Прохоровское поле. «Берегут историю», мать их так...
В середине августа этого 2012 года, проезжая по Белгородской области, наша компания решила посетить мемориал на Прохоровском поле, тем более, что там установил свой шедевр великий православный скульптор Клыков. Называть это творение Клыкова шедевром, даже не видя его, можно уже только потому, что это, скорее всего, единственный памятник в мире, которому в свою очередь, уже установлен памятник. В Курске.
Мы не стали сначала обозревать весь мемориал, так сказать, снаружи – от трассы, а выйдя из машины, сразу же подошли к творению Клыкова. Оно имеет вид очень высокой белой колокольни, стены которой густо изукрашены горельефами и барельефами. Верхние четыре ряда забиты какими-то святыми и сценами из их жизни, внизу осталось немного места и для сражавшихся на этом поле.
Колокольня имеет навершие в виде золотого шара, а на шаре, как мне сначала показалось из-за светлого неба и необходимости смотреть снизу, стоит какой-то, судя по нимбу над головой, святой мужик с полотенцем. Поскольку Жуков на коне едет, гордо подняв над головой дубовый веник, то у меня первое впечатление от того, что Клыков хотел мне показать, было впечатление, что Жуков собрался и едет в баню, а мужик с полотенцем его встречает. Это не желание поерничать, понимаете, есть же принятые символы победы: ну, пальмовая ветвь, ну, лавровый венок, ну, гордо поднятый меч. Но веник?! Это креативно, слов нет, но сильно попахивает баней!
Потом, пошарив Интернете, я с удивлением обнаружил, что при массе хвалебных песен этому шедевру Клыкова, и массе описаний этой колокольни, восторгающиеся как-то избегают говорить, а кто же это там на верху с полотенцем? С трудом все же выяснил, что это вовсе не мужик, а покров божьей матери, то есть, это богородица с платком. Но о божьей матери, и о моем мнении, почем о ней помалкивают, я скажу позже, а сейчас остановлюсь на том, что вы уже заметили – на тех скульптурных деталях, которые ласточки добавили к шедевру Клыкова.
Конечно, ласточки - птички очень наглые, и если уж решили слепить гнездо, то будут лепить его отчаянно! Тем не менее, они лепят гнезда в конце мая, и можно было пару раз подогнать автовышку и разорить им начало строительства, можно было поставить магнитофон с записью крика ястреба. Они бы улетели лепить гнезда в другом месте. Кроме того, ведь к августу птенцы уже давно вылетели из гнезда, когда мы были, уже ни одной ласточки не было видно, а гнезда висят!
Если бы это было в СССР, и мимо по трассе проехал не то, что секретарь ЦК, не то, что секретарь обкома, а простой секретарь райкома, то директор музея за такие скульптурные украшения, на завтра, уже бы без партбилета, искал работу. А тут и полиция дежурит, и хоть бы хны.
Теперь о самой правомерности этих святых и этой колокольни на поле сражения под Прохоровкой. А при чем тут эти святые, отсидевшие войну в тылу вместе с попами? При чем тут православие?! Войну и битву под Прохоровкой выиграли атеисты!
Вот вся вшивая Европа, шедшая на нас, освященная своими попами, это было воистину христолюбивое воинство. Полюбуйтесь! Ведь только у наших солдат на пряжках была звезда, серп и молот, а даже у социалистов-немцев на пряжках было выбито «Гот мит унс» - «С нами бог!», и в каждой их дивизии была служба военных капелланов.
Мало этого, в 1943 году была уже страшная нехватка солдат из европейской части СССР, и более половины состава многих стрелковых дивизий уже была укомплектована мужчинами из Средней Азии. Очевидец, прошедший маршем через поле под Прохоровкой сразу после произошедшего тут танкового сражения, видел горы убитых наших солдат, снесенных в одно место похоронными командами, и это были в основном казахи, узбеки, таджики, киргизы. Не бог нам помог, а братья наших дедов и отцов из Средней Азии! Ну и найдите на этом клыковском шедевре хоть одно упоминание об этих братьях наших дедов, найдите хоть одну звезду или серп и молот! Разве русские такой памятник построят?! Нет, это строили православные иваны, мало того, что непричастные к этому сражению, так еще и не помнящие родства. Ну, ладно.
Колокольня стоит в глубине и слева от остальной части мемориала, мы обогнули ее, и вышли, так сказать, на задний двор, не видимый спереди – не видный от трассы. Тут поставили бюсты Дмитрия Донского, Кутузова и Жукова, в память о трех полях русской славы - Куликовом, Бородинском и этом, Прохоровском. О Дмитрии ничего сказать не могу, но Кутузов прославился позорным поведением в Бородинском сражении и позорнейшей сдачей Москвы на разорение французов, до того позорной, что москвичи и через 100 лет после этого отказывались ставить Кутузову памятник. Что касается Жукова, то при живом капитане матрос не начальник: это Сталин задумал план операции и командовал битвой на Курской дуге, а Жуков был здесь как его генерал-адъютант. Ладно.
