Степашин предупредил о втягивании России в петлю внешних займов
Буквально на днях, 11 февраля, состоялось очередное заседание комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Ничем примечательным оно бы не запомнилось, если бы не выступление на нём председателя Счётной Палаты (СП) России Сергея Степашина, который в последнее время стал одним из наиболее часто упоминаемых в СМИ федеральных политиков. В рейтинге упоминаемости он проигрывает разве что президенту Путина и главе правительства Медведеву, а также Владимиру Маркину из Следственного Комитета, который уже успел превратиться в члена семьи для миллионов россиян.
Складывается такое ощущение, что Степашин превратился в дубинку в руках силового клана, сконцентрированного вокруг президента Путина и его администрации. Причём дубинку «инициативную» - в последние месяцы Счётная Палата наводит ужас на всех: от Газпрома и Аэрофлота до федеральных чиновников, «эффективно осваивающих» бюджетные средства на «олимпийских стройках».
В последнее время, когда в силу «политической необходимости» наиболее сильно активизировалась «борьба с коррупцией» (в действительности являющаяся борьбой с впавшими в немилость коррупционерами из конкурирующих властных группировок), глава Счётной Палаты стал чуть ли не главным действующим лицом всех чисток и проверок.
Только за последние три месяца, когда Путин решил встряхнуть погрязшую в коррупции «вертикаль власти», Счётной Палатой были инициированы проверки эффективности расходования бюджетных средств на десятке имиджевых «олимпийских строек». Начиная от нецелевого использования десятков миллиардов рублей на подготовке к Саммиту АТЭС во Владивостоке, открытие которого даже по словам президента Путина прошло буквально «на стройке», и строительства стадиона для ФК «Зенит», смета затрат которого разбухла в 11 раз. И заканчивая реконструкцией Большого театра, в которой смета затрат выросла в 16 раз по сравнению с первоначальной оценкой и достигла 35 млрд. рублей, тогда как сами сроки окончания реконструкции неоднократно срывались.
Весьма показательной стала недавняя атака Счётной Палаты на российское нефтегазовое «национальное достояние», которое ежегодно повышает цены на газ для российских граждан и промышленных предприятий на 15-20% под сурдинку необходимости «модернизации производств» и «газификации регионов». При этом Газпром наотрез отказывается раскрыть структуру себестоимости оказываемых услуг, сметы затрат на строительство бесчисленных веток газопроводов и пресловутого «инвестиционного тарифа», благодаря которому под видом модернизации производства перекачиваются огромные ресурсы из карманов россиян на оффшорные счета руководителей и подрядчиков Газпрома.
Степашин прекрасно понимает, что своей политикой Газпром осознанно уничтожает остатки несырьевой обрабатывающей промышленности и вгоняет подавляющую часть россиян в нищету. Сначала Степашин посоветовал Газпрому «навести порядок» у себя в хозяйстве, когда газовая монополия в начале 2012г. чуть ли не в ультимативной форме потребовала от правительства вслед за 15% повышением цен на газ в июле 2012г. провести дополнительную индексацию в размере 26,3% в октябре. А затем и вовсе заявил, что Счётная Палата впервые за последние 5 лет «по собственной инициативе» проведёт проверку деятельности Газпрома, а также направит аудиторов в Роснано, Аэрофлот и целый ряд других госкомпаний.
Во-первых, после внесения законодательных поправок в начале 2000-х годов и прямого замыкания определения кандидатуры главы Счётной Палаты на президента (что поставило крест на независимости СП и превратило её в очередное крайне политкорректное и зависимое от исполнительной власти контрольно-ревизионное ведомство) ожидать других действий от Степашина не приходится.
Во-вторых, Степашин прекрасно понимает всю глубину надвигающегося на Россию финансово-экономического кризиса и масштабы несостоятельности, профнепригодности и неадекватности нынешнего состава кабинета министров тем задачам и тем вызовам, с которыми сталкивается Россия. На ключевых финансово-экономических постах правительства по-прежнему находятся ярые «кудринисты» и идейные «гайдаровцы», которые продолжают реализовывать убийственную политику накоплений «гробовых денег», внедряют принципы «Вашингтонского консенсуса» и демонтируют остатки финансово-экономического суверенитета страны.
