О ПРОЦЕССЕ РАЗРУШЕНИЯ СССР
Боровшиеся силы и их цели. Основные события. Итоги
Людмила Телень: Вас до сих пор упрекают в том, что вы развалили Советский Союз?
Михаил Горбачёв: Это вопрос решённый. Развалил…
Из интервью радио «Свобода»
Тема разрушения нашей общей Родины – Союза Советских Социалистических Республик, Советского Союза, и по прошествии четверти века с этого трагического для каждого советского гражданина события остаётся кровавой незаживающей раной. Обсуждение разрушения СССР как правило происходит в ярко эмоциональном, зачастую – агрессивном, ключе. И это понятно – ведь в 1991 году убили твою родную мать – Советскую Родину.
Но идёт время и акценты в обсуждении постепенно смещаются. Обиды и негодование по отношению к прошлым событиям, яростные эмоции постепенно сменяются твёрдым взглядом в будущее, уверенностью – мы восстановим нашу Родину! Созданный нами, нашей совместной борьбой новый Советский Союз будет ярче, мощнее, эффективнее!
Одновременно приходит понимание – мы должны обстоятельно изучить историю трагических событий 1990 – 1991 годов в административном, политическом, юридическом плане, объективно, без эмоций, понять – где были «слабинки», дефекты в этой казалось безукоризненно отлаженной, мощной, конструкции. Надо объективно выявить всё хорошее, что было в опыте Советского Союза, взять это «на заметку». Одновременно, изучив на опыте разрушения СССР тактику его врагов, наглухо «зашпаклевать» те «щели» и «норы», в которых росла и набиралась сил контрреволюция.
Это тем более важно, что Советский Союз был первой успешной в истории человечества попыткой построить социалистическое государство, государство трудящихся, государство, победившее силы капитализма в Гражданской войне, выдержавшее противостояние своре крупнейших мировых капиталистических хищников, давшее сокрушительный отпор нашествию всей фашизированной Европы во главе с бесноватым фюрером.
Настоящий материал – попытка детально проследить ход событий 1990 – 1991 годов – «открытой фазы» разрушения СССР, уделяя главное внимание юридической стороне вопроса.
Была, конечно, и «скрытая фаза», ведущая, своё начало с пресловутого доклада Хрущёва на XX съезде КПСС. Важно понять, что важнейшей особенностью контрреволюции в Советском Союзе было то, что проходила она под «псевдосоциалистическими» лозунгами. «На словах» в хрущёвские времена выдавались «решения» одно «лучше» другого. Так, новая Программа партии обещала построение коммунизма к 1980 году, мирное сосуществование «снимало» угрозу ядерной войны, реформа Косыгина «совершенствовала» сталинский народно-хозяйственный механизм и т.д. На деле же происходило разрушение целостной марксистско-ленинской идеологии, бывшей теоретическим знаменем большевиков многие десятилетия, происходило разрушение крепчайшей сталинской социалистической экономики, простым советским людям исподволь, но весьма усердно, вколачивались в умы буржуазные идеологические установки («лишь бы не было войны», «своя рубашка ближе к телу», «важно не НАШЕ, а МОЕ» и т.д.).
В хрущёвское - брежневское время разрушалась не только социалистическая экономика, но и государственное устройство СССР. Так, со времён Хрущёва последовательно ставилась задача по децентрализации системы управления в СССР. Это и союзно-республиканские министерства вместо союзных, и эпопея с совнархозами и многое другое. Сталинская строго централизованная система управления была ненавистна как оппортунистам внутри страны, так и нашим «заморским благодетелям». Так, экс-президент США Ричард Никсон в 1988 году издал книгу с более чем ясным названием «Победа без войны», в которой чётко сформулировал задачу: «Мы должны поставить перед собой цель способствовать децентрализации власти в Советском Союзе. Это должно быть долгосрочной целью, но она вполне достижима». Эту же задачу активно осуществляли и Горбачёв и Ельцин.
Стараниями Хрущёва и его последователей у социалистического государства была полностью ликвидирована иммунная система, система выявления и противостояния чужеродным, враждебным силам. Комитет Государственной Безопасности, призванный зорко беречь социалистический конституционный статус Советского государства, Центральный комитет КПСС партии, наследницы славных ленинско-сталинских традиций большевизма, к началу перестройки были лишь грубыми театральными декорациями, можно сказать – игрушками в руках негодяев, отстранённо и безразлично наблюдавшими за разрушением страны, уничтожением социализма.
