Генпрокуратура России пришла за военными активами, началась национализация заводов, которую ждали 30 лет.
В России началась национализация стратегических для страны заводов и предприятий. Только за последние дни стало известно о трёх случаях. Решение, которое русские ждали 30 лет, оценил экономический обозреватель Царьграда Юрий Пронько.
Тихая национализация
В понедельник 19 февраля президент России Владимир Путин подписал указ о передаче во временное управление Росимущества акций Ульяновского станкостроительного завода и других его активов, говорится в указе президента.
100% долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью "Ульяновский станкостроительный завод", принадлежащих "Гильдемайстер Бетайлигунген Гмбх (Gildemeister Beteiligungen GmbH)",
- уточняется в документе.
Стоит отметить, что компания Gildemeister Beteiligungen входит в японо-германский консорциум DMG Mori, это один из крупнейших в ФРГ производителей программируемых станков. На предприятия объединения в 2022 году приходилось 10% мирового производства станков с ЧПУ.
В тот же день, 19 февраля, стало известно, что Генпрокуратура потребовала вернуть в собственность государства Ивановский завод тяжелого станкостроения (ИЗТС). Ведомство посчитало проведенную в 1990-х годах приватизацию незаконной.
Решение о передаче акций оборонного завода приняли не уполномоченные на это лица и организации, обязательного в таких случаях разрешения правительства страны получено не было, уверены в Генпрокуратуре.
Ивановский завод тяжелого станкостроения был основан в 1953 году и стал одним из крупнейших станкостроительных предприятий по производству высокотехнологичных и наукоемких станков. Он находился в списке системообразующих предприятий России.
Наконец, на сладкое - у экс-президента Украины Петра Порошенко и его сына конфисковали кондитерскую фабрику в Липецке. По версии надзора, владельцы предприятия активно финансируют и снабжают ВСУ, противостоящие русской армии, и поддерживают антироссийскую политику властей Украины.
И это только события этой недели. На самом деле список национализированных предприятий намного шире. Ранее были арестованы акции АО "Серовский завод ферросплавов", АО "Челябинский электрометаллургический комбинат" и АО "Кузнецкие ферросплавы", которые принадлежат АО "Компания Эталон". Прокуратура требует изъять эти заводы из чужого незаконного владения и передать государству.
В сентябре 2023 года арбитражный суд Пермского края по иску Генеральной прокуратуры признал незаконными итоги приватизации одного из крупнейших производителей формалина и метанола - компании "Метафракс Кемикалс".
В августе 2023 года арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял обеспечительные меры по иску Генеральной прокуратуры об истребовании в пользу государства акций ООО "ХайдельбергЦемент Рус", АО "Сырьевая компания", сланцевый цементный завод "Цесла", ОАО "Гурово-Бетон".
В том же месяце Генпрокуратура подала иск к компаниям "СибМир" и "ИсНов" (входят в холдинг РАТМ Эдуарда Тарана) об истребовании государственного имущества из чужого незаконного владения. Этим компаниям принадлежит 48,19% акций Ростовского оптико-механического завода (РОМЗ), который занимается производством оптико-механических и оптико-электронных приборов дневного и ночного видения для систем управления огнем бронетанковой военной техники, в том числе для танков "Армата".
И этот список можно продолжать ещё долго.
Прокуратура исправляет ошибки 90-х
Ситуацию с национализацией стратегических активов России прокомментировал экономический обозреватель Царьграда Юрий Пронько. Он считает, что Генеральная прокуратура России занялась исправлением беспрецедентной аферы в истории страны - национализации крупных частных активов, которые через криминальные схемы были потеряны государством.
Реальность оказалась такова, что процесс носит последовательный и обоснованный характер. Вслед за возвращением стратегических объектов инфраструктуры очередь дошла до предприятий оборонно-промышленного комплекса,
- указал Юрий Пронько в эфире программы "Сухой остаток" на канале Царьград.
Обозреватель привёл ещё несколько показательных примеров.
Генпрокуратура направила сразу пять исков в Арбитражный суд Петербурга об изъятии акций "дочек" "Северной верфи" - крупного предприятия российского ОПК. Ключевое направление его деятельности - строительство, ремонт и модернизация судов Военно-морского флота России. Прокуратура решила оспорить результаты приватизации шести акционерных обществ, которая была проведена в "лихие 90-е".
Тогда активы Ленинградского завода имени Жданова (название "Северной верфи" в советский период) были разделены между дочерними предприятиями, которые образовали холдинг. В общей сложности верфь построила 250 боевых кораблей и 200 коммерческих судов. В настоящее время "Северная верфь", где работает почти 4000 сотрудников, входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
Пока петербургский арбитраж только арестовал активы предприятий, которые оказались в частных руках. Однако уже в конце ноября - декабре этого года может быть принято решение по существу о национализации активов. Можно предположить, что сейчас идёт серьёзная "схватка под ковром", где разные группы влияния хотели бы иметь возможность контролировать эти стратегические активы ОПК. И не факт, что Генпрокуратура сможет провести национализацию. Уже есть прецеденты, когда приходилось отступать за весьма щедрые ассигнования, которые, в буквальном смысле, направлялись на благотворительные цели. Так было в Кузбассе.
В Калининграде после решения местного суда по иску Генпрокуратуры России в доход государства были взысканы 52% акций Калининградского морского торгового порта. Однако известно, что проигравшая сторона намерена обжаловать судебное решение.
Очевидно, что в России развернулась бескомпромиссная борьба между двумя группами влияния, которые можно условно назвать "государственники" и "системные либералы",
- считает Юрий Пронько.
Первые пытаются, несмотря на давление как внутри страны, так и на внешние санкции, навести порядок с активами, которые в результате махинаций оказались в частной собственности. Самый вопиющий пример - это залоговые аукционы, которые стали беспрецедентной аферой в мировой юридической практике.
"Системные либералы" пытаются сохранить имеющийся статус-кво. И не только сохранить, но и приумножить. В Минфине не скрывают, что России необходима большая приватизация. Дескать, так в нынешних сложных условиях можно пополнить госказну.
Согласен с этим и Сергей Дубинин, который, напомню, возглавлял ЦБ в самый разгар "залоговых аукционов" с 1995 года до дефолта в 1998-м. Так вот, Дубинин ранее заявил, что передача государственных активов в частные руки будет способствовать повышению конкуренции.
Однако иного мнения придерживаются российские силовики. Так, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин считает, что необходимо национализировать основные отрасли отечественной экономики. Речь идёт об экономической безопасности в условиях войны, заявил Бастрыкин.
Национализация и исправление вопиющих ошибок 1990-х или новая масштабная приватизация, когда активы государства уйдут из-под контроля, - это вопрос, на который России придётся ответить в самое ближайшее время,
- уверен Юрий Пронько.
Он подчёркивает, что от этого в буквальном смысле будет зависеть судьба России. И во многом ответ на этот судьбоносный вопрос будет зависеть в том числе от позиции общества, позиции каждого из граждан России.
Да, можно сказать: сколько раз власть плевать хотела на мнение простых людей. Справедливое замечание. Однако, надеюсь, в высоких кабинетах понимают, что без решения вопроса с социальной справедливостью все остальные инициативы будут обречены на провал,
- подчеркнул Юрий Пронько.