За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

25 ноября 1936 г. – 88 лет со дня открытия Чрезвычайного VIII Всероссийского съезда Советов. Доклад И.В. Сталина о проекте Конституции СССР.».».». ».».».».

Фарс против ханжества

Дмитрий Жвания 22.03.2012

Мы живём в атмосфере лютого ханжества и лицемерия. Я давно об этом догадывался, но сейчас, когда в СМИ активно обсуждают акцию «Pussy Riot» в здании под названием «Храм Христа Спасителя», я в этом окончательно убедился.  Заигрались со смыслами.

Сама акция «Pussy Riot» мне не нравится. Не потому что она оскорбила чьи-то чувства. Она просто неудачная. Да, о «Pussy Riot» знают теперь даже бабушки в медвежьих углах. Но увеличилось ли благодаря акции число противников режима Путина? Вряд ли. Смысл акции прямого действия крепко переплетается с формой её проведения. Порой форма довлеет над смыслом и как смысл воспринимается. Так и произошло с акцией «Pussy Riot» в здании под названием «Храм Христа Спасителя»: форма («панк-молебен») полностью вытеснила её смысл («Богородица, Путина прогони»). Форма этой акции позволяет сторонникам и пропагандистам режима с лёгкостью переключать разговор на темы бесовства, богохульства, надругательства над святынями и т. д. А защищать участниц «Pussy Riot» приходится в слезливом извиняющемся тоне: проявите христианское милосердие – отпустите молодых матерей из узилища…Обыватель, до чьего сознания активисты пытаются достучаться с помощью акций прямого действия, склоняется к тому, чтобы согласиться с обличителями «Pussy Riot»: негоже в храмах хулиганить. Я имею право критиковать «Pussy Riot», так как сам организовал много акций прямого действия. Когда год назад я вместе с товарищами в 30-градусный мороз вывешивал на Невском проспекте огромный баннер с надписью «Валя, отвали!», меня не глодали сомнения, правильно ли общество поймёт смысл акции. Как и тогда, когда вместе с товарищами по Движению сопротивления имени Петра Алексеева в сентябре 2004 года участвовал в акции против отмены прямых выборов губернаторов на колоннаде Исаакиевского собора.


Акция ДСПА на колоннаде Исаакиевского собора 28 октября 2008 года против отмены прямых выборов губернаторов

Вообще говоря, акции в соборах – далеко не редкость. В январе 1991 года в Париже я видел, как активисты Лиги коммунистов-революционеров забаррикадировались на внешнем балконе Собора Парижской Богоматери и вывесили с него банеры с требованием прекратить участие Франции в войне в Персидском заливе. Активистов выдворял из собора французский спецназ (CRS). 17 ноября 2000 года смелые национал-большевики повторили то, что я видел в Париже, на смотровой башне рижского Собора святого Петра. Нацболы забаррикадировались на самом верхнем ярусе, развернули флаг своей партии, транспарант с надписью «Свободу нашим ветеранам» и разбрасывали сверху листовки. Национал-большевиков латвийское государство наказало гораздо более сурово, чем французское государство – активистов Лиги коммунистов-революционеров. Французы отделались административным наказанием, а нацболы получили длительные тюремные сроки. Сравнивая «панк-молебен» «Pussy Riot» в московском «Храме Христа Спасителя» с акцией Лиги коммунистов-революционеров в соборе Парижской Богоматери Париже и тем более с захватом национал-большевиками собора Святого Петра в Риге, нельзя не вспомнить известные мысли Карла Маркса о трагедии и фарсе. 14 июля 2009 года в честь 220-летия Великой французской революции я с группой товарищей из ДСПА вывесил баннер с надписью «Отречёмся от старого мира!» на колокольне церкви Святой великомученицы Екатерины на Кадетской линии в Санкт-Петербурге. Но все акции, которые я перечислил, не имели псевдорелигиозного подтекста, как акция «Pussy Riot» в «Храме Христа Спасителя». А ведь именно этот подтекст и позволяет обличителям «Pussy Riot» указывать на их «панк-молебен» как на проявление сатанизма и бесовства и сводит на нет основной посыл акции, который, как я понимаю, заключается в указании на необходимость освобождения России от режима личной власти. Или я что-то не догоняю?


