Через три года Россия окажется полностью безоружной перед лицом внешних угроз
- Подробности
- Создано 13 Ноябрь 2012
Виктор Мартынюк
Читать полностью: http://www.km.ru/v-rossii/2012/11/12/ministerstvo-oborony-rf/697117-cherez-tri-goda-rossiya-okazhetsya-polnostyu-bezo
Все усилия нужно бросить на создание качественно новой армии, призывает эксперт
Уже остыли следы Анатолия Сердюкова в коридорах министерства обороны, уже торжественно отзвенели бокалы в честь новоназначенного главы военного ведомства Сергея Шойгу, но даже малопосвященным в это дело ясно: все только начинается, и впереди еще самые главные разоблачения, когда на поверхность всплывут ну очень занимательные факты, касаемые сердюковской «пятилетки».
Согласно официальной версии, Владимир Путин отправил Анатолия Эдуардовича в отставку с тем, чтобы тот не мешал расследованию вокруг небезызвестного ОАО «Оборонсервис», где сам экс-министр до недавнего времени (до 2011 года) состоял во главе совета директоров. Однако, признаться, мало кто удовлетворился лишь этой версией. Все же глава стратегического министерства – это совсем не глава ЖЭКа, да и как-то слишком быстро вдруг забылось всеми, что г-н Сердюков входил (входит ли нынче?) в «команду Путина», а Владимир Владимирович, говорят, своих не сдает. А так получилась слишком уж большая жертва во имя объективного расследования...
Между тем за несколько дней до исторической отставки Сердюкова в российском правительстве была создана спецкомиссия по расследованию причин срыва поставок в армию Единой системы управления войсками и оружием в тактическом звене (ЕСУ ТЗ). Инициатором создания данной правительственной комиссии стал вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий ОПК. Возглавил комиссию генерал армии Александр Старовойтов, создавший в конце 1991 года Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), которым и руководил на протяжении семи лет. Также генерал Старовойтов является генеральным конструктором автоматизированных систем передачи данных (АСУ) войсками фронта, возглавлял разработку общефедеральной системы конфиденциальной связи, а также специальной информационно-телекоммуникационной системы органов госвласти. Сам факт создания данной комиссии и то, что во главе ее встал столь серьезный и авторитетный спец, можно объяснить, вероятно, тем, что «облом» с Единой системой управления Кремль действительно принял слишком близко к сердцу. Это уже не танки и не крейсеры.
Между тем проблема создания автоматизированной системы управления войсками уперлась все в то же: военные не смогли грамотно поставить задачу промышленности. Причем история эта, как водится, давняя. Так, еще год назад, в октябре 2011 года, «Независимая газета» опубликовала интервью с бывшим начальником Главного штаба Сухопутных войск генерал-лейтенантом Сергеем Скоковым. «В силу объективных причин, новизны задачи мы, военные, не смогли грамотно и всесторонне поставить разработчикам задачу. Даже самый великий ученый, если он практически не командовал танковым взводом, не сможет качественно описать задачи, решаемые этим взводом, функционал командира взвода и его подчиненных при решении этих задач. А без этого невозможно создание полноценной АСУ танкового взвода», – посетовал военный. При этом, со слов генерал-лейтенанта, разработанная система автоматизации не имеет аналогов в мире. Если эти слова – не пустая бравада, то тем более обиден и провал внедрения этой системы. Много ли стоят в таком контексте сравнения российского и американского военного потенциала?
Между тем ЕСУ-ТЗ, согласно ранее поставленным Путиным перед военным ведомством задачам, должна была пройти все испытания в 2010 году, а к 2015 году серийно поставляться в войска. К слову, в США подобная автоматизация войск и вооружений поставляется в армию уже 15 лет...
Конечно, это очень интересный вопрос, почему комиссия по ЕСУ была собрана лишь 1 ноября сего года, аккурат накануне отставки Сердюкова: ведь как минимум уже пару лет до этого, с момента срыва графика испытаний и внедрения, этот вопрос стоял особенно остро. Надо ли надеяться на то, что перед нами – не очередной спектакль, приуроченный к отставке Сердюкова, а серьезная попытка разобраться, наказать и принять меры?
В беседе с обозревателем KM.RU председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов посетовал, что военное руководство страны до сих пор не приступило к решению главной принципиальной задачи:
– К сожалению, в ходе широкого обсуждения отставки Сердюкова и назначения нового министра обороны Шойгу нигде и никак не затрагивается суть происходящего. А суть состоит в том, что у нас практически нет армии и, что самое главное, нет проекта новой армии, которая была бы действительно эффективной, действенной в сложившейся геополитической ситуации. Безусловно, в проекте новой армии ее техническое оснащение, в том числе средства автоматизации управления войсками, управления боем, играет значительную роль, но это – лишь составная часть, и сводить все разговоры лишь к ней было бы неверно. Фактически у нас и не могло быть никакой подобной системы управления как с технически-промышленной точки зрения, так и в силу того, что нет и войск, которыми посредством нее можно управлять.
У нас сегодня нет проекта новой боеспособной и конкурентоспособной армии как такового. И в этой ситуации нужно четко понимать, что к 2015 году мы окажемся в практически полностью безоружном положении: ведь наше ядерное оружие будет фактически девальвировано посредством американской противоракетной обороны, посредством порядка 10 000 крылатых ракет, что, по сути, не позволит нам воспользоваться ядерным оружием.
Поэтому все усилия должны были быть брошены на проектирование качественно новой армии. И поэтому нужно проектировать новую армию, но этим же никто не занимается. На верхах обсуждаются какие-то абсолютно второстепенные вопросы, какие-то абстрактные примитивные технические системы, когда-то просто содранные с американских аналогов ввиду того, что на свои разработки денег не хватило – разворовали. Обсуждают вопросы, не имеющие отношения к организации боеспособной армии как таковой, к организации обороны страны. Вместо того чтобы вести предметный разговор о проектировании и конструировании новой армии, рассуждают о любви народа к Шойгу, нелюбви народа к Сердюкову, обсуждают какие-то интимные, хозяйственные вопросы...
И никто не думает о том, с чем мы придем к 2015 году, когда США будут готовы к реализации, по сути, нового издания блицкрига, так называемого глобального молниеносного удара – «prompt global strike», когда в течение максимум часа вся наша система обороны просто прекратит свое существование, включая и ядерное оружие, на которое мы нынче возлагаем такие надежды. Эта тема не звучит из уст ни Верховного главнокомандующего, ни генералов, лейтенантов; ее обходят вниманием военные аналитики в своих журнальных статьях.
Вот и от нового министра обороны я не слышал разговоров о необходимости создания такой армии, которая могла бы противостоять реальной геополитической угрозе. Новый глава Генштаба Герасимов также пока молчит, как молчал об этом, скажем, и полгода назад. Между тем пора уже отходить от обсуждений каких-то поверхностных коммунально-бытовых вопросов: нужно поднимать серьезные темы организации новой армии, новой системы обороны, адекватной новым угрозам. По сути, уже сегодня остро стоит вопрос о жизни и смерти нашей страны и каждого из нас.