Россия в долговой петле
На заседании думского комитета по бюджету и налогам Степашин раскритиковал проводимую Минфином и Банком России политику втягивания страны в долговую петлю внешних займов. Глава Счётной Палаты указал, что по итогам 2012г. величина государственного долга подскочила на 22% и достигла 6,5 трлн. рублей. Это эквивалентно 10,5% ВВП России. Притом что расходы на обслуживание государственного долга превысили 32 млрд. рублей, что, по оценкам Степашина, сопоставимо с расходами федерального бюджета на ЖКХ, культуру и кинематографию.
Помимо этого глава СП отметил устойчивый рост совокупного внешнего долга РФ. "Внешний госдолг у нас небольшой, на самом деле, но совокупный внешний долг к 2013г. составил 624 млрд. долл. ", - сказал Степашин, добавив, что это на 16,1% больше, чем объем международных резервов. Кроме того, глава Счётной Палаты обратил внимание и на рост госдолга субъектов РФ - на 1 января 2013г. он составил 1,36 трлн. руб.
В общем и целом, ход мыслей Степашина верный и внушает оптимизм - в правительстве ещё есть люди, пускай их и немного, которые, в отличие от вице-премьера Аркадия Дворковича, не считают, что Россия в качестве основной цели своей деятельности должна поддерживать высокий уровень жизни в США и финансировать бюджетные дефициты стратегического конкурента.
Однако имеет смысл внести ряд пояснений и уточнений в заявление Степашина. Прежде всего, в глаза бросается стремительный рост задолженности всех субъектов российской экономики перед иностранными кредиторами. Согласно предварительным оценкам Центрального Банка, который превратился в филиал Федеральной Резервной Системы США и свёл всю полноту денежно-кредитной политики к операциям валютного обменника (эмиссия рубля привязана к притоку иностранной валюты), внешняя задолженность России за период с января 2012г. по январь 2013г. подскочила более чем 15,4% - с 540,5 до 623,9 млрд. долл.
Да, в относительном выражении динамика не выглядит столь пугающей – рост на 15% не является критическим. Однако в абсолютном выражении скачок внешней долговой нагрузки выглядит удручающим – по итогам 2012г., вопреки всем рассуждениям властей относительно необходимости снижения зависимости отечественной экономики от мировых рынков и внешних финансовых источников, долговая нагрузка выросла на 83,4 млрд. долл. Это эквивалентно 2,585 трлн. рублей или практически 4% ВВП России по итогам 2012г.
Отдельного внимания заслуживает ситуация с государственным долгом. С формальной точки он действительно весьма скромен – менее 6,5 трлн. рублей с учётом внешних и внутренних заимствований. Однако на деле ситуация гораздо хуже. По самым последним оценкам Банка России, по состоянию на 1 октября 2012г. совокупный внешний долг государственного сектора в расширенном определении, учитывающий внешние заимствования принадлежащих более чем на 50% государству компаний и банков, превысил отметку в 258,2 млрд. долл.
Это эквивалентно 43,4% совокупного внешнего долга России, 12,5% ВВП и превышает совокупный размер временно свободных средств федерального правительства, лежащих без дела на счетах в Банке России и коммерческих банках. По состоянию на январь 2013г. этот остаток составлял порядка 7,4 трлн. рублей. Да, это много – приблизительно 62% федерального бюджета России по итогами 2012.
Однако этой суммы явно недостаточно для того, чтобы в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и возникновения необходимости профинансировать внешние долговые обязательства государственных компаний и банков. Эта сумма приблизительно на 4% ниже внешней долговой нагрузки государственного сектора в расширенном определении.
