Классовые бои в странах капитала
- Подробности
- Создано 20 Сентябрь 2010
- Обновлено 07 Июль 2013
Чтобы спасти триллионы долларов европейских банкиров и капиталистов, правящие круги капиталистических стран с начала этого года начали наступление на социальные права трудящихся.
Мировой экономический кризис отнюдь не закончен. С начала весны этого года он вновь демонстрирует свою жестокую хватку. Некоторые страны Западной Европы оказались на грани банкротства. В Греции дефицит бюджета составил 14% от валового внутреннего продукта, ее долговые обязательства намного превысили способность этой страны рассчитаться с иностранными кредитами. Схожая ситуация сложилась в Испании и Португалии. ЕС и МВФ срочно кредитуют странам зоны евро 750 млрд. евро, требуя от них сокращения социальных затрат и гарантий. Капитал стремится решить проблемы за счет трудящихся.
В странах Западной Европы начались сокращения социальных затрат, заработной платы, пенсий и пособий, их последующее замораживание, массовые увольнения.
Рост безработицы, урезание социальных прав особенно больно ударили по рабочим и служащим госсектора – учителям, врачам, авиаторам, железнодорожникам, по представителям практически всех категорий трудящихся. На авансцену политической борьбы вновь выходит рабочий класс. По призывам профсоюзов сотни тысяч людей участвуют в общенациональных забастовках, выходят на улицы городов Греции, Испании, Португалии, Франции, Италии и других стран Европы. «В ожидании новой реформы жизненно необходим отклик на улицах. Мы, рабочие, обязаны противостоять этим мерам. Всегда одно и то же – люди вынуждены платить за это, и мы должны этому сопротивляться», – говорят манифестанты.
Приведем хронику основных классовых сражений весной и в начале лета в Греции, Испании, Португалии, Франции, Италии и Англии.
Греция погрузилась в непрекращающиеся с начала года всеобщие забастовки и манифестации рабочих и служащих, которые порой сопровождались столкновениями с полицией, переходящими в настоящие уличные бои.
Греческие трудящиеся протестуют против решения правительства о резком сокращении расходов госбюджета. Пенсии сокращаются на 40-50%, зарплаты госслужащих – минимум на 20%, повышается пенсионный возраст до 67 лет, поднимаются налоги на доходы трудящихся.
10 и 24 февраля – две первые всеобщие забастовки греческих рабочих и служащих, организованные крупнейшими профсоюзами страны. 24 февраля ведущей силой забастовки выступили работники транспорта и связи. Всё транспортное сообщение в стране остановлено. Рейсы отменены. Остановилась железная дорога. Бастуют также работники образования и здравоохранения. Закрылись школы и университеты. В государственных больницах медики лечили лишь в чрезвычайных случаях. К акции присоединились журналисты, не работали радио и телевидение.
5 марта – 24-часовая забастовка ПАМЕ – Боевого рабочего фронта.
11 марта – третья всеобщая 24-часовая забастовка. В забастовке участвовали 2,5 млн. греков – порядка половины трудоспособного населения страны. Прекратились авиационное, железнодорожное, морское сообщения, а также работа общественного транспорта. Закрыты школы, университеты и больницы. Среди бастующих – авиадиспетчеры, работники портов и служб береговой охраны, пожарные, банковские служащие, мусорщики, судебные работники и адвокаты, сотрудники СМИ, в ряде случаев полицейские. В связи с забастовкой работу прекратили органы местного самоуправления и государственная электрокомпания.
21-22 апреля – 48-часовая всеобщая забастовка ПАМЕ, к которой присоединились моряки порта Пирей. Крупные транснациональные компании и заводы застыли, были закрыты торговые центры, гостиничные комплексы и самый большой порт страны и Европы – Пирей.
26 апреля – продолжение забастовки моряков порта Пирей.
20 мая – четвертая с начала года всеобщая 24-часовая забастовка греческих рабочих и служащих, парализовавшая страну.
31 мая в портах страны состоялась 24-часовая всегреческая забастовка всех категорий судов.
3 июня греческие журналисты и работники общественного транспорта провели 24-часовую забастовку.
10 июня на 24 часа было отменено движение пассажирских и грузовых поездов в Греции. Работники выступают против намерения властей продать 49% акций государственной железнодорожной компании, чтобы рассчитаться с долгами банкиров и греческих капиталистов.
