ДЕЛЕЖ ЛИВИЙСКОЙ НЕФТИ
- Подробности
- Создано 05 Сентябрь 2011
Западные страны пытаются решить, кто получит львиную долю будущих контрактов в богатой нефтью Ливии. Париж, Лондон и Рим исходят из того, что именно они сыграли решающую роль в успехе военной операции при свержении режима Муаммара Каддафи и поэтому им и должна достаться львиная доля ливийской нефти.
Москва, которая поспешила 1 сентября признать Переходный национальный совет Ливии, тоже беспокоится за нефтяные сокровища, однако в первую очередь будет пытаться сохранить старые договоренности с Триполи. Москва уже пригласила в Россию представителей переходного ливийского правительства по их просьбе для обсуждения будущего российских энергетических проектов в этой стране
Накануне в Париже прошла международная конференция «друзей Ливии», где мировые державы пытались решить будущее страны. Первую скрипку на встрече «друзей Ливии» играли президент Франции Николя Саркози и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, которые председательствовали на форуме, а также госсекретарь США Хиллари Клинтон. Российская делегация также приняла участие в конференции.
Разговоры на конференции о проведении в Ливии свободных выборов и обсуждение проблем восстановления водоснабжения и поставок продовольствия в разрушенную страну лишь скрывали главную цель конференции: победители спешат закрепить за собой право на самые лакомые куски «ливийского пирога». Главную ценность в Ливии представляют, как известно, запасы нефти, которые составляют 29,5 млрд баррелей, а также залежи природного газа (1,6 трлн кубометров). И делить эти ресурсы Запад начал задолго до падения Триполи.
России рассчитывать на многое не приходится. По мнению экспертов, судьба российских контрактов Ливии будет решена западными союзниками - по принципу «кто воевал, тот и получает добычу». Между тем источник в администрации президента России заявил, что у российских железнодорожных и нефтяных компаний неплохие шансы продолжить работу в Ливии и до конца выполнить свои контракты в этой стране, передает «Интерфакс» (у российской государственной компании «Российские железные дороги» существует контракт с Ливией в три миллиарда долларов на строительство высокоскоростной железной дороги между ливийскими городами Сирт и Бенгази, и другой – на три миллиарда долларов, в нефтяных и газовых контрактах, подписанных Каддафи с российскими государственными компаниями Газпром и Татнефть).
При этом Россию в первую очередь заботит не заключение новых, а выполнение старых контрактов. И в Москве этого не скрывают. «Исходим из того, что заключенные ранее Российской Федерацией и Ливией договоры и другие взаимные обязательства сторон продолжают действовать в отношениях между двумя государствами и будут добросовестно выполняться», - говорится в заявлении МИД РФ о признании ПНС Ливии.
Однако, как полагают эксперты, говорить об этом Москве надо вовсе не с новыми ливийскими властями. «Экономические решения будут принимать те страны, благодаря которым переходный совет получил власть», - пояснил главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Он полагает, что России не стоит рассчитывать на выполнение Ливией прежних договоренностей. «В лучшем случае в будущем западные компании пригласят российские в качестве каких-нибудь партнеров, - уверен эксперт. - Ситуация простая: кто воевал, тот и получает трофей. Британцы, французы, итальянцы не для того рисковали деньгами, репутацией и прочим, чтобы потом делиться ливийским рынком, в том числе ресурсным, с компаниями стран, которые не участвовали в операции».
Между тем, Переходный национальный совет Ливии рассчитывает возобновить добычу нефти к 12 или 13 сентября. Об этом заявил 3 сентября глава нефтяного ведомства ПНС Али Тархуни, передает ИТАР-ТАСС.
Представитель стабилизационного комитета ПНС Ареф ан-Наид заявил, что в Ливию вернулись пять иностранных нефтяных компаний, чтобы возобновить добычу нефти и газа.
Работа экспортного трубопровода «Гринстрим» («Зеленый поток»), идущего по дну Средиземного моря из Ливии в Европу, будет восстановлена к 15 октября, заявил Джузеппе Реки – президент итальянской нефтегазовой компании ЭНИ, которая является совладельцем газопровода.