За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

2 декабря 1927 г. – Открылся XV cъезд ВКП (б) – съезд коллективизации.».».». ».».».».

Куба: реформы "бескомпромиссников"

Сахарная тростиночка,

Кто тебя в бездну столкнёт?

Чей серп на тебя нацелится,
Срежет росток?
На какой плантации мельница
Сотрёт тебя в порошок?

Николас Гильен

Испытаете ли вы внезапную симпатию к кубинскому функционеру, если узнаете, что англоязычная пресса называет его «inept hardliner», что можно перевести как «несвоевременный бескомпромиссник»? Особенно – на фоне радостных (и злорадствующих) сообщений о том, что Куба семимильными шагами идет по пути восстановления капитализма? Если да, то эта статья для вас.

Коллапс Советского Союза в 1991 году отправил экономику Кубы в нокаут. С 1989 по 1993 год ее ВВП сократился на 35%, дефицит бюджета доходил до 33% ВВП, а реальные зарплаты упали до 25% от уровня 1989 года. Фидель Кастро объявил о том, что страна переживает «специальный период революции в мирное время». Экономика острова была открыта для иностранных инвесторов и массового туризма, сфера обслуживания была отдана в руки местного малого бизнеса, государством было санкционировано параллельное обращение доллара США вместе с национальной валютой.

Однако на рубеже 2000-х ситуация в Латинской Америке решительно изменилась. Коллапс Вашингтонского консенсуса в регионе позволил Кубе играть совсем другую роль. До того, как в нескольких латиноамериканских странах пришли к власти правительства, открыто отрицающие неолиберальные принципы экономической политики, Куба была изгоем и опасным врагом, общение с которым решительно пресекалось грозным окриком из Вашингтона. Но после масштабных сдвигов в политике региона Куба стала один из катализаторов перемен в социальной и экономической политике.

Соглашение с Венесуэлой позволило получить доступ к относительно дешевым энергетическим ресурсам. В обмен Куба направила на работу в Венесуэлу около 20 000 врачей, спортивных инструкторов и военных советников. В середине 2000-х Китай стал важным экономическим партнером и кредитором Гаваны. Все это позволило свернуть развитие рыночных отношений – в 2004 году было запрещено хождение доллара США, а многие совместные предприятия и предприятия малого бизнеса были закрыты.

31 июля 2006 года кубинское телевидение передало сообщение о том, что Фидель Кастро должен подвергнуться немедленному хирургическому вмешательству. Временно исполняющим обязанности председателя Госсовета Кубы стал Рауль Кастро. Рауль был главой вооруженных сил с 1959 по 2008 год, вторым секретарем ЦК КПК с 1965 по 2011 год, первым заместителем председателя Госсовета Кубы с 1976 по 2008 год. Под его руководством вооруженные силы Кубы стали одним из самых заметных участников Холодной войны, приняв участие во множестве локальных конфликтов. Кроме этого под его руководством была создана и функционирует кубинская система гражданской обороны, являющаяся одной из лучших мире (Куба часто попадает под удары разрушительных ураганов). Считается, что Рауль более практичен и более ортодоксален, чем Фидель. Он и Эрнесто Че Гевара были самыми ортодоксальными марксистами среди руководства Повстанческой армии, свергнувшей в 1959 коррумпированного проамериканского диктатора Фульхенсио Батисту. Британская газета The Economist сравнила Фиделя и Рауля Кастро с Дон Кихотом и Санчо Пансой – соответственно, как за внешнее сходство, так и за частичное сходство характеров. Рауль считается хорошим командным игроком – в отличие от Фиделя, привыкшего быть всегда во главе всех процессов. В любом случае, Рауль Кастро точно не либерал.

