Зачем Израиль вмешался в сирийский конфликт?
Причем почти весь вчерашний день мир пребывал в неведении об акте ничем не спровоцированной агрессии: даже спустя сутки израильские официальные источники никак не комментировали ситуацию. Да и сегодня утром мир, по сути, еще мало что знает о случившемся.
Более-менее точно известно лишь, что в ночь на 30 января несколько военных самолетов ВВС Израиля вторглись в воздушное пространство Сирии. Поскольку они летели на малой высоте, сирийские средства ПВО их не засекли, и самолеты бомбили объекты в южной части провинции Дамаск. А вот далее в имеющемся потоке информации начинаются расхождения.
Сначала информагентство Associated Press сообщило, что израильские самолеты разбомбили колонну грузовиков, направлявшуюся с территории Сирии в Ливан, которая якобы везла какое-то оружие для ливанского движения «Хезболла». Эта информация распространилась по мировым информационным лентам вчера. А потом АР процитировало анонимных американских официальных источников, которые пояснили, что Израиль разгромил колонну грузовиков с ракетно-зенитными комплексами ПВО SA-17 российского производства, сообщил сегодня утром израильский сайт «Курсор». Комплексы SA-17 («Бук-М1-2» по российской классификации) якобы способны изменить стратегическое равновесие на Ближнем Востоке в пользу «Хезболлы» и создать непосредственную угрозу для израильских боевых самолетов. И несколько месяцев назад Израиль в самой категоричной форме заявил сирийскому режиму, что попытки передать эти комплексы «Хезболле» будут восприняты Израилем как враждебные действия. По словам американских источников, израильские военные несколько недель готовились к проведению этой операции.
Со своей стороны официальные информационные источники Сирии еще вчера фактически опровергли эту информацию, сообщив, что израильские самолеты бомбили не какую-то там колонну, а военный научно-исследовательский центр, расположенный к юго-востоку от сирийской столицы в городе Джемрай. При налете погибли двое сирийцев, еще несколько человек были ранены. Командование сирийской армии распространило в связи с этим заявление, в котором говорится: «Уничтожение объекта в Джемрае является вопиющим нарушением суверенитета Сирии».
С этим действительно не поспоришь. Тем не менее практически никто из так называемого «международного сообщества» до сих пор не выступил хотя бы с осуждением акта агрессии со стороны Израиля. Поразительной была, в частности, реакция «гаранта международного мира» – Организации Объединенных Наций. Заместитель генерального секретаря этой организации Эдуардо дель Буэй признался, что ООН попросту не располагает информацией об израильском авиаударе. «Силы ООН зафиксировали множество случаев вторжения в воздушное пространство страны, – сообщил он. – Это – вся информация, что у нас есть». Можно себе представить, насколько бы было информировано руководство ООН и какие бы вопли раздавались сейчас от генсека Пан Ги Муна и его заместителей, если бы нечто подобное сотворила Сирия!
Что касается российской реакции, то сегодня утром на сайте МИД появилось следующее сообщение: «В Москве с глубокой озабоченностью восприняты сообщения о налете ВВС Израиля на объекты в Сирии близ Дамаска. Если эта информация подтверждается, то мы имеем дело с неспровоцированными ударами по целям на территории суверенного государства, что грубо нарушает Устав ООН и является неприемлемым, какими бы мотивами это ни оправдывалось. Предпринимаем срочные меры по прояснению этой ситуации во всех ее деталях. Вновь настоятельно призываем к прекращению любого насилия в Сирии, недопущению какого-либо вмешательства извне и началу общесирийского диалога на основе Женевских договоренностей от 30 июня 2012 года».
Во вчерашнем налете израильских самолетов, впрочем, действительно много неясного. Даже такой специалист по Ближнему Востоку, как российский блогер Анатолий Эль-Мюрид, признался в своем «ЖЖ»: «Пока понятно то, что ничего не понятно. Будем ждать». «Тонкость в том, – поясняет эксперт, – что бомбить колонну, перемещающуюся в Ливан из Дамаска, как раз сегодня невозможно. Или, по крайней мере, эта версия выглядит очень сомнительно. Причина вполне будничная: два дня шли дожди, на перевалах – гололед, причем более чем серьезный. Я поговорил с Дамаском, там разводят руками: перевалы закрыты. Уже два дня. Для грузовых машин – точно. То есть если военным скажут – они, конечно, поедут, но логики в этом – ноль. Ухнут куда-нибудь в канаву, а то и куда поглубже, – и бомбить не надо. Потому версия сирийцев пока выглядит более логичной и непротиворечивой. Остается вопрос: зачем? Ответов прямо с ходу можно предположить два. Первый – это проверка сирийской ПВО, чего там и как. Второй: израильтянам очень не нравится перспектива переговоров между оппозицией и правительством, и они таким образом как-то пытаются взбодрить обстановку. Логика Израиля: пусть эти арабы режут друг друга как можно дольше. Оба ответа сомнительны, но версия Израиля о противодействии в перемещении какого-то оружия в Ливан выглядит еще более сомнительной».
