За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

–30 апреля 1945 г. – 79 лет назад красноармейцами Рабоче-Крестьянской Красной Армии сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария в 21 час 50 минут было водружено Красное Знамя Победы над главным куполом Рейхстага в г. Берлине. ». »

Почему реалии первой половины XXI столетия напомнят реалии того же периода XX века?

ВИТОК ГЕГЕЛЕВОЙ СПИРАЛИ

Теперь можно сказать совершенно определенно: реалии начала нынешнего века все более и более напоминают реалии минувшего с лагом в сто лет. Мир вновь входит в то, что сегодня называют «фашистским моментом». Пусть и на новом технологическом уровне. Нам суждено прожить свои жизни в пору новых потрясений, кризисов, войн и тоталитарных режимов.

Таков приговор истории. Такова железная спираль развития по Гегелю: тезис – антитезис – синтез. Закон отрицания отрицания. Вторая половина ХХ века отрицала его первую часть. Что ж, первая половина XXI столетия неминуемо станет отрицанием реалий 1945-2000 годов.

Протестовать и впадать в истерики бесполезно. Придется принять неизбежное.

«ВЕК ПРОГРЕССА», ФАШИСТСКИЙ САЛЮТ НАД ЧИКАГО – 1933

Первого июля 1933 года маршал авиации фашистской Италии – Итало Бальбо – повел целый флот гидропланов (24 машины «Савойя-Маркетти») по маршруту «Италия-Амстердам-Дерри-Рейкъявик-Картрайт на Лабрадоре – Шедьяк – Монреаль – озеро Мичиган». Так молодое фашистское государство заявило о себе на всемирной выставке «Век прогресса» в Чикаго.

Итальянские добры молодцы в пилотках браво вскидывали руки в фашистском салюте на фоне американского мегаполиса. Маршал Бальбо, будущий губернатор Ливии, привез в дар американскому народу от дуче Муссолини древнеримскую колонну из Остии. Она и поныне стоит в этом городе Соединенных Штатов. В тот год власти Чикаго переименовали Седьмую улицу в Бальбо-драйв. Так она называется и нынче – никто ее с тех пор не переименовал. Сам президент США Франклин Делано Рузвельт пригласил маршала Бальбо на ленч и наградил его орденом - высшим летным крестом Америки.

Чикаго, выставка «Векпрогресса», 1933

Время тогда было такое. Тоталитарное и империалистическое. В оплоте «мировой демократии», США – тоже. «С 1925 по 1928 год в американских изданиях вышло более сотни статей о Муссолини и только 15 – о Сталине. В течение десяти с лишним лет иностранный корреспондент «Нью-Йорк Таймс» Анна Маккормик О*Хара создавала сияющий образ Муссолини, на фоне которого последующее восхваление Сталина в «Таймс» выглядит почти критикой. В «Нью-Йорк Трибьюн» развернулась острая полемика в поисках ответа на вопрос: Муссолини – это Гарибальди или Цезарь? Тем временем Джеймс А.Фарелл, глава корпорации «ЮС Стил» (Сталь США), назвал итальянского диктатора «величайшим из живущих ныне людей» в мире…

В 1933 году кинокомпания «Коламбиа Пикчерз» выпустила документальный фильм «Говорит Муссолини» при активном участии дуче… Муссолини предстал в фильме в образе героического лидера и национального спасителя…» - пишет в «Либеральном фашизме» Иона (Джона) Гольдберг (выход в свет - 2007 г.).

Да, читатель, Муссолини и фашизм тогда в Америке любили. Более того, сами творцы антикризисного «Нового курса» Франклина Рузвельта (Рузвельт Второй, президент США в 1932-1945 гг.) не скрывали, что черпают вдохновение во многом из социально-экономической практики фашизма…

Об этом в современных Соединенных Штатах стараются не вспоминать. Но из песни слова не выкинешь. Время было такое – стальное, жесткое, кризисное. И тоталитарное. Причем этот дух последовательно укреплялся в Америке с начала ХХ века, с правления Рузвельта Первого – Теодора-Тедди. Помните песенку Элвиса Пресли «Тедди Беэар» - о плюшевом медвежонке? Игрушка-то была названа в честь Теодора Рузвельта, первого имперско-тоталитарного президента Соединенных Штатов (1901-1909 гг.)