Рауль Кастро стал во главе страны с многочисленными проблемами. Экономический подъем первой половины 2000-х был «съеден» ураганами 2008 года, уничтожившими почти весь урожай, а также растущими ценами на продовольствие (Куба традиционно импортирует до 70% продуктов питания) и мировым экономическим кризисом, сбившим цены на основные экспортные товары (в первую очередь – на никель) и сократившим (хоть и временно) поток иностранных туристов.

Знаменитая кубинская система образования и здравоохранения нуждается в постоянной поддержке и техническом перевооружении, что требует огромных государственных капиталовложений. Население острова сокращается (из-за демографического перехода) и стареет (благодаря достигнутой высокой продолжительности жизни). Повседневная жизнь кубинцев довольно жестко регламентирована ограничениями, наложенными во время «специального периода революции в мирное время». Не понятно, кто будет управлять Кубой после Рауля – самому Раулю уже 80, а средний возраст членов Политбюро – 70. Основной союзник Кубы в регионе – президент Венесуэлы Уго Чавес – болен раком, и, в случае победы на президентских выборах 7 октября 2012 года, не собирается выдвигать свою кандидатуру в 2018 году.

Таким образом, перед Раулем Кастро стоит очевидная и трудновыполнимая проблема – обеспечить достаточно быстрый и устойчивый долгосрочный экономический рост, который будет максимально основан на внутренних ресурсах при минимальной внешней помощи. При этом, такой рост должен быть конвертирован в улучшение жизненных стандартов населения острова. Дополнительной проблемой для Рауля является осуществление основной задачи при необходимости сохранения существующей системы собственности в максимально неизменном виде (то есть, сохранение командных высот в экономике за государством).

Рауль принял решение о проведении экономических реформ, план которых был одобрен делегатами VI съезда Коммунистической партии Кубы в апреле 2011 года. Кубинцам предстоит реформировать экономику со следующими основными показателями. Номинальный ВВП страны составил в 2010 году 57,49 миллиардов долларов США, ВВП по паритету покупательной способности – 114,1 миллиардов долларов, что помещает Кубу на 110 место в мире по ВВП на душу населения, в группу таких стран, как Сербия, Бразилия, ЮАР, Иран, Черногория (чуть выше в рейтинге) и Колумбия, Македония, Тунис и Перу (чуть ниже в рейтинге). ВВП страны вырос в 2008 на 4,1%, в 2009 – на 1,4%, в 2010 – на 1,5%. ВВП страны на 4.2% складывается за счет сельского хозяйства, на 22,7% – за счет производства и на 72,9% – за счет услуг. На 2010 год в государственном секторе были заняты 78% рабочей силы, а в частном (на Кубе используется эвфемизм «негосударственный сектор»), соответственно – 22%. При этом, в сельском хозяйстве страны заняты 20% рабочей силы, в промышленности – 19,4%, а в сфере услуг – 60,6%. Официальная безработица сотавляет 2%. Экспорт товаров в 2010 году вырос до 3,3 миллиардов долларов, а экспорт услуг составил 8,9 миллиардов. Основными статьями товарного экспорта являются никель, сахар, табак, медицинские препараты, цитрусовые и кофе. Основными торговыми партнерами Кубы по экспорту товаров являются Китай, Канада, Испания и Нидерланды. Импорт товаров вырос в 2010 году до 10,25 миллиардов долларов США (с 8,91 в 2009 году), импорт услуг составил 1,375 миллиардов долларов. На остров в основном завозят продукцию сельского хозяйства, нефтепродукты, производственное оборудование и продукцию химической промышленности. Основными торговыми партнерами по импорту в 2010 году стали Венесуэла, Китай, Испания и США.

Рауль начал реформы sin prisa, pero sin pausa – «без спешки, но без остановки». Все изменения можно условно разделить на следующие блоки: кадровые перемены в правительстве, создание частного сектора в сфере обслуживания, раздача плодородной земли фермерам, развитие туризма, постепенная отмена ограничений «специального периода», переход на единую внутреннюю валюту, обеспечение энергетической безопасности.