Вот в таком уже «полуразрушенном» состоянии Советский Союз пришёл к «открытой фазе» процесса в 1990 – 1991 годах. Добавьте сюда кризисное состояние экономики, полыхавшие во многих регионах страны межнациональные конфликты, полное уничтожение оборонной системы, связанной с Варшавским договором.
12 июня 1990 года Верховный Совет РСФСР принял так называемую Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, положившую начало «параду суверенитетов», в ходе которого все союзные и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими (согласно Конституции СССР, статья 74. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует закон СССР), что начало «войну законов». «Декларации о суверенитетах» не только провозглашали верховенство республиканских актов, но и устанавливали правила, в соответствии с которыми союзные законы могли действовать на территории республики лишь после их ратификации (или утверждения) республиканскими органами власти.
М.Е. Салтыков-Щедрин задолго до описываемых событий сформулировал возможное правовое регулирование аналогичных ситуаций. В его «Истории одного города» градоначальник города Глупова Василиск Семёнович Бородавкин написал Устав «О нестеснении градоначальников законами», первый и единственный параграф которого гласил: «Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит».
А ведь 3 апреля 1990 года Съездом народных депутатов СССР был принят закон «О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР», ключевой закон в противодействии «суверенитетам». Заметим, что он был принят ещё за два месяца до начала «парада суверенитетов». Ввиду его исключительной важности для рассматриваемой проблемы, приведём в выдержках его основные положения:
Статья 1. Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР в соответствии со статьёй 72 Конституции СССР, определяется настоящим Законом.
Статья 2. Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путём референдума (народного голосования). Референдум проводится тайным голосованием не ранее чем через шесть и не позднее чем через девять месяцев после принятия решения о постановке вопроса о выходе союзной республики из СССР.
Статья 6. Решение о выходе союзной республики из СССР считается принятым посредством референдума, если за него проголосовало не менее двух третей граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики к моменту постановки вопроса о её выходе из СССР и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Статья 9. Итоги референдума … рассматривает Съезд народных депутатов СССР. По представлению Верховного Совета СССР, согласованному с Верховным Советом выходящей республики, Съезд народных депутатов СССР устанавливает переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР.
Статья 15. Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая республика компенсирует все издержки, связанные с переселением граждан из пределов республики.
Статья 16. …выходящая республика обеспечивает (отсутствие) …какой-либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места и времени рождения.
Статья 19. В последний год переходного периода по инициативе высшего органа государственной власти выходящей республики один раз может быть проведён повторный референдум по вопросу подтверждения решения о выходе союзной республики из СССР. Проведение повторного референдума является обязательным, если этого требует одна десятая часть граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.
Статья 20. По окончании переходного периода или при досрочном урегулировании вопросов, предусмотренных настоящим Законом, Верховный Совет СССР созывает Съезд народных депутатов СССР для принятия решения, подтверждающего завершение процесса по согласованию интересов и удовлетворению претензий выходящей республики, с одной стороны, и Союза ССР, союзных республик, а также автономных республик, автономных образований и национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны.
С момента принятия такого решения Съездом народных депутатов СССР выход союзной республики из СССР считается состоявшимся, а народные депутаты СССР от вышедшей республики утрачивают свои полномочия. Съезд народных депутатов СССР вносит соответствующие изменения в Конституцию СССР.
Важную роль играло и Постановление Верховного Совета СССР от 3 апреля 1990г.:
1. Ввести в действие Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» с момента его опубликования.
2. Установить, что любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Закону СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий как для Союза ССР, так и для союзных республик.
3. Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».
Приведённые выше документы исчерпывающим образом регулируют все вопросы, связанные с выходом из СССР союзной республики, определяя сроки и последовательность действий в процедуре выхода, гарантии гражданам выходящей республики и гражданам республик, остающихся в СССР.
Увы, сопоставив этот закон с фактическим ходом событий, остаётся только признать, что основные положения этого союзного закона не были соблюдены ни разу при выходе из СССР всех союзных республик.
Так, 1 декабря 1991 года на Украине был проведён референдум по вопросу её независимости, который показал 90 % утвердительных ответов. Однако, данный референдум был проведён незаконно, так как не был чётко задан вопрос о выходе республики из состава СССР (Вопрос звучал так: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?». Обратите внимание: о выходе из состава СССР – ни слова), а также были допущены другие нарушения Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» (в Крымской АССР не был проведён собственный референдум, чтобы определить: оставаться в Союзе ССР или выходить из Союза вместе с Украиной).
