Забастовка врачей в Ижевске: промежуточные итоги
Сверхэксплуатация врачей
В течение нескольких месяцев, пока готовилась и велась протестная кампания, я общался с медиками самых разных специальностей, причём из лечебных учреждений разных профилей – и стационаров, и поликлиник. И во всех случаях вырисовывалась одна и та же картина: постыдно низкий уровень базовой части зарплаты (оклад в 4600 руб. с мизерными доплатами за категорию и стаж) в сочетании с огромными трудовыми сверхнагрузками. Люди выглядят предельно измотанными и потерявшими всякую надежду, что государство хотя бы завтра намерено решить их проблемы. Обещанию, что жалование к 2018 году вырастет на 200 процентов по отношению к средней региональной зарплате, никто не верит. Рано или поздно такие настроения должны были привести к социальному взрыву.
Формы сверхнагрузок могут быть разными. Для участковых педиатров и терапевтов это фактически 12- и даже 14-часовой рабочий день. В периоды заболеваемости (а это большая часть года) врачи принимают «до последнего пациента», а бумажную документацию оформляют по ночам или в выходные дни. Для врачей стационаров это лечение большего количества пациентов, чем предусмотрено нормативами (25 человек вместо положенных 15). Стремясь увеличить нищенские зарплаты, многие медики берут дополнительную работу, например дежурства. Так что обычной является ситуация, когда хирург, отработав с 8 до 16 часов, затем выходит на ночное дежурство, а с утра снова заступает на основное место работы.
Но ещё более унизительной выглядит ситуация, когда администрация больниц, пользуясь правовой безграмотностью и повышенным чувством социальной ответственности медиков, заставляет их брать на себя дополнительную нагрузку без адекватной оплаты, а иногда и вообще бесплатно. Педиатры и терапевты сплошь и рядом ведут приём пациентов на участках, где не нашлось желающих на вакантную ставку. Врачи стационаров и поликлиник нередко выполняют работу медсестры, а медсёстры – санитарок. Учёт реально отработанного времени чаще всего не ведётся, о соблюдении норм охраны труда вообще лучше промолчать.
Эта изощрённая система сверхэксплуатации годами решала две важные для властей проблемы: восполнение кадрового дефицита медработников и поддержание мифа о сравнительно приличной зарплате в здравоохранении (о том, что на одну ставку врач, не говоря уж о медсестре, получает в два раза меньше прожиточного минимума, предпочитали умалчивать). Но на рубеже 2012-2013 гг. круг замкнулся – повышения зарплат большинство медиков не дождались, а поддерживать своё материальное положение в условиях инфляции с помощью новых подработок люди просто уже не могли физически.
Первый "бунт"
Парадоксально, но в Ижевске во главе протеста медработников стали участковые педиатры – далеко не самые обездоленные по зарплате среди врачей. С 2006 года участковая служба получала так называемые «путинские» доплаты: врачи – 10 тысяч рублей в месяц, медсёстры – 5 тысяч. Однако из-за недостатка кадров администрация поликлиник принуждала врачей вести приём не только на своём, но и на дополнительном участке, причём по нему «путинские» уже не выплачивались.
22 декабря 2012 г. в 25-градусный мороз на пикет к дворцу президента Удмуртии вышло около 60 женщин-врачей и медсестёр из 9 детских поликлиник Ижевска. «Из-за низких зарплат в больницах не хватает сотрудников, а тех, кто есть, заставляют работать на двух участках, – говорилось в принятой на пикете резолюции. – В результате за три часа приёма врач должен принять 30-60 человек. Каждого ребёнка нужно осмотреть, поставить диагноз, назначить лечение, поговорить с родителями. По норме на это отводится 12-15 минут, с оформлением больничных карт. Но в реальности на приём остаётся 3-6 минут. Родители, которые ждут в очередях по два-три часа, нередко просто разворачиваются и уходят… Врачи завалены бумажной работой. Часто берут лечебные карты домой и заполняют их по ночам. Это после приёма в поликлинике и вызовов к пациентам на дом. Рабочий день, таким образом, может длиться 12 часов и больше».
Сразу после пикета около десятка его участниц провели учредительное собрание независимого профсоюза, который вошёл в состав Межрегионального профсоюза медицинских работников «Действие».
Итогом акции стали переговоры с минздравом Удмуртии, на которых чиновники признали незаконность принуждения врачей к работе на вторых участках и обещали, что отныне за каждого принятого сверх нормы пациента будет идти отдельная стимулирующая выплата.
Будем работать по инструкции!
