Невнятное прозрение силовиков
Насколько можно судить, весеннее обострение в правительстве продолжает нарастать, переходя в более болезненную открытую фазу. Буквально на днях, в последние дни мая, новая порция крайне неоднозначных инициатив пришла из Следственного Комитета, который наряду со Счётной Палатой в последние пару месяцев превратился в основного ньюс-мейкера России, чьи поступки и действия вызывают волну обсуждений в информационном пространстве.
Чутко ощущая перемену настроений в самых высоких коридорах власти и улавливая намёки руководства страны, Александр Бастрыкин и Сергей Степашин действуют как «цепные псы» администрации президента, инициируя проверки и следственные мероприятия в отношение тех предприятий и граждан, которые впадают в немилость первым лицам государства.
Весьма показательны в этом плане публичные порки и следственные мероприятия в отношении Газпрома, Роснано, Сколково, Аэрофлота, Саммита АТЭС, Олимпиады в Сочи и прочих масштабных и крайне коррупциогенных «олимпийских строек», которые, насколько можно судить, должны были создать у граждан России ощущение «чистки рядов» и имитировать «борьбу с коррупцией». На деле же борьба с коррупцией свелась к показательной борьбе с отдельно взятыми впавшими в немилость начальству и конкурентам по «сувенирной демократии» коррупционерами – на системном уровне коррупция продолжает оставаться смыслом жизни подавляющей части правящего класса и, насколько можно судить, основой существующего государственного строя.
На этот раз глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин, в одночасье ставший знаменитостью осенью 2012г., после того как вывез шеф-редактора Новой Газеты Сергея Соколова в лес и поговорил с ним «по душам», предложил усилить борьбу с незаконным вывозом капитала из России. По мнению Бастрыкина России требуется ввести уголовную ответственность за незаконный вывоз капитала и нарушение законодательства, связанного с регулированием трансграничного движения капитала.
Судя по всему, тематика борьбы с незаконным вывозом капитала попала в орбиту внимания администрации президента и в ближайшее время мы увидим целый ряд показательных проверок и уголовных дел в отношении отдельно взятых физических и юридических лиц. Тем не менее, показушные дела и проверка ни коим образом не повлияют на саму существующую порочную систему, позволяющую ежегодно вывозить из России триллионы рублей с грубым нарушением действующего законодательства. Неудивительно, что размер рынка обналичивания незаконных доходов, по оценкам Банка России и МВД, достигает 3-3,5 трлн. рублей, средний размер взяток по стране вырос в в 33 раза только за период 2008-2012гг. (по данным Департамента экономической безопасности - с 9 до 300 тыс. рублей), а размер откатов и нецелевого использования финансовых ресурсов в бюджетной системе России варьируется от 30 до 60%.
Во-первых, совершенно не понятно, чем на протяжении последних 8-12 лет занимался сам Следственный Комитет России и прочие правоохранительные органы, начиная от Генеральной Прокуратуры, МВД и ФСБ и заканчивая Счётной Палатой, Главным Контрольным Управлением Администрации Президента, Минфином и Банком России, который помимо прочего является главным органом банковского регулирования и надзора.
А после принятия в контролируемой администрацией президента Государственной Думе в первом чтении законопроекта о расширении полномочий Центрального Банка России и передачей ему функций ФСФР (надзор за финансовыми рынками) и ФССН (страховой надзор), Банк России формально отвечает за контроль и регулирование всей отечественной финансовой системы. Создание на базе неподконтрольного обществу и Парламенту Центрального Банка пресловутого мегарегулятора и наделение его дополнительными полномочиями превратит ключевой финансово-экономический институт России в управляемую извне химеру.
Имеет смысл напомнить, что в первой половине 2000-х годов по указке МВФ, Всемирного Банка и прочих международных финансовых организаций, продвигающих интересы транснационального капитала и международных финансовых спекулянтов, российское правительство благодаря давлению Минфина и Банка России согласилось пойти на внесение существенных изменений в действовавшее законодательство в области валютного регулирования и контроля. Эти изменения по сути дела демонтировали систему валютного регулирования и валютного контроля, существенно либерализовав внешнеэкономические связи и, прежде всего, упростив трансграничное движение капитала.
Это было наглядное подтверждение победоносного шествия псевдонаучной и глубоко порочной доктрины «Вашингтонского консенсуса», которая за счёт ультралиберальной политики (масштабная приватизация, либерализация внешнеэкономической деятельности, дерегулирование экономики и т.д.) позволяет продвигать интересы транснационального капитала в периферии мирового капитализма и вскрывать рынки сбыта. Неудивительно, что сразу после этого ежегодные масштабы только официально фиксируемого Банком России незаконного вывоза капитала подскочили в 2,5-3 раза (с 4-5 млрд. долл. в начале 2000-х годов до 15-20 млрд. в середине «тучных нулевых» и 30-35 млрд. долл. в 2010-2012гг.) и продолжают стремительно нарастать.
