;
- совершенствование методик преподавания;
- стимулирование учащихся из малообеспеченных семей к продолжению образования до бакалавра включительно, в первую очередь на территориях с растущим дефицитом таких кадров.
Для решения указанных задач необходимо создать не менее 5 центров. При этом не менее одного центра должно быть при вузе, имеющем право присваивать степень доктора философии, и, как минимум, один центр должен заниматься проблемами междисциплинарности в обучении.
Получателями персональных грантов ННФ могут быть выпускники общественных средних школ второй ступени, входящие в “лучшую четверть” выпускников из семей с низким доходом.
Гранты ННФ могут использоваться на следующее:
- создание междисциплинарных учебных программ в сфере НТИМ для школ и младших колледжей;
- изучение особенностей воспитания учеников и учениц из социально неадаптированных меньшинств;
- разработку учебных программ, стимулирующих продолжение образования и получения высокой квалификации в сфере НТИМ;
- оплату производственной практики учащихся;
- обучение началам компьютерных технологий (в особенности – учеников из семей с низким доходом);
- подготовку учащихся из таких семей к поступлению в местные высшие учебные заведения;
- оплату летних школ, пробуждающих интерес к науке и технике.
Гранты на срок 5 лет могут получать исследовательские подразделения вузов, или консорциумы таких подразделений одного вуза.
В обязанности ННФ входит организация ежегодного обмена опытом центров, получивших гранты, и координация их деятельности. Свои рекомендации по программе директор ННФ представляет в Конгресс.
Программа «Лабораторная наука»:
По мнению Конгресса в условиях глобализации мировой экономики поддержание конкурентоспособности США в науке и технике критично к численности дипломированных специалистов и выпускников средней школы, готовых продолжить образование в сфере НТИМ.
Значимость лабораторных экспериментов, составляющих неотъемлемую часть подготовки молодых кадров для науки и техники, независимо от их специализации, определяется давно апробированным требованием непосредственного участия обучаемых в процессе исследований.
Национальный исследовательский совет установил следующие факты:
- неудовлетворительная обеспеченность учебного процесса по выполнению экспериментальных исследований и лабораторных работ в вузах и в средней школе второй ступени;
- отсутствие в научном и педагогическом сообществе согласованного мнения по оценке качества и полноценности лабораторной базы, что препятствует выработке мер по устранению сложившегося положения;
- худшую лабораторную базу имеют вузы с преобладающим числом студентов из неазиатских этнических меньшинств и семей с низким доходом;
По данным Счетной палаты в 49% средних школ, где учащиеся из указанных меньшинств составляют больше половины, требования по лабораторному обеспечению учебного процесса не выполняются, или лабораторная база отсутствует вообще. В тоже время 40% выпускников колледжей свидетельствуют, что оставить научную карьеру их заставило отсутствие навыков теоретического и аналитического мышления, не сформированных без экспериментальной практики в обучении.
С учетом национальные интересов США ННФ надлежит открыть пилотную программу грантов «Партнерства для обеспечения доступа школьников к лабораторной науке» с задачей развития лабораторной базы высшего и среднего образования, необходимого для экспериментальных исследований, лабораторных работ и демонстраций научных опытов.
Гранты программы предназначены: для решения следующих задач:
- повышение квалификации учителей;
- приобретение или аренды научных приборов, оборудования и материалов;
- разработка учебных программ, интегрирующих теоретические занятия и лабораторную практику;
- поощрение учащихся к получению специализации в сфере НТИМ.
Гранты, составляющие не более 40% от общих затрат на проекты, получают только партнерства по выполнению указанных задач.
В состав партнерств могут входить летние школы, вузы, местные агентства, ведающие «неблагополучными» школами, бизнес - структуры, национальные лаборатории, общественные и муниципальные организации.
Доклад ННФ о выполнении программы направляется в комитеты по науке и технике Палаты представителей, по коммерции, науке и транспорту и по здравоохранению, образования, труду и пенсиям Сената.
