Правительственная «маниловщина» Медведева
Насколько можно судить, в правительстве, финансово-экономический блок которого контролируется идейными наследниками Гайдара, Кудрина, Чубайса и Ясина, решили приступить к активной имитации бурной деятельности и исполнения президентских указов. Судя по всему, три громких выговора федеральным министрам со стоны президента за срыв сроков реализации предвыборных обещаний Путина и две громкие отставки министров (Сердюкова за превращение Минобороны в бюджетную «чёрную дыру» и «внутренний карман», а Говоруна за непосещение рабочего места и несогласие с полученным выговором) дают свои результаты.
В правительстве Медведева, которое уже продемонстрировало свою несостоятельность и беспомощность в реализации озвученной Путиным необходимости трансформации макроэкономической политики, проведения реиндустриализации на основе достижений современного технологического уклада и возрождения отечественной наукоёмкой промышленности, постепенно начинают понимать, что разговоры о скорой отставке премьер-министра и роспуске правительства не лишены оснований.
Да, безусловно, в настоящий момент ни о каком роспуске кабинета министров и снятии с поста председателя правительства не может быть и речи – прошел всего год с начала функционирования кабинета министров.
Однако хроническая неспособность российских либералов, продолжающих реализацию катастрофичной политики «младореформаторов» по превращению России в «дойную корову» Запада и сырьевой придаток глобального бизнеса, разработать и предложить руководству страны альтернативную стратегию социально-экономического развития, которая бы позволила осуществить технологический рывок, модернизацию инфраструктуры и качественное преобразование структуры экономики в пользу высокотехнологичных производств, вызывает острое недовольство в Кремле.
По-крайней мере, именно об этом говорит целый ряд прямых и косвенных факторов: усилившаяся в последние месяцы публичная критика президента в адрес правительства, введение процедуры постоянных отчётов министров перед президентом (напоминает отчитывание детей в детском саду), демонстративный отказ поехать на слёт либералов в Давос, внезапно вспыхнувшая «борьба с коррупцией» (призванная, насколько можно судить, в очередной раз дискредитировать правительство и ослабить «рыночных фундаменталистов»).
Еще более отчётливо понимание президентом того тупика, а точнее финансово-экономической и социально-демографической пропасти, к которой привела реализация ультралиберальной макроэкономической политики в лучших традициях принципов «Вашингтонского консенсуса», демонстрирует тот факт, что впервые за долгие годы вокруг Путина стала формироваться команда вменяемых, высокопрофессиональных и патриотично настроенных экспертов и советников.
Да, пока дальше позитивных изменений в предвыборных лозунгах и появления здравого смысла в речах руководства страны дело так и не пошло, а реальные действия властей в корне противоречат всем тем благим обещаниям и пожеданиям, которыми Модернизация свелась к созданию внутреннего оффшора на картофельном поле в подмосковном Сколково, а пролоббированное отечественными сырьевыми олигархами и международными корпорациями присоединение России к ВТО на кабальных условиях вкупе с принятием антимодернизационного бюджета на 3 года и .
Однако тот факт, что президент Путин впервые за долгие годы отказался от услуг либерального клана, обслуживающего интересы глобального бизнеса и транснационального капитала, и поручил лучшим отечественным учёным из Академии Наук разработать альтернативную нынешней стратегию устойчивого социально-экономического развития страны в условиях глобального кризиса и турбулентности на финансовых рынках.
Тот факт, что курирование разработки данной программы поручено видному российскому экономисту академику РАН Сергею Глазьеву, ставшему в середине лета 2012г. советником президента, наглядно свидетельствует о том, что даже в «верхах» начинают осознавать масштабы утраты финансово-экономического суверенитета России. А также неспособность нынешней паразитической модели проедания нефтедолларов и прокручивания поступающих в страну нефтедолларов (550 млрд. долл. ежегодно) и иностранных кредитов (свыше 625 млрд. долл.) обеспечить даже элементарный рост экономики в 5,5%, который является критически значимым для сохранения социально-политической стабильности в обществе.
