Величие государства определяется степенью распространения языка
- Подробности
- Создано 07 Июнь 2012
И отмечающийся 6 июня День русского языка – серьезный повод задуматься об имеющихся проблемах
6 июня в России отмечается День русского языка. С целью сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов России, средства межнационального общения, части культурного и духовного наследия нации и была установлена праздничная дата. Указ о праздновании был подписан в 2011 году.
Впрочем, День русского языка сегодня празднуют по всему миру. В 2010 году по решению ООН в соответствии с программой культурного многообразия было принято решение об учреждении этого праздника.
Однако дата была выбрана не случайно. Она совпала с днем рождения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, который был основоположником современного русского литературного языка. «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность», – писал Пушкин.
По сей день русский язык является крупнейшим из славянских языков. По последним данным, в мире насчитывается более 150 млн русскоязычных, еще для 100 млн русский является вторым языком.
Однако исследователи отмечают, что с каждым годом количество говорящих на русском языке сокращается. Да и в самой России дела с официальным языком обстоят не лучшим образом. Явным тому подтверждением являются хотя бы результаты «Тотального диктанта», который проводился 21 апреля по всей России и за рубежом. Так, из 14 500 человек, принявших участие, на «отлично» русский язык знают всего 1%. Твердые четверки получили 10% участников. Троечки заработали 28%. Подавляющее большинство (61%) не справились с диктантом и получили заслуженные двойки.
Столь печальные результаты не могут не настораживать. Некогда великий язык великой державы сегодня незаслуженно уходит в тень, уступая место более практичному английскому. Снижается не только грамотность, но и умение выражать свои мысли ярко и красочно. Целые пласты лексики уходят из активного словарного запаса.
Конечно, можно оправдываться, что, мол, время такое настало, когда следует экономить не только природные, но и языковые ресурсы, когда уже нет смысла рассуждать о проблемах бытия, а стоит заниматься делом. Однако так уж повелось, что русского человека всегда отличали духовность, высокие идеалы и ценности, чуткость и эмоциональность. Поэтому рано или поздно сформировавшиеся с давних пор «инстинкты» всплывут. Тогда окажется, что за поверхностной оболочкой не было никакого содержания. Предназначенные только для бытовой коммуникации конструкции не смогут передать всего спектра человеческих переживаний. Тогда и станет ясно, что обеднел не только русский язык, но и само государство, его народ.
О современных проблемах русского языка в беседе с KM.RU поведал председатель Совета директоров школ России, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Яков Турбовской:
– Я ставлю два вопроса. Первый: как так получается, что русскоговорящие дети получают «два» по родному языку? В результате они терпеть не могут русский язык, и в итоге не умеют ни писать, ни говорить, ни излагать свои мысли на родном языке. Второй: понимаем ли мы, что русский язык не является приложением к народу, а народ и государство являются приложениями к русскому языку?
Величие государства определяется не пушками и танками, а степенью распространения языка в мире, среди человечества, в степени оказываемого им влияния на развитие культуры человечества. С этих позиций мы похожи на шагреневую кожу, которая скукоживается, становится все меньше и меньше.
В странах, которые совсем недавно входили в СССР и где люди разговаривали на русском языке, появились три поколения, которые не умеют говорить по-русски и не понимают русской речи. В связи с этим есть целая совокупность вопросов, которые носят и политический, и сугубо учебно-дидактический характер.
Политический характер заключается в том, что у нашего государства нет политики, направленной на развитие русского языка в мире. Но мы не можем это сделать, пока мы у себя в стране не решим этой проблемы, не научим детей любить наш язык. Сейчас налицо засилье ненормативной лексики, суржика, потеря у молодежи интереса к русскому языку и его жесткое вытеснение иностранным, в т. ч. английским языком.
– Есть ли решение данных проблем?
– Пока мы не поймем, почему маленький ребенок не овладевает родной речью, мы не ответим на эти вопросы и в учебниках. Проблема в том, что в школе натаскивают на заучивание активного и пассивного набора слов, а русский язык надо использовать для другой цели – для выражения своих мыслей, именно своих, а не заимствованных из учебника. В настоящее время учителя не интересует, что думает ученик: он должен отвечать «словами автора». Отсутствие понимания, что, только отталкиваясь от внутренней речи ребенка, мы можем научить его, никогда не выведет нас на решение проблемы.
Второе, что нам надо сделать. Федор Буслаев, один из создателей русского языка, писал и доказывал, что обучение русскому языку должно быть сведено к развитию речи ребенка. А у нас речью никто не занимается, а ЕГЭ тем более убивает все это. ЕГЭ не учит ни доказывать, ни рассуждать, ни думать.
Не понимают роль русского языка в обучении в школе. Он рассматривается так же, как физика, химия, биология и география. Но русский язык – это основа бытия школы. Без русского языка не может быть ни биологии, ни химии, ни физики – ничего. Не погружая ребенка в развивающую языковую среду, мы не можем обучать его ни одному предмету.
Я считаю, что русскому языку принадлежит будущее человечества, и не потому, что он русский, а потому, что это единственный язык в мире, о котором Ломоносов еще говорил, что он воплощает в себе все качества других развитых языков. Единственный язык в мире, который позволяет личности выразить самые тонкие оттенки своих мыслей и чувств. Ни один другой язык этого сделать не может. А т. к. мы до этого уровня не доводим, то теряем самое главное в языке – его синонимическое, омонимическое богатство. И наши дети не понимают, от какого богатства они отказываются, потому что школа оказывается неспособной сделать их личностным достоянием это величие самого могучего, самого человечного, гуманного, разностороннего языка в мире.