Особый правовой беспредел отличал действия самого М.С. Горбачёва по предоставлению (!) независимости Латвии, Литве и Эстонии. Противостояние с прибалтийскими националистами началось ещё в 1989 году, но Президент СССР М.С. Горбачёв вместо пресечения преступной антиконституционной деятельности занимался лишь бесплодным словоблудием, посылал туда делегацию во главе с А.Н. Яковлевым гасить «прибалтийский пожар» керосином. А прибалтийцы, как у Крылова: «А Васька слушает, да ест».
6 сентября 1991 года, в первый же день после окончания работы V Внеочередного Съезда народных депутатов СССР, М.С. Горбачёв сделал то, на что он не решался, да и не смог бы «провести» на Съезде. Вопреки Закону СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», вопреки Постановлению Съезда 1991 г. о том, что «обретение независимости республиками, решившими отказаться от вхождения в новый Союз, требует проведения переговоров с СССР для решения всего комплекса вопросов, связанных с отделением», за его подписью вышли постановления новоиспечённого Госсовета СССР о предоставлении независимости трём прибалтийским республикам — Литве, Латвии и Эстонии. Соответствующие поправки в конституцию СССР внесены не были. Кроме того, Государственный Совет под руководством М.С. Горбачёва превысил свои полномочия и принял решение по вопросу, относящемуся к компетенции Верховного Совета СССР.
4 ноября 1991 года Начальником Управления Генеральной прокуратуры Союза ССР по надзору за исполнением законов о государственной безопасности В.И. Илюхиным было возбуждено уголовное дело в отношении президента СССР М.С. Горбачёва за измену Родине по статье 64 Уголовного кодекса РСФСР, по факту нанесения ущерба суверенитету и территориальной неприкосновенности СССР. Илюхин был немедленно уволен из органов прокуратуры, а Горбачёв вышел сухим из воды.
Важнейшим, по существу – единственным положительным моментом в попытках сохранения СССР, был Референдум 17 марта 1991 года.
После бурных дебатов 24 декабря 1990 года IV Съездом народных депутатов СССР было принято постановление, в котором говорится: «В связи с многочисленными обращениями трудящихся, высказывающих беспокойство о судьбах Союза ССР, и учитывая, что сохранение единого союзного государства является важнейшим вопросом государственной жизни, затрагивает интересы каждого человека, всего населения Советского Союза, Съезд народных депутатов СССР постановляет: провести референдум СССР для решения вопроса о сохранении обновлённого Союза как федерации равноправных суверенных Советских Социалистических Республик с учётом результатов голосования по каждой республике в отдельности».
Окончательно вопрос референдума, назначенного на 17 марта 1991 года, был сформулирован и опубликован в следующем виде: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантированы права и свободы человека любой национальности». Отсюда видно: несмотря на упоминание полного названия горячо любимой советскими людьми Родины, в формулировке вопроса оставлена как будто незначительная деталь – «обновлённая федерация суверенных республик». Сам вопрос референдума как бы намекал на завуалированные планы использовать референдум СССР для буржуазного реформирования страны. Это не помешало разворачиванию яростной политической борьбы вокруг референдума во всех республиках. Откровенные националисты и компрадоры повели истеричную кампанию против сохранения союзного государства. В Литве, Латвии, Молдавии, Армении, Грузии и Эстонии местные власти, опасаясь неблагоприятного для национал-сепаратистов исхода голосования, встали на путь блокирования всесоюзного референдума.
И все-таки в большинстве республик референдум состоялся. В целом по стране в списки для голосования было внесено 185 миллионов граждан, участие в референдуме приняли 80 процентов имевших право голоса. В соответствии с Законом СССР о всенародном голосовании (референдуме СССР) от 27 декабря 1990 года итоги голосования должны подводиться по стране в целом, что и было сделано Центральной комиссией референдума СССР. По её данным 77,85 процента граждан СССР сказали «Да» союзному государству. В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов СССР были подведены и результаты голосования по каждой республике в отдельности. Выглядели они следующим образом: в РСФСР участвовало в голосовании 75,4 процента взрослого населения, 71 процент ответили «Да», на Украине соответственно – 83 и 70 процентов, в Белоруссии – 83 и 83, Узбекистане – 95 и 93.7, Казахстане – 89 и 94, Азербайджане – 75 и 93, Киргизии – 93 и 94,5, Таджикистане – 94 и 96, Туркменистане – 97,7 и 98 процентов.