Кадровые перестановки были несколько противоречивы. В 2009 году своих постов лишились заместитель председателя Госсовета Карлос Лахе и министр иностранных дел Фелипе Перес Роке. Слухи говорят о том, что причиной отставок была пленка, на которой Лахе называл братьев Кастро «живыми ископаемыми». С именем Лахе были связаны ограниченные рыночные реформы 1990-х годов, он долгое время рассматривался как вероятный кандидат на высший пост. Перес Роке был на тот момент самым молодым членом Политбюро и единственным, родившимся после победы Кубинской революции. На его место был назначен Бруно Родригес, которого западные СМИ называют «inept hardliner». Отставки Лахе и Переса Роке были поддержаны Фиделем Кастро. Вслед за этим Рауль убрал из правительства многих министров и советников, которые пользовались доверием Фиделя, и заменил их армейскими офицерами.

Приступая к реформе сферы обслуживания, государство решило убить сразу двух зайцев. Во-первых – сократить раздутые штаты в госсекторе, во-вторых – повысить качество оказываемых населению бытовых услуг. Правительством были озвучены планы по увольнению 500 000 человек к марту 2011 и 1 100 000 человек к 2014 году. Однако этот график уже не исполняется – сокращения идут медленнее. Однако по самым консервативным оценкам к 2015 году до 35% от общего резерва рабочей силы, который оценивается в 4 100 000 человек, будут заняты в частном секторе. В первую очередь государство передало в кооперативное управление самих работников парикмахерские, салоны красоты и службу такси (около 1500 хозяйственных единиц). 75% выданных к настоящему моменту лицензий дают разрешение на работу в сфере продажи продуктов питания. К октябрю лицензии на занятие частным предпринимательством получили 338 000 человек – из них около 60% в результате ухода из госсектора. К концу февраля 2012 количество выданных лицензий возросло до 371 200 экземпляров. Всего к концу 2012 года предполагается выдать 600 000 лицензий.

При этом, местные экономисты бьют тревогу – работа в частном секторе начинает привлекать многих важных специалистов базовых отраслей. Доктора и учителя, военные и спасатели начинают уходить в уличные торговцы и парикмахеры. В долгосрочной перспективе это может подорвать основные опоры кубинской системы. На Кубе идёт активная дискуссия о преимуществах двух моделей – содержания значительной субсидируемой системы госучреждений и непосредственной поддержки населения пособиями. Пока побеждают традиционалисты – предложения Рауля об отмене системы libreta (системы, по которой каждая кубинская семья получает определённый набор продуктов бесплатно) было исключено из списка принятых партийным съездом экономических реформ.

Дальнейшее развитие частного сектора требует создания соответствующей кредитной системы. В в январе 2012 государство одобрило в качестве пилотного проекта выделение кредитов в сумме, эквивалентной 3,6 миллионов долларов – при этом почти всю сумму предполагается направить на текущий ремонт помещений. Оборотный капитал в настоящее время поступает в основном благодаря переводам кубиноамериканцев из Майами.

Одним из важных шагов в развитии частного сектора стало разрешение на куплю-продажу автомобилей и недвижимости. На острове около 600 000 автомобилей, средний возраст которых составляет 15 лет. Несколько лет назад транспортная проблема стояла очень остро, но закупка большой партии китайских автобусов и автомобилей позволила частично исправить ситуацию. Рынок недвижимости также продемонстрировал быстрый рост количества сделок. Для сделки требуется лишь нотариус и платёж через банк. Кроме этого на острове быстро растёт число компьютеров и мобильных телефонов. Число последних по некоторым оценкам достигло 1,8 миллиона штук. Примерно в такое же число оценивается количество пользователей системы Интернет.

В настоящее время в нескольких провинциях Кубы идут эксперименты с передачей в управление коллективам системы общественного питания. Около 200 кафе в Ольгине уже переданы в руки работников. Предполагается, что в ближайшее время эта система будет распространена на всю страну. Наряду с передачей существующих кафе на Кубе разрешено создавать новые предприятия. С 2010 года на острове было открыто уже около 1000 частных кафе.

