За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

28 марта -12 мая 1944 г. – ТРЕТИЙ СТАЛИНСКИЙ УДАР – освобождение г. Одессы, Крыма и г. Севастополя.»

Российское государство не хочет платить по советским долгам

km.ru

Cумма, которую оно должно гражданам за вклады, сделанные до 1992 года, достигает 25 трлн руб.

Должно ли государство гражданам, если оно взяло у них в долг? Безусловно. А если сначала это было одно государство, а потом «чудесным» образом трансформировалось в другое? Здесь уже двойственная ситуация: граждане считают, что да, а государство полагает, что или не должно вовсе (по классической формуле «кому я должен, всем прощаю»), или же должно, но не столько, как раньше. А если при этом еще и масштаб цен поменялся многократно и разнонаправленно, то в подсчете пропорций долга сам черт ногу сломит.

Примерно такая ситуация и произошла в России в начале девяностых. Долг государства перед народом по вкладам в Сбербанке толком не подсчитали, стыдливо спрятали на задворках отчетности, и получилось, что его как бы и нет. В итоге эпизод национального позора трансформировался в предмет для гордости. Власти козыряют необычайно низким показателем государственного долга, забывая добавлять, что при его подсчете не учтена гигантская сумма, которую государство должно своим гражданам за вклады, сделанные до 1992 года, и облигации государственного трехпроцентного займа, считавшиеся в свое время эталоном надежности.

А между тем советские обязательства были официально признаны в качестве долгов нынешнего правительства. При более строгом подсчете госдолг РФ может увеличиться с нынешних 10%, которыми козыряют президент и министры, до 50-60% ВВП, пишет «Независимая газета». И так бы оно и произошло, если бы граждане не безмолвствовали, а активно требовали свое. Ну а раз молчат, то и в правительстве предпочитают не вспоминать об обязательствах по советским долгам.

Единственное, что не дает властям окончательно забыть о тех долгах, – принятый еще в мае 1995 года Закон «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ» (73-ФЗ). В нем прямо указывается, что «государство гарантирует восстановление и сохранность ценности денежных сбережений» на вкладах и в ценных бумагах СССР и РСФСР, которые были размещены до 1 января 1992 года. Там же говорится, что все гарантированные сбережения граждан «являются государственным внутренним долгом РФ». А ценностью этого долга «признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения».

Закон принимался в те времена, когда под Борисом Ельциным шаталось президентское кресло, и явно был направлен на успокоение общества. Выплачивать по нему настоящую стоимость долгов власти никогда не собирались, отговариваясь тем, что в данный момент это невозможно: слишком уж неподъемная сумма для бюджета. Режимы менялись, а отговорка оставалась все той же. Одновременно упорно игнорировались предложения экспертов переоформить те долги в государственные облигации с длительными сроками погашения, как это принято делать в мире.

Владельцам сбережений приходится довольствоваться ежегодными компенсационными выплатами, которые делает российское правительство. Только единицы отваживаются на судебные процессы, чтобы добиться полного возврата своих советских накоплений.

Тем не менее зарубежные экономисты помнят о советских долгах и даже прикидывают, возможен ли по ним дефолт РФ. «Поскольку размер выплат по обязательствам бывшего СССР снизился, я бы не ожидал, что правительство столкнется с большими политическими сложностями при соотнесении выплат с ограничениями, которые накладывает бюджет», – приводит агентство Bloomberg слова кредитного аналитика Standard&Poor’s Кая Штукенброка. «С точки зрения перспектив суверенных рейтингов мы не считаем, что правительство РФ может объявить дефолт по этим финансовым обязательствам», – говорит он.

Тем не менее речь идет об очень значительной сумме: в начале 2011 года российский Минфин оценивал объем госдолга бывшего СССР в 25 трлн руб. В то время это составляло около 50% ВВП России.

Наверное, по чистой случайности эта сумма не учитывается при подсчете совокупного показателя госдолга РФ и не указывается в проспекте размещения Россией евробондов на $7 млрд в этом году. Более того, власти упорно делают вид, что ее нет, когда нужно похвалиться экономическими успехами. «Что касается государственного долга РФ, то он является минимальным среди государств «Восьмерки», «Двадцатки» и БРИКС. На 1 мая 2012 года госдолг России составляет 9,2% ВВП, в то время как у Германии – 81% от ВВП, во Франции – 86%, в США – 104%», – говорится в статье Владимира Путина, опубликованной накануне июньского саммита «Двадцатки» в Мексике. Примечательно, что при этом президент не сделал уточнений относительно исключения из расчетов обязательств в объеме 25 трлн руб.

Что же может произойти, если власти признают эти деньги в качестве прямого госдолга? «В случае признания задолженности в размере 25 трлн руб. в качестве прямого долга показатели долговой нагрузки резко ухудшатся. Размер долга вырастет с 10 до 50% ВВП. Это может вызвать серьезный виток девальвации рубля и падение его покупательной способности», – полагает начальник управления аналитики Росбанка Владимир Колычев. У правительства РФ отсутствуют четкие параметры этой задолженности, а также представление о сроках и объемах погашения, говорит он. По этой причине прямая долговая нагрузка на бюджет определяется самими властями.

Иными словами, правительство само решает, кому оно должно всерьез и в полном объеме, а кому – не очень.

«Если признать советские долги, то долговая нагрузка на бюджет приблизится к показателям многих европейских стран с долгом в размере 60-70% ВВП», – констатирует очевидный факт руководитель отдела бизнес-оценки «Финэкспертизы» Александр Дорофеев. Упоминавшийся закон о фиксации советского долга, по его словам, правительство и радо бы отменить, да не может. «Сегодня же официально отменять этот закон нелегко, поскольку могут возникнуть многочисленные дискуссии и возмущения. Скорее всего, эти обязательства так и останутся обязательствами, и со временем их номинальная стоимость будет падать, т. к. количество советских вкладчиков с каждым годом убывает из-за естественной смертности», – считает Дорофеев.

Получается, это – еще один способ решить проблему: затягивание выплат ведет к их уменьшению. Впрочем, может ли быть иначе, если граждане сами позволяют обращаться с собой подобным образом? Как говорил Иван Грозный в комедии Гайдая: «Как же тебя понимать, коли ты ничего не говоришь?».

Существует и еще один аспект: вкладчики боятся потерять даже то немногое, что им дают, и не решаются требовать с государства сверх того, что оно готово дать добровольно. Да и проблема потерянных сбережений снизилась – расчет на фактор времени оказался верным.

Вернуть свое получается лишь у самых решительных и настойчивых, вести о которых нет-нет, да и приходят из Европы. Например, в конце августа 2012 года агентство Bloomberg сообщило, что Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге вынес решение о выплате пенсионеру Юрию Лобанову (70 лет) €37 150 в качестве компенсации за облигации 1982 года. А истица Мария Андреева (95 лет) отсудила €4300 по таким же бумагам.

Вы здесь: Главная Информация 2012 год Российское государство не хочет платить по советским долгам