Дух времени – в текстах тех лет. Откроем книжку «Ястреб над океаном» американского автора под псевдонимом – капитан Данри – изданную в царской России в 1911 году. Она посвящена грядущей войне Америки с Японией. Вчитаемся в то, что говорит один из героев давнишнего триллера-боевика:

«Это начало беспощадной войны, и мы ее поддержим, убежденные в своей правоте, и особенно в могуществе, ибо в настоящее время не существует для народов иных прав, кроме силы. Горе слабым и позор побежденным! – таково последнее слово цивилизации. К счастью, Америка за последние несколько десятилетий со времени войны с Испанией (1898-1899 гг. – прим. М.К.) вступила на путь империализма. Она создала у себя могущественный флот, в чем ее упрекали все сторонники мира. Если бы она последовала за глупыми теориями гуманизма этих педантов и мечтателей, верящих во всемогущество фразы и в царство утопий – что было бы с нами теперь?»

В триллере капитана Данри 1911 года это, кстати - слова коменданта крепости на атолле Мидуэй. Да-да, на том самом острове, близ коего в 1942 году состоится крупнейшая в истории «битва авианосцев», грандиозное морское сражение адмиралов Ямамото и Нимитца, где агрессия Японии будет остановлена.

Слова книжного героя звучат пророчески – для 1942 года. И очень злободневно – сегодня.

"Низшие народности вымирают при соприкосновении с высшими. Им суждено рано или поздно, послужив человечеству, исчезнуть... Чем полнее будет население Земли, тем строже будет отбор лучших, сильнее их размножение и слабее размножение отставших. В конце концов последние исчезнут...".

Это не гитлеровский "Майн Кампф" и не "Миф XX века" Альфреда
Розенберга. Автор этих строк сидит в Москве, у ВДНХ, под громадным титановым монументом с маленькой ракетой на верхушке: Константин Эдуардович Циолковский. Он верил, что эволюция - "отбор лучших" - через миллионы лет трансформирует человечество в поток лучистой энергии, в единое сверхсущество - невидимое и всемогущее. Получив в управление свой участок Вселенной, оно станет карать и миловать низшие формы жизни.
(Ольга и Сергей Бузиновские. "Тайна Воланда").

Таков был дух времени, читатель. А время было суровым: кризис капитализма плюс две мировые войны. Сейчас тоже – тяжелый системный кризис капитализма. И явная опасность разгорания глобальной мятежевойны из множества очагов. А сходность обстоятельств предопределяет и схожесть политических решений и систем правления.

Вы что-то там говорите о непрерывном торжестве либеральной демократии?

ЕСЛИ ПО ГЕГЕЛЮ

Максим Калашников – историк русско-советской школы. Неисправимый гегельянец.

Чему учил старина Гегель? Тому, что развитие идет не по кругу (циклическое мышление Востока и античности) и не линейно, снизу – вверх (наивно-прогрессистское мировоззрение), а витками спирали. По закону отрицания отрицания. Тези-антитезис-синтез.

Есть некая реальность. Она сменяется своим отрицанием. Новой реальностью. Но дальше и эта «новая реальность» стареет – и наступает время дальнейшего отрицания. Возникает сверхновая реальность, которая на более высоком уровне повторяет не прошлую, а позапрошлую стадию. Внук похож более не на отца, а на деда.

В истории полно примеров действия Гегелева закона. Феодализм, например, был временем небольших армий, состоящих из профессиональных воинов. Например, рыцарей или ландскнехтов-наемников. Новое время отринуло сей принцип: родились массовые народные, призывные армии. Теперь же снова наступает время небольших профессиональных армий. Капитализм отрицал порядки феодализма и азиатского способа производства. То, что идет на смену капитализму, будет – пускай и на более высоком уровне – напоминать порядки докапиталистических эпох.

Немного сузим наше поле зрения. Первая половина ХХ века была жестко-тоталитарным временем почти повсеместно. Тоталитаризм, расизм, национализм, евгеника (даже в «пушистой» Швеции!), империализм, агрессивность, милитаризм, протекционизм, ограничение свободы бизнеса, смешанная регулируемая экономика, плановость. Коллективизм – даже в США. Вера в науку и технику.

Вторая половина ХХ века – нарастающие мягкость, политкорректность, защита прав меньшинств, укрепление пацифизма и либеральной демократии, доходящее подчас до крайности. Это – сначала постепенный, а потом и почти полный отказ от государственного регулирования экономики, освобождение капитализма от регламентирующих ограничений. Потребительство. Гедонизм. Права человека. Старение населения белых стран и низкая рождаемость. Индивидуализм. К концу ХХ в. - кризис науки, застой в технике, распространение мракобесия, мистики, паранауки, модной архаики. В финале – тупик капитализма, бесплодие неолиберальной модели, Великая Рецессия. Хаотизирующийся, покрывающийся очагами войн, распадов и революций мир.

