Армянское национальное движение и развал СССР
Почему-то в общественном сознании глубоко засела мысль, что развал СССР начался после масштабных события в Прибалтике. На самом деле первыми о желании выхода из Союза заявили армяне. Вот как это было.
Решить армянский вопрос
Середина шестидесятых, самый расцвет советской экономики и культуры, молодежь в Москве вполне серьезно спорят о том, кто важнее в будущем коммунизме – физики или лирики, власть как никогда крепка, а большинство население пока даже не сомневается в идеалах мировой революции и уж точно не думают о развале СССР.
В то же время, на самом юге страны Армении зрели совершенно другие настроения. Ключевую роль в произошедших сыграли молодежь. Подпольно они создали «Союз армянской молодежи». Ее платформа вначале была проста и незамысловата. Армения слишком маленькая. За пределами исторической родины живет несколько миллионов армян, но вернуться не могут. Им негде развернуться. Поэтому было бы неплохо решить армянский вопрос и передать ей некоторые районы, где и так проживают представители той нации. Главным донором должен был стать Азербайджан.
Требования могут показаться смешными. Но в 1965 году в день 50-летней годовщины геноцида армян группа организована незапланированный и неразрешенный властями митинг. Под этими «забавными» требованиями вышли студенты многих ВУЗов Еревана. Армянские историки говоря о 100 тысячах студентов. Но для 700-тысячной столицы Армении цифры слишком фантастические. Но, в любом случае людей было много. Шествие пришло к зданию оперы, где походили как раз официальные мероприятия, трясли плакатами «Справедливо решить армянский вопрос!» и даже попытались взять его штурмом.
Студентов, конечно, разогнали. Но советские власти настолько растерялись, что даже никого не арестовали. Их поразило не столько лозунги, руководство Армении их даже готово было поддержать, а готовность большого количества армян выступать вне советской административной системы.
Национально-Объединенная партия
«Союз армянской молодежи» как-то сам собой развалился, но некоторые его участники отказываться от своих идей не захотели. Более того, они значительно радикализировались. В 1966 году солидный и взрослый художник Айкануз Хачатрян и два совсем молодых студентов Степан Затикян и Шаген Арутюнян основали Национально-Объединенную партию. Название, честно говоря, странное. Зато цели, которые они ставили, были серьезными. Они все еще требовали решения армянского вопроса, но еще и выступали за выход из СССР, и отказ от большевистской идеологии.
Ограничиваться разговорами на кухне они не стали. Они выпустили подпольную газету «Парос», то есть маяк по-армянски, подготовили такой самопальный журнал «Во имя родины», распространял листовки и активно вербовали сторонников. Сколько всего было участников НОП сказать сложно. КГБ Армении довольно быстро отреагировали на самиздат и листовки. Хачатряна, Арутюняна и Затикяна арестовали уже в 1968 году, с ними по делу пошло еще несколько человек. Но НОП это не остановило.
Лидером стал Паруйр Айрикян, который даже организовал небольшую радиотрансляцию. Его, конечно, тоже наши, посадили в тюрьму, но на деятельности НОП это сказалось слабо. На место арестованным приходили новые лидеры, а количество участников подпольной партии только росло. И самое главное росла поддержка в обществе.
В 1978 году начали готовить новую конституцию Армении армянский язык оказалось, что армянский язык теряет статус государственного. Естественно, НОП выступил резко против и активисты партии, которые оставались на свободе, начали активную агитационную кампанию против этого. Митинги не устраивали, но на предприятиях проводили собрания, телевиденье, газеты и власти завалили письмами в защиту языка. Язык так и не тронули. НОП праздновала победу.
Последствия
Как видите, активные выступления за выход из СССР начались еще в шестидесятых. Пока будущие националисты Прибалтики и Украины делали карьеру в комсомоле и в партии, армянские сторонники независимой Армении уже вовсе расшатывали советские скрепы. Возможно именно поэтому последствия для этой небольшой страны Закавказья оказались самыми жестокими. Война в Карабахе, экономическая пропасть и самая настоящая блокада. Девяностые вошли в историю Армении как «темные годы».
Независимой Армении не хватало мазута для электростанций и бензина для автомобилей, газопроводы были перекрыты, свет включали несколько часов в день, отапливались и готовили кушать на буржуйках, не хватало даже хлеба, работы тоже не было. Естественно, армяне за границей совсем не спешили вернуться на независимую прародину. Наоборот, все старались ее покинуть. Билет на самолет меняли на квартиры в Ереване.