Что касается непосредственно самого расширенного заседания правительства, то оно производит крайне противоречивое впечатление. С одной стороны, наблюдается констатация и без того очевидных фактов и прописных истин: начиная от исчерпания экстенсивной модели «экономики трубы», критической значимости реиндустриализации и форсированного подъёма наукоёмких производств, а также отраслевой диверсификации экономики и преодоления «сырьевого проклятия». И заканчивая разговорами про необходимость повышения уровня жизни россиян, сокращение имущественной пропасти, создание 25 млн. инновационных рабочих мест и снижение стоимости кредитных ресурсов.
С другой стороны, наблюдается хроническая неспособность финансово-экономического блока правительства, придерживающегося убийственной стратегии недофинансирования экономики, поддержания дефицита денег и накопления средств «на чёрный день», которые превращаются в «гробовые деньги», предложить хоть какую-нибудь внятную и вменяемую альтернативу тому курсу, который довёл Россию до состояния деиндустриализированной сырьевой колонии и рынка сбыта для глобальных ТНК.
В своём нынешнем составе, особенно с нынешним вице-премьерским корпусом (состоящим из «мальчика для битья» Аркадия Дворковича и провалившего антикризисную программу в 2008-2009г. Игоря Шувалова), правительство демонстрирует чудовищную некомпетентность, бесполезность и неадекватность стоящим перед страной вызовам.
В целом же, само по себе заседание правительства, которое в нарушение регламента решил провести лично президент Путин, а премьер Медведев выглядел как отчитывающийся перед воспитательницей двоечник, в гораздо большей степени было похоже на сеанс нейролингвистического программирования, нежели на попытку найти ответ на стоящие перед страной вызовы. Ничего толком и по делу сказано не было – вместо серьёзного и обдуманного обсуждения структурных дисбалансов отечественной экономики и поиска альтернативной финансово-экономической политики всё в очередной раз свелось к увеселительной беседе и раздаче ни к чему не обязывающих обещаний.
Президент Путин весьма жёстко указал на исчерпание проводившейся на протяжении последних 11 лет финансово-экономической политики, весьма грамотно обрисовал стоящие перед страной вызовы и в очередной раз озвучил свои благие пожелания, призвав правительство подумать над тем, что делать дальше. Что действительно порадовало в речи Путина, так это то, что вслед за своим посланием Федеральному собранию в декабре 2013г. он вновь указал на необходимость пересмотра денежно-кредитной политики и, по сути дела, подключение Банка России к формированию долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике.
Председатель правительства Медведев как рупор либерального клана взял на себя удар президента, выступил в качестве основного реализатора президентских указов (что был обязан сделать в силу занимаемой должности главы правительства) и разразился целым ворохом абсолютно оторванных от какой бы то ни было реальности обещаний и рассуждений о том, как заживёт Россия к 2018г.
Министр экономики Андрей Белоусов, сделав реверанс в сторону либералов и указав на необходимость улучшения инвестиционного климата, всё-таки успел сказать, что Россия живёт в условиях аварийного состояния транспортной инфраструктуры и уже в самое скорое время будет неспособна перевозить производимые грузы. А глава Минфина Антон Силуанов, будучи идейным последователем Кудрина и учеником Гайдара, продолжил на полном серьёзе рассуждать о необходимости соблюдения финансовой дисциплины, реализации политики накопления заначки на чёрный день и значимость принятия бюджетного правила, которое легализовало искусственное изъятие их экономики денег с их дальнейшим направлением на финансирование бюджетных дефицитов и стимулирование модернизации у стратегических конкурентов России в США, ЕС и Японии.
Правда, как и водится истинному либералу, он не удосужился напомнить, что благодаря проводимой им финансово-экономической политики только в 2012г. Россия понесла чистый инвестиционный убыток по уплате процентов, дивидендов и прочих доходов на капитал в размере 53 млрд. долл. (данные Банка России), а суммарные потери от втягивания в систему неэквивалентного внешнеэкономического обмена на правах сырьевой колонии достигли 210 млрд. долл. или 50% федерального бюджета.
