За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

23 ноября 1918 г. – Выход в свет работы В.И. Ленина « Пролетарская революция и ренегат Каутский».».». ».».».».

Еще раз о борьбе рабочего класса

http://forum-msk.org/material/economic/8988338.html

Рафик Кулиев 12.05.2012

Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.

Владимир Ленин

По-видимому, наступает время, когда современное российское политическое рабочее движение опять с неудержимой силой пробуждает к сознательной жизни самые широкие слои задавленных нуждой и деморализацией трудящихся, распространяет в них дух благородной ненависти к господствующему классу капиталистов. Тысячи и десятки тысячи людей открыто демонстрируют, что не намерены более мирится со своим угнетённым положением, не намерены подчиняться молча насилию и произволу. Всё больше становится тех, кто становится на путь прямой борьбы против существующих современных капиталистических порядков. И сто крат заслуживает название героя тот, кто, несмотря на рост числа жертв, предпочитает идти на прямое столкновение с оберегателями этих гнусных порядков, полицейскими, чем согласиться с ними.

Но это не означает, что мы, активисты политического рабочего движения, хотим сказать, что прямые стычки с полицейскими есть лучшая форма борьбы. Напротив, мы всегда указывали трудящимся, что в их же интересах сделать борьбу более спокойной и выдержанной, постараться направить всякое недовольство в русло осмысленно организованной борьбы.

Но главным источником, питающим политическое рабочее движение, является именно тот дух протеста в трудящихся, который при окружающем их гнёте, безысходной бедности и лицемерии власти не может не прорываться от времени до времени в тех отчаянных вспышках, которые так пугают капиталистов, так ободряют активистов политического рабочего движения. Эти вспышки приводят даже самые отсталые слои трудящихся к пониманию необходимости бороться против эксплуататоров. Поэтому активисты политического рабочего движения обязаны всячески поддерживать любые проявлений недовольства трудящимися современным капиталистическим общественным строем.

С другой стороны, борьба трудящихся никогда не станет осмысленно организованной, пока они не осознают, что причины своего бедственного положения им следует искать не в безответственности власти, не в отсутствии контроля над властью со стороны пресловутого гражданского общества, а в самом капиталистическом обществе, точнее, в капиталистических производственных отношениях.

Капиталистические производственные отношения основаны на частной капиталистической собственности на землю и средства производства, которая раскалывает общество на две части: с одной стороны, горстка капиталистов, собственников средств производства и предметов потребления, а с другой – огромная масса рабочих, не владеющих ни чем, кроме своей рабочей силы. Здесь каждый свободно владеет тем, чем располагает; капиталист свободно владеет средствами производства, а рабочий свободно владеет своей личной рабочей силой. Но эта свобода не означает, что капиталист и рабочий абсолютно не зависят друг от друга. Наоборот, уже простое наблюдение, что процесс труда невозможен без средств производства и что средства производства многократно превосходят рабочую силу, – уже одно это простое наблюдение показывает, что на самом деле рабочий находится в полной зависимости от капиталиста.

Рабочий, лишённый средств производства, вынужден работать на капиталиста. Однако капиталист не принуждает рабочего к труду. Нет. Рабочий сам продаёт свою рабочую силу капиталисту. Ведь рабочий волен поступать со своей рабочей силой так, как ему угодно, например, продать её; продаёт же рабочий свою рабочую силу под угрозой голодной смерти. А продажа-покупка рабочей силы есть не что иное, как наём рабочего капиталистом. Таким образом, в условиях капиталистических производственных отношений, свободное владение рабочим своей рабочей силой выражается в том, что труд является наёмным трудом.

Рабочий продаёт в наём капиталисту свою рабочую силу за определённую плату в день. В течение нескольких часов работы он воспроизводит стоимость этой платы. Но согласно условиям своего договора он должен работать ещё ряд часов, чтобы целиком заполнить рабочий день; стоимость, которую он создаёт в эти дополнительные часы прибавочного труда, составляет прибавочную стоимость (прибыль), которая ничего не стоит капиталисту, но всё же идёт в его карман. Но тем самым, однако, доказывается, что обогащение современных капиталистов происходит посредством присвоения неоплаченного прибавочного труда рабочих; что весь смысл жизни капиталистов состоит в стремлении увеличить этот даровой труд путём удлинения рабочего дня или путём поднятия производительности труда, соответственно – путём большего напряжения рабочей силы; что, следовательно, наёмный труд является рабством, и притом рабством тем более суровым, чем больше развиваются общественные производительные силы труда, безразлично, лучше или хуже оплачивается труд рабочего. И таковы действительные причины бедственного положения огромной трудящейся части населения современного российского капиталистического общества.

