- Подробности
-
Создано 10 Февраль 2013
10 февраля – День памяти гениального поэта
О великом наследии народа говорит Александр ТВАРДОВСКИЙ
…В какой бы связи ты ни касался Пушкина, испытываешь такое волнение, как будто выступаешь в его присутствии.
Живая душа народа, неотъемлемая часть нашего сознания, можно даже сказать – часть самой нашей действительности, он заполняет собою наше воображение.
Вот почему, между прочим, когда речь идет о Пушкине, не имеет в сущности значения – справляется ли дата рождения или смерти: это не именины и не поминки, а лишь повод для новой встречи с его поэзией и тем самым как бы и с ним самим во всем обаянии и блеске его ума и характера, его личности.
Однако покамест ты как читатель общаешься с ним, ты чувствуешь себя легко и свободно, как редко-редко с кем еще из великих, и отнюдь не испытываешь подавленности близостью гения. Но как только ты пытаешься высказывать в связи с его именем хотя бы только частные суждения, расстояние между ним и тобой сразу резко дает себя знать.
Он и смолоду в кругу своих старших – и блистательных! – современников-литераторов уже был старшим и мудрейшим при всей его тогдашней чисто моцартовской беспечности относительно собственного величия.
И, погибший в самом расцвете жизненных и творческих сил, он всегда оставался старшим и мудрейшим для всех его последующих учеников и продолжателей – корифеев залаженной им великой литературы, не исключая самого Льва Толстого, – для всех, насколько бы они ни пережили его годами. Таким же, конечно, он остается и ныне для всех нас и даже чем-то еще большим, потому что Пушкин нашей поры больше, чем тот, которого знали наши предшественники.
…Главный пафос всей поэзии Пушкина и сама его жизненная судьба и трагическая гибель – образец мужественного непокорства, утверждение высокого достоинства человеческой личности. «Не токмо, что царю, ниже самому господу богу хлопом быть не хочу», – как часто повторял он – насмешливый атеист и свободолюбец – этот гордый ломоносовский девиз.
В более чем столетней борьбе лучших наших людей за Пушкина сама его поэзия, конечно, не стояла в стороне. Она всей силой своего художественного обаяния прокладывала себе дорогу к народу, к большому читателю, к своему нынешнему месту духовной жизни нашего общества.
И когда преграды, стоявшие на этой дороге поэта к народу, – нищета, бесправие и невежество масс – были сняты Октябрьской революцией и последующими десятилетиями хозяйственного и культурного строительства великой социалистической державы, тогда-то и увиделось всеми воочию, что это, в сущности, за чудо такое – Пушкин!
В нашу советскую эпоху Пушкин стал тем, для чего был предназначен историей. Основоположник и родоначальник великой литературы, мировое значение которой уже давно так несомненно и прочно, художник, творческий гений которого не пытаются преуменьшить даже противники, – ныне самый популярный, любимый и чтимый поэт великой многонациональной страны, что являет собою факт слияния одного из вершинных достижений художественной культуры человечества с социализмом и коммунизмом.
Ни один из мировых классиков не занимает такого места в современной духовной жизни своего народа, как Пушкин.
Нам незачем навязывать поэзии Пушкина коммунистическое содержание, выискивать и подбирать разбросанные у него там-сям идейно-смысловые совпадения с нашими взглядами и понятиями. Пережит и оставлен далеко позади период претензий к его героям с точки зрения их несоответствия представлениям позднейших революционных эпох. Пушкин пришел к нам и всенародно принят нами таким, какой он есть, в органически целостном звучании его поэзии. Что из того, что его Евгений Онегин – как типическая фигура своей эпохи и своей среды – так далек от нашего идеала: разве это уменьшает непреходящее значение «энциклопедии русской жизни», созданной Пушкиным?
Для нас наследие Пушкина обладает высочайшей эстетической и этической ценностью. Оно является нерушимым основанием нашей литературы, которая оказала самое непосредственное влияние на развитие общественной мысли и революционных идей в России и не только в России. Ее исключительно сосредоточенный интерес к человеку во всех сложностях его общественного бытия, ее страстная проповедь понятий справедливости и человеческого достоинства заставили одного из самых крупных западных художников XX века, Томаса Манна, с благоговением назвать ее «святой литературой».
Власть музы Пушкина над эстетическими вкусами и симпатиями миллионов людей всех поколений нашего общества так обширна и велика, что характеризовать ее можно, пожалуй, лишь при помощи слов, хотя и прикрепленных в последние годы исключительно к известным отрицательным явлениям, но совсем по-другому звучащих в данном случае, – культ Пушкина. Я не говорю: культ личности Пушкина, потому что его личность – это его поэзия, и наоборот, его поэзия – это его необычайная по силе творческого взлета личность.
И да будет жив этот светлый дух любви к поэзии Пушкина, ее благоговейного почитания среди нас как символ национальной гордости, как знак высокого достоинства народа – культ, последствия которого были и будут только благотворными и прекрасными.
(Из «Слова о Пушкине»)
Александр КРАВЧУК. «Пушкин на Мойке»
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=592935