Путин «затягивает пояса» накануне большой войны
Президент России Владимир Путин готовится к войне. Войне, главным оружием в которой станут отнюдь не гиперзвуковые ракеты и ядерные торпеды, которыми он хвастался целый год.
Путин выстроил финансовую крепость, которая, как считают правительственные чиновники и кремлевские советники, защитит экономику от ударов и сподобит США и союзников оценить военные возможности и намерения России, пишет The Moscow Times.
К этой цели Путин стремился еще с тех пор, как пришел к власти на рубеже тысячелетий. Проблема становится все более актуальной на фоне очередного кризиса с Западом. Когда 10 лет назад произошел мировой финансовый кризис, основной биржевой индекс России потерял три четверти своей стоимости. А 5 лет назад после краха цен на нефть и введения санкций из-за ситуации на Украине, рубль упал вдвое по отношению к доллару, что привело к самой продолжительной рецессии за время путинского правления.
Сейчас Россия снова на подъеме, несмотря на принятие весьма урезанного бюджета. Общие расходы российской казны в этом году (около $270 млрд), составляют менее половины расходов Пентагона. В прошлом году страна стала одной из трех профицитных экономик Большой двадцатки, а ее долговое бремя является самым низким в этой группе.
Подъем может быть связан с решением, которое Путин принял на закрытой встрече со своими экономическими советниками осенью 2016 года. Россия приняла решение поглотить все доходы от нефти выше определенного ценового уровня, перенаправив избыток доходов в Фонд национального благосостояния. Если быть точнее, это доходы от продажи нефти по цене выше $40 за баррель.
Аналитики отметили, что подобное решение повлекло за собой политические риски. В преддверии выборов Путин работал с сокращающейся экономикой, одновременно контролируя военное вмешательство в Сирии.
Вместо того, чтобы увеличить расходы, успокоив конкурирующие внутренние группировки, которые поддерживают его систему управления, Путин сократил траты по всем направлениям, включая оборону. В то же время Центробанк РФ поддерживал свои резервы, отказавшись от дорогостоящей защиты рубля. Регулятор сосредоточился на скупке золота и юаней, попутно «сливая» трежерис США.
«Путин наращивает сбережения, так как они дают ему власть. Ему нужны деньги, чтобы бороться с Западом, с усилением санкций и с будущими экономическими кризисами», — отметил Андрей Колесников, политолог московского Центра Карнеги.
Финансовые институты, такие как МВФ, сдержанно одобряют эти действия на фоне повторяющихся угроз карательных мер со стороны Вашингтона и Брюсселя. Агентства Moody’s и S & P в этом месяце восстановили кредитный рейтинг России на инвестиционном уровне.
Стремление Путина к жесткой экономии забирает значительный запас политического капитала, который он накопил за время своего длительного пребывания в Кремле: слабый рост ВВП, падение реальных доходов; процентные ставки остаются относительно высокими; инфляция растет; устойчивый рост государственных пенсий сокращается.
В дополнение к недоверию общественности, из-за которого рейтинг одобрения Путина упал до минимума за десятилетие, вышли поправки к пенсионному законодательству. В стране, где большинство людей родились при коммунизме, применяются меры по снижению затрат, что вылилось в резкие вспышки протестов. Повышение налога на добавленную стоимость еще больше подорвало покупательскую способность, ускорило рост задолженности потребителей и усилило недовольство населения.
«Руководство нашей страны избрало очень консервативный сценарий: накопить как можно больше и потратить как можно меньше. Теперь цель в том, чтобы сохранить достигнутые результаты, макроэкономическую и бюджетную стабильность даже за счет стимулирования роста», — отметил ректор Высшей школы экономики в Москве Ярослав Кузьминов.
Любимые показатели Путина — резервы центробанка — выросли за последние четыре года на $125 млрд до $475 млрд. Эти запасы, пятые по величине в мире, еще не достигли пика 2008-го года ($598 млрд), когда нефть торговалась по $150 за баррель.
Российский механизм поглощения избыточных доходов от нефти и Фонд национального благосостояния созданы по образцу норвежской системы хеджирования от колебаний цен на нефть и обеспечения будущих пенсий. Но в отличие от Норвегии, которая редко использует свои триллионные запасы, чиновники в Москве истощают российские резервы при каждой очередной трудности, считает Карен Вартапетов, аналитик в S & P.
«Все предыдущие отмены бюджетного правила были обусловлены какими-то форс-мажорными обстоятельствами. Сейчас Россия накапливает средства быстрее, чем нынешняя нефтяная среда, из-за вероятности других потрясений, включая новые санкции», — сказал Вартапетов.
Чтобы продолжить расширение, Путин больше полагается на бизнес для инвестиций и в меньшей степени — на многолетние бюджетные инфраструктурные проекты, как те, которые он заказал для Зимних Олимпийских игр 2014 года и Кубка мира 2018 года. Он дал понять избирателям, что считает, что Россия находится в осаде, как из-за западных финансовых центров, так и из-за сил НАТО. Также он добавил, что не допустит той же ошибки, что и СССР, и не будет втянут в катастрофическое увеличение расходов.
Советская империя рухнула в 1991 году, потому что Кремль решил разориться на жизненно важные отрасли, такие как оборонная промышленность, чтобы составить конкуренцию США, в то время как доходы страны напрямую зависели от цен на нефть. Михаил Горбачев, последний советский лидер, накопил долги на десятки миллиардов долларов, финансируя закупки продуктов питания и потребительских товаров с Запада. Путин эти долги методично сокращал, в конечном итоге выплатив почти все досрочно.
Теперь, во многом благодаря росту налоговых сборов на 23% в прошлом году, российский баланс выглядит наилучшим образом, считает Путин.
«Впервые в нашей истории наши резервы покрывают весь внешний долг, как государственный, так и коммерческий. Теперь у нас есть мощная подушка финансовой безопасности», — заявил президент России в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию в среду.
http://ktovkurse.com/politika/putin-zatyagivaet-poyasa-nakanune-bolshoj-vojny