Акция ДСПА на колокольне церкви Святой великомученицы Екатерины в честь 220-летия Великой французской революции

Полтора года назад я взял интервью у Надежды Толоконниковой, которая сейчас подозревается в организации акции «Pussy Riot» в «Храме Христа Спасителя», а тогда представляла часть арт-группы «Война». Мы как раз говорили о смысловой нагрузке акций: должен ли считываться смысл акций сразу или нет. «Смысл ты должен считывать сразу, – бодро заявила Надежда. – Если механизмы по производству смыслов отлично отлажены уже и у годовалых детей, то что тогда говорить о великовозрастных блогерах, которые видят акцию у себя во френд-ленте? Сразу замечу, что я отказываюсь говорить о смысле в единственном числе. Пожалуй, более изъеденного общего места, чем положение евроинтеллектуалов семидесятых об авторской активности читателя-зрителя, история ещё не производила. Художественная и политическая деятельность – удачно слаженная система отсылок к общим местам. Так что смыслы, конечно, считываются сразу же, при первом знакомстве с акцией. Другое дело, смогли ли активисты группы донести до зрителей именно те смыслы, которые волновали их… Блогеры, арт-критики, журналисты и политики — наша аудитория, они своими ссылками и комментариями голосуют за смысл, который кажется наиболее удачным. Но помимо популистов, сражающихся за голоса широких масс, в группе есть люди с субкультурным складом мышления, для которых важны маргинальные смыслы акции – такие смыслы могут быть считаны очень малым количеством зрителей. Как видите, внутри группы происходит целая война смыслов, так что я бы не стала утверждать ни наличие единственного смысла, ни его отсутствие вовсе». Все эти рассуждения имеют право на существование, если мы говорим о такой безобидной и, в общем и целом, дурацкой акции, как приставание с поцелуями к девушкам-полицейским. Но когда ты делаешь что-то более серьёзное, постмодернистская игра во множество смыслов тебя губит. О чём я тогда и сказал Надежде: «Не хочу Вас обидеть, но очень часто за набившими оскомину постмодернистскими рассуждениями о многоголосице и размытости смыслов, войне смыслов и так далее скрывается очень простой факт, который «сетевыми хомячками» обозначается как “креатив г…но”».


По сути, в "Храме Христа Спасителя" никакой акции не было. "Pussy Riot" просто попрыгали на амвоне, чтобы снять несколько сцен для своего клипа

А если называть вещи своими именами, то акция «Pussy Riot» в «Храме Христа Спасителя» – вообще подделка. С гитарами они снялись в одном соборе – кафедральном Богоявленском соборе в Елохове, а в «Храме Христа Спасителя» они просто попрыгали в масках, чтобы снять на видео несколько сцен для своего клипа, и что-то покричали. Вот и вся акция. За что девушек держат в тюрьме, вообще не понятно. За то, что они в одном месте попрыгали, а в другом подергались с гитарами в руках? Или за клип? То, что сделали «Pussy Riot» в «Храме Христа Спасителя» не идёт ни в какое сравнение с акциями Лиги коммунистов-революционеров в Париже или национал-большевиков в Риге, где всё от начала и до конца было сделано в реальном времени и в одном пространственном измерении. Но я хотел в большей степени обсудить не акцию, а то, что она высветила.

Цирк уродов

Обсуждение акции «Pussy Riot» в «Храме Христа Спасителя» превратилось в парад ханжества и лицемерия. Теперь каждое чмо утверждает, что группа обидела его религиозные чувства. А много ли в России настоящих православных христиан? Не тех, кто носит крестики под рубахой и выставляет их на показ в декольте. Не тех, кто красит яйца и печёт пасхальные куличи. И даже не тех, кто иногда заходит в церковь, чтобы поставить свечки за упокой да за здравие. А тех, кто верит в Бога, кто разделяет весь комплекс идей, которые называются православным христианством и кто придерживается в своём поведении его правил? Это легко понять по тому, как за неделю до Рождества в России встречают Новый год: поголовное пьянство и безумный шабаш во время, когда православные христиане должны придерживаться сурового поста! Наверное, бесчисленные голые задницы (и не только они) и скабрезные шутки в телеэфире в предрождественские дни должны оскорблять чувства православных похлеще, чем пляски «Pussy Riot» на амвоне «Храма Христа Спасителя».