Практика дарения лабораторного оборудования средним школам:
Предметом совместного исследования ННФ и Министерства образования служит практика передачи общественными и частными вузами местным средним школам бывшего в употреблении лабораторного оборудования, частота и объем проведения таких акций, условия, номенклатура и состояние передаваемого оборудования, помощь дарителей средним школам в дальнейшем использовании этого оборудования.
В отчете ННФ Конгрессу должны содержаться рекомендации по определению законодательных мер поощрения дарения школам находившегося в эксплуатации лабораторного оборудования вузов.
Образовательные партнерства по математике и естественным наукам: изменения и дополнения:
В дополнение к установленным законом от 2002 г функциям Национальному научному фонду надлежит содействовать повышению качества школьного образования в сфере НТИМ по следующим вопросам:
- поощрение создания и использования новых учебных программ и инструктивных методических материалов;
- организация дополнительного образование в летнее время и стимулирование на продолжение образования школьников, представляющих малообеспеченные и социально неадаптированные меньшинства;
- мобилизация потенциала поддерживаемых ННФ образовательных партнерств на квалифицированную помощь учителям и учащимися.
- реализация в учебных программах задачи формирования у учащихся интереса к инновациям и изобретательству.
В докладе профильным комитетам Конгресса и широкой общественности директор ННФ должен представить свою оценку усилий по повышению качества и распространению образования в сфере НТИМ.
Институты Национального научного фонда для учителей 21-го века
В дополнение к установленным законом от 2002 г функциям Национальному научному фонду надлежит содействовать указанным институтам, созданным при поддержке ННФ, по следующим вопросам:
- консультации с профессиональными специалистами учителей начальной и школы второй ступени, ведущих предметы из сферы НТИМ, уделяя особое внимание контингенту учителей из «неблагополучных» школ и опоре на последние достижения теоретической и экспериментальной науки.
- методической подготовки по формированию у учеников навыков и умений чтения и понимания научно - технических текстов;
- разработка многолетних учебных программ, допускающих ежегодную подготовку продолжительностью не менее двух месяцев;
- создание во время занятий условий для прямого общения между обучаемыми и специалистами, их инструктирующими, в том числе с помощью возможностей Интернет
Курс обучения должен включать в себя практические уроки в классе на протяжении не менее трех дней. Для учителей, прошедших курсы в институтах, необходимо предусматривать возможность получения ими информации о новейших достижениях науки и техники.
Партнерства, создающие указанные институты, могут состоять из факультетов вузов, бесприбыльных научных организаций, музеев, общественных организаций учителей и прочих институций и общественных групп, заинтересованных в совершенствовании народного образования.
Программа подготовки учителей им. Роберта Нойеса
Во изменение и дополнение к установленным законом от 2002 г обязанностям Национальному научному фонду надлежит открыть программу грантов очной или заочной стажировки в вузах для повышения квалификации учителей, ведущих предметы из сферы НТИМ в «неблагополучных» школах.
Гранты на конкурсной основе получают вузы, открывающие такую стажировку в соответствии с установленными ННФ требованиями.
Указанные гранты используются для оплаты стажировок и выплату стипендий стажерам, повышающим свою квалификацию с отрывом от основной работы, а так же студентам старших курсов, выбравших карьеру школьного учителя, получение степени бакалавра или магистра педагогики.
Данная программа должна получить широкую информационную поддержку, в первую очередь, в школах с учениками из этнических меньшинств, социально неадаптированных и малообеспеченных семей.
Ежегодная субсидия стажера не должна превышать 10 тыс. долл.
Стажеры - очники могут получить гранты не более чем за 2 года до окончания бакалавриата. Стажеры - заочники получают гранты на срок не более 6 лет при условии завершения стажировки не позднее, чем через 8 лет после получения степени бакалавра и двух летнего стажа преподавания математики и естественных наук в «неблагополучной» школе.
Стажеры, получившие стипендии, обязываются проработать не менее 4 лет в образовательных агентствах, ведающих «неблагополучными» школами.
При нарушении этих условий стипендия подлежит возврату.
На программу ассигнуется не менее 10 млн. долл. ежегодно.