В республиках, где центральные республиканские комиссии не были созданы, многие люди пришли на избирательные участки, которые, несмотря на препятствия властей, все же были открыты в этот день. В Юго-Осетинской автономной области Грузии свою волю выразили около 50 тысяч человек, в Эстонии – 300 тысяч, Латвии – свыше 500 тысяч, Литве – более 600 тысяч, Молдавии – более 800 тысяч. Абсолютное большинство из них оставило в бюллетенях слово «Да».
Подводя итоги всесоюзного референдума, Верховный Совет СССР в постановлении от 21 марта 1991 г. подчеркнул, чторешение народа, принятое на референдуме, является окончательным, имеет обязательную силу и должно быть в полной мере отражено в проекте нового Союзного договора (далее — Договора). С учётом результатов референдума были подготовлены три его варианта. В целом они исходили из идеи сохранения федеративного устройства государства. В этих проектах достаточно чётко определялись исключительные полномочия Союза, подтверждался приоритет союзных законов, решались проблемы сохранения союзной собственности и бюджета, территориальной целостности страны и единого гражданства.
Важно отметить, что на внеочередном III-м Съезде народных депутатов РСФСР был принят проект постановления «О Союзе Суверенных Республик (Союзном договоре) и порядке его подписания», в котором учитывалась «воля народов Российской Федерации, выраженная в итогах референдума о сохранении Союза ССР», и была обозначена «решимость РСФСР подписать Договор о Союзе Суверенных Республик (Союзный договор)».
Результаты референдума были ярким и однозначным показателем желания большинства советских людей жить вместе, сохранить Союз. Однако руководители ряда республик открыто призывали не считаться с его результатами. Еще в январе 1991 г. представители «Демократической России», собравшись на Демократический конгресс в Харькове, приняли решение об упразднении Союза и замене Федерации на Содружество государств. В феврале, незадолго до референдума, пришло сообщение о том, что руководители России, Украины, Белоруссии и Казахстана направили своих представителей в Минск, чтобы без участия союзного руководства рассмотреть предложения о создании Содружества, означавшего по сути превращение единого союзного государства в аморфное конфедеративное Сообщество Независимых Государств.
Большой отрезок времени от Референдума (март 1991 года) до событий, обычно именуемых ГКЧП (август 1991 года), был заполнен яростной, во многом «подковёрной» борьбой таких вроде разных группировок как связанные с Горбачёвым и с Ельциным, но, как теперь мы понимаем, имевших одни глобальные цели – разрушить социализм, разрушить СССР. Только после ГКЧП стали появляться лозунги, карикатуры на тему «Горбачёв и Ельцин – два сапога – пара». Конъюнктурная борьба застила глаза простым людям. Главным объектом разногласий того времени было – какой Союзный договор заключать?
После 17 марта Президент СССР вёл двойную игру. Встретившись 23 апреля в Ново-Огарёве с лидерами девяти республик, он подписал вместе с ними так называемое «Заявление 9+1». Образовался и начал действовать новый не предусмотренный Конституцией и фактически противостоящий Верховному Совету СССР орган — Ново-Огаревское совещание руководителей республик. Несмотря на громкие заявления, на деле с самого начала переговоров в Ново-Огарёве речь шла о содружестве, а не о федерации. Президент СССР пытался играть на совещании роль третейского судьи, а по существу сдавал одну позицию за другой, отступая от требования федерации, зафиксированного на Референдуме. Вот почему 12 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял еще одно Постановление, в котором указал, что подписывать Договор можно только после серьёзной доработки и согласования между республиками с участием образованной на сессии Верховного Совета полномочной союзной делегации. Этой делегации вновь, уже в третий раз, было поручено исходить прежде всего из учёта результатов всесоюзного референдума. Давая поручение союзной делегации, Верховный Совет СССР однозначно определил порядок подписания Союзного договора, указав, что имеется в виду «подписать его на Съезде народных депутатов СССР».
Заключительная (перед летними каникулами) встреча руководителей республик в Ново-Огарёве состоялась 23 июля. Эта встреча была, пожалуй, самой неудачной и тяжёлой для Горбачёва. На ней практически ни о чем не удалось договориться, за исключением одного: участники встречи пришли к выводу о целесообразности подписать Договор в сентябре—октябре 1991 г. «на Съезде народных депутатов СССР с приглашением всех полномочных делегаций». Таким образом, подписание Союзного договора было намечено не на 20 августа, а на осень 1991 г.