Только в течение 2013г. российским заёмщикам предстоит выплатить свыше 156,2 млрд. долл. иностранным кредиторам по телу кредита и процентам. А в течение 2014г. как минимум 85-90 млрд. долл. без учёта рефинансирования краткосрочных заимствований за счёт новых займов. Реальные масштабы выплат в течение ближайших 2 лет составят более 335 млрд. долл.
Крайне примечательно, что пока чиновники Министерства финансов и Банка России успокаивают доверчивых россиян, что государственный долг России находится на беспрецедентно низком уровне, реальная долговая нагрузка госкомпаний и госбанков стремительно разрастается. Точно также как и реальная долговая нагрузка на государственный сектор, которая с учётом долгов принадлежащих государству компаний и банков составляет не 10,5% ВВП, как указал Степашин в Госдуме, а все 23,3% ВВП. Конечно, это в 3 раза ниже, чем в Испании, в 4 раза ниже, чем в среднем по странам Еврозоны и практически в 10 раз ниже, чем в индустриально развитой Японии.
Однако печальный опыт 1998г. со всей ясностью показал, что, если Япония может вполне себе успешно существовать и развиваться с долговой нагрузкой к ВВП в размере 225%, то Россия с либерал-реформаторами во главе финансово-экономического блока может свалится в дефолт и при суммарной государственной долговой нагрузке в 63% ВВП. То, что считается нормой в Европе и США, для России в рамках существующих масштабов коррупции и сращивания олигархического капитала с отдельно взятыми высокопоставленными чиновниками становится смертельной дозой.
Поэтому нынешние 23,3% ВВП внешнего и внутреннего долга государства в расширенном определении (с учётом госбанков и госкомпаний) и 30,2% совокупной внешней долговой нагрузки всех секторов экономики уже сегодня являются серьёзным риском для финансовой системы России. И даже крайне позитивные показатели финансовой устойчивости могут не помочь России – внешний долг России не превышает суммарный экспорт товаров и услуг (100%), платежи по внешнему долгу составляют менее 8% ВВП и 26% экспорта товаров и услуг, а ЗВР по отношению к платежам по внешнему долгу составляют более 339%.
Это обусловлено критической зависимостью экспорта (на 80%) и бюджетной системы (на 65%) от динамики цен на сырьевые товары: нефть, газ, уголь, лес, химии и нефтехимию, промышленные металлы, удобрения и т.д. Российская экономика благодаря усилиям «кудринистов» похожа на песочный замок – с виду мощный, основательный и непоколебимый, но на деле крайне рыхлый, слабый и с подмытым основанием. Как и 4 года назад, эта «крепость», точнее «нефтегазовый Титаник», первым пойдёт на дно в случае сваливания мировой экономики в глобальную рецессию. И никакие международные резервы и «подушка безопасности» не помогут – в отсутствие модернизации и отраслевой диверсификации экономики они превратятся в «гробовые деньги» на кладбище «банановых республик».
В этой связи не может не внушать опасений ускоренный рост внешних долгов подконтрольных государству компаний и банков. За период с января по октябрь 2012г. (к сожалению, более свежих данных пока нет), внешний долг принадлежащих государству нефинансовых организаций подскочил с 102,7 до 110,9 млрд. долл. Тогда как внешняя долговая нагрузка государственных банков разрослась с 73,2 до 91,5 млрд. долл.
Совершенно очевидно, и печальный опыт шантажа властей и вымогательства бюджетных ресурсов со стороны олигархов в 2008-2009гг. это наглядно показал, что в случае необходимости государство будет вынуждено выступить в качестве гаранта и поручителя по долговым заимствованиям госбанков и госкомпаний. Именно это оно и было вынуждено сделать в разгар финансово-экономического кризиса, предоставив «эффективным менеджерам» колоссальную государственную поддержку из кармана налогоплательщиков. Речь шла приблизительно о 6,5 трлн. рублей, подавляющая часть которых в условиях напрочь отсутствующего контроля за выделяемыми средствами утекла мимо промышленных предприятий на валютный рынок, спровоцировав 50% девальвацию рубля и потерю 200 млрд. долл. из состава ЗВР.