Пустые обещания Медведева
В этом плане крайне примечательным оказалось выступление Дмитрия Медведева, которое произвело впечатление неуверенной попытки напомнить о себе и своей значимости президенту, выслужиться перед Путиным и создать иллюзию исполнения его предвыборных указов. Именно по этой причине председатель правительства столь бурно и безапелляционно обещал построить коммунизм в отдельно взятой стране уже к 2030г. и создать на территории России глобальные экономические Васюки.
Чего стоят хотя бы его утверждения, что России срочно требуется «пятилетка эффективного развития», в рамках которой отечественная экономика должна будет расти темпами не менее 5% ежегодно.
Во-первых, в принципе не понятно, о какой пятилетке может идти речь в современной России, в которой напрочь отсутствует системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономических процессов. Дело дошло до того, что ректор РАНХиГС Владимир Мау, являющийся руководителем «кузницы кадров» для руководства страны и участником многочисленных правительственных советов и комиссий, договорился до того, что стратегическое планирование и прогнозирование это зло, пережиток прошлого и России оно не нужно.
Даже широко разрекламированный в контролируемых властями СМИ переход на 3-летний бюджетный цикл провалился на самом раннем этапе – чиновники толком не могут нормально исполнить и спрогнозировать бюджетные параметры даже на ближайший финансовый год, тогда как два последующих пересматриваются на постоянной основе.
Пятилетки имеют смысл только в том случае, если на высшем государственном уровне ведётся серьёзная работа по построению системы долгосрочного стратегического планирования и прогнозирования вариантов развития финансово-экономической ситуации. Для сравнения, в таких традиционно «рыночных» экономиках, как США, Германия, Франция, Япония, Южная Корея и т.д. ежегодно составляется от 700 до 3000 межотраслевых балансов и в полном объёме функционирует система индикативного (не командно-административного) планирования макроэкономических тенденции и изменения технико-экономических закономерностей.
В России же благодаря усилиям доморощенных либералов и их слепой вере в антинаучную апологетику «Вашингтонского консенсуса», демонтированы практически все институты, которые бы занимались хоть сколько-нибудь серьёзным прогнозированием и планированием развития народного хозяйства.
Во-вторых, о какой бы то ни было пятилетке может идти речь только в том случае, если у правительства есть чёткое понимание того, каких целей оно намерено добиться, что для этого требуется сделать и за счёт каких ресурсов оно собирается их реализовать. В противном случае ни трёхлетки, ни пятилетки, ни даже десятилетки становятся просто не нужны – они являются всего лишь инструментом для достижения целей социально-экономической политики.
Беда же российских правительственных чиновников состоит как раз в том, что они сами не знают, чего хотят достичь (если ответом не считать распил бюджетных ресурсов и наращивание коррупции) и, что хуже всего, в принципе не понимают, что для этого нужно делать. В таком случае любые пятилетки становятся просто профанацией и пустой тратой времени и денег – когда никто толком не понимает что и как делать, временные рамки становятся не нужны.
В-третьих, совершенно непонятно кто и в какой степени будет нести ответственность за реализации поставленных в рамках пятилеток планов – в условиях тотальной коррупции, преступной халатности, безответственности и сращивания госаппарата с бизнесом никакой системы контроля ни со стороны государства, ни со стороны общества не будет в принципе. Чиновники сами прекрасно помнят провал пенсионной реформы, монетизации льгот, приватизации ЖКХ, повышения платности социальных услуг (образование, здравоохранение и т.д.), программы «Доступное жильё» и обещанного удвоения ВВП. И они сами наотрез откажутся от создания действенного инструмента оценки эффективности своей деятельности, так как это станет смертельным приговором для их карьеры и ,в возможно, физической свободы.