Отчет ННФ со сведениями о числе прошедших стажировку и выполнивших условия обязательной отработки в «неблагополучных» школах направляется в профильные комитеты Конгресса.
Стажировки Национального научного фонда для подготовки учителей и соискателей степени магистра педагогики:
Программу им. Роберта Нойеса ННФ дополняет программой грантов, предназначенных для вузов, ведущих годичную подготовку специалистов и студентов старших курсов к получению степени магистра педагогики и квалификации учителя соответствующих предметов сферы НТИМ.
Получать гранты могут факультеты вузов, вступившие в партнерство по улучшению преподавания в средней школе предметов сферы НТИМ.
Другими членами партнерств могут быть бесприбыльные научные институты, факультеты иных вузов, двухгодичные колледжи, готовящие школьных учителей, общественные средние школы и их объединения, образовательные агентства, ведающие «неблагополучными» школами.
Затраты из средств грантов на администрацию, дополнительную оплату преподавателей, прочие затраты, связанные с подготовкой будущих магистров педагогики, могут составлять до 40% от общих расходов.
Участие в программе связано с будущей обязательной отработкой в «неблагополучных» школах стажеров, получивших субсидии.
Доклад Национальной академии наук на тему о разнообразии возможностей для профессиональной карьеры в естественных науках, технологии, инженерии и математике:
В указанном докладе рассматриваются следующие вопросы:
- факторы, препятствующие профессиональной карьере в сфере НТИМ членам этнических и социально неадаптированных меньшинств и меры по устранению этих препятствий;
- роль общественных и государственных организаций в содействии членам меньшинств занять свое место на рынке труда 21-го века в качестве специалистов в сфере НТИМ.
Программа обучения испано-язычных студентов младших колледжей
Директору ННФ предписывается ввести в действие программу грантов для младших колледжей, обучающих испано-язычных студентов естественным наукам, технологии, инженерии и математике.
Гранты предназначаются для подготовки и проведения учебных курсов, для выплаты стипендий студентам, участвующим в научных исследованиях и готовящихся получить квалификацию «сотрудник» и бакалавр.
По усмотрению директора ННФ гранты могут использоваться также для приобретения лабораторного оборудования.
Программа подготовки магистров для профессиональной карьеры в естественных науках:
Данная программа конкурсных грантов для 4 - летних высших учебных заведений предусматривает совершенствование программ подготовки к становлению магистров в сфере НТИМ профессиональными учеными.
Отбор программ должен проводиться с учетом местных потребностей в кадрах для науки, образования, промышленности и государственной службы.
При отборе вузов, получающих гранты ННФ по данной программе, преимущество имеют способные покрыть 2/3 необходимых затрат из других источников, а также вузы штатов с недостаточной численностью специалистов с ученой степенью.
Гранты получают не больше 200 вузов на срок не свыше 3-х лет.
Повторно грант может быть выдан тому же вузу только один раз не более чем на два трехлетних срока.
Доклад по результатам отбора программ подготовки магистров и рекомендации по мерам повышения эффективность программы, директор ННФ направляет в Конгресс.
Программа «Интеграция обучения студентов старших курсов с исследовательским тренажем»
С учетом мнения Конгресса о необходимости развития у ученых навыков общения, вузы, получающие гранты по данной программе, должны формировать умение выпускников рассказывать о собственной научной деятельности на понятном собеседникам языке и разъяснять практическую полезность результатов этой деятельности.
Отчет по программе директор ННФ представляет в комитеты по науке и технологии Палаты представителей, по коммерции, науке и транспорту, а также по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям Сената.
Крупное научное оборудование:
Гранты могут использоваться на приобретение, эксплуатацию и текущий ремонт крупного оборудования.
Высшее учебное заведение, претендующее на указанный грант ННФ должно изыскать до 30% необходимых средств из других источников. Исключение, по усмотрению ННФ, составляют вузы:
- не присваивающие докторские степени;
- не входящих в число первых 100, получающих от ННФ гранты по статье «Научные исследования и сопутствующая деятельность»;
- для которых приобретение данного научного прибора существенно расширяет возможности проведения индивидуальных исследовательских проектов сотрудниками, стажерами и студентами в сфере НТИМ;
- образующие консорциумы, в состав которых входит хотя бы один вуз, не присваивающий докторские степени.