То же самое касается реальных расходов государства на обслуживание внешних займов, которые существенно превышают озвученные Сергеем Степашиным 32 млрд. рублей. Согласно официальным данным Министерства финансов, только в 2012г. затраты на обслуживание государственного и муниципального долга превысили 383,3 млрд. рублей. Согласно подписанному президентом проекту бюджета на ближайшие 3 года эти расхода вырастут до 550-570 млрд. рублей к 2015г. К тому времени расходы бюджета на оплату прибылей финансовых спекулянтов превысят затраты на образование и науку, а также здравоохранение, ЖКХ, культуру и спорт по отдельности.
Российская экономика по уши во внешних долгах
Стоит отметить, что наиболее активно из всех субъектов экономики наращивали долговую нагрузку именно российские банки, которые по итогам 2012г. увеличили размер внешних заимствований на 45,6 млрд. долл. – с 162,7 до 208,3 млрд. долл. И это неудивительно – отечественная банковская система в силу проводимой в России колониальной по своей сути эмиссионной политики «currency board» и целенаправленного отказа Банка России от развития полноценной системы рефинансирования экономики уже больше полутора лет живёт в состоянии перманентного кризиса ликвидности и хронической нехватки финансовых ресурсов.
За период с начала 2011г. ставки по однодневным кредитам на межбанковском рынке подскочили в 2,5 раза (с 2,5% до 6,5-6,7%), а стоимость кредитов «овернайт» в середине декабря 2012г. обновила рекордные максимумы с весны кризисного 2009г. (6,7% годовых).
Не особенно сильно отставали от них российские нефинансовые компании, занятые в реальном секторе экономики. Согласно оценкам Банка России, размер внешней задолженности промышленных предприятий перед иностранными кредиторами подскочил по итогам 2012г. практически на 25 млрд. долл. – с 331,5 до 356,1 млрд. долл.
И это также вполне объяснимо – в условиях, когда правительство осознанно отказывается от модернизации инфраструктуры и последовательно изымает из экономики порядка 3-5% ВВП ежегодно (в лучшие годы и вовсе 7-10% ВВП) под псевдонаучные монетаристские рассуждения о «борьбе с инфляцией» и вывозит их за рубеж, финансируя научно-технический прогресс и структурную модернизацию на территории стратегических конкурентов (США, ЕС, Япония, Великобритания и т.д.), другого выбора у российских компаний не остаётся.
Отечественные компании и банки влезают в долговую петлю не от хорошей жизни и не от желания взять на себя лишние курсовые, процентные и прочие риски. Они просто лишены иного выбора – финансовые власти России, занимающиеся стерилизацией «избыточной» денежной массы и финансирующие модернизацию и инновации в США за счёт консервирования технологической отсталости внутри России, искусственно втягивают российскую экономику в долговую яму.
По сути дела, российские финансово-экономические ведомства, контролируемые выходцами из команды «младореформаторов», оставляют отечественных компаниям и банкам ровно два варианта действий. Первый вариант: продолжить тихо загнивать и вымирать в условиях нарастающей конкуренции с иностранными производителями (что стало особенно актуально после втягивания России на «титаник» ВТО), занимая под непозволительно высокие ставки внутри России.
Напомним, что, согласно официальным оценкам Росстата, ставка рефинансирования Банка России (8,25%) сопоставима со средней рентабельностью всей отечественной экономики в целом (10-11%), а стоимость кредитов для малого и среднего бизнеса в несырьевом секторе экономики и наукоёмкой промышленности (18-25% без учёта «отката» руководству банка) в 2-2,5 раза превышает среднюю норму рентабельности соответствующих видов обрабатывающей промышленности.
