За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

30 декабря 1922 г. – 102 года образования Союза Советских Социалистических Республик под руководством В.И. Ленина и И.В. Сталина. I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании СССР.».».». ».».».».

Противодействие терроризму

 

Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (64) за 2023 г.

Валентин Дыбов, Юрий Подгорных, Максим Колодько

в условиях мирного времени

В настоящее время одну из угроз национальной безопасности Российской Федерации представляет международный терроризм. В процессе стратегической военной операции на Украине эта угроза стала зримой и обрела большую силу.

«Это что-то поистине вандальное, это желание упиваться людскими страданиями потому только, что придумана техническая возможность муки многих тысяч людей, — писал генерал-лейтенант Генерального штаба России, ученый востоковед, Герой Труда А. Е. Снесарев (1865–1937). — Современные чингизы в опьянении своим могуществом вызывать человеческие страдания идут дальше своих азиатских предшественников… Это не освободители или представители прогрессивного движения, а просто террористы. Надо взглянуть на вещи трезвыми глазами и во имя покоя всех повести с отдельной кучкой злодействующих людей, с фанатиками политических перестроений путем своего рода геологических катастроф, с бандами этих человекоистребителей борьбу решительную и неумолимую».

Любые действия современных террористов всегда являются хорошо подготовленными и часто неожиданными. Чтобы этого не случилось, необходимо уже в мирное время осуществлять целенаправленную подготовку к эффективному противодействию терроризму и вести многофакторный мониторинг обстановки в различных регионах страны, в районах размещения критически значимых с точки зрения безопасности страны объектов инфраструктуры и боевых порядков воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

Под термином «мирное время» будем понимать состояние, находясь в котором государство, общество осуществляют все виды деятельности (экономическую, социальную, политическую и др.) в соответствии со своими перспективными планами развития без участия в каких-либо военных конфликтах, за исключением миротворческих операций и ограниченных контингентов вооруженных сил.
Под «мониторингом обстановки» необходимо понимать не только сбор и отработку информации о социально-политико-экономической обстановке в различных регионах страны, приграничных государств, но и оценку степени ее опасности и прогноз на ближайшую перспективу, в зависимости как от деятельности отдельных личностей, так и существующих организаций различного типа.

Очевидно, мониторинг обстановки относительно угрозы терроризма будет тем эффективнее, чем четче и конкретнее будут вскрыты признаки, которые указывают на возможное ведение потенциальными террористами или их помощниками из местного населения разведки ядерно-опасных объектов, объектов с сильнодействующими ядовитыми веществами, энергоснабжения, тепло- и водоснабжения, военной инфраструктуры, центров и пунктов управления, социально-значимых и других. Именно разведка является одним из важнейших этапов подготовки террористических актов (акций).

Признаками, указывающими на возможное ведение разведки с целью совершения террористических актов, могут быть следующие:

  • увеличение случаев вывода к объектам возможного воздействия террористов различных лиц (особенно не местных) под видом «грибников и ягодников», «туристов», «потерявшихся в лесных массивах» граждан;
  • появление «по делам службы» вблизи охраняемых объектов представителей аварийно-эксплуатационных служб, не внушающих доверия своим внешним видом и поведением, интересующихся составом и характеристиками технических средств обнаружения (ТСО), наиболее значимыми и уязвимыми элементами в составе охраняемых объектов или боевых порядков воинских формирований;
  • появление в местах компактного проживания граждан одной национальности, в особенности выходцев из бывших южных республик группы лиц в качестве гостей, коммерсантов и т. п., интересующихся предназначением, характеристиками системы охраны объектов, характером местности, наличием постов полиции, ГИБДД, ВАИ на дорогах;
  • обращения в паспортные столы подозрительных лиц за справками о местах проживания руководителей органов власти различного уровня, известных политических, военных и религиозных деятелей;
  • безвестное исчезновение или убийства (самоубийства) действующих и уволенных в запас (отставку) представителей силовых органов, патриотически настроенных и бескорыстно выполняющих свои профессиональные обязанности;
  • крупные денежные средства, ценности и наркотические вещества, неожиданно оказавшиеся в распоряжении лиц, проходящих службу в подразделениях охраны военных объектов инфраструктуры государства и ВС;
  • проведение митингов, собраний, шествий на дорогах как внутри АПЦ, так и между ними с экстремистскими, клеветническими и религиозно-националистическими требованиями и лозунгами;
  • появление личностей без определенных занятий, а порой и представителей СМИ, активно интересующиеся взглядами, мнениями, настроением населения района (территориального образования) и высказывающих негативные, порой просто злобные оценки деятельности местных органов власти и государства в целом;
  • появление в результате радиоперехвата вызывающей подозрения информации (переговоров не на местном диалекте, выход на связь неизвестных радиостанций, расположенных в непосредственной близости от охраняемых объектов, боевых порядков воинских формирований, с передачей данных о них).