Игумен Сергий (Рыбко), председатель Союза православных братств Юрий Агещев (в белом костюме) с группой "Мордор"

Я сознательно ставлю название нынешнего храма в кавычки. Того, храма, который был возведён на деньги верующих в честь победы в Отечественной войне 1812 года, давно нет. Его взорвали 5 декабря 1931 года, чтобы на его месте построить небоскрёб Дворца Советов, в котором должна была располагаться штаб-квартира Коммунистического Интернационала. Интересно, что с 1922 года и до сноса Храм Христа Спасителя находился в ведении обновленческой «Живой Церкви», которая полностью поддерживала советский режим и его социальные преобразования, утверждая, что Октябрьская революция осуществляет заветы Христа. Храм был воссоздан как «условная внешняя копия своего исторического предшественника», который был взорван 5 декабря 1931 года. Известно, что мэрия Москвы во главе с Юрием Лужковым превратила восстановление Храма Христа Спасителя, которое велось с 1994 по 1997 год, в гигантский коррупционный механизм. Под зданием собора размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест с автомойкой. Так что это здание – никакая ни «православная святыня». Это – памятник современного российского ханжества. Оказывается, известный ток-шоумен Андрей Малахов – тоже православный христианин. И он тоже очень оскорблён тем, что «Pussy Riot» размялись на амвоне культового сооружения, построенного под присмотром Юрия Лужкова. Само ток-шоу превратилось в настоящий цирк уродов. С задних рядов что-то возмущённо кричали какие-то тётки из массовки, которые должны хлопать в ладоши, когда в студии появляются гости. В передних рядах сидели «лидеры общественного мнения»: актриса Людмила Зайцева, актёр Николай Бурляев, депутат московской городской думы Андрей Платонов, настоятель храма пророка Божия Илии Алексей Подобедов (игумен Тимофей), телеведущий Максим Шевченко и ещё какие-то люди. В студию одного за другим приглашали людей, которым есть что сказать. Особое впечатление произвёл председатель Союза православных братств, длинноволосый дядя с бабьим лицом Юрий Агещев. Этот человек, похожий на наркомана со стажем (неформал 70-х!), заявил, что «Pussy Riot» надо отправить на исправительные работы сроком на два года. Его спутник, заместитель Союза православных хоругвеносцев Владислав Куроптев предложил прилюдно выпороть девушек на Красной площади. Когда он озвучил своё предложение, в зале раздались бурные аплодисменты, Агещев бросил: «Этого мало!», а актриса Людмила Зайцева решила сжалиться: «Как же их можно выпороть? Они же матери!». Предложение выпороть «Pussy Riot» то и дело звучало в ходе 50-минутного эфира.


Максим Шевченко лепит образ «народного Путина», прекрасно понимая, чьи интересы Путин выражает и защищает. И то, что делает Шевченко, все эти его обличения – ханжество высшей пробы

«Защитники православия» перебивали один другого. Особенно горячился Максим Шевченко. Этот ухоженный мужчина вообще любит обличать. Он обличает либералов, называя их раковой опухолью России, от него достаётся российской элите за её ненависть к народным массам... Он даже написал предисловие к исследованию Института коллективного действия «От обывателей к активистам». Но все свои рассуждения он сводит к простой мысли: надо поддерживать Путина. Шевченко лепит образ «народного Путина», прекрасно понимая, чьи интересы Путин выражает и защищает. И то, что делает Шевченко, все эти его обличения – ханжество высшей пробы. На "Пусть говорят" он выступал в своём амплуа: «Атака либерального мира против верующих!» Актёр Николай Бурляев заявил, что все беды идут от Перестройки, ибо она была задумана и проведена «для мутации русского духа». А «Pussy Riot» оскорбили «десятки миллионов русских православных людей». Затем в студии появился политолог Сергей Марков. Сейчас он директор придворного Института политических исследований, а когда-то входил в клуб «Перестройка» и занимался разработкой программы Демократической платформы КПСС. По мнению Маркова, акция «Pussy Riot» – «часть той травли христианства, которую можно видеть во всём мире». «Прекратите испытывать терпение православных русских людей! – кликушествовал разработчик программы Демократической платформы КПСС. – Тюрьма для них (для «Pussy Riot» - Д.Ж.) – не наказание, а спасение от самосуда! Вы уже хотите на костях людей плясать!» И весь этот шабаш сопровождался аплодисментами тёток из зала. Андрей Малахов, несмотря на то, что он зачислил себя в ряды униженных и оскорблённых акцией «Pussy Riot», в ходе программы выдал в эфир сюжет, в котором было показано то, что могло бы оскорбить чувства православных христиан. Какой-то журналист, сотрудник программы "Пусть говорят", который в кадре не появляется, провёл небольшое расследование и выяснил, что в новом «Храме Христа Спасителя» всё продаётся и всё покупается. С помощью скрытой камеры он зафиксировал разговоры с работниками собора об аренде помещений храма для корпоративных мероприятий. Храмовый зал церковных соборов можно арендовать за 450 тысяч рублей в сутки и даже повесить свой баннер на место иконы. Мужской голос объяснял, что на мероприятии в зале церковных соборов «вести себя можно обычно, нормально, как везде себя ведут». Я думал, что показанное в сюжете вызовет возмущение обличителей «Pussy Riot». Разве Христос не выгонял торгующих из храма? А здесь фактически продаётся сам храм под невесть что. Но сюжет не задел ни Бурляева, ни Шевченко, ни Агещева, ни других «защитников веры православной». Они сделали вид, что они его не заметили. А когда Малахов спросил: «Выходит, если бы у девушек из «Pussy Riot» были 450 тысяч рублей, они могли бы провести свою акцию с позволения работников храма?», попик Андрей Платонов заверещал: «Это несравнимые вещи!». И действительно: одно дело, когда солидные люди платят 450 тысяч рублей, а другое дело, когда бесплатно скачут, как бесноватые.

