Правда о реальном социализм в СССР и как он был уничтожен Хрущёвым и Косыгиным
После того, как в стране была взята власть коммунистами-большевиками начался и период строительства нового общества. Страна шла неизведанной дорогой и не всегда были теоретические основания этого пути. Многое решалось на основе практики. В том числе и такие элементы в экономике - как отношение к частной собственности.
После окончания гражданской войны после Х съезда партии была введена Новая экономическая политика (НЭП), которая не была отменена, как навязывают такое мнение либералы в 1929 году (НЭП требует отдельного рассмотрения, т.к. имеет особое место в мировой политике). Особое место тогда занимало принятое в мае 1921 года Постановления СНК "О мелкой кустарной промышленности и сельскохозяйственной кооперации"
Если в 1920 г. в России насчитывалось 12,8 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, то к 1925 г. число их возросло до 54,8 тыс., которые объединяли 28% всех крестьянских хозяйств России.
В дальнейшем эта политика не была ликвидирована, а она была лишь в некоторой степени изменена. Частная собственность превращалась а артельную, кооперативную.
И в Конституции СССР 1936 года такая собственность была юридически зафиксирована в статье 5: "Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)".
Политика большевизма в сталинские времена была совершенно иной, чем её пытаются представить современные либерал-демократы.
При Сталине предпринимательство — в форме производственных и промысловых артелей — всячески и всемерно поддерживалось.
Уже в первой пятилетке был запланирован рост численности членов артелей в 2,6 раза.
Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпустила ленинградская артель «Прогресс-Радио».
Например, кустари и артели в Первоуральске производили массу самых разнообразных предметов: шили полушубки, катали валенки, ткали платки, изготавливали кровати, столы, квас, овощные консервы, телеги, лыжи, лопаты, скипидар, гвозди, глиняные горшки, напильники, ложки, вилки, пряники, колбасу, холодные копчения и многое другое.
В самом начале 1941 года Совнарком и ЦК ВКП(б) специальным постановлением «дали по рукам» ретивым начальникам, вмешивающимся в деятельность артелей, подчеркнули обязательную выборность руководства промкооперацией на всех уровнях, на два года предприятия освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием — единственным и обязательным условием было то, что розничные цены не должны были превышать государственные на аналогичную продукцию больше, чем на 10-13 % (и это при том, что госпредприятия находились в более сложных условиях: льгот у них не было).
А чтобы у чиновников соблазна «прижать» артельщиков не было, государство определило и цены, по которым для артелей предоставлялось сырье, оборудование, места на складах, транспорт, торговые объекты: коррупция была в принципе невозможна.
Причем кустарей и крестьян – единоличников – в стране к началу войны было ещё очень много. Накануне войны в СССР насчитывалось более 3,5 млн. хозяйств единоличников.
В блокадном Ленинграде, например, знаменитые автоматы Судаева (ППС) делались в артелях. А это значит, что артели располагали машинным парком, станками и прессами, сварочным оборудованием, достаточно высокой технологией.
В годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 1941-м году, особенно артелям инвалидов, которых стало много после войны…
В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей.
Вопреки господствующим мнениям, целенаправленно культивируемым в послесталинские, и в особенности в постсоветские времена, реальность такова, что:
«К концу 1950-х годов в её системе (кооперативно-колхозном секторе: наше пояснение при цитировании) насчитывалось свыше 114 тысяч мастерских и других промышленных предприятий, где работали 1,8 миллиона человек. Они производили 5,9 % валовой продукции промышленности, например, до 40 % всей мебели, до 70 % всей металлической посуды, более трети верхнего трикотажа, почти все детские игрушки".
В систему промысловой кооперации входило 100 конструкторских бюро, 22 экспериментальные лаборатории и два научно-исследовательских института.
Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.
И артели производили не только простейшие, но такие необходимые в быту вещи — в послевоенные годы в российской глубинке до 40 % всех предметов, находящихся в доме (посуда, обувь, мебель и т.д.) было сделано артельщиками.