Первая половина XXI века неизбежно – по Гегелю – станет отрицанием «золотой эпохи» ХХ столетия, отрицанием реалий, сложившихся к 2000 году. Надеюсь, вы сами поймете, каким будет этот виток спирали? И порожденная им новая реальность?

Сильно посмеялся, когда в ходе республиканских «праймериз» в 2011-м Нью Гингрич заявил, что Америка сильно испортилась за последние полвека, что раньше это была неплохая страна.

Полвека назад – это 1960-1962 годы. Какой же была «неиспорченная Америка» по Гингричу? Государственный расизм, таблички «Только для белых». Всевластие спецслужб и огромное влияние пентагоновских генералов на всю жизнь США. Милитаризм. Запрет на аборты. Эксперименты над людьми из маргинальных слоев населения в рамках программы «МК-ультра» (психотропы и психотроника). Узаконенные операции по политическими убийствам с помощью ЦРУ и устройство государственных переворотов в нужных странах. Грандиозные программы научно-технического развития, лунная программа, отбор лучших учеников школ по программе «Мерит». «Каждый мужчина и каждая женщина в США – закаленное и отточенное орудие для своего дела». Гонка вооружений. Призывная армия в 3,5 млн. численностью. Сильнейшее государственное регулирование экономики, контроль над ценнобразованием и огромный прогрессивный налог на личные доходы (при наивысших темпах роста экономики США, до сих пор не превзойденных). Посадки в тюрьму тех топ-менеджеров корпораций, что уличены в ценовых сговорах. Сильнейшая социальная инженерия и разработка инструментария психологических войн.

В общем, действительно неплохая Америка была – если верить Гингричу. Только она имела мало общего со свободой капитализма и Америкой отцов-основателей.

Теперь вы понимаете, что ждет нас впереди?

Можно сколько угодно истерически выкрикивать: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда!». Но только сие ничего не отменяет.

Действительность же такова: социально-экономические основы существования либеральной демократии по-западному, существовавшие во второй половине ХХ века, сейчас разрушаются. Можно, конечно, упрямо твердить о том, что самолет продолжит лететь, хотя у него отлетело крыло и двигатель заглох, но это не предотвратит срыва в штопор. Исчезновение материальной и социальной основ для либеральной демократии образца «после 1945 года» - сродни уничтожению почвенного покрова. Сколько ни бросай семена на камень – они больше не взойдут.

ГУД БАЙ, СРЕДНИЙ КЛАСС!

Основой западной благоустроенной, сытой, стабильной жизни был пресловутый средний класс. Благосостояние коего до 1980-х годов неуклонно возрастало. Именно это и соблазнило наивных советских интеллигентов.

Что это такое – «средний класс» Запада? Отнюдь не только лавочники, представители малого бизнеса, о чем нам твердят придурочные либеральные фундаменталисты в РФ. Нет, средний класс Запада состоял из хорошо оплачиваемых работников бюджетной сферы, занятых в щедро финансируемых государственных программах. Сюда входили преподаватели вузов и школ, полицейские, чиновники, врачи, военные, ученые – как в СССР. Здесь были сотрудники аппаратов больших корпораций (белые воротнички), инженеры и высокооплачиваемые рабочие. Западные полусоциалистические государства всеобщего благосостояния заставляли частный бизнес платить своим работникам высокие зарплаты и обеспечивать их хорошими «соцпакетами», давали западному гражданину массу социальных гарантий и выплат. Так и возник после 1945 г. массовый средний класс Запада. Причем сильнейшим фактором, который заставил правительства Запада идти на это, был Советский Союз. Рядовые граждане Запада всегда могли кивнуть на СССР: смотрите, мол – вот есть государство всеобщей социальной защиты.

Естественно, с разрушением СССР, с освобождением капитализма на Западе и в связи с «великим переселением» промышленности с Запада в Китай все это полетело к черту. Средний класс некогда «развитых стран» стал быстро распадаться и уменьшаться в числе. Об этом говорят даже западные исследователи. Даже до них дошло.

При этом даже им понятно: в обществах с огромным социальным расслоением (где есть сверхбогатая верхушка, маленький средний класс и основная масса бедных и нищих) либеральная демократия невозможна. Она неизбежно выродится в олигархию/плутократию или вообще в тиранию. Почему? Потому что бедные массы, занятые биологическим выживанием и тянущие от одной скудной получки до другой, варваризуются. Это средний класс 1960-1970-х, живущий достаточно богато, мог в спокойцной обстановке разбираться в программах политиков, участвовать в собраниях, читать умные журналы и газеты. У него было достаточно свободного времени. Бедные же, которым думать некогда (да и зачастую нечем, ибо мозги деградировали, а образования нет) начинают голосовать за тех, кто пообещает им хорошую жизнь: за популистов и фашистов. За «простые решения». Поэтому правящей верхушке придется либо самой организовать фашизм, либо установить неприкрытую «охранительную» диктатуру для подавления обнищавшего и озлобленного народа.