Альтернативный вариант: влезать в долги перед иностранными кредиторами и садиться на «иглу внешних займов», импортируя целый набор внешнеэкономических рисков и закладывая своё имущество (в том числе пакеты акций) крупнейшим международным банкам. Масштабы финансовых рисков прекрасно показал кризисный 2009г., когда на фоне 50% обесценения рубля по отношению к американскому доллару и 4-кратного падения цен на энергоносители подавляющее большинство крупных сырьевых и металлургических компаний (не говоря уже о предприятиях обрабатывающей промышленности) оказались на грани дефолта. Они элементарно не были способны обслуживать свои долги.
В результате чего крупнейшие российские компании, в том числе из состава стратегически значимых отраслей промышленности, оказались в шаге от перехода под контроль своих кредиторов – крупнейших международных банков и финансовой олигархии с Уолл-Стрит.
Совершенно очевидно, что в силу целого ряда объективных обусловленных причин (начиная от преследования коммерческой выгоды и стремления к подавлению конкуренции и заканчивая сращиванием банковского капитала с военно-политическими элитами стратегических конкурентов России) интересы крупных международных банков в большинстве случаев не совпадают с национальными интересами. Тогда как их взгляды по вопросу управления стратегически значимыми предприятиями могу в корне противоречить государственным интересам страны и подрывать её суверенитет.
И если для экспортоориентированных секторов экономики такого рода финансовая политика хотя бы отчасти выглядит оправданной (они получают колоссальную экспортную валютную выручку от распродажи невосполнимого минерального сырья и застрахованы от роста стоимости долга в случае девальвации рубля), то для всех остальных компаний внешние займы в конечном итоге становятся неподъёмным бременем.
В краткосрочном периоде, пока сохраняется благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие цены на экспортируемое сырьё (на долю нефти и газа приходится порядка 65% товарного экспорта, а на продукцию низких переделов – свыше 92%), а ставки на кредитные ресурсы остаются на сравнительно низком уровне, это порождает иллюзию успеха, уверенности и финансовой устойчивости.
Однако в разгар кризисных явлений, когда иностранные банки ужесточают условия кредитования заёмщиков (особенно в периферийных странах), а пузыри на товарно-сырьевых рынках сдуваются за считанные недели, это приводит к финансовому краху компаний, банкротству заёмщиков и переходу контроля над предприятием, акции которого выступают в качестве залогового имущества по иностранному кредиту, в руки транснационального капитала.
Именно это и произошло в разгар глобального финансово-экономического кризиса, когда российские «эффективные собственники» и олигархи, в руки которых были переданы крупнейшие и наиболее лакомые куски государственной собственности во время фиктивных и незаконных кредитно-залоговых аукционов, оказались не способны самостоятельно обслуживать свои внешние займы. И, предварительно выплатив себе рекордные дивиденды, встали в очередь за бюджетными деньгами к «неэффективному» государству.
Российские компании занимают за рубежом прокрученные деньги российских налогоплательщиков
В России сложилась парадоксальная ситуация, при которой правительство сначала изымает колоссальные по своим объёмам финансовые ресурсы из экономики под псевдонаучные рассуждения о необходимости «накопления подушки безопасности» и «борьбы с инфляцией» и вкладывает их в финансовую и бюджетную систему стратегических конкурентов России под 1,5-2% годовых.
А затем российские компании и банки, вынужденные существовать в рамках обескровленной экономики и в состоянии хронического дефицита доступных кредитных ресурсов, занимают у иностранных банков средства российских налогоплательщиков (т.е. уплаченные ими же самим налоги). Которые были вывезены туда под видом Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и денег из прочих «нефтегазовых кубышек», под 7-8%.
Финансовый директор любой коммерческой структуры, который занимает средства под больший процент, чем кредитует (тем более, если кредитором и заёмщиком средств выступает одно и то же лицо), в лучшем случае с позором лишился бы занимаемой должности. А в худшем, и более вероятном, понёс наказание за совершение уголовно наказуемого преступления – хищения в особо крупном размере. В России же за подобного рода нецелевое использование средств налогоплательщиков и финансовые хищения не только не наказывают, но и активно продвигают по государственной службе.