Отсюда следует, что рабочие могут освободиться от всех мерзостей капиталистического общества только тем, что уничтожат собственно само капиталистическое общество. Но много ли среди рабочих тех, кто осознаёт, что рабочий в современном капиталистическом обществе фактически является рабом и что это его рабство маскируется именно тем обстоятельством, что он, как свободный человек, якобы вольно продаёт свою рабочую силу капиталисту? Много ли среди рабочих тех, кто осознаёт, что на службе у капиталиста рабочий не только воспроизводит стоимость своей рабочей силы, оплачиваемую капиталистом в виде зарплаты, но сверх того производит и прибыль, которая присваивается капиталистом даром, без оплаты? И много ли тех рабочих, которые осознают, что они вынуждены продавать свою рабочую силу капиталисту именно потому, что лишены собственности на средства производства и что причиной лишения их собственности на средства производства является именно возможность нахождения средств производства в частной собственности отдельных лиц?

Всякий активист политического рабочего движения скажет, что большинство рабочих обо всём этом даже и не задумываются, а всякие попытки обратить их внимание на причины их хитроумно замаскированного рабства, мягко говоря, вызывает у них недоумение. При таком положении дел, при полном отсутствии у рабочих осознания ими своего истинного положения в капиталистическом обществе, говорить об их осмысленно организованной борьбе за уничтожение капиталистических порядков, говорить не приходится.

Но – спрашивается: могут ли рабочие исключительно своими силами осознать, что действительные причины их бедственного положения заключаются в самом капиталистическом обществе, и, следовательно, направить свою борьбу непосредственно на уничтожение самого капиталистического общества? Нет, не могут. Об этом свидетельствует история всех развитых капиталистических стран, где рабочее движение, организованное по профессиональному признаку (тред-юнионы), дальше требований о повышении заработной платы, улучшений условий труда и т.д. словом, дальше экономических требований никогда не шло.

При таких условиях, при неспособности рабочими самостоятельно осознать необходимости уничтожения капиталистического общества, активисты политического рабочего движения больше всего помогут рабочим тем, что помогут им осознать, что действительные причины их бедственного положения вытекают именно из природы самого капиталистического общества. Но для того, чтобы эта их помощь рабочим достигала цели, они должны побудить рабочих думать обо всех явлениях общественной жизни, побудить их оценивать все попытки протеста, все заявления различных общественных и политических деятелей по различным поводам исключительно с классовой точки зрения, которого как огня боятся капиталисты.

Вместе с тем, в самых широких слоях трудящихся есть тьма недоразумений в отношении собственно самого понятия классовая точка зрения (классовый подход). Поэтому здесь необходимо разъяснить, что такое классовая точка зрения? Классовая точка зрения означает, что явления общественной жизни рассматриваются не сами по себе, не в своей голой абстракции, а с позиции реальных жизненных интересов того или иного класса, например, класса частных собственников земли и средств производства – капиталистов и класса наёмных рабочих, лишенных средств производства, владеющих лишь своей рабочей силой.

Возьмём, например, такое явление общественной жизни, как частная собственность на землю и средства производства. Как относятся капиталисты и рабочие к этому явлению общественной жизни? Капиталисты заинтересованы в сохранении частной собственности на землю и средства производства, ибо она является основой их паразитического существования, между тем как рабочие заинтересованы в ликвидации частной собственности на землю и средства производства, ибо она является причиной их бедственного положения. Отсюда следует, что интересы этих двух классов в отношении частной собственности на землю и средства производства враждебно противоположны и не могут быть примирены.