29 июня – 5 всеобщая 24-часовая забастовка греческих рабочих и служащих. Греки протестуют против пенсионной реформы. Во всеобщей забастовке приняло участие 3 млн. человек. Это работники госсектора и муниципалитетов, персонал больниц, банков и судов. К бастующим присоединились журналисты. Полностью парализована транспортная система страны.
Испания оказалась на грани катастрофы вслед за Грецией: дефицит бюджета около 10% от ВВП. С июня зарплаты госслужащих урезаются на 5%, а в дальнейшем замораживаются. 13 тыс. занятых в госсекторе попадают под сокращение (уже сейчас в Испании уровень безработицы составляет 20%). Будет отменена индексация пенсий, повышен пенсионный возраст.
12 марта прошла массовая забастовка трудящихся в знак протеста против политики «жесткой экономии». Остановился наземный транспорт и метро. Бастовали пилоты самолетов (авиакомпании «Алиталия»), а также сотрудники железных дорог. Прекращено морское сообщение. 13 марта в Риме прошла грандиозная манифестация в 200 тыс. человек.
31 марта около 30% пассажирских и товарных поездов были отменены в Испании в результате объявленной профсоюзами однодневной забастовки работников железнодорожного транспорта.
8 июня Испания погрузилась в общенациональную забастовку государственных служащих, организованную ведущими профсоюзами страны. Манифестанты выступают против решения правительства о снижении заработной платы госслужащих на 5%. В акциях протеста по всей стране участвовало 2,5 миллиона человек или 2/3 всех госслужащих. В Мадриде трудящиеся блокировали здания министерств и дороги. Забастовщики временно перекрыли главную улицу столицы области, Барселоны, перегородив ее горящими покрышками.
В Бильбао, крупнейшем городе испанской Страны басков, демонстрации в ряде случаев переросли в столкновения с полицией.
Начавшаяся 28 июня трехдневная забастовка работников мадридского метро поставила испанскую столицу на грань транспортного коллапса.
Ведущие профсоюзы Испании призвали к проведению 29 сентября всеобщей забастовки рабочих и служащих.
Португалии МВФ предписал сократить дефицит бюджета с 9,3% до 3% ВВП. Согласно принятому 26 января бюджету работникам госсектора должна быть заморожена зарплата, увеличен пенсионный возраст, а рабочие места в госсекторе будут сокращены на 10% (безработица в Португалии и так более 10%).
4 марта состоялась 24-часовая забастовка 500 тыс. работников и служащих госсектора, протестующих против политики правительства. Организатором выступила коалиция профсоюзов «Совместный фронт». Остановлен транспорт, закрылись школы и больницы. В забастовке приняли участие также служащие судов, налоговых служб и таможен, а также мусорщики. В акции приняло участие 80% работников госсектора.
23 марта по призыву профсоюза работу остановили 10 тыс. сотрудников железных дорог. Стачка парализовала большую часть перевозок, как пассажирских, так и грузовых.
29 апреля продолжали бастовать работники общественного транспорта. Участники акции выступают против замораживания заработной платы и приватизации государственных компаний.
31 мая в столице Португалии Лиссабоне 300 тыс. человек приняли участие в акции протеста, организованной профсоюзом.
Во Франции трудящиеся выступают против реформы пенсионной системы, которая предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Также предполагается увеличение в течение 10 лет выплаты из зарплаты госслужащих в фонд социального обеспечения, повышение трудового стажа, необходимого для получения полноценной пенсии.
4 февраля состоялась 24-часовая забастовка железнодорожников. На работу не вышли более трети состава. Сотрудники железной дороги требовали повышения зарплаты и выступали против сокращения рабочих мест.
23 февраля французские авиадиспетчеры объявили забастовку, выступая против сокращения персонала.
26 февраля в крупнейших портах Франции забастовали докеры, протестующие против приватизации компаний.
23 марта по призыву профсоюзных объединений в знак протеста против мер «жесткой экономии» на работу не вышли сотни тысяч работников транспорта, образования и связи. Бастовали общественный транспорт, школы, детские сады, почта и государственное телевидение. Забастовку поддержали около 40-50% учителей, протестующих против реформы образования и массовых сокращений (это уже не первая забастовка учителей в этом году). Бастовали работники железнодорожного транспорта. По всей стране состоялось 177 демонстраций, в которых участвовало 800 тыс. человек.
7 апреля железнодорожное сообщение во Франции вновь было нарушено из-за бессрочной забастовки машинистов поездов, третьей за этот год.