В феврале-марте у педиатров появились новые поводы для протеста. На эти месяцы пришлась крайне тяжёлая ситуация с заболеваемостью детей. Во время эпидемии вирусных заболеваний врачи принимали до 40-45 пациентов и вызовов в день. В то же время их зарплаты резко снизились: из-за перехода на «одноканальную» систему финансирования здравоохранения «путинские» доплаты были переименованы в «стимулирующие выплаты» и… задержаны более чем на месяц. Более того, региональный минздрав принял так называемые «критерии оценки труда врача», которые стали использовать для удержания части стимулирующих выплат. То есть, по сути, была внедрена система штрафов.
В ответ на это профсоюз «Действие» стал готовить итальянскую забастовку. 23 марта состоялась пресс-конференция, на которую пришли поддержать своих коллег не только педиатры, но и другие врачи, а также родители детей.
«Мы, участковые детские врачи и медсёстры детских поликлиник Ижевска, – зачитала ультиматум властям педиатр Ольга Репина, – заявляем, что намерены начать со 2 апреля на своих рабочих местах итальянскую забастовку. То есть в течение недели работать «по инструкции», пунктуально соблюдая все нормы и правила в интересах ребёнка-пациента, тратя на приём одного ребенка не 5-6 минут, а, как и положено по давно принятым нормативам, 13-20 минут». При этом было заявлено, что врачи не намерены работать дольше, чем предусматривает Трудовой кодекс, а это 7,8 часа в день (3 часа – приём, 3 часа – вызовы на дом, 1,8 часа – исполнение иных обязанностей участкового).
По расчётам выходило, что максимум врач успевает принять в день 20 пациентов (14 – в поликлинике, 6 – на вызовах). С целью не повредить здоровью детей, не попавших на приём, педиатры дали властям неделю на то, чтобы начать переговоры или организовать в поликлиниках «разгрузку» очередей к врачам-«забастовщикам».
«Во избежание нарушения прав детей на своевременное и качественное медицинское обслуживание предлагаем принять меры, достаточные для организации дополнительного приёма пациентов на указанных участках, – говорилось в письме на имя министра здравоохранения Удмуртии и главврачей поликлиник. – О том, что вам предоставлена необходимая информация для принятия ответственных решений, будет проинформирована Прокуратура Удмуртской Республики и компетентные федеральные органы».
Ответ властей
Получив ультиматум, власти на переговоры не пошли, но стали спешно выполнять часть требований «забастовщиц». Так, уже к 27 марта был выплачен весь объём стимулирующих надбавок за январь и февраль, причём по новой, «сдельной» системе. Поскольку это был период эпидемии, врачи получили за перегрузку от 14 до 18 тысяч рублей стимулирующих (вместо прежних 10). Чиновники заявили на пресс-конференции, что будут возвращены все удержанные штрафы. Были уволены главврачи двух «бастующих» поликлиник. С апреля медикам начали оплачивать дежурства в выходные дни в двойном размере.
Одновременно на врачей и медсестёр, заявивших о своём участии в «итальянке», в поликлиниках началось административное давление (от уговоров до устных угроз уволить с «волчьим билетом»). Изначально предполагалось, что «работа по инструкции» начнётся на 17 участках в 3 поликлиниках (вместе с медсёстрами выходило 34 человека). Однако ко 2 апреля на стартовую черту вышли лишь врачи 11 участков двух поликлиник – 8-й и 9-й.
Акция протеста ижевских медиков вызвала огромный общественный резонанс. Информирование было организовано в Интернете (через личные блоги гражданских активистов, соцсети). За время кампании в Ижевске побывали съёмочные группы буквально всех федеральных телеканалов, не говоря уж о печатных СМИ.
Из-за отказа регионального минздрава начать переговоры с профсоюзом «Действие» врачи объявили, что забастовка становится бессрочной, пока чиновники не вступят в конструктивный диалог. В протесте приняли участие семь врачей 8-й и 9-й детских поликлиник. Зато создавать профсоюзные ячейки и объявлять о «работе по инструкции» начали группы медиков из других больниц Ижевска: врачи инфекционного стационара 6-й ГКБ, участковые терапевты 1-й ГКБ, хирурги РДКБ (включая нескольких заведующих профильными отделениями), педиатры ГБ № 3. В некоторых учреждениях администрация пошла навстречу требованиям врачей. Так, работникам инфекционного стационара плату за одно дежурство повысили с одной до двух тысяч рублей, выполнили ряд иных требований, и итальянская забастовка там была отменена. В ГКБ № 1, правда, профсоюзная ячейка из трёх терапевтов была «разгромлена» – 2 человека подписали заявления об отказе, а один врач в знак протеста предпочёл уйти на другое место работы.
