За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

–30 апреля 1945 г. – 79 лет назад красноармейцами Рабоче-Крестьянской Красной Армии сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария в 21 час 50 минут было водружено Красное Знамя Победы над главным куполом Рейхстага в г. Берлине. ». »

Марксисты и борьба за государственную власть

Рафик Кулиев 01.04.2012

Отмирание государства придёт не через ослабление государственной власти, а через её максимальное усиление, необходимое для того, чтобы добить остатки умирающих классов и организовать оборону против капиталистического окружения, которое далеко ещё не уничтожено и не скоро ещё будет уничтожено.

Иосиф Сталин

Хорошо известно, что после Февральской буржуазной революции 1917 года, т.е. после уничтожения самодержавной государственной власти в России, вопрос о новой российской государственной власти решился не сразу. Своеобразие этой революции состояло в том, что она создала двоевластие, которое проявлялось в существовании двух правительств: настоящего, действительного правительства буржуазии, «Временного правительства», которое имело в своих руках все органы государственной власти, и, так сказать, добавочного, «контролирующего» правительства в лице Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, которое не имело в своих руках органов государственной власти, но опиралось непосредственно на безусловное большинство народа, на вооружённых рабочих и солдат.

Следующей, в высшей степени важной особенностью Февральской буржуазной революции было то, что Петроградский Совет солдатских и рабочих депутатов, пользующийся доверием большинства местных Советов, наивно веря обещаниям Временного правительства действовать в интересах трудящихся, доверчиво-бессознательно уступил власть Временному правительству, заключив с ним соглашение о поддержке его, ограничившись ролью наблюдателя, контролёра за его деятельностью. Это чрезвычайное, невиданное в истории, обстоятельство создало оригинальное переплетение враждебно противостоящих друг другу властей: власть буржуазии в лице Временного правительства и власть трудящихся классов в лице Советов рабочих и солдатских депутатов. Не подлежало ни малейшему сомнению, что такое «переплетение» властей долго не могло сохраняться. Двоевластие неминуемо должно было завершиться либо единовластью буржуазии, либо единовластью трудящихся.

«Двух властей в государстве быть не может» (В. Ленин).

Одна из властей должна была пасть, и Временное правительство всяческими способами стремилось устранить с политической арены Совет солдатских и рабочих депутатов, всеми средствами стремилось установить единовластье буржуазии. Но в условиях революции Временное правительство, однако, не могло открыто вступить в борьбу с Советами, на стороне которых стояли трудящиеся массы. Оно вело борьбу против Советов скрыто, стараясь выиграть время, чтобы собрать силы для открытого выступления. В борьбе за установление своего единовластья буржуазия рассчитывала на мелкобуржуазных социал-демократов – эсеров и меньшевиков, которые считали, что революция закончена, цель её достигнута, раз царизм свергнут. Они уверяли народ, что с победой над самодержавием изменился характер государства, что оно якобы перестало быть эксплуататорским.

Обманывая народ, они называли себя «революционными демократами», и призывали к построению демократического, общенародного государства. Далёкие от мысли установить единовластие трудящихся классов, эсеры и меньшевики, вступив в сговор с Временным правительством, призывали установить «контроль масс» над Временным правительством. Они выдвинули формулу «постольку – поскольку»: поскольку – де правительство будет проводить демократические реформы, постольку его следует поддержать; если же правительство попытается повернуть назад, к старым порядкам, его следует критиковать, но ни в коем случае не свергать. Это был обман трудящихся, ибо контролировать без власти нельзя.

На деле такой контроль означал соглашение с буржуазным правительством, доверие ему и поддержку. Он означал устранение Советов и передачу всей полноты власти в руки буржуазии. С другой стороны, марксисты-ленинцы – большевики – в категорической форме выступили за установление единовластья Советов рабочих и солдатских депутатов. Большевики развернули огромную работу по разоблачению сговора эсеров и меньшевиков с Временным правительством. Они призывали к созданию Советов по всей России, добивались того, чтобы руководители Советов из рабочих и солдат не поддавались тому, чтобы эсеры и меньшевики своими лицемерными фразами сбили их с пути установления единовластья Советов.

