"Все планы в Турции сорваны"
Просим извинить наших читателей за возможные неточности, связанные с трудностью перевода.
Главный редактор ежедневной газеты и член Центрального Комитета Коммунистической Партии Турции Kemal Okuyan ответил на вопросы, касающиеся борьбы, развернувшейся вокруг стамбульского парка Gezi, борьбы, в результате которой удалось многого добиться. Okuyan сформулировал ответы на такие актуальные вопросы, как «Куда движется Турция?», «Имеет ли место революционная ситуация?», «Можно ли назвать нынешние события «турецкой весной?»
Можно ли было ожидать социальное движение такого масштаба?
История показывает, что массовые социальные движения предвидеть, в общем, невозможно. В тех случаях, когда можно предсказать масштабы движения, то участники событий могут соответственным образом к нему подготовиться. Как при благоприятном, так и при негативном развитии событий, они пытаются воспользоваться результатами. В таком случае на движение падает тень подозрения в искусственности. Прогрессивные изменения, которые могли бы изменить текущее соотношение сил во власти, не происходят, и массовое социальное движение не возникает. Никто не был в состоянии дать оценку масштаба того, что происходит в настоящий момент. Ни правительство, ни официальная оппозиция, ни левые не смогли сделать этого. Были некоторые прогнозы, кто-то смог предсказать, что события достигнут критической точки, но никто не смог предвидеть того, что происходит сейчас. Это важно. Политический и идеологический климат в Турции сейчас отличается от того, что был 4-5 дней назад. Конечно, нельзя сказать, что он полностью изменился, однако эти изменения нельзя недооценивать.
Как объяснить распространение и мощь этого движения?
Совершенно очевидно, что это движение явилось кульминацией реакции общества, даже, можно сказать, ненависти общества к правительству, сформированному партией AKP, и, в особенности, к возглавляющему его премьер-министру Эрдогану. Для нас это не было чем-то новым, но было и то, что мы забыли принять во внимание: это усиление ненависти к премьеру, происходившее по мере усиления его самоуверенности и чувства собственной безнаказанности. С другой стороны, все считали ненависть к премьеру чем-то само самим разумеющимся, и развивать дальше эту тему считали ненужным. Но ненависть – это не такая эмоция, которую можно считать само собой разумеющейся. Если ненависть найдет способ – она выйдет наружу. Трудно себе представить человека, который бы гордился своими достижениями больше Тайипа Эрдогана. Ему удалось добиться такого внимания в мире, которого удавалось добиться не многим общественным деятелям.
Неужели все так просто, т.е. весь вопрос сводится к гневу в отношении Эрдогана?
Конечно, нет. Но нельзя и недооценивать важность этого фактора. Например, если бы мы имели дело не с такой доминирующей фигурой, как Эрдоган, а, например, с главой партии АКР Абдуллой Гюлем, то уровень реакции на действия правительства быстро вернулся бы к норме. Конечно, данное утверждение не означает, что здесь нет никакой идеологической составляющей. Конечно, Эрдоган является своего рода катализатором, в значительной мере усиливающим процессы, но цель движения – покончить с такими фундаментальными идеологическими принципами, нашедшими свое выражение в партии АКР, как классовое неравенство, реакционность и пособничество империализму, и в центре всего этого – фигура Эрдогана. Премьер-министр заявляет: «Это не о деревьях». У меня в голове не укладывается это его высказывание… После определенного момента это уже действительно не про деревья парка Gezi. Это было последней каплей. Он не представлял того гнева и ненависти, которое вызовут его действия…
Основная особенность партии АКР – это неолиберальная ориентация на рынок. Нет ли здесь связи?