Осматриваем выставку боевой техники и тяжелого оружия. Такое впечатление, что комплектовала этот мемориал белокурая выпускница театрального училища. Как будто специально, за исключением пушки ЗИС-3 да 152-мм гаубицы-пушки, нет ни одного вида оружия или техники, которые могли бы участвовать в этой битве. Нет даже знаменитой «сорокопятки», нет полковых пушек, нет 82-мм батальонного миномета, 120-мм полковой миномет есть, но этот образец тогда еще не поступал в войска. Нет 85-мм зениток, принимавших на себя удар тяжелых танков, нет и 37-мм зениток. Выставленные танки Т-34-85, ИСы и самоходные артустановки еще не поступали в войска в то время. 160-мм миномет еще не поступал в войска. Танк Т-10 и 57-мм зенитка – это вообще 50-е годы! Впечатление такое, что то, что эта блондинка увидела как бы «военное», то православные сюда и притащили. Даже «катюша» смонтирована не на базе автомобиля ЗИС-6 или «студебекера», а на базе ЗИЛ-157, который начал выпускаться только в 1958 году. «Берегут историю», мать их так. Ладно.
Раньше на каждом виде оружия и техники была табличка с описанием этого экспоната, но, видимо, таблички были из бронзы или латуни, поэтому благодарные потомки оторвали их все до одной и сдали в металлолом. Конечно, можно было на оставшейся стальной подложке краской написать, что именно посетитель осматривает, но, прямо скажем, дирекция мемориала такую творческую работу не осилила.
Еще одна мысль пришла в голову: ну, в этом мемориале святым памятники есть, ну, Жукову памятник есть, но должен же быть и памятник солдату. И, оказалось, такой памятник герою Курской битвы есть! Вот он. Любимая военная специальность православных. Ладно.
Обошли мемориал, сели на лавочку у трассы и теперь обозрели его весь сразу. И первое, что бросилось в глаза, это то, что Клыков ориентировал свою колокольню так, что божья мать смотрит на юг и покрывает тех, кто приближается к ней с юга. Творческий замысел гения понятен – чтобы лицо божьей матери было лучше освещено солнцем, да и церкви строят так. Но ведь это же не церковь, а памятник конкретному событию, а если кто помнит, где и как происходила битва на Курской дуге, немцы наступали на Курск с севера (их стрелки синие) и с юга. И на Прохоровку немцы наступали с именно с юга, а наша 5-я танковая контратаковала их с севера. То есть, божья мать, в данном случае, покрывает своим покрывалом милых ей христиан-немцев, защищая это христолюбивое воинство от русских атеистов. Это круто! Но и это не все.
Начал разбираться, а что это за праздник такой у православных – покров божьей матери. Предыстория тут такая. В начале 10 века каким-то русским, скорее всего русскому князю-язычнику Вещему Олегу, надоело, что православные греки науськивают на Киевскую Русь своих союзников - иудейский хазарский каганат - и не заключают с Русью торговый договор. Ну, и пошли эти тогдашние русские на Византию набегом, так сказать, принуждать христиан к миру. И тут божья мать в константинопольской церкви совершила чудо – явилась туда, сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися о спасении греками, защитив их от врагов, то есть, от русских. Вот наши православные этот праздник и празднуют, а Клыков поместил этот покров божьей матери на вершину своего шедевра в память Курской битвы.
Однако не все так грустно. Если посмотреть направо – на боевую технику с советскими гвардейским знаками, то стволы ее пушек максимально подняты вверх и целятся в колокольню и божью мать. Креативненько так, у Клыкова получилось, типа, бей предателей! И, кстати, присмотрелся, а эту армаду ведет в бой на божью мать какой-то человечек на переднем плане, он, собственно один и виден на этом мемориале, поскольку бюсты полководцев как я сказал, выставлены на задворках. Присмотрелись, ба, а это очередной памятник Клыкову в полный рост! Да он у нас прям-таки православный Карл Маркс – в каждом городе памятник.
В итоге остается мысль, ну, неужели не нашлось ни одного хотя бы еврея, чтобы поручить ему соорудить мемориал Прохоровского поля, ну, на фига это дело надо было поручать православному скульптору? У православных же Родина не Россия, у них родина – райские кущи, а в России они временно – в командировке по кормлению попов.
Надо же было так испохабить историческое место предоставлением его в распоряжение людям, которых не интересует ни память о предках, ни история! Ведь что получается. Приезжаешь поклониться погибшим за тебя солдатам на политое их кровью место, а тут попы рекламируют себя, Клыков себя, депутаты себя, какой-то департамент, и тот вылез со своей рекламой. И никому нет дела до этих солдат.
Вот на этой раздраженной ноте и закончу свои размышления о мемориале Прохоровского поля.