Размер гранта на приобретение крупного научного оборудования не должен быть меньше 100 тыс. долл. и не больше 4,0 млн. долл. При объеме ассигнований по данной статье ННФ, превышающем 125 млн. долл. на один финансовый год, максимальный размер гранта увеличивается до 6 млн. долл.
О политике ограничений заявок на гранты ННФ:
Порядок участия в конкурсе на получение грантов должен позволять одному высшему учебному заведению представить не одну, а несколько заявок на участие в различных программах, спонсируемых Фондом.
Доклад о пересмотре политики ограничений прав претендентов на гранты ННФ должен быть представлен в комитеты по науке и технологии Палаты представителей, по коммерции, науке и транспорту и по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям Сената.
8. Общие предписания
Мнение Сената относительно развития малого бизнеса и рынков капитала:
Малый бизнес служит живым компонентом национальной экономики, необходимым для обеспечения ее роста и создания высокооплачиваемых рабочих мест. Он оказывает благотворное влияние на культуру корпоративного управления и содействует росту доверия инвесторов.
Констатируется заметное осложнение существования малого бизнеса с началом ослабления деятельности Комиссии по науке и инженерии.
Государственная счетная палата:
Государственной счетной палате надлежит представить в Конгресс доклад с оценкой эффективности программ федеральных грантов и других видов деятельности, установленных настоящим ФЗ, а также с рекомендациями, включая предложения о закрытии той или иной программы.
Мнение Сената относительно политики налоговых репрессий против попыток подавления конкуренции:
Установить, что федеральные средства не должны получать организации, не согласные с указанной политикой правительства, направленной на поддержание международной конкурентоспособности США.
Изучение программы он-лайн услуг для содействия получению ученых степеней:
Министерству образования надлежит заключить контракт с Национальной академией наук на исследование и подготовку доклада о возможности предоставления указанных услуг вузам и бесприбыльным исследовательским организациям, механизмам и объемам их финансовой поддержки. Доклад также должен содержать рекомендации по мерам обеспечения доступа к сетевым образовательным программам, особенно в сфере НТИМ и иностранным языкам, без помощи из федеральных фондов.
Мнение Сената относительно “серого” экспорта»
Политика правительства в сфере национальной безопасности должна распространяться на защиту результатов фундаментальных исследований, выполненных в США. С этой целью Министерство торговли учредило Консультативный комитет по «серому» экспорту. Рекомендации данного комитета Президент США и Конгресс должны использовать при определении правил контроля за экспортом.
О финансовой отчетности и прозрачности видов дельности, предусмотренных настоящим Законом:
Финансовые средства по грантам или контрактам, получаемые в соответствии с настоящим ФЗ, не могут даже частично использоваться для оплаты собраний, торжественных мероприятий и частных встреч, не предусмотренных целью данного гранта или контракта соответствующей программы. Отчеты о затратах на подобные мероприятия представляются в установленном порядке и в срок до 60 дней предаются гласности.
О конфликте интересов:
Каждый получатель гранта или контракта на основании данного ФЗ, должен представить в установленном порядке обязательство о недопущении перехода полученных средств к субподрядчикам или иным лицам, связанным с получателем гранта или контракта финансовыми или иными личными интересами. Исключение допускается при заблаговременном уведомлении получателем гранта или контракта ответственных лиц о наличии таких связей в случае получения одобрения со стороны этих лиц.
Соответствующие заявления и все относящиеся к ним документы предаются гласности не позднее, чем через 60 дней по представлении.
ФОРМУЛА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Преимущества ФЗ “О соревнующейся Америке” проявляются в его сравнении с российским законопроектом “Об образовании в РФ”.