Но призывы большевиков к установлению единовластья Советов не сразу стали ясны не только простым рабочим и крестьянам, внезапно втянутых в политическую жизнь всей политической обстановкой революционного времени, но и всей партии большевиков. Большевики встретились с таким редким в истории явлением, как двоевластие.

«О двоевластие никто раньше не думал и думать не мог» (В. Ленин).

Классовое значение и роль Советов не всеми и не сразу были поняты. Среди тех, кто не понял классового значения и роли Советов и, в силу этого, занял неправильную позицию по отношению к Временному правительству, был один из влиятельнейших членов партии большевиков Л. Каменев. Утверждая, что в России нет объективных условий для установления единовластья трудящихся классов, Л. Каменев высказывался против разрыва с Временным правительством и поддерживал эсеро-меньшевистское предложение контроля над правительством.

Но под контролем он понимал не просто парламентскую критику Временного правительства, а оказание на него «давления» путём организации кампаний, демонстраций, заявлений, требований и т.д. Такая позиция фактически означала, что власть остаётся в руках буржуазного Временного правительства, и создавала ложное представление у трудящихся, будто Временное правительство может действовать в их интересах.

С беспощадной резкостью против позиции Л. Каменева в отношении Временного правительства выступил идейный и политический вождь большевиков В. Ленин. В. Ленин выдвинул следующую тактику: «Полное недоверие, никакой поддержки новому правительству; Керенского особенно подозреваем; вооружение пролетариата – единственная гарантия; немедленные выборы в Петроградскую думу; никакого сближения с другими партиями».

Анализируя сложившуюся политическую обстановку в России, В. Ленин пришел к убеждению, что в условиях России после Февральской буржуазной революции создалась редчайшая в истории возможность мирного перехода всей полноты власти к трудящимся классам. Буржуазия ещё не осмеливалась, да и не имела возможности, применять насилие к массам. Сила была на стороне народа, в руках которого находился готовый аппарат власти – Советы. Если бы Советы, представлявшие подавляющее большинство народа, заявили, что берут на себя всю полноты власти, никто не осмелился бы им противостоять. В то же время и большевики, с одной стороны, не могли идти прямо на свержение Временного правительства, ибо оно было связано с Советами, находившимися под влиянием эсеров и меньшевиков, и им пришлось бы вести войну и против Временного правительства, и против Советов, а с другой стороны, не могли также вести политику поддержки Временного правительства, ибо оно было правительством буржуазии. Необходима была новая, более гибкая политика партии большевиков в новых, оригинальных условиях борьбы за государственную власть.

Эту новую политику дал В. Ленин. Не исключая возможности мирного перехода всей полноты власти в руки трудящихся, В. Ленин ни на минуту не забывал, что политическая обстановка, создавшая эту возможность, могла измениться, и партия большевиков оказалась бы перед необходимостью брать власть вооружённым путём, как это и случилось. Признание мирного перехода власти к Советам на деле означало, что партия большевиков на данный период переносит центр тяжести своей политической борьбы на пропаганду неотложности ряда практических шагов к социалистической революции, осуществление, которых, в свою очередь, неразрывно связано с переходом всей полноты власти к трудящимся в лице Советов. Такими шагами являются уничтожение частной собственности на землю, средства производства и банки.

Партия большевиков учитывала, что с передачей власти эсеро-меньшевистским Советам сущность партий меньшевиков и эсеров не изменится, их колебания и соглашательство будут продолжаться, но уже в порвавших с буржуазией Советах, на глазах у широких масс трудящихся, которые имели право отзыва не оправдавших доверия депутатов из состава Советов. Колебания мелкобуржуазных партий, стоявших у власти и не способных уничтожить частную собственность на землю, средства производства и банки, будет дискредитировать их. Большевики же в Советах, не входя во Временное правительство, будут критиковать и разоблачать предательскую роль эсеров и меньшевиков, разъяснять трудящимся массам, что до тех пор, пока власть остаётся в руках буржуазного правительства, передача земли, средств производства и банков в совместную собственность всего общества, просто невозможна. И, таким образом, смена правительства происходила бы в порядке свободной, мирной борьбы внутри Советов, ставших единственным и полновластным органом государственной власти. Так буржуазная революция переросла бы в социалистическую революцию.