Для активистов политического рабочего движения враждебная противоположность и непримиримость классовых интересов капиталистов и рабочих – абсолютная истина. Но для широких слоёв трудящихся, которые не вполне осознают эту истину, они должны уметь объяснить эту истину общедоступным, вполне понятным языком, ибо пропаганда и агитация среди трудящихся обыкновенно превращается в простое обличение капиталистов в нарушении всех писаных и неписаных законов. Обличения, конечно, пробуждают трудящихся к борьбе против капиталистов. Но так как люди в своей повседневной жизни относятся к условиям своей жизни непосредственно, т.е. эмоционально, то эти обличения проявляются в форме морального негодования, которое, в конечном счёте, приводит к тому, что затемняет в сознании трудящихся тот основной факт, что причины их бедственного положения заключаются в самом капиталистическом обществе.

В результате этого борьба трудящихся против капиталистов ограничивается борьбой за улучшение условий труда, повышение заработной платы, лучшее обращение и т.д., – словом, борьба трудящихся ограничивается борьбой экономической: за достойный труд – достойную зарплату, которая, поскольку ведётся на основе капиталистических производственных отношений, ничего не изменяет в отношениях между капиталистами и трудящимися. Конечно, в отдельных случаях экономическая борьба приводит к тому, что трудящиеся добиваются и повышения заработной платы, и улучшения условий труда и лучшего обращения; угроза перерастания экономической борьбы трудящихся в борьбу политическую заставляет капиталистов идти на частичные уступки трудящимся. Но как лучшая одежда, пища, улучшение обращения не уничтожает для раба отношения зависимости и эксплуатации, точно так же это не уничтожает отношения зависимости и эксплуатации и для наёмного рабочего.

Но для активистов политического рабочего движения задача в том и состоит, чтобы экономическую борьбу трудящихся превратить в борьбу политическую, т.е. в борьбу за государственную власть с тем, чтобы уничтожить безраздельное господство капиталистической частной собственности на землю и средства производства. А для того, чтобы превратить экономическую борьбу трудящихся в борьбу политическую, необходимо добиваться того, чтобы трудящиеся оценивали условия своей жизни не с обще моральных понятий, а с классовых понятий, т.е. с понятий отношения собственности: частная собственность и общественная собственность.

Как этого добиваться? Просто спрашивать:

На каком основании заводы и фабрики, энергетические комплексы и агрокомплексы, все виды транспорта и связи, банки и кредитно-финансовые учреждения, – словом, всё, что создаётся исключительно трудом рабочего класса, – могут находиться в частной собственности отдельного человека, который вообще не работает, которого порой и найти-то не могут?

Зачем вообще нужен частный собственник, который никакого полезного эффекта обществу не даёт? Что это за функция – частный собственник?

На каком основании земля и её недра, леса и воды, – словом, объективно данные необходимые условия жизнедеятельности людей, – могут находиться в частной собственности? Разве нахождение этих объективно данных условий жизнедеятельности людей в частной собственности не ставит в зависимое положение общество от отдельного частного собственника?

Зачем нужны отдельному частному лицу крупные средства производства, гектары земли, леса, водоёмы? Что он будет со всем этим делать? Какую пользу он для себя извлечёт из этой «своей» частной собственности, если рабочий класс откажется работать?

Каким же образом случается, что рабочие, работая на капиталиста, теряют то, что капиталист приобретает для себя, не работая на них? Справедливо ли, честно ли, что крупные средства производства, т.е. такие средства производства, которые могут быть созданы и приведены в действие усилиями исключительно всего общества, находятся не в общественной собственности, а в частной собственности отдельных лиц?

Нужно ли особое глубокомыслие, чтобы понять, что именно частная собственность на крупные средства производства и землю является первопричиной всех бед и несчастий трудящихся, – и разве эта первопричина не узаконена в Конституции РФ? Можно ли верить лицемерным фразам государственных и прочих общественных деятелей о борьбе с бедностью, с коррупцией, с жульничеством, с мошенничеством, с безответственностью и т.д., если первопричина этих капиталистических мерзостей узаконена в Конституции РФ?

Короче говоря, вбросьте эти и другие подобные вопросы в среду трудящихся, – и всякие недовольства и стихийные протесты против существующего капиталистического общества превратятся в осмысленно организованную политическую борьбу за уничтожение собственно самого капиталистического общества.

Вы здесь: Главная Информация 2012 год Еще раз о борьбе рабочего класса