Конечно, мы не можем отмахнуться от этого вопроса, просто заявив, что здесь мы имеем дело с реакцией среднего класса. Если реакция среднего класса в Турции достигла такого уровня, то нужно начать обдумывать и другие вопросы. Да, конечно это протест, прежде всего, среднего класса, однако, имеет место также серьезная мобилизация населения рабочих районов, в частности, в Стамбуле и Анкаре. Если мы забудем о том, что помнили всегда, и начнем выносить поверхностные суждения, то можно наделать ошибок. Во-первых, необходимо решить вопрос о том, какая идеология - социалистическая или буржуазная - является определяющей в движении, помогает ему преодолеть рамки протеста среднего класса. Необходимо серьезно отнестись к вопросу о том, кто является гегемоном движения. Размытость определений понятия «средний класс» приведет к большим ошибкам. Годами левые в Турции называли этот социальный слой «белыми турками». Конечно, в этом вопросе необходимо проявить четкую классовую позицию, равно как и классовое чутье. С другой стороны, необходимо избегать и упрощенных подходов. Во-вторых, нам необходимо помнить о структуре рабочего класса в Турции. Существующие возможности по организации рабочего класса по месту производства ограничены, так как вследствие существующей безработицы рабочие вынуждены часто менять работу. Настало время взглянуть на проблему подходов к рабочим с другой стороны. Мы потратили много времени, вовлекая рабочих в профсоюзы, но и они оказались недостаточно надежны, и теперь, когда поднялась вся страна, мы этих союзов не видим. Это не тот инструмент, который мобилизует рабочий класс и сделает его лидером, ведущей силой движения масс! Ранее такого удавалось добиться при помощи политических структур. Десятки тысяч людей, относимых к среднему классу, претендуют, по сути дела, на руководство антикапиталистическим движением. Причина заключается в том, что большинство этих людей принадлежат к эксплуатируемым слоям населения.
Является ли данное движение спонтанным, или мы имеем дело с более глубокими планами?
Некоторые из приближенных к властям СМИ заявляют, что силы зла были мобилизованы для организованного восстания. Если бы это было на самом деле так, то и результат был бы иным. Сторонники теории заговоров могут успокоиться: это просто взрыв народного гнева. Очевидно, что политические силы, разделяющие неприятие правящего режима, естественно присоединились к текущему народному возмущению и выступили совместно. Тем не менее, не следует преувеличивать значение этого фактора. Пусть сторонники теории заговоров ищут подтверждение своим теориям где-нибудь еще. Совершенно очевидно, что со стороны оппозиционных политических сил имеет место попытка скорректировать, изменить политику Эрдогана. С одной стороны, в этом заинтересованы США, с другой – секта Фетуллаха Гюлена. Обе этих силы стремятся вновь обрести контроль над политикой Эрдогана как во внешней, так и во внутренней политике. Эрдогану все дается непросто, не отличает его и последовательность. У него уже был взрыв в Рейханлы, но этого, по-видимому, оказалось недостаточно. В деле с протестами по поводу парка Gezi США и секта Ф. Гюлена, оставив Эрдогана без поддержки в опасной ситуации, продемонстрировали ему последствия инцидента в Рейханлы. Я не уверен, что до него дошло. Сюда же следует отнести и то, что на прошлой неделе в качестве кандидата на пост главы муниципалитета Стамбула постоянно упоминалось имя Sarıgül (Sarıgül – глава одного из районов Стамбула, он социал-демократ и имеет сильные связи с рядом представителей класса капиталистов). В СМИ также постоянно упоминается о новых контактах секты Гюлена с партией СНР (главная буржуазно-оппозиционная партия в Турции).
Подходит ли для нынешних событий определение «Турецкая весна»?
Употребляемое в СМИ империалистических стран название «Турецкая весна» - это послание Эрдогану. По сути дела они вполне довольны Эрдоганом и не планируют его замену, но одновременно, они указывают ему на его место. После последних событий политика Эрдогана в отношении Сирии и Ирака должна быть изменена. Я думаю, что его шансы в качестве будущего президента также исчерпаны. Существует возможность улучшения отношений между Эрдоганом и сектой Гюлена и выработки ими совместной идеологической и политической позиции, направленной против общественного протеста. Конечно, для этого потребуется определенное время. С другой стороны, гнев Эрдогана может заставить его предпринять ответные действия в отношении секты Гюлена, при этом возможны интересные результаты. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать, что Эрдоган будет действовать, как разумный политик, а растерянный Эрдоган никому не будет нужен.