Также отдельно имеет смысл напомнить, что заявленными темпами в 5% отечественная экономика не растёт уже больше 4 лет – после обвала на 7,8% в 2009г. по итогам 2010г. рост экономики не дотянул до 4,9%, в 2011г. сжался до 4,3%, а по итогам ушедшего 2012г. и вовсе оказался ниже 3,6%. И это притом что цены на нефть вросли более чем на 40% в 2010-2011г., а по итогам 2012г. среднегодовая цена на североморскую смесь Brent и вовсе обновила исторический максимум в номинальном выражении и достигла 110 долл. за баррель. Хуже того, только в рамках одного календарного года, в 2012г., прирост ВВП сжался с 4,9% в начале года до 1,9% в конце года, что наглядно продемонстрировало дефолт «экономики трубы».
За счёт каких факторов Медведев обещает россиянам обеспечить рост экономики на 5% в 2013г. при условии стагнации и даже риска снижения цен ниже 100 долл. за баррель при одновременном усилении зависимости экономики от нефтегазовой трубы, совершенно не понятно. Это в чистом виде попытка выдать желаемое за действительное и не имеющее совершенно никакого отношения к действительности рассуждение о прекрасном и высоком. Тем более невозможно объяснить столь радужный оптимизм премьера в связи с принятием закона о федеральном бюджете, в котором расходы государства на экономику, ЖКХ, образование и социальную сферу подлежат урезанию на 30-60% только с учётом официального прогноза инфляции (5,5%).
А также в связи с разрастанием кризиса ликвидности в банковском секторе, усилением чистого вывоза капитала частным сектором (почти 1,8 трлн. рублей в 2012г.) и принятием «бюджетного правила», которое продолжит курс «кудринистов» на изъятие денег из экономики, недофинансирование ключевых направлений бюджетной политики, формирование искусственного дефицита бюджета и одновременное втягивание государства в долги.
Слепая вера в иностранный капитал
Также премьер-министр Медведев заявил, что инвестиции в российскую экономику в течение ближайших 5 лет должны вырасти в 2 раза. Другими словами, ежегодные темпы роста капитальных вложений должны достигать как минимум 15% на протяжении 2013-2018гг. И в очередной раз выразил уверенность в том, что России требуется «улучшать инвестиционный климат» и бороться за привлечение иностранного капитала.
Откуда возьмутся столь высокие темы роста инвестиционных вложений, если по итогам того же 2012г. прирост финансовых вложений в основой капитал увеличился лишь на 6,7%, что в 2,2 раза ниже требуемых показателей. Более того, по объёму накопленного капитала в основные фонды (станки, оборудование, здания, производственные мощности, инфраструктура) сегодняшняя Россия как минимум на 55% уступает РСФСР в 1990г., а по объёму ежегодных вложений не дотягивает до отметок 21-летнй давности порядка 32%.
Что касается слепой веры в иностранный капитал, то, во-первых, то что российские чиновники называют иностранными инвестициями на 92% состоит из иностранных кредитов и займов, предоставленных российским компаниям и банкам за рубежом (в 2000-м году доля кредитов составляла менее 58%).
Во-вторых, транснациональные корпорации и глобальные ИТ-монополии, контролирующие ключевые производственные и управленческие технологии и ноу-хау, делают всё возможное, чтобы блокировать передачу современных технологий, обеспечивающих их доминирование на мировом рынке, в руки стратегических конкурентов. Никто в США, ЕС или Японии не собирается собственными руками на ровном месте создавать себе конкурентов в России в условиях нарастающей конкуренции и обострения кризисных явления в мировой экономике.
Крайне жёсткая системы защиты прав интеллектуальной собственности и продажи патентов, продвигаемая глобальными ТНК, уже стала одним из ключевых факторов провала Дохийского раунда переговоров ВТО и вызывает протест слаборазвитых стран, застрявших в средневековой архаике. Тот факт, что уровень локализации производства на совместных автосборочных предприятиях как составлял 25-30% в 2005г., так и остаётся на указанном уровне сегодня, наглядно свидетельствует об успехах политики «трансферта технологий» и надежды на иностранцев. Глобальные корпорации, видя преступную халатность подавляющей части чиновников, превративших государственную службу в инструмент личного обогащения, продолжают рассматривать Россию в качестве трофейного пространства и «банановой республики», из которой целесообразно выкачивать все соки.