Как это происходит во всем мире, предприятия малого бизнеса разоряются тысячами в первый же год своего существования. Существуют специальные курсы для «работников за свой счёт» – для «cuentapropistas», как их называют на Кубе. Однако до создания бизнес-школ ещё далеко.

Новая система отношений призвана повысить эффективность обслуживания населения – но государство не в меньшей степени желает развязать себе руки для более масштабных задач. Предполагается, что новая система позволит частным предприятиям стать прибыльными, и государство начнёт получать налоги. При этом, государство крайне опасается концентрации собственности. Официальная задача состоит в сокращении ненужных издержек без негативного эффекта для универсального доступа к образовательным и медицинским услугам высокого качества. Для малых предприятий установлены многочисленные ограничения – например, по количеству работников и по количеству столиков в кафе. Каждый кубинец может иметь не больше одного жилища и одной дачи, приобретение недвижимости иностранцами запрщено. Налоговая шкала построена так, что предприятие платит до 50% подоходного налога. По меткому выражению местного экономиста, государство намерено создать бонсай-компании, препятствуя усилению роли частного сектора в жизни острова.

Не менее важным направлением реформ стало развитие фермерских хозяйств. Нестабильность мирового рынка продовольствия заставляет Кубу, импортирующую до 70% пищевых продуктов (что стоит бюджету до 2 миллиардов долларов ежегодно), искать возможности самообеспечения. Государственные предприятия осуществляют контроль над 75% из 6,7 миллионов гектар плодородной земли. В 2007 году около 45% этой земли не обрабатывалось. На 25% земли фермеры произвели 57% сельхозпродукции от общего урожая в 2010 году. Поголовье скота значительно уменьшилось по сравнению с концом 1980-х.

В 2008 году началась реформа земельных отношений. Необрабатываемая государством земля передаётся в аренду на 10 лет кооперативам и частным фермерам. К декабрю 2011 года 150 000 фермеров получили в аренду около 1,4 миллионов га, а срок аренды был продлён до 25 лет. При этом, размер индивидуального участка увеличен с 13,5 до 67 га. На арендованной земле разрешено строительство, стоимость которого будет компенсирована государством после окончания срока аренды. Фермеры и кооперативы получили доступ к системе кредитования и право прямой продажи части продукции  населению (кроме продукции 17 базовых наименований), минуя госструктуры, закупающие продукцию по твёрдым ценам.

Однако передача земли пока не привела к желанным результатам. К настоящему времени Куба производит меньше продовольствия, чем в 2005 году. Объем продукции в денежном выражении вырос в 2011 году на 8,7% (без учёта сахарной отрасли). Это увеличение следует за уменьшением в 2,5% в 2010 году. При этом, три последних года на острове не было крупных ураганов. В полном соответствии с классическими представлениями о механике экономического процесса, сокращение импорта и разрешение фермерам продавать по свободным ценам привело к росту цен на продовольствие в 20% в 2011 году, что стало неприятным сюрпризом для населения Кубы. Однако стоит отметить, что картина не так мрачна в деталях – импортозамещающее производство заметно выросло. Урожай риса увеличился на 43,7%, урожай бобовых – на 66,1%. Но это все ещё около 20% от 700 000 тонн риса и сотен тысяч тонн бобовых, потребляемых кубинцами ежегодно. Урожай кукурузы увеличился на 9,1%. На Кубе не выращивают пшеницу и только приступили к выращиванию сои с помощью бразильских биотехнологий. Производство экспортных культур – в частности сахара и кофе – остаётся на уровне исторического минимума.