Именно в этом заключается историческое значение событий?
Совсем не в этом. Не нужно пытаться подстегивать это движение. Это народное выступление. Люди рассержены. Тем, кто недооценивал оппозицию Эрдогану и его партии АКР, стоит пересмотреть свои взгляды. То же самое следует сделать тем, кто считал, что при Эрдогане будет мир и демократизация. Все эти планы провалились. Не слушайте аналитиков. Это – социальное движение. Некоторые политические силы пытаются использовать движение не для борьбы за будущее, а для оказания давления на правительство. Но на этом дело не остановится. Последние события послужили делу организованного народного движения. Эрдоган был оставлен без поддержки потому, что в противном случае гнев был бы направлен на тех, кто его поддерживал. Они очень осторожны. Возможно, они прибегнут к разным уловкам. Например, будет использована необузданная жестокость полиции…
Как вы оцениваете готовность турецких левых?
Вопрос о том, кого в Турции считать левым, всегда вызывает много споров. Некоторые группы леваков не интересуются текущей политикой. Есть некоторые группы, которые не интересуются текущими выступлениями или относятся к ним отрицательно. Я не хочу подробно на них останавливаться. В то же время силы, серьезно вовлеченные в политику, оказались не готовы возглавить движение. Тем не менее, это движение для левых не чужое. Как я уже упоминал, во многих местах организованные левые повели за собой народ.
Некоторым не нравится вмешательство левых. Им мешает политическая идентификация, партийные флаги и транспаранты.
Это не случайно, если вы вспомните о спонтанности выступлений. С другой стороны, во многих местах люди требуют организации при помощи координирующего центра. Если принять во внимание масштаб выступлений, то прямой вклад левых организаций ограничен, но решимость людей зависит от левых сил. Есть также и интеллектуалы, которые испытывают аллергию к организованным левым и стремятся монополизировать движение. Мы не воспринимаем их всерьез. У нас есть честные интеллектуалы, которые оказывают сопротивление этому правительству. Левые должны поддерживать их, а не тех, кто занимает позицию, враждебную в отношении левых сил и в отношении любой политической организации в целом.
В этом движении есть два элемента: футбольные болельщики и алкоголь…
Участие футбольных болельщиков привнесло в движение энергию. Тем не менее, этот фактор необходимо проанализировать отдельно. Эта энергия вызвала также ряд проблем. В качестве примера приведу грубую ругань, ранее не характерную для политических демонстраций в Турции. Я это наблюдал сам. Некоторые из наших товарищей-женщин, которые раньше критиковали отдельные статьи в нашей газете за использование «мужских ругательств», сами ругались с использованием «сексистских» выражений. Конечно, это можно объяснить проявлением гнева, но движение социалистической направленности должно устанавливать свою собственную культуру. Тоже касается и алкоголя. Так как Эрдоган старается ввести в стране сухой закон, то его употребление стало символом свободы. Тем не менее, протест следует переводить в политические формы. Нельзя бороться с угнетением с пивной бутылкой в руке. Поэтому я полагаю, что решение Турецкой Коммунистической Партии о запрете употреблять спиртные напитки во время демонстраций стало очень важным.
Как мы можем определить эти события? Это революционный кризис?
Нет. Конечно, это выброс социальной энергии огромной силы, как по размаху, так и по последствиям. Тем не менее, в марксизме существует несколько критериев, чтобы охарактеризовать ситуацию как революционную. Мы еще не соответствуем, по крайней мере, в настоящее время…
Перевод - Андрей Чабаненко