При идущем на Западе разложении среднего класса и нарастающем имущественном расслоении это рано или поздно случится. Уже видно, что поколения тех, кто родился во второй половине 1980-х годов и в 1990-е, будут жить беднее и хуже, чем поколения их отцов и дедов. Что реальные доходы основной массы народа (а не одного верхнего процента) сначала стагнировали на уровне 1973 года, а потом покатились вниз (в США – к уровню конца 1950-х). Тенденция на постепенное повышение уровня жизни народа на Западе сломана. Системный кризис капитализма, долговая перегрузка западных стран и старение населения – это гарантированный демонтаж государства всеобщего благосостояния. В судорожной попытке остановить падение уровня жизни западные бонзы пошли на политику раздачи дешевых потребительских да ипотечных кредитов. Но и этот резерв в 2008 году иссяк…

ПОСЛЕДНИЙ РЕЗЕРВ ИССЯК

Обратимся к исследованию Рагурама Раджана «Линии разлома» (2011 г., автор – профессор из Школы бизнеса имени Бута при Чикагском университете, главы Американской финансовой ассоциации и главного экономиста МВФ (2003-2006 гг.)).

Раждан сокрушается: накануне 2008 года американские банки налево и направо раздавали так называемые «Ниндзя-кредиты». Точнее, NINJA – NoIncome, NoJoborAssets. То есть, «ни дохода, ни работы, ни активов». То есть, они давали кредиты миллионам людей, которые эти кредиты никогда не смогут отдать. И эти миллионы тратили заемные денежки на потребительские товары и жилища.

Зачем? Как доказывает профессор Раджан, в США пошло слишком резкое имущественное расслоение. Если, пишет он, в 1976 году 1% самых богатых домохозяйств Америки получал всего 8,9% дохода страны, то к 2007 г. эта доля возросла до 23,5% совокупного дохода Соединенных Штатов. (Есть и иная статистика. Например, от Лестера Туроу. Но она, в общем, не меняет сей картины). «За такое положение дел расплачивается средний класс – стагнирующей зарплатой и возрастающей угрозой остаться без работы…» - пишет американский профессор-экономист.

Чтобы американцы не взорвались, верхушка США применила «обездоливающее» - раздачу тех самых НИНДЗЯ-кредитов. В расчете на то, что благодаря этому избиратели, покупая каждый год новые авто и проводя отпуска в экзотических странах, «станут уделять меньше внимания своей стагнирующей зарплате».

Тактика принесла временный успех – растущее потребление «в долг» и даже увеличение в связи с этим рабочих мест наблюдалось, в то время, как погашение кредита откладывалось на неопределенное будущее. Однако все это накрылось медным тазом в 2007-2008 гг. Отныне раздачу дешевых кредитов не применишь. Наращивать дальше госдолги, сохраняя остатки социального обеспечения, тоже невозможно, да и смертельно опасно.

Теперь падение уровня жизни основной массы западных граждан и эрозию среднего класса прикрыть нечем. Отныне эти процессы пошли намного скорее. А значит, радикализация масс и их запрос на фашистов и популистов стали нарастать. Долго ли США и прочему Западу удастся сдерживать процесс появления новых политических сил? Думаю, что недолго. Если мы в 2011-м увидели первые за 70 лет красные знамена на Уолл-Стрит, то что грядет потом, когда придут следующие волны кризиса, куда более тяжелые?

Неминуемо сей самоподдерживающийся процесс войдет в стадию ускорения. Никаких объективных предпосылок для его остановки попросту нет. Можно сказать, танки социально-политического вырвались на оперативный простор, заслона на их пути не существует. Дальше элитам Запада придется (как им этого не хочется!) разбирать государство всеобщего собеса, бить дубинками манифестантов, повышать пенсионный возраст, отбирать высокие пенсии у стариков, коих стало слишком много и которые грозят потопить любую экономику. Мирно все это осуществить не получится. Равно как и по воле большинства избирателей. Значит, демократию придется насиловать.

Вы сами догадаетесь, каким образом это придется делать?

Конец среднему классу – это конец привычной либеральной демократии. Перефразируя дедушку Ленина, затвердим: «Нынешнему поколению молодежи придется жить при тоталитаризме!»

Вопрос – какого типа…

Вы здесь: Главная Информация 2012 год Почему реалии первой половины XXI столетия напомнят реалии того же периода XX века?