К сожалению, мы вряд ли когда-нибудь во всех подробностях узнаем, о чем в действительности шла речь на секретном совещании 29 и 30 июля в Ново-Огарёве, которое Горбачёв провёл с Ельциным и Назарбаевым. Известно только об официальных последствиях этой встречи. Во-первых, существенно изменился текст Союзного договора в сторону де-федерализации. Из проекта исчезло понятие союзной собственности. В отношении общесоюзных налогов появилась неясная формулировка. Были изъяты приложения о механизме реализации Договора. Но самое главное: после подписания Договора должна была прекратить своё действие Конституция СССР и в значительной части — Конституция РСФСР. Во-вторых, подписание Союзного договора было перенесено на 20 августа 1991 г. В-третьих, подписание планировалось провести в несколько этапов представителями отдельных республик, а не на Съезде народных депутатов СССР, который рассматривался как помеха выполнению намеченного замысла. Более того, предлагавшийся к подписанию и существенно изменённый на секретной встрече «тройки» проект Договора до 6 августа не публиковался в печати, поскольку, несомненно вызвал бы возражения с разных сторон. Понимая, что подобные положения, мягко говоря, нелегитимны, составители ограничились лишь рассылкой текста проекта главам полномочных делегаций.
Все это вместе — глобальное предательство, обман населения и депутатов, чудовищное (тогда еще не ставшее обыкновением) попрание законности и воли народа, выраженной на референдуме 17 марта — и стало причиной создания ГКЧП. И, наконец, после августовского контрреволюционного переворота за две недели до Беловежского сговора, 27 ноября 1991 года, Горбачёв обнародовал свой последний документ – проект “Договора о Союзе Суверенных Государств”. В нем уже нет упоминания о референдуме 17 марта, а о государственном устройстве союза говорится следующее: “Союз Суверенных Государств (ССГ) – конфедеративное демократическое государство... Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития...” Как видим, народам Советского Союза предложили вместо федерации, за которую они голосовали, пусть даже до конца не осознавая её смысл, аморфное конфедеративное образование, которое в принципе не могло быть создано, так как основывалось на буржуазных началах, где каждый преследует свои интересы. То есть данный проект можно рассматривать как последнюю ступень на пути к подписанию Беловежского соглашения, разрушившего великую страну.
ГКЧП и последовавшие за ним события. Здесь на ум приходит фраза «от великого до смешного один шаг» - эту фразу часто повторял Наполеон во время бегства из России в декабре 1812 г. Как назвать три дня 18, 19, 20 августа 1991 года? бунт всего Советского Правительства против предателя Горбачёва? Какой же трусостью и низостью надо было обладать, чтобы вести себя так, как вели себя эти высокопоставленные прощелыги. Бунт на коленях? Думаю, что здесь не было ни мысли ни о стране, которой им пришлось руководить, ни о деле социализма, за которое заплачены миллионы жизней. Здесь только одно – это не я! это не мы! это он – Горбачёв! Три дня кончились. «Матросская тишина». А враги начали по чёрному крушить остатки конструкции под названием Советский Союз.
После выступления ГКЧП партия изображалась зачинщиком августовских событий. Под предлогом поддержки партийными организациями этого Комитета Ельцин незамедлительно принял меры против КПСС и КП РСФСР. Он издал серию антипартийных указов: о закрытии партийных печатных изданий (№ 76) и «О прекращении деятельности военно-политических органов и организационных структур политических партий в Вооружённых Силах СССР на территории РСФСР» (№77) 22 августа, «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» (№79) 23 августа, «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» (№ 90) 25 августа и «О деятельности КПСС и КП РСФСР» (№ 169) 6 ноября.
19 августа 1991 г. Президент России издаёт указ о подчинении себе всех органов исполнительной власти СССР, включая Министерство обороны, МВД и КГБ. 21 августа Указом Президента РФ «О средствах массовой информации» в ведение российского правительства передаётся Всесоюзная теле-радио-вещательная корпорация. 22 августа выходит Указ «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР». Этим указом, вопреки союзной и российской конституциям, Совету Министров РСФСР предоставлялось право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Кабинета Министров СССР. 22 августа под предлогом поддержки ГКЧП приостанавливается деятельность оппозиционных газет и изымается их имущество. Отстраняется от должности руководство ТАСС и Информационного агентства «Новости». 23 августа под тем же предлогом начинаются «чистки» в рядах руководителей исполнительной власти. Только одним указом были отстранены от исполнения обязанностей председатели исполкомов восьми областей. 24 августа арестовывается группа руководителей СССР: вице-президент СССР, Председатель Кабинета Министров СССР, Председатель КГБ СССР, министр обороны СССР, Главком сухопутных войск СССР. Президент СССР формально остаётся на свободе, но фактически становится «пленником чужой политики». Уже 13 сентября он издаёт совместное с Ельциным распоряжение об использовании комплекса зданий ЦК КПСС и ЦК КП РСФСР, передав их в пользование Администрации Президента РСФСР. М.С. Горбачёву предлагается расформировать Кабинет Министров СССР в связи с участием этого органа и его руководителя в организации государственного переворота. Руководство министерствами и ведомствами СССР принимает на себя Совет Министров РСФСР.