АПК и продовольственная безопасность
Также Медведев коснулся ситуации в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе, которые, несмотря на колоссальный приток нефтедолларов за последние 11 лет (практически 3,5 трлн. Долл. или 1780% ВВП России) и захлёбывающийся от притока нефтедолларов юджет (без дела на счетах Банка России и коммерческих банков в начале 2013г. лежало свыше 8,8 трлн. Рублей, или 77% федерального бюджета), по-прежнему пребывают в кризисном и коматозном состоянии.
Однако это нисколько не смутило председателя правительства, который заявил, что Россия в ближайшие годы должна вернуться в список ведущих аграрных держав мира и, более того, в полном объёме соответствовать критериям доктрины продовольственной безопасности. Каким образом премьер намеревается это сделать в условиях, когда в среднем на долю продукции иностранных производителей приходится свыше 55% продовольствия в целом по стране и порядка 70-75% в крупных городах-миллионерах, совершенно не понятно.
Тем более, принимая во внимание, что на протяжении последних лет зависимость России от импортного продовольствия только нарастала, а с присоединением к ВТО отечественные аграрии и производители продовольственных товаров становятся в принципе неконкурентоспособны.
Для сравнения, импортные пошлины на свинину упали в 8 раз – с 40 до 5%, что ставит под удар практически все свинокомплексы и, что хуже всего, частные хозяйства населения, в которых сосредоточено практически 30% всего поголовья свиней. Напомним, что за период 1990-2011гг. поголовье свиней не только не выросло, но даже сократилось более чем в 2,2 раза – с 38,3 до 17,2 млн. голов.
Ещё больше опасений вызывает предложение премьер-министра превратить Россию в аграрную державу – принимая во внимание повреждённое сознание российских либералов и их хроническую неспособность сделать хоть что-нибудь созидательное, даже этот весьма благой лозунг рискует обернуться колоссальным стратегическими потерями для России. Если речь идёт о комплексной модернизации АПК, повышении глубины переработки первичного сельхоз сырья, развитии высокотехнологичных производств, производящих конкурентоспособную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, то это одно дело.
Если же (и этот вариант видится в нынешних условиях более вероятным) Медведев скрыто предлагает просто продолжить гнать за рубеж всё больше сельскохозяйственного сырья (пшеницу, овёс, ячмень и прочее сырьё), то это будет означать всего-навсего дополнение нефтяной «иглы» продовольственной. Точно также, как это было в конце 19 и начале 20-го века в царской России, когда отечественная деиндустриализированная экономика попала в критическую зависимость от экспорта сельхоз сырья. А обрабатывающие производства современного технологического уклада хоть и демонстрировали высокие темпы роста в силу эффекта низкой базы и втягивания страны в петлю внешних займов, но находились в депрессивном состоянии.
В качестве действенной, по меркам самого премьер-министра, меры по стимулированию сельского хозяйства Медведев указал на необходимость возведения как минимум 4 млн. метров жилья для молодых семей и специалистов. Безусловно, решать жилищный вопрос на селе необходимо, однако он является далеко не главной причиной упадка отечественного сельского хозяйства и АПК.
Отечественные аграрии сворачивают производства по той простой причине, что их созидательная деятельность оказывается просто нерентабельной – с связи с произволом перекупщиков и крупных торговых сетей, а также коррупционными поборами, безудержным ростом цен на ГСМ и услуги естественных монополий, непозволительно дорогие кредитные ресурсы, а также аварийное состояние инфраструктуры, а также чрезмерный моральный и физический износ производственных мощностей (степень износа зашкаливает за 70-75%), аграрии получают лишь 10-12 копеек с рубля произведённой продукции.
Принимая во внимание многократно заниженные объёмы финансовой поддержки отечественных сельхозпроизводителей со стороны государства (в расчёте на гектар сельхозугодий разница достигает 40-45 раз по сравнению со странами Евросоюза), это ставит крест на отечественном АПК и провоцирует упадок села. И одним жильём проблему не решить. Из сельской местности бегут по той простой причине, что люди не хотят жить в нищете и впроголодь – средние заработные платы в сельском хозяйстве практически в два раза ниже среднего показателя по России (25,9 тыс. рублей) и составляют менее 13,8 тыс. рублей.
