Россия оказывает Сирии экономическую помощь, утверждают в правительстве этой ближневосточной страны. По словам вице-премьера Кадри Джамиля, в условиях дефицита евро и долларов внешнеторговые операции проводятся в рублях. Сирийский министр финансов ездил на петербургский форум и встречался с главой Минфина России Антоном Силуановым. Пока экономика страны зависит от поставок продуктов и нефти от союзников, целые отрасли находятся в руинах. После войны Дамаск обещает потребовать компенсаций у стран, поддерживающих оппозицию.
Россия наряду с Ираном и Китаем оказывает экономическую помощь Сирии, которая уже более двух лет находится фактически в состоянии войны. Режим санкций в отношении этой ближневосточной страны, закрытие внешних границ и активные боевые действия заставили экономику Сирии, и прежде не отличавшуюся открытостью, функционировать в условиях изоляции.
Режим Башара Асада, ограниченный в притоке иностранной валюты, ведет торговлю в рублях, риалах и юанях, рассказал Financial Times вице-премьер Кадри Джамиль. По его словам, партнеры Сирии в ближайшее время осуществят некие «контрмеры» с целью противостояния «иностранному заговору» против сирийского фунта.
«Мы установили прямую взаимозависимость между сирийским фунтом и тремя этими валютами и ушли от зависимости от евро и долларов», — говорит чиновник.
В свою очередь, глава Центробанка Сирии Адиб Майялех заявил, что регулятор проводит валютные интервенции для стабилизации курса фунта, сообщает агентство SANA. По информации FT, стоимость фунта опускается до 200 фунтов за доллар, тогда как перед войной официальный курс держался на уровне 45 фунтов. По словам Джамиля, при помощи России, Ирана и Китая правительство Сирии пытается вернуть курс национальной валюты к отметке 100 фунтов за доллар.
А Саудовская Аравия, США и Британия делают «вбросы» фунтов в Ливане и Иордании, утверждает вице-премьер.
По словам главы ЦБ, банки и обменные пункты продолжат удовлетворять спрос на валюту. Майялеху пришлось успокаивать жителей — на прошлой неделе в Сирии пошли слухи, что страна введет наказание за использование иностранной валюты. ЦБ заявил, что это «утка».
19 июня ЦБ Сирии возобновил продажу банкам иностранной валюты для финансирования импорта. Первый транш составил $8 млн по курсу 175 фунтов за доллар.
Москва, Тегеран и Пекин помогают Дамаску проводить международные трансакции, расширяют кредитные линии и ежемесячно поставляют нефть на $500 млн, утверждает чиновник.
«Неплохо иметь за спиной россиян, иранцев и китайцев. Эти три страны помогают нам в политической, военной, а также экономической сферах», — говорит Джамиль.
Министр финансов Сирии Исмаэль Исмаэль приезжал на Петербургский экономический форум, передает SANA. Там он встречался с главой Минфина России Антоном Силуановым и обсуждал финансовое сотрудничество.
Исмаэль подчеркнул важность «реализации двусторонних соглашений по предоставлению сирийской экономике российской помощи, особенно в области кредитования и депозитов», передавало агентство.
По информации SANA, министр финансов Сирии также пытался добиться предоставления помощи от правительства Индии.
А Иран открыл Сирии неограниченную кредитную линию на покупку продуктов питания и нефтепродуктов. Ряд собственных месторождений Сирии находятся под контролем противников режима Асада, поэтому удовлетворить внутренний спрос Дамаск не может.
По утверждению Джамиля, нефтепродукты в Сирию поставляют и суда под российским флагом. «Ждем, когда их кто-то атакует», — опасается вице-премьер. Вместе с тем пресса, которая пристально следит за морской границей Сирии, о таких визитах не сообщала.
Если такая помощь и оказывается Россией, то не в качестве благотворительной. Согласно статистике Федеральной таможенной службы, в январе — марте среди получателей подобной помощи из России значились всего три страны — Финляндия, Сербия и Киргизия. Статистики по экспорту в Сирию на сайте ФТС нет — эта страна не указана в списке основных партнеров России (71 страна). На долю остальных государств в январе — апреле этого года в российском экспорте пришлось чуть более $5,1 млрд.
По словам вице-премьера, после окончания войны сирийское правительство потребует у своих противников компенсаций.
Сейчас экономика страны находится в тяжелом состоянии, подтверждает Джамиль. Целые отрасли разрушены. Но точка невозврата еще не пройдена, указал чиновник.