Короче говоря, разработанный В. Лениным стратегический план установления единовластья трудящихся заключался в том, чтобы, с одной стороны, в среде трудящихся велась пропаганда необходимости уничтожения частной собственности на землю, средства производства и банки, а с другой стороны, велась пропаганда на твёрдое усвоение трудящимися необходимости вооружённого свержения Временного правительства. Настаивая на полном недоверии Временному правительству и отказе ему в какой бы то ни было поддержке, В. Ленин призвал партию большевиков возглавить борьбу трудящихся масс и направить её на свержение Временного правительства. И партия большевиков, отвергнув половинчатую позицию Л. Каменева в отношении Временного правительства, приняла стратегический план В. Ленина.

Последующее развитие событий всецело подтвердило правильность ленинского стратегического плана. Политическая обстановка стала стремительно меняться. Борьба за государственную власть между буржуазией и трудящимися массами резко обострилась, и, дойдя до своей высшей точки, разрешилась вооружённым свержением Временного правительства трудящимися массами, возглавляемыми партией большевиков.

«Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой говорили большевики, совершилась» (В. Ленин, 25 октября (7 ноября) 1917 г.).

Итак, трудящиеся России завоевали государственную власть. Но с завоеванием государственной власти трудящимися, борьба за государственную власть между ними и буржуазией не закончилась. Свергнутая российская буржуазия никак не могла примириться с тем, что у власти встали те самые трудовые люди, которые десятилетиями эксплуатировались ею, что эти люди посягнули на её святая святых – частную собственность. Буржуазия никак не могла поверить в то, что пришёл конец её праздной, безмятежной, паразитической жизни, её богатству, привилегиям, неограниченному господству. А потому с первых же дней завоевания рабочими и крестьянами всей полноты государственной власти она рассосалась по советским, хозяйственным и партийным организациям, даже внедрилась в руководящие органы партии большевиков и государственной власти и объявила им тайную войну, стала с бешеным ожесточением и прямо-таки фанатическим упорством сопротивляться построению СССР.

В борьбе против СССР свергнутая буржуазия прибегала к самым различным приёмам. Используя свои былые связи с верхушкой интеллигенции, чиновниками, военными специалистами, спекулянтами и прочим уголовным элементом, она дезорганизовывала хозяйственную жизнь страны, работу государственных учреждений, оборону. Буржуазия, чуя как бы классовым инстинктом, что основой Советского государства является общественная собственность, всячески старалась расшатать её.

Пользуясь тем, что у основной массы населения ещё сохраняются частнособственнические привычки и навыки, она разжигала в их сознании частнособственнические инстинкты и тем самым подталкивала их на массовое воровство и хищение общественного (социалистического) имущества с тем, чтобы разрушить основу социалистического государства – общественную собственность. Наконец, вся мировая буржуазия в борьбе против социалистического государства подменяла идеологическую борьбу психологическим террором, прибегала к открытой вооружённой борьбе против него (поход 14 империалистических держав против молодой Советской республики в 1918 году, организация второй мировой войны в 1939 году с целью уничтожения СССР).

Короче говоря, экономическими диверсиями, угрозой военного уничтожения СССР, с одной стороны, и лестью, обманом, обещаниями райской жизни при капитализме, с другой стороны, буржуазия день и ночь расшатывала экономическую организацию СССР, разрушала морально-классовые устои его, и, в конце концов, добилась своего, разрушила его.

Но это ещё не всё. Знание только того факта, что СССР удалость разрушить всяческими средствами, не даёт нам полной картины его разрушения. Надо ещё объяснить, почему не удалось нейтрализовать разрушительное действие этих всяческих средств? Надо ещё объяснить, почему не удалось разрушить СССР на его ранней стадии развития, когда он экономически был ещё очень слаб, и как могло случиться, что его удалось разрушить на его более зрелой стадии развития, когда он находился на высшей точке своего экономического развития? Короче, как же удалось разрушить СССР? Коротко, в самых общих чертах, это можно объяснить следующим образом...

Окончание следует

Вы здесь: Главная Информация 2012 год Марксисты и борьба за государственную власть