Также премьер Медведев вскользь затронул вопросы социальной политики и указал на необходимость очередной, теперь уже третьей за последние 11 лет, пенсионной реформы. Также глава правительства заявил, что каким-то образом уже к 2018г. численность населения России достигнет 145 млн. человек. Каким образом этого удастся добиться правительству (если оно вообще удачно не забудет про перлы своего руководителя, как уже делало не один десяток раз), также не понятно. Тем более на фоне общего вектора властей на скрытую приватизацию бюджетной сферы и повышение платности базовых социальных услуг – монетизация льгот, приватизация ЖКХ, внесение поправок в ФЗ-83, ювенальная юстиция и т.д.
Совершенно не объясним с точки зрения здравого смысла расчёт Медведева, что после вымирания на 150 тыс. человек в 2011г. и едва заметный прирост населения на 4,6 тыс. человек в 2012г. (первый прирост за последние 20 лет либерального погрома экономики и социальной сферы), в ближайшие 5 лет население России будет увеличиваться практически на 800 тыс. человек ежегодно.
Единственный вариант – за счёт усиления наплыва иммигрантов и низкоквалифицированной рабочей силы из слаборазвитых республик Средней Азии, которые всё активней законным и незаконным образом получают паспорта, ассимилируют и вносят свой вклад в рост численности населения России. Тогда как этнически русское большинство в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке продолжает вымирать сотнями тысяч человек в год.
Имитация бурной деятельности и «маниловщина» правительства
Другими словами, иначе как ни к чему не обязывающей «маниловщиной» и абсолютно оторванными от реалий жизни рассуждениями выступление Дмитрия Медведева назвать не получается. Также как и всё заседание правительства, на котором вполне резонно был вынесен смертельный диагноз регрессивной макроэкономической политике «роста без развития» (т.е. структурной деградации») и модели проедания нефтедолларов, но ни слова не было сказано о том, что действительно нужно делать руководству страны.
Это заседание кабинета министров не только выявило хроническую недееспособность и невменяемость нынешнего состава правительства (за очень редким исключением), но и дефолт всей ультралиберальной мысли в России. Она завела страну в тупик и вместо предложения реальной стратегии выхода из кризиса начала заниматься раздачей совершенно нереализуемых обещаний.
Если в экспертном сообществе уже дано стало очевидно, что нынешний состав финансово-экономического блока правительства, как и его руководящий состав, в принципе не способен вывести страну из состояния сырьевой колонии, обеспечить выход на траекторию устойчивого роста экономики, а также дать стимул повышению уровня жизни населения и реальной модернизации производственной базы, то руководство страны могло убедиться в этом собственными глазами. Вопрос лишь в том, какие последуют выводы и кадровые решения. Если раньше закрывать глаза на бардак правительстве и дезинтеграцию экономики ещё было можно (высокие цены на нефть спасали ситуацию), то сегодня такой возможности нет.
Либо под грузом накопленных структурных дисбалансов Россия рухнет в жёсткий системный кризис. Либо руководство страны по собственной инициативе начнёт радикально менять подходы к финансово-экономической политике и займётся исполнением своих прямых служебных обязанностей: борьбой с коррупцией, ограничением произвола монополий, заморозит безудержный рост тарифов естественных монополий, ЖКХ и цен на ГСМ, модернизирует инфраструктуру, нарастит масштабы финансовой поддержки национальной экономики, образования и социальной сферы, а также путём возврата Банка России под контроль государства и построения системы рефинансирования экономики создаст мощную национальную инвестиционно-банковскую систему, в разы снизит стоимость кредитных ресурсов и преодолеет инвестиционный кризис в наукоёмких отраслях промышленности. К сожалению, практически никаких позитивных сдвигов в указанном направлении пока не происходит – дальше пространных обещаний «построить коммунизм» к 2018г. и вывести страну на передовые рубежи мировой экономики дело так и не идёт.