Чтобы надавить на медиков, чиновники срочно придумали тотальную проверку качества оформления медкарт, организовали жалобы родителей пациентов, репрессивный «хронометраж» работы, при котором учитывался даже 5-секундный телефонный разговор. Также организовали подачу исков в суд от администрации трёх поликлиник, чтобы «работу по инструкции», то есть в соответствии с установленными нормами, признали незаконной забастовкой. Общественные защитники, привлечённые профсоюзом «Действие», на этом примере доказали в суде абсурдность подобной постановки вопроса, и протест ижевских медиков получил ещё больший резонанс. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сделала заявление о недопустимости распространения итальянской забастовки на другие регионы и отправила в Удмуртию комиссию для проверки.
Пошли на крайние меры
18 апреля три детских врача объявили о начале голодовки. Помимо председателя профсоюзной организации «Действие» Татьяны Мазаевой и педиатра Ольги Барышниковой (8-я поликлиника), которые работали «по инструкции», участие в голодовке приняла также педиатр Наталья Рыболовлева из 6-й детской поликлиники – в знак протеста против гонений на своих подруг в 9-й поликлинике.
Участницы голодовки требовали пересмотра невыполнимых сегодня «критериев оценки труда врача», повышения базовых окладов всем медработникам в 3 раза, снижения норматива численности пациентов на одном участке с 800 до 600 человек, участия минздрава Удмуртии в постановке всех этих вопросов перед федеральным центром.
20 марта эти требования профсоюза «Действие» поддержал митинг врачей и родителей, собравший около 300 человек. Акции протеста медиков в поддержку ижевских врачей прошли в этот день ещё в 22 городах страны.
Днём участники голодовки выполняли свои трудовые обязанности, а ночевали в специально отведённом помещении с веб-трансляцией и возможностью доступа журналистов. 21 апреля две участницы голодовки и ещё одна врач-«забастовщица» вылетели в Москву для встречи с председателем Российской национальной палаты Леонидом Рошалем и съёмок для передачи Первого канала.
Министр признал правоту врачей
22 апреля в телеэфир вышло ток-шоу «Свобода и справедливость» Андрея Макарова с участием ижевских врачей, руководства Минздрава России, депутатов Госдумы. Впервые, пожалуй, с экрана государственного канала было озвучено реальное положение дел с зарплатами медиков, причём не только участковых врачей. Лоббировать поставленные ижевскими педиатрами вопросы на федеральном уровне (вместо удмуртского министра В. Музлова) согласился доктор Рошаль, после чего голодовка прекратилась, однако итальянская забастовка продолжалась.
В этот же день состоялся брифинг министра здравоохранения РФ В. Скворцовой, на котором были оглашены результаты проверки в регионах, проведённой под влиянием, прежде всего, акции протеста в Ижевске. Помимо предписаний региональным властям выплатить «осевшие» на местах деньги медикам, было заявлено о необходимости пересмотреть нормативы и изменить условия труда в интересах медработников. Кроме того, Вероника Скворцова потребовала от руководства Удмуртии привлечь к дисциплинарной ответственности регионального министра В. Музлова за огромный список нарушений, выявленных в Республике.
Победить можно только вместе
В настоящее время борьба профсоюза «Действие» в Удмуртии продолжается. Государственная трудовая инспекция выдала предписание главврачам «бастующих» поликлиник оплатить медикам все переработки, начиная с января, а также наладить учёт реального рабочего времени, согласно требованиям Трудового кодекса. С учётом этого итальянская забастовка примет у ижевских педиатров новые формы, с большим упором на юридические аспекты борьбы. В профсоюз за помощью сегодня обращаются, например, уже и узкие специалисты, прежде всего работники стационаров, которых не устраивает зарплата в 8-10 тысяч.
Более чем странно повёл себя глава региона, президент Удмуртии А. Волков, заявивший в ответ на поручения российского Минздрава, что за протестующими врачами стоят «внешние силы» и «увольнять министра в угоду этим отморозкам мы не позволим».
Тем не менее, проведённую в Ижевске кампанию протеста можно считать успешной. Она показала, что даже небольшая сплочённая группа работников, объединившись в независимый «боевой» профсоюз, при поддержке общественности способна успешно противостоять административно-бюрократической машине и добиваться поставленных целей. Никто из «забастовщиков» на сегодняшний день не только не уволен, но и не получил даже какого-то административного взыскания. Половина требований протестующих уже выполнена или выполняется.
Одним из залогов успеха борьбы врачей стал их союз с гражданскими активистами, имеющими необходимый опыт в организации публичных мероприятий и работе со СМИ. Важно и то, что чиновникам не удалось в Ижевске вбить клин между медиками и пациентами, наоборот – последние массово поддержали даже такую крайнюю форму борьбу, как итальянская забастовка.
Принцип «Защищая врача – защищаешь бесплатную и качественную медицину!» должен стать главным в борьбе за возрождение здравоохранения в России.