Издаются указы о передаче в ведение КГБ РСФСР всех видов правительственной связи, а в ведение Министерства связи РСФСР (тогда оно называлось Министерство по связи, информатике и космосу) — всех других предприятий связи союзного подчинения. В этот же день в ведение РСФСР передаются все архивы КГБ СССР и все партийные архивы «вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда».
Военнослужащие, принявшие участие в формировании сепаратных вооружённых сил в союзных республиках - за исключением России - приведены к вторичной присяге этим республикам. Военнослужащие, оказавшиеся под юрисдикцией Вооружённых Сил РФ при их создании 16 марта - 7 мая 1992 года, повторной присяги не приносили и были связаны советской присягой. Ельцин здесь на перемены не решился.
25 августа по распоряжению Президента РСФСР на баланс РСФСР передаются все нежилые помещения, здания и сооружения, занимаемые Кабинетом Министров СССР, министерствами, ведомствами и организациями СССР.
В соответствии с распоряжением Президента РСФСР все финансово-валютные операции, операции с драгоценными металлами и камнями осуществляются исключительно с согласия Минфина РСФСР, Центрального банка РСФСР и Внешторгбанка РСФСР. 29 августа арестовывается Председатель Верховного Совета СССР, поскольку его авторитет среди депутатов, блестящее знание парламентских процедур и железная логика ведения заседаний не позволили бы «самораспуститься» Съезду народных депутатов СССР.
1 октября Правительство РСФСР устанавливает, что решения союзного Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР вступают в действие только в случаях одобрения их Советом Министров РСФСР.
9 октября Госкомитету по делам науки и высшей школы РСФСР поручается принять все союзные организации, действующие в этой сфере, в своё управление. 15 ноября Министерству экономики и финансов РСФСР переподчиняются все структурные подразделения бывшего Министерства финансов СССР. Одновременно прекращается финансирование министерств и ведомств СССР, кроме тех, которым переданы некоторые функции управления Российской Федерацией. Генеральному прокурору РСФСР переподчиняются все организации союзной прокуратуры, включая военную прокуратуру. 22 ноября Верховный Совет РСФСР признает Центральный банк России единственным органом денежно-кредитного и валютного регулирования на территории республики. Ему передаются в полное хозяйственное ведение и управление материально-техническая база и иные ресурсы Госбанка СССР.
Так, якобы победив в «путче», Россия взяла себе в качестве «контрибуции» (по существу, захватила) всю союзную собственность. Еще до подписания Беловежских соглашений у Союза ССР и его органов были отобраны основные рычаги управления и подготовлена база для полного разрушения союзного государства. Какой реакции следовало ожидать со стороны остальных субъектов федерации? Естественно, что такого рода узурпация полномочий союзных органов органами РСФСР и Президентом России резко усилила центробежные тенденции в действиях других республик, которые увидели в этом угрозу себе и поспешили еще более резко отмежеваться от союзного центра. Это заставило некоторых руководителей республик, в частности Назарбаева решительно выступить против передачи союзных функций российскому парламенту, российскому руководству, прерогатив союзного Президента Президенту РСФСР. Назарбаев высказался по этому поводу в Верховном Совете СССР 26 августа 1991 г. Позднее он прямо заявил, что без России не было бы Беловежского документа, без России не распался бы Союз.
Со 2 по 5 сентября 1991 г. в Кремле проходил последний V Съезд народных депутатов СССР (далее — Съезд 1991 г.). С самого начала в нарушение всех регламентных процедур Н. Назарбаевым было озвучено заявление представителей 11 союзных республик. В этом заявлении под предлогом того, что в результате государственного переворота был сорван процесс формирования новых союзных отношений, Съезду 1991 г. и Верховному Совету предлагалось самораспуститься, приостановить действие соответствующих статей Конституции СССР и утвердить систему органов власти на переходный период до создания и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств и новой Конституции.