Ленинградская артель «Столяр-строитель», начав в 1923 году с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет название на «Радист» — у неё уже крупное производство мебели и радиооборудования.
Якутская артель «Металлист», созданная в 1941 году, к середине 50-х располагала мощной заводской производственной базой. Вологодская артель «Красный партизан», начав производство смолы-живицы в 1934 году, к тому же времени производила её три с половиной тысячи тонн, став крупным производством.
Гатчинская артель «Юпитер», с 1924 года выпускавшая галантерейную мелочь, в 1944-м, сразу после освобождения Гатчины делала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, замки, фонари, лопаты, к началу 1950-х выпускала алюминиевую посуду, стиральные машины, сверлильные станки и прессы. И таких примеров успеха — десятки тысяч.
То есть плановый характер экономики СССР, как показывают эти примеры, не мешал реализации на благо общества предпринимательской инициативы ни артелям, ни «кустарям-единоличникам».
Даже запрет на использование «кустарями-единоличниками» наёмного труда не мешал потому, что если предприниматель-единоличник считал, что потребности общества требуют расширения производства и привлечения наёмного труда, то ничто не мешало ему организовать артель.
На момент смерти Иосифа Сталина в СССР было 114 000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений — от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности.
14 апреля 1956 года появилось постановление ЦК КПСС и СМ СССР "О реорганизации промысловой кооперации", в соответствии с которым к середине 1960 года промысловую кооперацию полностью ликвидировали, а её предприятия передали в ведение государственных органов.
При этом, паевые взносы подлежали возврату в 1956 году согласно уставам артелей. Вместо выборного управляющего, управлять предприятиями стали назначенные директора — представители партноменклатуры».
Так партаппаратная бюрократия, в эпоху так называемой «оттепели» и "брежневского застоя", проводя политику целенаправленного планомерного уничтожения социализма, фактически конфисковала кооперативно-колхозный сектор народного хозяйства СССР, оказавшийся де-факто в её частной корпоративной собственности, ничего общего,— кроме названия, — не имеющей с общенародной собственностью.
Всё это означает, что в СССР в сталинские времена фактически, успешно решалась задача, о том, что по мере того как государство во всё большей мере начинает использоваться в интересах общества, т.е. становится демократическим по существу, а не формально-процедурно.
Одной из самых заметных черт брежневского социализма был постоянный дефицит товаров широкого потребления. При премьерах Хрущеве и Косыгине модель кооперативно-артельного производства при социализме была полностью уничтожена постановлениями СМ СССР и ЦК КПСС.
Причина дефицита в брежневские годы общеизвестна: советская промышленность того времени являлась государственной, плановой и гибко реагировать на изменения спроса была не способна. Все промтовары, которые продавались в СССР, были изготовлены либо госпромышленностью СССР и далеко не лучшего качества, либо ввезены из-за границы.
Статью "Где и кто готовил Чубайса и его соратников для ликвидации советской финансово-экономической системы" смотри здесь.
Уважаемые соотечественники, спасибо, что вы прочли материал. Если он не оставил вас равнодушным, прошу отметить лайком.
Выскажите свое мнение в комментариях. Заранее вас благодарю.
И в комментариях, убедительная просьба, не оскорбляйте друг друга и не богохульствуйте. Мы соотечественники и у нас одна родина – Россия. Удачи вам и благополучия.
За несанкционированное размещении частной рекламы в комментариях, текст рекламы будет удалятся без предупреждения.
Найдено многократное копирование различных материалов канала «МИР ГЛАЗАМИ ГРАФОМАНА» без гиперссылки или без согласования с авторами.
Материалы данной статьи защищены авторским правом и принадлежат каналу «МИР ГЛАЗАМИ ГРАФОМАНА». Любое их копирование разрешено только с указанием гиперссылки на источник или письменного согласования с автором