Единственное исключение из правил – такого рода финансовая политика имеет право на существование только в том случае, если финансовая система страны находится под внешним управлением, чиновники работают на свой карман в оффшорных гаванях, а подавляющая часть бюрократии выступает в качестве надсмотрщика за оккупированной транснациональным капиталом территорией.
Неудивительно, что динамика внешнего долга российской экономики и объёма средств, находящихся в международных резервах Банка России и Минфина, практически полностью совпадают. По оценкам Центрального Банка России, за период с начала 2001г. по конец 2012г. размер «нефтегазовой кубышки» России расширился с 27,9 до 530 млрд. долл. Тогда как размер задолженности российских банков и компаний подскочил с 31,4 до 623 млрд. долл.
Принимая во внимание, что размер международных резервов России составляет порядка 530 млрд. долл., а совокупный внешний долг России эквивалентен примерно 623,9 млрд. долл., то получается, что только на «ножницах процентов» отечественная экономика теряет как минимум 35-40 млрд. долл. ежегодно. Это оценки ряда видных отечественных экономистов, в частности академиков С.Глазьева, О.Богомолова и Р.Гринберга, а также В.Катасонова, С.Батчикова, М.Делягина, М.Хазина и А.Кобякова.
Согласно официальным данным ЦБ РФ, так называемое чистое отрицательное сальдо счета инвестиционных доходов России от уплаты процентов по кредитам, дивидендов, ренты и прочих доходов на капитал иностранным инвесторам и кредиторам только по итогам 2012г. составило более 53,4 млрд. долл. Это эквивалентно 1,655 трлн. рублей - 13,5% федерального бюджета и 2,5% ВВП России в 2012г. Этих средств было бы достаточно, чтобы нарастить объём капитальных вложений в отечественную экономику почти на 15% или удвоить расходы федерального бюджета на образование, науку, здравоохранение, культуру, спорт, СМИ и изношенное на 85% ЖКХ.
Всего же в связи с хроническим нежеланием Банка России развивать полноценную систему рефинансирования экономики создавать фундамент для формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов (вопреки опыту США, Еврозоны, Японии, Великобритании и Китая) Россия за период 2000-2012гг. понесла совокупный чистый инвестиционный убыток в размере 320,6 млрд. долл.
Это колоссальная по своей величине сумма, сопоставимая с годовым федеральным бюджетом России и 15,2% ВВП. Её было достаточно, чтобы удвоить размер капитальных вложений в основные фонды России, степень износа которых только по официальным оценкам Росстата за аналогичный промежуток времени выросла с 39,4 до 47,9%. А, по экспертным оценкам, достигает 60% в целом по стране, 75% в наукоёмкой обрабатывающей промышленности и порядка 85% в системе «отреформированного» ЖКХ и прочей инфраструктуры.
Напомним, что за период с января 2012г. по январь 2013г. произошло весьма существенное расширение так называемых международных резервов России, ещё недавно именовавшихся ЗВР. Это было обусловлено как увеличением притока нефтедолларов в Россию в силу превышения фактических цен на нефтяную смесь Brent (110-112 долл. за баррель против запланированных 96-97 долл.) и, как следствие, сведения федерального бюджета с профицитом в размере 1,4% ВВП (в январе-ноябре 2012г.). Так и скачкообразным ростом заимствований Минфина на внутреннем рынке без всякой на то необходимости и вопреки всякому здравому смыслу.
Несмотря на тот факт, что государственный бюджет захлёбывается от притока нефтедолларов, а нераспределённый остаток средств Минфина на счетах в ЦБ РФ и коммерческих банках превышает 7,2 трлн. рублей (порядка 60% федерального бюджета в 2012г.), руководимый идейными гайдаровцами-кудринистами Минфин продолжает усердно реализовывать программу государственных заимствований и втягивает Россию в петлю займов.