По делам узнаём

Русская православная церковь пожинает плоды своего сращивания с властью. В сознании множества людей, а не только участниц «Pussy Riot», церковь стала идеологическим отделом безыдейного государства. Если бы «Pussy Riot» устроила акцию в каком-нибудь православном храме в Приштине, где сейчас легко отправиться к праотцам лишь за ношение нательного крестика, я бы лично поучаствовал в наказании «взбунтовавшихся кисок». Но они провели акцию не в Приштине, а в Москве. Часы за 30 тысяч евро на руке Патриарха, дорогие лимузины, на которых ездят иерархи церкви, организация VIP-проходов для поклонения остаткам пояса Богородицы и, наконец, Путин и Медведев со свечками в «Храме Христа Спасителя» в церковные праздники – всё это порождает в народе соответствующее отношение к церкви. Церковь зажралась в голодной стране. И тот, кто, обсуждая акцию «Pussy Riot», талдычит об оскорблении чувств верующих – либо ханжа, либо просто слепой кретин.


В Косово албанцы разрушили множество православных храмов

Однако защита акции «Pussy Riot» исходит из не менее ханжеской позиции, чем её обличение. Если обличители «Pussy Riot» заявляют, что девичья группа «оскорбила чувства десятков миллионов православных русских людей» (где они – эти десятки миллионов?), то защитники утверждают, что девушки, действительно, пришли в храм помолиться – просто молитва их отличается от общепринятых. «Была ли это молитва? Безусловно, так как в тексте только и есть, что молитвенное обращение к Божией Матери – а также некие, может, и непривычные по форме, и даже неприемлемые для большинства обрядоверцев, но внятные и понятные объяснения (с эмоциональными примечаниями, пусть и не вполне корректными по форме, но зато от сердца искренними — по отношению к некоей действующей политической персоне). Итак, в том, что касается содержания поступка, – это молитва. А молитва к Богу не может быть богохульством, ни тем более кощунством», – пишет в статье «Фарисеи и юродивые», напечатанной в либеральной «Новой газете», православный священник Алёша Белочкин (это псевдоним). Что это – наивность или фарисейство? Наверное, это наивность, которая довела автора до фарисейства. Он хочет быть добрым и милосердным. И видит то, чего нет. Если бы Алёша Белочкин посмотрел на творческий путь группы «Pussy Riot», а он не такой длинный, то он бы понял, что искренней молитвы, пусть и в нетрадиционной форме, в её исполнении быть не могло.

Толк от акции «Pussy Riot» в «Храме Христа Спасителя» всё же есть. Она высветила давнюю болезнь нашего общества – ханжество. Этой болезнью наша страна заболела ещё в поздние советские годы, когда все были коммунистами и комсомольцами, но в коммунизм никто не верил, а «реальный социализм» ругали на кухнях и в очередях. Сейчас большинство превратилось в православных, но в Бога верит ничтожное число людей. В России всего 5 процентов населения воцерковлено. Остальные лишь крестики носят и свечки иногда ставят. Называть Россию христианской страной – не только ханжество, но и кощунство. На самом деле в нашей стране чувства верующих оскорбляются каждый Божий день. Но это делает не «Pussy Riot» или ещё кто-то из этого ряда, а потребительская буржуазная культура, против которой и бунтовала эта группа. В России сейчас не в цене подвижничество, честный труд, преданность идее. Здесь человек давно оценивается по величине мошны. Но скоро придёт время, когда тот, кто будет продолжать  играть со смыслами, отправится в  pussy riot на лыжах - за слова надо будет отвечать делами. И тогда всё встанет на свои места – за каждым закрепится то название, которое он заслуживает.

Вы здесь: Главная Информация 2012 год Фарс против ханжества