Однако даже в этом случае ничто не мешало Следственному Комитету, руководство которого вдруг решило «очнуться» от многолетней спячки и «неожиданно» для экспертного сообщества, которое на протяжении всех последних 15-20 лет говорит об угрожающих масштабах законного и незаконного вывоза капитала, заметило проблему нелегального вывоза капитала за рубеж, исполнять свои служебные обязанности все предыдущие годы. При желании, даже в условиях практически полного снятия ограничений на движение капитала по текущему и финансовому счёту платёжного баланса не существует серьёзных препятствий для правоохранительных органов с точки зрения идентификации источника происхождения капитала, выявления незаконных авуаров и их ареста. Было бы желание и политическая воля наступить на карман коррумпированным чиновникам, монополистам, олигархам, криминальным кругам и присосавшимся к бюджету бизнесменам.
Если бы правоохранительные органы на самом деле хотели бороться с теневым сектором экономики, незаконной предпринимательской деятельностью и нелегальным вывозом капитала, а не занимались словоблудием и патриотической риторикой, то уже давно можно было навести порядок и привлечь к уголовной ответственности коррумпированных чиновников, сросшийся с ними олигархический капитал и криминальные круги. Однако вместо этого мы имеем целенаправленный развал уголовных дел по незаконным подмосковным казино (в котором оказалось замешано руководство подмосковной прокуратуры и всплыло имя сына Юрия Чайки), поиск «стрелочников» и арест «козлов отпущения» в деле Рособоронсервиса, закрытие дела с убийством Магнитского, нежелание расследовать масштабные хищения на «олимпийских стройках» (от Сочи и Саммита АТЭС) и в госкорпорациях (от Газпрома и Транснефти до Роснано и Сколково). Это наглядно демонстрирует реальные намерения властей в области инициированной «борьбы с коррупцией» и «казнокрадством».
Во-вторых, нужно понимать, что проблема возникла не вчера и даже не позавчера – масштабы незаконного вывоза капитала нарастают все последние годы. Согласно официальным оценкам Банка России, после того как в 2007г. либеральным Правительством были сняты последние существенные ограничения на трансграничное движение капитала по финансовому счёту (по счёту текущих операций подавляющая часть ограничений была снята ещё в 1996г., а окончательная либерализация проведена в 2003г.), резко интенсифицировался процесс вывоза капитала из России за рубеж: в «оффшорные гавани» и «налоговые раи».
Всего за период 2000-2012гг. только по официальным оценкам платёжного баланса Центрального Банка РФ из России с нарушением действующего валютного, таможенного, налогового и прочего законодательства было вывезено свыше 401,4 млрд. долл. Это колоссальный даже по меркам российской экономики объём финансовых ресурсов, эквивалентный совокупному размеру федерального бюджета России в 2012г. и всем доходам, полученным Россией от экспорта газа за последние 12 лет.
Из указанной суммы 308 млрд. долл. были вывезены в рамках фиктивных внешнеэкономических операций – невозврата экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг по импортным контрактам, предоплаты по фиктивным импортным договорам, кредитования фирм-однодневок, осуществление фиктивных операций с ценными бумагами и т.д. А 93,3 млрд. долл. пришлось на так называемые «Чистые ошибки и пропуски» - статью платёжного баланса, отражающую вывоз откровенно криминальных активов российскими юридическими и физическими лицами. Т.е. капитала, полученного даже не в «сером», а в «чёрном» секторе экономики – коррупционных доходов, прибылей от незаконной предпринимательской деятельности, наркоторговли, оборота оружия и т.д.
Всего же за период 1991-2012гг. с грубым нарушением законодательства из России было вывезено порядка 483,5 млрд. долл. Однако это официальные и весьма хорошо «причёсанные» оценки Банка России, которые имеют весьма далёкое отношение к действительности и заметно приукрашивают действительность. По оценкам видных российских экономистов и ряда международных организаций незаконным образом из России было вывезено от 1 до 1,5 трлн. долл.
Самое удивительное состоит в том, что ни российские правоохранительные органы, которые сегодня имитируют бурную деятельность, ни высокопоставленные чиновники в Кремле и Правительстве, полюбившие патриотическую риторику, ни тем более Центральный Банк России, превратившийся в филиал ФРС США и сведший всю денежно-кредитную политику к операциям валютного обменника, даже не поднимают вопрос об этих капиталах. Складывается такое ощущение, что этих денег просто не существует. Или они просто-напросто не нужны Правительству, которое чуть ли не каждую неделю призывает затянуть пояса и соблюдать финансовую дисциплину, урезая и без того многократно (в 2-4 раза по отношению к странам ОЭСР) заниженные масштабы финансирования экономики, обрабатывающей промышленности, наукоёмких производств, инфраструктуры, ЖКХ, науки, образования и здравоохранения.