Фермеры жалуются на государственную корпорацию Acopio, которая является монопольным поставщиком семян, удобрений, оборудования и была до недавнего времени единственным покупателем сельскохозяйственной продукции. В рамках эксперимента в двух провинциях, Артемисе и Маябеке, многие функции Acopio переданы кооперативам фермеров. Однако экономика почти 100 из 168 кубинских административных единиц основана на сельском хозяйстве – поэтому столь радикальные реформы задевают интересы  очень многих. Вероятно, что именно реформа земледелия будет сопровождаться самыми горячими дебатами.

Хозяйственная реформа касается не только сферы малого бизнеса. Государство намерено изменить свои отношения со всеми находящимися в общественной собственности предприятиями. Однако и здесь пока нет четкого плана реформ. Принципиально одобрена стратегия, которая предоставляет большую автономию 3700 госпредприятиям и переход на систему оплаты труда, предполагающую прямую зависимость от результатов работы предприятия. Предприятия, которые не приносят прибыли, должны быть либо слиты с более успешными, либо переданы в управление коллективам. Однако государственное субсидирование продолжается, рыночное ценообразование между предприятиями не применяется – поэтому показатели прибыльности пока не могут быть определяющими. К тому же, закон о процедуре банкротства еще не принят – да и система налогообложения отправляемых в рыночное плавание предприятий также не разработана.

Стоит отметить, что государство еще не приняло окончательного решения о своей позиции по прямым иностранным инвестициям. Их считают ключевым элементом быстрого роста «рыночно-социалистических» экономик Вьетнама и Китая, однако их влияние на социальную структуру общества столь велико и противоречиво, что кубинское руководство не решается открыть остров для свободного доступа иностранного капитала. В начале 1990-х на остров пришли канадские фирмы, в первую очередь – Sherritt. Они вкладывали значительные средства в развитие добычи нефти, никеля и природного газа. Добыча никеля является сейчас самой важной статьей кубинского экспорта. Однако соглашения с инвесторами в 1990-х были во многом вынужденными, заключенными в спешке и тяжелых условиях «специального периода» – и при первой же возможности, в начале 2000-х, Куба начала их разрывать.

Финансовый кризис в январе 2009 года заставил правительство заблокировать счета совместных предприятий – так как правительству была нужна твердая валюта в пассивах и существовали опасения вывода этих средств за рубеж. До настоящего времени эти счета все еще полностью не разморожены. Иностранные инвесторы активно жалуются в мировой прессе на настойчивое желание Кубы сохранять в любом предприятии на острове контрольный пакет. В настоящее время новые соглашения о создании СП заключаются почти исключительно с венесуэльскими, бразильскими и китайскими компаниями. Одним из самых заметных проектов является строительство бразильской компанией Odebrecht глубоководного порта и контейнерного терминала в Мариэле. Этот порт предназначен для работы с гигантскими кораблями, которые в скором времени будут проходить через расширенный Панамский канал. Портовый комплекс, который будет включать также экспортоориентированные производства, будет являться специальной экономической зоной, переданной в управление компании Singapore Ports. Большая часть финансирования проекта получена из бразильского государственного Banco Nacional de Desenvolvimento Economico e Social.

Кубинский ром и сигары, карибские пляжи, отреставрированные для туристов американские автомобили 1950-х годов, многочисленные отели и растущие как грибы объекты туристической инфраструктуры привлекают все больше туристов. Разгар мирового экономического кризиса несколько снизил этот поток, но в 2011 году был поставлен рекорд – Кубу посетили 2,7 миллионов человек, преимущественно из Канады и Европы. Туризм является еще одним сектором, который привлекает иностранный капитал – в предчувствии отмены американской торговой блокады и перспективы наплыва миллионов американских туристов.

