Следует сказать, что никто не является хорошим или плохим сам по себе. Никто из нас не создан для той роли, которую он должен взять на себя в революционном обществе. Отчасти нам, кубинцам, повезло, поскольку у нас был пример Хосе Марти. Я даже задаюсь вопросом, а должен ли он был погибнуть в бою у Дос Риос (Dos Ríos), когда сказал «пробил мой час» и пошел в атаку на испанские войска, засевшие в окопах. Он не хотел возвращаться в США, и никто не мог заставить его это сделать. Кто-то вырвал несколько листков из его дневника. Кто совершил эту низость?
Несомненно, какой-то нечистоплотный интриган. Между командирами могут возникать разногласия, которые никогда не должны выливаться в нарушение дисциплины. «Кто попытается захватить Кубу, получит лишь пыль ее земли, обагренной кровью, если сам не погибнет в борьбе», заявил легендарный темнокожий кубинский генерал Антонио Масео (Antonio Maceo). Непререкаемы также заслуги Максимо Гомеса (Máximo Gómez), самого дисциплинированного и скромного военачальника в нашей истории.
С другой стороны, как не восхититься Бонифасио Бирне (Bonifacio Byrne), который пришел в негодование, когда, возвращаясь на Кубу и увидев с борта корабля еще один флаг, помимо своего родного, воскликнул: «Мой флаг – это тот, который никогда не служил чужим интересам…». И тут же добавил одну из самых красивых фраз, которые я когда-либо слышал: «Если он распадется на маленькие кусочки, то однажды станет моим флагом. Наши павшие, воздев руки к небу, сумеют его отстоять!». Я также не забуду пламенные слова Камило Сьенфуэгоса (Camilo Cienfuegos), сказанные в тот вечер, когда контрреволюционеры, засевшие на расстоянии в несколько десятков метров от нас, навели свои гранатометы и винтовки американского производства на галерею, где находились мы. Обама родился в августе 1961 года, о чем он сам сказал. С тех пор прошло более полувека.
Посмотрим, однако, как мыслит сейчас наш высокий гость:
«Я приехал сюда, чтобы оставить в прошлом последние пережитки холодной войны на американском континенте. Я приехал, чтобы протянуть руку дружбы кубинскому народу».
И тут же хлынул самый настоящий поток суждений, совершенно новых для большинства из нас:
«Обе наши страны живут в мире, освоенном европейцами». Затем президент США продолжил: «Куба, как и США, была создана трудом рабов, привезенных из Африки. Как и США, среди кубинского народа есть потомки и рабов, и рабовладельцев».
В сознании Обамы совершенно нет места коренному населению. Он также ничего не сказал о том, что революция покончила с расовой дискриминацией, что она ввела нормы пенсионного возраста и зарплаты для всех кубинцев до того, как господину Обаме исполнилось 10 лет. Отвратительная расистская привычка буржуазии нанимать вышибал, которые не пускали чернокожих граждан в места отдыха и досуга, была отменена кубинской революцией. Кубинская революция войдет в историю благодаря той битве, которую она вела в Анголе против апартеида, положив конец наличию ядерного оружия на континенте с населением более миллиарда человек. Наша солидарность была направлена прежде всего на оказание помощи народам Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Биссау и других стран, которые ранее находились под фашистским колониальным господством Португалии.
В 1961 году, всего через два года и три месяца после победы революции, наемники, снабженные тяжелой артиллерией и бронетехникой, при поддержке авиации, подготовленные в США и сопровождаемые американскими боевыми кораблями и авианосцами, неожиданно напали на нашу страну. Ничто не может оправдать это вероломное нападение, которое стоило нам сотен убитых и раненых. Нет никаких свидетельств о том, что из проамериканской бригады мог быть эвакуирован хоть один наемник. Американские военные самолеты были представлены ООН как мятежные кубинские экипажи.