В-третьих, в глаза бросается непоследовательность и непродуманность действий правоохранительных органов, которые сначала по указке «сверху» безропотно допустили разрушение системы валютного регулирования и финансового контроля, превратив Россию в трофейное пространство и проходной двор для спекулятивного и криминального капитала. А затем решили объявить войну незаконному вывозу капитала и теневому сектору экономики, предварительно лишив себя эффективных рычагов и действенных инструментов повышения прозрачности и транспарентности экономики и финансовой системы.
Стратегические просчёты и поражения невозможно компенсировать тактическими победами – предложения Бастрыкина призваны пустить пыль в глаза, создать имитацию бурной деятельности и навести марафет вместо разработки комплексной программы оздоровления отечественной экономики, борьбы с незаконной предпринимательской деятельностью и лишения возможностей для незаконного вывоза капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности.
России снова предлагают политику полумер и полушагов, не решаясь поставить вопрос ребром и назвать вещи своими именами – необдуманная либерализация валютного законодательства и внешнеэкономической деятельности привели к катастрофическим последствиям и обескровливанию отечественной экономики. Требуется ужесточение валютного законодательства и возрождение минимально необходимого валютного регулирования и контроля, на которое в последние годы уже пошёл целый ряд крупных экономик мира с более чем либеральной макроэкономической политикой – Бразилия, Южная Корея, Малайзия, Тайланд и т.д.
Да, безусловно, сам факт того, что Следственный Комитет всё-таки наконец очнулся и спустя 20 лет перманентного обескровливания российской экономики нечаянно заметил проблему незаконного вывоза капитала, весьма похвален. Это крайне позитивная тенденция, которой нельзя не радоваться – возможно, у силовых ведомств действительно проснулось искреннее желание начать исполнять свои служебные обязанности, а не заниматься силовым рэкетом и «крышеванием» предпринимателей. Однако возникают очень серьёзные опасения относительно серьёзности благих пожеланий и намерений – велика вероятность, что дальше ура-патриотичных лозунгов дело так и не пойдёт, а правильные по своей сути заявления будут спущены «в свисток».
В противном случае просто невозможно объяснить безмолвие и бессилие правоохранительных органов на протяжении всех последних 20 лет. Совершенно очевидно, что столь колоссальные по своим размерам финансовые ресурсы (порядка 1,4-1,6 трлн. рублей ежегодно) просто не могли быть вывезены из России незаметно для контролирующих и регулирующих органов. Речь идёт о триллионах рублей. Либо российские правоохранительные органы (точнее сказать, их высокопоставленные руководители) сами имеют коммерческие интересы и находятся «в доле». Либо они поголовно страдают хронической некомпетентностью и профессиональной непригодностью, граничащей с преступной халатностью, наносящей огромные убытки российской экономике и подрывающей финансово-экономический суверенитет России.
В любом случае, возникают серьёзные подозрения относительно «чистоплотности» подобного рода силовых ведомств, которые вместо борьбы с криминалом и ограничения незаконной предпринимательской деятельности сами превратились в обузу для общества и активных участников теневой экономики России.
Весьма показательно, что аналогичное прозрение пару месяцев назад наступило и у руководства Банка России – уходящий в отставку с поста главы Центробанка России в мае текущего года Сергей Игнатьев в интервью газете «Ведомости» превзошёл самого себя и впервые за все 12 лет своего пребывания на посту председателя ЦБ РФ озвучил проблему незаконного вывоза капитала. По его оценкам, которые в целом совпадают с оценками независимых от вертикали власти экспертов и учёных РАН, из России ежегодно незаконным образом вывозится порядка 50 млрд. долл. Из которых практически половина вывозится при активном участии некой не названной Игнатьевым таинственной организованной группы лиц.
Принимая во внимание «цену вопроса» и масштабы нелегальной и противозаконной утечки капитала, не сложно догадаться, что без поддержки в правоохранительных органах и самом Центральном Банке России обойтись не могло. Как правило, подавляющая часть трансакций по вывозу капитала с нарушением валютного, таможенного и налогового законодательства осуществляется в безналичной форме благодаря банковским трансакциям и движению капитала по счетам. Согласно действующему законодательству, основным органом банковского регулирования и надзора является сам Банк России, которые долгие годы последовательно закрывал глаза на эту проблему.
Неудивительно, что руководство ЦБ РФ открещивалось от всякой критики в свой адрес и предпочитало делать вид, что ничего не происходит. Тот факт, что Сергей Игнатьев перед своим уходом решил напоследок громко хлопнуть дверью, говорит о том, что глупых людей в Центральном Банке и Правительстве не держат. По той же самой причине, по которой там не держат людей бедных и малообеспеченных.
В связи с этим у правоохранительных органов и, прежде всего, Следственного Комитета должны возникнуть вопросы к самими себе и, безусловно, к руководству Банка России. Однако, как показывает практика «борьбы с коррупцией», с высокой долей вероятности будут найдены стрелочники и «козлы отпущения» - чиновники среднего звена, а также предприниматели и банкиры, которые станут жертвами клановых разборок и борьбы за перераспределение финансовых потоков в России.