Не менее перспективным направлением в настоящий момент представляется нефтяной сектор. Наибольшую известность получил проект с испанской корпорацией Repsol. Принадлежащая ей буровая платформа Scarabeo 9 китайской постройки прибыла к побережью Кубы. Любопытно, что Scarabeo 9 построен специально для Кубы, без использования патентованных технологий США – чтобы избежать санкций со стороны США для компаний, участвующих в проекте. В разработке участвуют также норвежская Statoil и подразделение индийской ONGC. Китайская компания China National Petroleum Corp планирует приступить к модернизации НПЗ и постройке завода сжиженного газа в Сьенфуегосе – сумма сделки оценивается в 6 миллиардов долларов. Российские добывающие компании также проявляют интерес к кубинской нефти.

Реализация международных проектов сильно осложнена американской торговой блокадой, действующей с 1960 года. Наличие «Маленькой Гаваны» во Флориде, где проживают около миллиона кубиноамериканцев, позволяет раскрыть загадку – почему у США до сих пор не нормализованы отношения с Кубой (как они нормализованы с КНР или Вьетнамом). Эмигранты привели в действие один из самых могущественных и долгоживущих политических механизмов в США – это политика, основанная на жажде мести, направленная на смену режима на Кубе через экономическое давление. Несмотря на тактические уступки (установление частичных дипломатических отношений при Картере, начало торговли продовольственными товарами за наличный расчет при Буше, разрешение переводов родственникам при Обаме), эмбарго остается в силе. В целом, с 1960 оно стало заметно строже. В 1996 году конгресс США одобрил закон Хелмса-Бертона, который распространил действие эмбарго не только на компании из США и запретил поддерживать возвращение Кубы в МВФ. Кроме этого, закон Хелмса-Бертона передал полномочия по снятию блокады конгрессу, лишив тем самым Белый дом полномочий в этом вопросе. Однако поколения в эмигрантской среде меняются – и жажда мести постепенно уступает прагматическим интересам.

Одним из больных вопросов постепенной либерализации работы с иностранными инвестициями остается коррупция. Кубинские чиновники, заключающие контракты с иностранными фирмами на миллионы долларов США, получают стандартные зарплаты, равные почти для всего населения острова. Это дает широкие возможности для подкупа чиновников и принятия к реализации не самых эффективных проектов. С момента передачи полномочий Рауль Кастро ведет активную борьбу с коррупцией. В рамках этой кампании на скамью подсудимых отправились несколько иностранных бизнесменов и несколько сотен ответственных чиновников. На закрытых показах членам партии и госслужащим демонстрируют видеоматериалы о вскрытых коррупционных схемах. Так, одна из записей носит название «Метастазы» – и рассказывает о том, как канадская торговая компания добивалась получения госконтрактов через систему взяток, причем взяткодатели сумели дойти до высших ступеней в иерархии кубинских чиновников. В 2009 году было создано ведомство Генерального контролера финансов – при этом, Генеральный контролер является теперь членом Госсовета. В течение последних лет были вскрыты нарушения в различных секторах экономики – от производства сигар до телекоммуникаций, от производства консервов до гражданской авиации. Коррупция проникла и военное министерство, которым в течение длительного времени руководил Рауль Кастро.

Однако не стоит преувеличивать проблему – Transperency Internatioanl ставит Кубу на 61 из 183 позиций в своем коррупционном рейтинге (и на 8 место из 33 стран Латинской Америки и Карибского бассейна). В целом антикоррупционный нажим Рауля можно рассматривать как превентивный, направленный на общее усиление дисциплины государственного аппарата.

Головной болью для правительства является необходимость унификации национальной валюты. Параллельное хождение CUC (конвертируемого песо) и простого песо – очередной пережиток «специального периода». CUC считается равным доллару США. Теоретически простой песо равен CUC, однако это бухгалтерская абстракция. На практике установлен курс 1 CUC за 24 простых песо. CUC используется в международной торговле и туристическом секторе – тогда как зарплаты и цены на базовые продукты установлены в простых песо. Однако многие товары можно купить за CUC. Это приводит к очевидному росту неравенства в обществе – доступ к таким товарам имеют те, кто работает в туристической отрасли и получает переводы от родственников из-за рубежа. Государство должно девальвировать CUC и ревальвировать простой песо, а затем объединить их. Однако девальвация может обернуться инфляцией, чего очень опасается правительство.