26 апреля пять профсоюзов рабочих европейского авиастроительного концерна Аэробус начали забастовку во Франции. Рабочие требуют повышения заработной платы и создания новых рабочих мест.
27 мая более миллиона человек вышли на общенациональную забастовку, организованную шестью крупнейшими профсоюзами страны. Служащие всех отраслей и направлений выступали против пенсионной реформы.
В забастовке, объявленной французскими медсестрами-анестезиологами, приняли участие порядка 80% работников операционных отделений французских больниц. В Париже несколько сотен манифестантов ворвались на вокзал Монпарнас и блокировали железнодорожные пути.
15 июня на улицы Парижа вышли более 20 тыс. человек, протестующие против увеличения пенсионного возраста.
24 июня Франция погрузилась в очередную общенациональную забастовку. В ней приняли участие госслужащие и учителя. В одном только Париже демонстрация собрала 130 тыс. человек. Профсоюзы сообщают о 120 тыс. манифестантов в Марселе, 70 тыс. протестующих в Бордо, 60 тыс. в Тулузе и 25 тыс. в Лионе. Всего по стране прошло порядка двух сотен демонстраций.
1 июля Франция оказалась на грани транспортного коллапса из-за забастовки работников транспорта. В стачке приняли участие профсоюзы железных дорог, авиации, метро и автобусного сообщения, выступающих против пенсионной реформы.
В Италии 12 марта прошла массовая забастовка трудящихся в знак протеста против экономической политики правительства. В крупнейших городах страны остановился наземный транспорт и метро, сокращено количество авиарейсов, объявлено об отмене поездов. Прервано морское сообщение. Помимо работников городского и междугороднего транспорта, в забастовке участвовали служащие госведомств, банков, сберкасс, аптек, школ и больниц.
Бастующие требовали повышения заработной платы, обеспечения более выгодных условий труда.
12 июня тысячи итальянцев вышли на улицы Рима в знак протеста против мер «жесткой экономии», предложенных правительством. В акции приняло участие 100 тыс. человек.
25 июня в Италии прошла общенациональная забастовка. Трудящиеся выступают против решения правительства «заморозить» зарплаты и пенсии, приостановить ряд общественных проектов.
В Англии 5 февраля в лондонском метро началась 24-часовая забастовка, которая положила начало целой серии подобных акций протеста.
9 марта в Англии прошла 48-часовая всеобщая забастовка госслужащих, в которой участвовали сотрудники налоговых служб и судов, музеев и библиотек – всего около 200 тыс. человек. Стачку спровоцировало решение правительства о сокращении на треть компенсаций при увольнении. Эта акция – одна из самых масштабных в стране за последнее время.
19 марта летный персонал британской авиакомпании British Airways после провала двухнедельных переговоров с руководством авиаперевозчика начал трехдневную забастовку, поддержанную 80% работников. Было отменено две трети рейсов. Работники выступают против планов по сокращению 1200 рабочих мест, замораживанию на два годы зарплаты.
Массовые забастовки и выступления трудящихся, начиная с осени, затронули также Румынию, Германию, Финляндию, Швецию, Данию, Нидерланды и другие страны Европы.
С каждым днем нарастает боевое сопротивление рабочего класса во всех странах капитала. Это развеивает мифы буржуазных апологетов капитализма и их подпевал – ревизионистов, что будто бы в странах капитала нет больше рабочего класса, что он утратил свои боевые качества. Массовые забастовки и манифестации весной и в начале лета этого года опровергают эти утверждения. И только политика «социального партнерства», проводимая крупнейшими профсоюзами Европы (которые под давлением рабочих и служащих вынуждены выступать организаторами забастовок), сдерживает революционную энергию масс.
Русским рабочим нужно брать пример со своих братьев по классу за рубежом и переходить от локальных и разрозненных выступлений к общенациональной политической забастовке.
Всеобщая стачка – мощное оружие в руках рабочего класса. Правящий класс ничего так не боится, как всеобщей политической стачки рабочих, инженеров, служащих, объединяющей и сплачивающей трудящихся, укрепляющей их классовое сознание и боевой дух, способной заставить власть выполнять требования народа или уйти с позором и выступающей в качестве главной силы революционного преобразования общества – социалистической революции, которая одна только и в силах ликвидировать капитализм и покончить со всеми бедами и страданиями трудящихся классов.
Хроника подготовлена редакцией газеты "Серп и Молот"