Кое-какие пояснения может, впрочем, дать прошедшая на днях по новостным лентам информация о том, что Израиль, Катар и Турция активно обмениваются в последнее время мнениями относительно перспектив нынешнего сирийского правительства. Дескать, его живучесть начинает серьезно угрожать безопасности правящих режимов вышеназванных стран. Глава катарских спецслужб уже встречался со своим израильским коллегой, на встрече присутствовал также советник премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Обсуждались способы ускорения иностранного вторжения в Сирию. Турция и Катар потребовали у израильской стороны заручиться согласием США и союзников для начала атаки на сирийские объекты. Предложенное российской стороной политическое урегулирование явно не отвечает интересам турок и катарского эмира.
Выходит, Израиль решился вмешаться во внутрисирийскую схватку на стороне сирийской оппозиции. Но неужели в Иерусалиме не понимают, что в случае ее победы Израиль почти гарантированно получает по соседству режим «сирийских» мусульман-радикалов – тех самых террористов, с которыми он борется все эти годы? Что это – просчет Израиля или нечто иное? Вопросы, вопросы, вопросы…
На одном Израиле свет клином не сошелся
На одном Израиле, впрочем, «сирийский» клин вчера не сошелся. В тот же день, когда израильские самолеты что-то бомбили в Джемрае, шейх Ахмед Муаз аль-Хатыб, лидер созданной недавно при поддержке Запада и монархий Персидского залива «объединенной сирийской оппозиции» – так называемой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии (НКОРС) – заявил о готовности вступить в диалог с представителями Башара Асада. А идет он на такой шаг во имя прекращения кровопролития и сохранения жизней сотен тысяч мирных граждан, заявил шейх на своей страничке в соцсети Facebook. Правда, этот «широкий жест» Муаз аль-Хатыб сопроводил трудновыполнимыми для Дамаска требованиями: во-первых, освободить из тюрем 160 000 повстанцев, а во-вторых, выдачу сирийскими посольствами эмигрантам новых паспортов или продление старых как минимум на два года. Согласитесь, выпустить в качестве предварительного условия начала переговоров 160 000 пойманных боевиков… Да это же целая армия, которую правительственным войскам стоило немало сил обезвредить!
Заявление Муаза аль-Хатыба, поясняет вышеупомянутый Анатолий Эль-Мюрид, «означает, что оппозиция признает невозможность добиться победы вооруженным путем и рассчитывает зафиксировать сегодняшнее положение политическими договоренностями. В ситуации, когда сирийская армия методично уничтожает боевые отряды оппозиции, такое решение выглядит разумным: с каждым днем возможности оппозиции будут слабеть, и ей будет все сложнее представлять свою позицию на возможных переговорах».
«Это еще не конец войны, это совершенно точно не победа Башара Асада, но это переломный момент всей двухлетней войны, – продолжает российский эксперт. – Как именно будут проходить переговоры, насколько сложно, будут ли они прерываться – это отдельная и, видимо, исключительно непростая тема. Результат переговоров тоже невозможно сейчас ни предугадать, ни предсказать. Но сам факт признания аль-Хатыбом необходимости проведения переговоров говорит о том, что у агрессоров закончилось время. Весьма симптоматично, что заявление аль-Хатыба совпало по времени с назначением Джона Керри госсекретарем (США). Вполне возможно, что это и был тот дедлайн, который отвел Запад аравийским монархам. Теперь начинается время сложных и тяжелых процессов – но с более понятной и ясной перспективой.
Понятно, что непримиримые боевики откажутся участвовать в переговорах, и боевые действия против них будут продолжаться. Понятно, что противники переговоров будут срывать их, устраивать теракты и провокации. Еще ничего не закончилось. Но, так или иначе, Сирия становится второй страной «арабской весны» после Йемена, где не удалось силовым путем снести существующую власть. Причем позиции Башара Асада выглядят гораздо сильнее позиций Абдаллы Салеха. Видимо, и результат переговоров будет совсем иным», – заключает эксперт.
Брахими запросил для боевиков передышку?