В начале 90-х годов прошлого столетия в районах боевых порядков некоторых частей ракетно-космической обороны (РКО) действовали многочисленные незаконные вооруженные формирования (НВФ), которые перед проведением террористических актов против воинских формирований (нападение на небольшие группы отдельных военнослужащих, организация поджогов различных объектов военных городков и административно-хозяйственных зон и др.) осуществляли жесткое психологическое воздействие на военнослужащих и членов их семей, распространяли клеветнические слухи о чести и достоинстве военнослужащих, в том числе и в местных СМИ.

Руководители местных органов власти, силовых структур, начальники военных гарнизонов должны самым серьезным образом относиться к выявленным признакам, не обольщаться тем, что некоторые из них могут показаться, на первый взгляд, малозначительными, а вести их многофакторный анализ, чтобы определить степень опасности с точки зрения возможных террористических актов. Пренебрежение или просто недооценка выявленных признаков, поверхностный их анализ может привести к самым негативным порой катастрофическим последствиям.

При возникновении террористических угроз (а еще лучше заблаговременно) следует:

  • уточнить перечень объектов, на которых наиболее вероятно проведение террористических актов с учетом их значимости как в общей государственной, так и местной и военной инфраструктуре;
    разработать (уточнить) на всех уровнях планы противодействия терроризму;
  • отработать в ходе специальных тренировок взаимодействие всех разнородных, разноведомственных сил и средств, привлекаемых к решению задач противодействия терроризму;
  • определить возможный состав и структуру сил и средств, решающих задачи противодействия терроризму, то есть определить возможный резерв сил и средств, обеспечение их информацией и средствами передвижения;
  • спрогнозировать возможные последствия террористических актов на критически важных объектах инфраструктуры, в боевых порядках воинских формирований и определить состав и структуру подразделений для ликвидации последствий;
  • провести инженерное оборудование местности на подходах к охраняемым объектам инфраструктуры и боевым порядкам воинских формирований;
  • проверить и поддерживать в режиме постоянного функционирования систему связи и оповещения населения АПЦ районов территориальных образований, жителей военных городков об изменениях степеней террористической опасности;
  • обеспечить население АПЦ, района, территориального образования, жителей военных городков достоверной информацией о реальной социально-политико-экономической обстановке без нагнетания военной истерии и опасности, как это часто происходит в СМИ и на экранах ТВ;
  • развернуть в СМИ широкую предупредительную агитационно-пропагандистскую деятельность о необходимости проявлять бдительность в повседневной жизни;
  • разработать и издать массовым тиражом организационно-методические указания руководителям предприятий (в первую очередь критически важных объектов) и инструкций населению, указывающие, как надо действовать в различных условиях;
  • организовать на предприятиях и в учреждениях (прежде всего, на критически важных объектах) занятия с сотрудниками по знанию сигналов оповещения и проводимых мероприятий по противодействию терроризму на конкретных объектах;
  • организовать эффективную подготовку сил и средств к решению задач противодействия терроризму, осуществлять их всестороннее обеспечение.

Учитывая высокую динамичность социально-политической обстановки даже в мирное время, тем более в условиях нарастания террористической опасности, необходимо постоянно контролировать соответствие разработанных планов по противодействию терроризму в складывающейся обстановке. С этой целью целесообразно осуществлять контроль не только и не столько административно-сверочным способом, а функциональным, который позволяет определить влияние действий исполнителей мероприятий плана или других задач противодействия терроризму на его эффективность, то есть позволяет учитывать и человеческий фактор. Конечно, функциональный способ контроля сопряжен с рядом трудностей и требует определенных финансовых затрат по сравнению с административно-сверочным способом, но, как говорится, игра стоит свеч.

Мировое сообщество определило международный терроризм как одну из самых серьезных угроз человечеству в XXI веке
При этом многочисленные террористические организации проявляют повышенный интерес к территориям бывших союзных республик, входящих в настоящее время в состав СНГ и ОДКБ. Россия оказалась на передовых рубежах борьбы с международным терроризмом.

Заблаговременность реализации принципов организации эффективного противодействия терроризму требует от органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного управления, командования военных гарнизонов, воинских формирований большой организаторской работы, основанной на компетентности, ответственности, исполнительности, разумной инициативы, умения и смелости принимать важнейшие решения с элементами риска, обосновывать и при необходимости отстаивать их. 


Авторы:
Валентин Дыбов, полковник в отставке, старший научный сотрудник НИЦ Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
Юрий Подгорных, полковник в отставке, доктор военных наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова
Максим Колодько, подполковник в запасе, старший научный сотрудник НИЦ Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова

 https://arsenal-otechestva.ru/article/1711-protivodejstvie-terrorizmu

Вы здесь: Главная Идеология, экономика, политика Противодействие терроризму