Немалую роль в судьбе съезда сыграло поведение на Съезде 1991 г. Председателя Комитета конституционного надзора. С.С.Алексеев, возглавлявший в то время высший союзный орган по надзору за соблюдением Конституции СССР, прямо заявил с трибуны: «Низкий поклон депутатам Российской Федерации, которые восстали против путча и спасли демократию в стране. Заявление горячо поддерживаю. Это единственная возможность спасти Союз, расчистить дорогу для преобразований. Учитывая изменившиеся условия, может быть, и не надо Союзной Конституции. Достаточно Союзного договора и Декларации о правах человека. Предлагаю юристам найти достойное конституционное решение».
В результате трёхдневных дебатов родился Закон Союза ССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период», который предусматривал: образование конфедеративного Верховного Совета СССР, формируемого из делегаций союзных республик; право республик приостанавливать на своей территории решения Верховного Совета СССР; образование Госсовета СССР из руководителей республик; создание некоего подобия правительства - Межреспубликанского экономического комитета на паритетных началах; нецелесообразность проведения в переходный период Съездов народных депутатов СССР; сохранение за народными депутатами СССР их статуса на весь срок избрания.
Союзные органы власти, союзная система управления, экономическая основа их существования были разгромлены. От Союза фактически остался один Президент, и тот - с эфемерной властью. По свидетельству Г.Э. Бурбулиса, для руководящего эшелона российских лидеров, поднятого августовской революцией к власти, искусственность и временность союза с Горбачёвым была очевидна с самого начала.
Беловежские соглашения – широко известный, но далеко не самый важный эпизод в трагедии разрушения СССР. Официальное название подписанного 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская Пуща) соглашения такое: «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств». Если отвлечься от обычной псевдодемократической риторики, всё содержание этого документа можно уложить в двух предложениях: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает своё существование», «Официальным местопребыванием координирующих органов содружества является город Минск. Деятельность органов бывшего Союза ССР на территориях государств - членов Содружества прекращается». Что это означало практически и какова была реакция на подписание?
12 декабря 1991 Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение. Однако, cогласно п. 1 и 3 ст. 104 конституции РСФСР ратификация данного соглашения находилась в компетенции Съезда народных депутатов РСФСР, поскольку оно затрагивало государственное устройство и влекло за собой изменения в конституцию. В апреле 1992 года Vl съезд народных депутатов России трижды отказался ратифицировать соглашение и исключить из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Cъезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем привело к разгону Съезда в октябре 1993 года. Конституция СССРи законы СССР продолжали упоминаться в статьях 4, 102 и 147 Конституции Российской Федерации — России (РСФСР) 1978 года вплоть до 25 декабря 1993 года, когда вступила в силу принятая всенародным голосованием Конституция Российской Федерации, которая не содержала упоминания о Конституции и законах Союза ССР.
9 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Текст заявления в печати не был опубликован. По свидетельству на тот момент члена ККН СССР, профессора Л. М. Карапетяна, заявление содержало следующий вывод: «Любые республики не могут принимать на себя решение вопросов, касающихся прав и интересов других республик. С этой точки зрения содержащаяся в Соглашении констатация того, что „Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование…“ не имеет юридической силы».
15 марта 1996 года Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР». В пункте 4-м Постановления сказано: «Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР «денонсировал» 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошёл в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР 1922 года. Кроме того, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года был денонсирован международный договор Российской Федерации, который в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года нормами международного права вообще не подлежал денонсации».
Беловежские соглашения стали одним из эпизодов обвинения против Б. Н. Ельцина при попытке отрешить его от должности главы государства в мае 1999 года. Специальная комиссия Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации установила, что при подписании Беловежских соглашений «Б. Н. Ельцин пошёл на грубое нарушение статей 74-76 Конституции СССР 1977 г., Закона СССР от 03 апреля 1990 г. „О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР“, статей 4, 5, 68, 70, 71, 76 Конституции РСФСР 1978 г., статей 4, 6 Закона РСФСР от 24 апреля 1991 года „О Президенте РСФСР“ и совершил указанные действия вопреки воле народов РСФСР о необходимости сохранения СССР, выраженной во время всенародного голосования (референдума), состоявшегося 17 марта 1991 года».
Комиссия признала, что «в действиях Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, направленных на подготовку, заключение и реализацию Беловежских соглашений, имеются достаточные данные, указывающие на признаки тяжкого преступления, предусмотренного статьёй 64 УК РСФСР (275 УК РФ)» и «заключающиеся в измене Родине путём подготовки и организации заговора с целью неконституционного захвата союзной власти, упразднения действовавших тогда союзных институтов власти, противоправного изменения конституционного статуса РСФСР».
Последний акт «упразднения» СССР.