Прокомментировал Эль-Мюрид и вчерашнее же (ну и богатый на события денек выдался для Сирии!) заявление спецпосланника ООН и ЛАГ г-на Брахими, сообщившего на заседании Совбеза ООН, что «Сирии грозит распад на фоне бездействия мирового сообщества». «Лексика Брахими, – поясняет Эль-Мюрид, – во многом напоминает душераздирающие выступления Кофи Аннана весной 2012 года, когда стало очевидно, что боевики не только не сумели захватить город Хомс, но и стремительно истребляются на всей территории страны. Практически выкручивая руки Башару Асаду, «мировое сообщество» сумело добиться от него согласия на перемирие с боевиками и отвод войск от добиваемых группировок. Буквально в течение полутора месяцев после этого сирийская армия вначале утратила инициативу, а затем была вынуждена столкнуться с массированным нашествием извне, которое в итоге завершилось операцией «Вулкан в Дамаске». Примерно по той же самой схеме происходили «перемирия» в Чечне, когда российскую армию вынуждали останавливаться буквально перед окончательным уничтожением разгромленных бандформирований – и через короткое время все начиналось вновь.
Опять же, строго по технологии, перед выступлением Брахими в Сирии обнаружено очередное кровавое преступление, – продолжает Эль-Мюрид. – Теперь оно совершено в Алеппо. Обнаружено уже более 70 погибших гражданских лиц, явно расстрелянных и сброшенных в реку. Район, в котором произошло преступление, находится под контролем боевиков, и хотя СМИ привычно обвинили в преступлении армию, они не особо развивают эту тему. Брахими вполне обтекаемо говорил о катастрофе, в которой повинны все стороны конфликта, и страшная находка лишь оттенила его выступление. Кто именно и кого убивал – в свете выступления совершенно неважно. Все это с точностью повторяет сценарии перед выступлениями Кофи Аннана весной: ровно за несколько дней до решающих заседаний Совбеза ООН тогда произошло преступление в городке Аль-Хула и Тальдау.
При этом как раз сейчас точно так же, как и весной, армия начинает ощутимо переламывать ситуацию. По мере завершения зачистки пригородов Дамаска армия стягивается к Думе, которая была тыловой базой при наступлении боевиков на Дамаск. В ней уже несколько месяцев практически нет мирных жителей, бежавших из города. В Думе, по разным данным, находится около 5000 боевиков, которые почти полностью окружены. Вчера из Дамаска сообщили, что в районе горы Касьюн, где сконцентрирована армейская артиллерия, начался массированный обстрел, направленный в сторону Думы. Похоже, что принято решение во избежание потерь среди армии сровнять с землей всю Думу вместе с боевиками. Она и без того разрушена, поэтому проще отстроить ее заново, чем терять бойцов.
Уничтожение боевиков в Думе будет означать, что 15-20-тысячная группировка, собранная в конце осени под Дамаском, будет окончательно разгромлена. Это даст возможность армии высвободить часть сил на ликвидацию боевиков в Дераа, после чего начать операции по очистке северных провинций. Судя по весьма истеричным заявлениям руководства оппозиции, сокращение финансирования боевиков со стороны стран-агрессоров – факт. Существенно уменьшился приток боевиков из Турции и Ливана. Все идет к тому, что при существующих темпах к лету армия сможет развернуть наступление на севере и ближе к осени очистить основные города от боевиков. При этом события вокруг Мали развиваются таким образом, что именно Северная Африка может стать для них более привлекательной целью, особенно если там будет налажено финансирование противостоящих коалиции Запада и ЭКОВАС сил.
Собственно, выступление Брахими можно расценивать именно как попытку повторить весенний опыт – дать боевикам передышку, вывести их из окружения, предоставить им возможность перегруппироваться и фактически лишить армию преимущества. Никаких других целей оно не преследует. Без вмешательства извне президент Асад в очередной раз пытается запустить переговорный процесс со всеми, кто не относит себя к непримиримой оппозиции. Непримиримые при любых обстоятельствах не станут ни о чем и ни с кем договариваться, поэтому инициативы Брахими в отношении них не приведут ни к каким результатам.
Задача Брахими – не дать властям Сирии конвертировать достигнутое военное преимущество в политические результаты, продлить конфликт как можно дольше. Уже поэтому ни малейшего смысла ни для России, ни для Сирии идти на поводу у спецпосланника нет. И хотя премьер Медведев пытается дать боевикам надежду, солидаризируя свою позицию с позицией агрессоров, к счастью, теперь он не руководит внешней политикой. Так что вероятность того, что Россия после двух лет поддержки Сирии сыграет за чужую команду, все-таки пока невелика», – заключает Эль-Мюрид.