Не обращая внимания на тот простой факт, что заимствования в федеральном законе о бюджете на 2012г. и плановые 2013-2015гг. предполагались при дефицитном бюджете и ценах на нефть ниже 100 долл. за баррель. Неудивительно, что это лишь провоцирует усиление дефицита денег в экономике, удорожание кредитных ресурсов и усугубление инвестиционного кризиса.
Согласно официальным оценкам Банка России, объём ЗВР, включающий в себя помимо валютных резервов самого Центрального Банка, полученных от операций ЦБ РФ на внутреннем валютном рынке по эмиссии рублей в обмен на приток иностранной валюты, средства Резервного Фонда, Фонда национального благосостояния и временно свободные ресурсы Минфина, подскочил с 498,6 млрд. долл. в январе 2012г. до 528,3 по состоянию на конец декабря.
Россия – долгосрочный кредитор и краткосрочный заёмщик
Не меньший интерес представляет не столько сама по себе величина внешней задолженности России и её распределение по секторам экономики, сколько изменение и распределение чистого долгового бремени. Согласно официальным оценкам всё того же Банка России, в России сложилась неприемлемая ситуация для страны с хронически недофинансированной инфраструктурой, деиндустриализированной экономикой, архаичной структурной производства и колоссальной степенью износа основных фондов.
По состоянию на 1 января 2012г. (более свежих оценок просто-напросто нет) при величине внешнего долга России в размере 549,4 млрд. долл. совокупный размер так называемых внешних активов России составлял порядка 898,5 млрд. долл. Другими словами, Россия выступает нетто-кредитором мировой экономики и, прежде всего, своих стратегических конкурентов – США, ЕС, Японии и т.д.
Однако больше всего опасений вызывает даже не само по себе превращение России в чистого кредиторам остальных экономик мира, разбалансированность и ущербность временной структуры активов и обязательств. По оценкам ЦБ РФ, в рамках операций краткосрочного кредитования Россия является чистым кредитором мировой экономики в размере порядка 577,7 млрд. долл. – задолженность составляет порядка 78,2 млрд. долл., а активы превышают 656,5 млрд. долл.
Тогда как в рамках долгосрочного кредитования Россия выступает в качестве нетто-должника (чистого заёмщика) перед всеми остальными странами в размере 228,6 млрд. долл. Из которых на долю внешних заимствований сроком свыше 1 года приходится 470,6 млрд. долл., а на долю аналогичных по сроку внешних активов – 241,9 млрд. долл.
Другими словами, Россия является краткосрочным чистым кредитором мировой экономики и долгосрочным чистым должником. В принципе, у такого подхода есть свои позитивные стороны – ориентация в пользу долгосрочных заимствований позволяет повысить уровень краткосрочной финансовой устойчивости и кредитоспособности заёмщика. К тому же ориентация на привлечение долгосрочных кредитных ресурсов позволяет реализовывать долгосрочные капиталоёмкие инвестиционные проекты в приоритетных направлениях социально-экономической политики: начиная от модернизации ЖКХ и прочей инфраструктуры и заканчивая наращивание поддержки капиталоёмких высокотехнологичных отраслей промышленности и финансирования прорывных направлений развития научно-технического потенциала.
Однако оборотной стороной избыточно ориентации на долгосрочные займы являются колоссальные инвестиционные потери – нужно отдавать себе отчёт в том, что долгосрочные финансовые ресурсы априори являются более дорогими, нежели краткосрочные. Разница в стоимости кредитов может достигать 3-5 раз – 2-3% против 8-10% соответственно.
Принимая во внимание, что основными заёмщиками иностранных ресурсов в России выступают представители высокорентабельных добывающих отраслей промышленности и производства низких переделов, а также оптово-розничная торговля и перекупщики, втягивание в петлю долгосрочных заимствований становится опасным. Так как по сути дела вместо модернизации и инноваций усиливается проедание нефтедолларов и поступающих в страну кредитов, а также усиление зависимости экономики от импорта товаров и услуг.
http://forum-msk.org/material/economic/9776994.html