25 декабря 1991 года Президент СССР М.С. Горбачёв добровольно ушёл в отставку. Согласно 4 статьи Закона СССР № 2392-I «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» Госсовет должен был избрать из 11-ти его членов временно исполняющего обязанности Президента СССР, решение которое в течение трёх дней подлежало утверждению Верховным Советом СССР однако его члены не сделали этого.
26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР от 05.09.1991 № 2392-I, но не предусмотренный Конституцией СССР) под председательством Ануарбека Алимжанова принял декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ, ошибочно в ней указав, что высший государственный орган Российской Федерации (РСФСР) — Съезд народных депутатов ратифицировал соглашение о создании СНГ. Также было указано, что соглашение было ратифицировано высшими государственными органами (Верховными Советами) Киргизии и Узбекистана, что на тот момент не соответствовало действительности. Декларация № 142-Н была принята на этом заседании депутатами из 5 азиатских республик, остававшихся в Союзе до самого конца, причём они были не выбраны согласно Союзному законодательству, а «назначены» властями соответствующих республик.
В заключении попытаемся объективно, опираясь на строго юридические основания дать ответ на вопрос – так юридически Советский Союз существует, или нет?
Учитывая данные выше пояснения, ни уход М.С.Горбачёва в отставку, ни декларация № 142-Н, принятая неконституционным Советом республик, с составом депутатов могущим вызвать только насмешку, такими «упраздняющими» СССР документами служить не могут. Что остаётся? Пустопорожняя констатация из Беловежского соглашения? Но она была сразу и обоснованно опровергнута как Комитетом конституционного надзора СССР, так и отвергнута решением Госдумы РФ от 15 марта 1996 года.
Серьёзные замечания могут быть высказаны и к самому закону от 05.09.1991 года, на основании которого был образован Государственный совет СССР. Сразу обратим внимание на ч. 1 ст. 8 закона: «Положения Конституции СССР действуют в части, не противоречащей настоящему закону». Явно незаконный акт – хотя бы по этому основанию. Ведь Конституция СССР имела высшее действие по отношению ко всем законам.
Ранее в СССР действовал Совет национальностей – одна из палат Верховного Совета СССР. Вышеуказанным законом Совет национальностей был упразднён и создан не предусмотренный Конституцией СССР Совет республик. Что немаловажно, изменения в Конституцию СССР внесены не были, то есть юридически создание этого органа незаконно.
Также указанным законом был образован еще один незаконный орган власти – Государственный Совет СССР, который получил право определять вопросы внешней и внутренней политики. На первом же заседании в нарушение действующего законодательства СССР Госсовет признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии – без проведения на территории этих республик референдума. Резюмируя можно с уверенностью сказать: не было никакого «упразднения» СССР законно избранным органом власти СССР.
Какие же выводы мы можем извлечь из трагической истории разрушения СССР? Жёсткое давление мирового капитала на Советский Союз было всегда. Но страна достойно отразила и иностранную интервенцию, и фашистское нашествие. Значит – основная причина разрушения была внутри страны, внутри той неприступной крепости, которой когда-то был СССР. Когда началось разрушение? Конечно с хрущёвского разложения и общества, и партии, которое незаметно на первый взгляд прорастало и в умах простых советских людей, и в радикальном преобразовании на капиталистический лад социалистического народного хозяйства, и в диком гниении верхушки партии, отгороженной от контроля и народа и, даже, КГБ. Партийные бонзы, дурача людей «правильными» словами – «поднимем!», «построим!», фактически крутили штурвал в прямо противоположном направлении. Да и в недавние времена впервые об истинных целях реформирования российский Президент заговорил лишь в апреле 1993 г. Тогда на заседании правительства Ельцин сказал: «Там, где приватизация идёт плохо, это уже явное свидетельство того, что на местах противодействуют реформам, противодействуют смене общественного строя России». А М.С.Горбачёв откровенничает: «Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми.Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал своё положение в партии и стране… Мне удалось найти сподвижников в реализации этих целей. Среди них особое место занимает А.Н.Яковлев и Э.А.Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы» (Из речи на семинаре в Американском университете в Турции в 1999 году). Продукт «внутрипартийного гниения» «антиэлита» отнюдь не погибла в результате разрушения СССР, а невероятно обогатилась и ушла от всякой ответственности перед народом, сбросив с себя все социальные обязательства.
«На ошибках учатся»! Надо помнить об этом! Тщательно изучать накопленный опыт советской истории. Каждодневно бороться за умы людей именно в плане воссоздания нашей Великой Родины – Советского Союза. И тогда мы преодолеем любые трудности!
Материал подготовил С.В.Христенко
|