Американский аналог – это законодательный акт прямого действия, он не требует дополнительных подзаконных актов. Программная структура данного ФЗ обеспечивает четкость предписаний, точечный контроль и ответственность за реализацию государственной научно-технической и образовательной политики.
Программы с ярко выраженным научным характером условно можно разделить на производственно – технологические и образовательные.
Производственно – технологические, составляющие около трети от общего числа программ, решают задачу “научного обслуживания” производства - комплексного внедрения с участием специалистов - менеджеров результатов научных исследований при поддержке создаваемых ведомственных фондов.
Наряду со стимулированием инновационной активности сохраняются и воссоздаются критически важные, реализованные ранее технологии.
Развитие интеграционных процессов включает объединение интеллектуальных ресурсов и профессионализма ученых при создании кластеров, привлечении промышленности к кооперации в научных исследованиях, развертывании сети НИИ при национальных лабораториях, организации междисциплинарных исследований и объединении научных центров электронной сетью.
В интересах ускорения реализации принципиально важных исследовательских проектов в энергетике создано аналог ДАРПА, - АРПА-Э. Оценка эффективности деятельности этого агентства возложена на Национальную академию наук.
Параметры трубки траекторий программ подготовки специалистов, отвечающих требованиям научно-технической политики США, определяет формула содержания образования – развитие потребностей и мобилизация способностей к получению новых знаний в сфере НТИМ.
В сравнении с научным приоритетом электрификации ГОЭЛРО данное содержание имеет высокую комплексность и широту образовательных программ.
Однако главным действующим лицом остается учитель с его научно-методической нацеленностью на раскрытие талантов и эвристических способностей учащихся, их подготовку к инновационной деятельности и изобретательству.
Первым достижением ФЗ явился отказ США в 2009 году от тестовой системы оценки знаний и выделение 4 млрд. долл. на ликвидацию ее последствий.
Особое внимание в условиях глобализации уделяется освоению на разговорном уровне критически важных для экономики США иностранных языков.
Предвидение законодателями США изменений в демографии и этногенезе вызывает необходимость опоры не на потенциал лучших школ, а на подъем до их уровня в регионах слабых, «неблагополучных» школ с учащимися из этнических меньшинств и из семей с низким уровнем дохода.
Неподъемный груз 25 тысяч замечаний на законопроект “Об образовании в РФ” является индикатором грандиозной методологической ошибки, допущенной разработчиками. Налицо их непонимание диалектики категорий форма и содержание в применении к понятию программа и содержание образования.
Философы могут отдыхать после прочтения пункта 1 статьи 13 указанного законопроекта: “Образовательные программы определяют содержание образования”.
В реальности все происходит с точность до наоборот. Примеров тому миллион.
Несоответствие программ летной подготовки экипажей отечественных самолетов и иностранных, с нетрадиционным остеклением кабины и автоматикой, закономерно вызывает эпидемию самолетопада.
Абсурдом выглядит статья 90 указанного законопроекта “Особенности реализации образовательных программ в области подготовки авиационного персонала гражданской авиации, плавательных составов судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки кадров для железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой. По этой логике повысить эффективность железнодорожного вуза можно при его объединении с авиационным или водного транспорта.
“Открытием” явились общие особенности программ подготовки медиков и фармацевтов, а также область искусств и теологии. Только нет, к сожалению, особенностей подготовки учителя, инженера, ученого, юриста и экономиста.
Очевидно, что среднее и высшее профессиональное образование определяют не программы, а пока еще не установленная специфика содержания образования.
Эффективность вуза или среднего учебного заведения определяет конкурентоспособность содержания образования на рынке труда, но не инфраструктура, экономическая деятельность и, тем более, показатели ЕГЭ.
Законопроектом, однако, не предусмотрена интеграция образования и производства, что объясняется некомпетентностью разработчиков в этих вопросах, именуемых в концепции к законопроекту как “информационный бум” и “новеллы”.
Обвинительный приговор этому документу вынес Российский союз ректоров, открывший причину чрезмерной зарегулированности - частокола бессодержательных программ, наглухо закрывший доступ науки к образованию.