Всем прекрасно известны военный опыт и мощь США. Американцы думали, что и в Африке революционную Кубу будет легко вывести из строя. Нападение с юга Анголы моторизированных бригад расистской ЮАР привело их в окрестности ангольской столицы Луанды. Так началась борьба, которая продлится не менее 15 лет. Я бы даже не стал об этом говорить, если бы не элементарное чувство долга, которое заставляет меня ответить на речь Обамы в Большом театре Гаваны имени Алисии Алонсо.
Я не буду вспоминать подробности, просто хочу подчеркнуть, что там, в Анголе, в историю борьбы за освобождение человека была вписана славная страница. Можно сказать, что я надеялся на то, что Обама возьмет правильный курс. Его скромное происхождение и природный ум могли стать этому залогом. Мандела большую часть жизни провел в тюрьмах, но превратился в легендарного борца за человеческое достоинство. Однажды мне в руки попала книга, в которой рассказывалось о жизни Манделы и – о, неожиданность! – предисловие к ней написал Барак Обама. Я пролистал ее. Невероятно, каким убористым почерком вносил Мандела свою редакторскую правку, уточняя детали. Счастье знать таких людей, как он.
Что касается ЮАР, то я должен вспомнить еще об одной истории. Я в свое время действительно очень хотел узнать, где же южноафриканцы достали ядерное оружие. Единственное, что было известно наверняка, это наличие у них не более 10-12 бомб. Заслуживающим доверия источником может быть преподаватель и исследователь Пьеро Глейезес (Piero Gleijeses), автор книги «Противоречивые Миссии: Гавана, Вашингтон, и Африка, 1959-1976», великолепная работа. Я знал, что это самый надежный источник информации о тех событиях, и сообщил ему об этом. Он ответил, что более не затрагивал эту тему, потому что в книге ответил на все вопросы, которые ему задал товарищ Хорхе Рискет (Jorge Risquet), кубинский посол в Анголе и его большой друг. Я разыскал Рискету, он уже занимался другими вещами. Все это совпало с визитом Пьеро в нашу страну. Я предупредил его, что Рискет уже был в возрасте и не очень здоров. Несколько дней спустя случилось то, чего я боялся. Состояние Рискета резко ухудшилось, и он скончался. Когда Пьеро приехал, ничего нельзя было уже сделать, но я успел получить от него информацию, связанную с ядерным оружием и помощью, которую ЮАР оказывал Рейган и Израиль.
Не знаю, что может сказать Обама сейчас по поводу этой истории. Как не знаю, знал ли он что-нибудь об этом, хотя маловероятно, что совсем уж ничего не знал. Мой скромный ему совет, чтобы он поразмыслил как следует, вместо того, чтобы придумывать теории о кубинской политике.
Есть один важный вопрос:
Обама произнес речь полную елейных слов, чтобы сказать: «Пришло время забыть прошлое, оставим прошлое позади, посмотрим в будущее, вместе, в будущее полное надежд. Это будет непросто, придется преодолевать препятствия, и на это потребуется время. Но мое присутствие здесь дает мне большие надежды, что мы все преодолеем вместе, как друзья, как семья, как соседи, вместе».
Каждый из нас буквально подвергся риску инфаркта, услышав такие слова от президента Соединенных Штатов. После безжалостной блокады, которая длилась почти 60 лет. А как насчет тех, кто погиб во время нападений наемников на кубинские корабли и порты, в пассажирском самолете, который был взорван в полете, в ходе многочисленных вторжений и актов насилия?
Пусть никто не строит иллюзий относительно того, что наш благородный и самоотверженный народ откажется от своей славы и своих прав, от духовного богатства, которое он накопил, развивая образование, науку и культуру.
Уверяю, также, что мы способны сами производить продукты питания и материальные блага, которые нам нужны, используя силы и ум нашего народа. Нам не нужно, чтобы империя нам что-то дарила. Наши усилия будут законными и мирными, потому что это наша приверженность — миру и братству всех людей, живущих на этой планете.
Фидель Кастро Рус, 27 марта 2016 года
http://inosmi.ru/politic/20160329/235908530.html
http://www.granma.cu/reflexiones-fidel/2016-03-28/el-hermano-obama-28-03-2016-01-03-16