В целом, все меры экономического реформирования пока что можно отнести к микроэкономической политике. В области макроэкономики правительство ограничилось существенным уменьшением дефицита бюджета и дефицита платежного баланса.

В краткосрочной перспективе радикальные изменения на острове не представляются вероятными. На Кубе нет мощного антиправительственного движения. Заметная часть граждан вдохновлена новыми перспективами, предложенными Раулем Кастро. Самая большая опасность состоит в том, что правительство не сможет оправдать завышенные ожидания населения по улучшению его повседневной жизни. Однако в целом прогноз для Кубы вполне благоприятен. Государство продолжает обеспечивать доступ к высочайшим по качеству образовательным и медицинским услугам. Детская смертность продолжает снижаться. Экономика острова медленно, но растет. В краткосрочном периоде гораздо интереснее спекулировать на политические темы, нежели на экономические – государство явно удерживает рычаги управления в своих руках, полностью сохранив за собой пресловутые командные высоты.

Однако вопрос передачи власти стоит довольно остро – так как вполне вероятно, что Рауль не сможет управлять страной более пяти ближайших лет. На этот счет можно строить множество предположений – от возможности прихода к власти представителя спецслужб до создания псевдомногопартийной системы по образцу Мексики при режиме ИРП– хотя это потребует значительной реформы конституции 1976 года, согласно которой Компартия Кубы является «ведущей силой общества и государства».

Рауль открыто говорит о том, что Кубинская коммунистическая партия не смогла вырастить новое поколение руководителей – и это одна из самых серьезных угроз стабильному развитию. При этом нельзя не отметить, что в этом направлении ведется тщательная кадровая работа. Так, в составе Политбюро теперь есть такие люди, как Мигель Диас-Канел и Мерседес Лопес Асеа. Диас-Канел родился в 1960 году, был инженером-электронщиком и выполнял интернациональный долг в Никарагуа во второй половине 1980-х годов, а теперь занимает пост министра высшего образования. Мерседес Лопес Асеа, родившаяся в 1964 году, возглавляет партийную организацию Гаваны. Кроме этого средний возраст секретарей партийных комитетов провинций составляет всего 44 года.

Характеризуя в целом экономические меры, предпринимаемые правительством Рауля Кастро, следует сказать, что эти меры выглядят крайне ограниченными и осторожными. Экономика Кубы слишком мала и специализирована, чтобы позволить ей существовать вне связи с мировым рынком. Текущие проблемы толкают страну к частичной перестройке экономической системы. Однако правительство целиком и полностью продолжает стоять на жёстких позициях в области своих социальных обязательств. Кроме этого Куба продолжает свою альтруистическую работу по улучшению медицинского обслуживания в странах третьего мира – в 2010 году 37 000 кубинских докторов и медицинских работников выстраивали системы здравоохранения в 77 странах планеты. Кроме этого около 20 000 студентов из латиноамериканских стран изучают медицину на самой Кубе. Благодаря этому Куба имеет прекрасные отношения с большинством стран мира – в Гаване сейчас работает 181 посольство (больше, чем в Мадриде).

Вполне очевидно, что впервые за столетие кубинская экономика становится в известной мере самодостаточной – так как она теперь не зависит ни от американского бизнеса (как в первой половине XX века), ни от преференциальных условий торговли с СССР (как во второй половине XX века). Зависимость от Венесуэлы становится гораздо меньше и будет снижаться, если разработка нефти на шельфе принесёт свои плоды. Кубинская революция во многом теряет свой романтический флёр, созданный харизматичным Фиделем, однако сама Куба остаётся островком относительно справедливой экономической политики в океане рыночного капитализма.

Вы здесь: Главная Куба Куба: реформы "бескомпромиссников"