- Подробности
-
Создано 17 Февраль 2013
Леонид Калашников об испытаниях в КНДР
На этой неделе повышенное внимание мирового сообщества было приковано к Корейской Народно-Демократической Республике (Северная Корея) в связи с произведенным взрывом ядерного боезаряда мощностью 6–7 килотонн в районе северокорейского полигона Пхунгери. КНДР успешно провела третьи ядерные испытания. А западные государства, прежде всего США, резко осудили северокорейцев, и даже грозились ввести против них еще более жесткие экономические санкции.
МИД РФ напомнил КНДР о необходимости выполнять предписания Совета Безопасности ООН и следовать требованиям Договора о нераспространении ядерного оружия. В то же время создается впечатление, что не все страны категоричны в своих оценках относительно КНДР. И случайно ли, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров оказался недоступен для госсекретаря США Джона Керри в тот самый момент, когда тот пожелал обсудить ситуацию в Северной Корее?
Сложившийся в мире спектр мнений о ядерной проблеме и об испытаниях, проводимых КНДР, комментирует первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Иванович Калашников (фракция КПРФ):
– Отношение стран к третьему ядерному испытанию Северной Кореи неоднозначное. С одной стороны, все за присоединение к всеобщему Договору о запрещении ядерных испытаний. Россия тоже без восторга относится к тому, что соседнее государство становится обладателем ядерного оружия. Расширение ядерного клуба не сулит ничего хорошего. С другой стороны, события постсоветской двадцатилетней истории говорят о том, что сегодня ни одно государство мира не может чувствовать себя в безопасности хотя бы потому, что разрушен двухполярный мир, и никакие международные институты не помогают сдержать агрессию в отношении той или иной страны. Об этом свидетельствует горький опыт Югославии, Ирака, Афганистана, Ливии, Сирии, которую агрессоры превращают в руины.
Поучителен пример Ливии. Она в свое время была в шаге от создания ядерного оружия. Но, поддавшись уговорам Запада, отказалась от этого обладания, отдала Западу все технологические секреты. За это Каддафи признательно жали руки. Но кончилось всё, как мы знаем, очень печально и для Каддафи, и для страны. Ливия сегодня разделена на несколько частей, в ней царит анархия. А если бы у Ливии было ядерное оружие, к ней никто не посмел бы сунуться.
Так считают и в КНДР. Ощущая недостаток собственной безопасности и сталкиваясь с враждебностью ряда стран, корейцы стремятся обзавестись ядерным оружием. Не с целью нападения, а ради сдерживания внешней агрессии и защиты своей независимости. Стоит ли их за это осуждать? Мы видим, в каком тяжелом положении находится Северная Корея. Но, несмотря на это, она ставит свою безопасность выше тех лишений, которые испытывает из-за эмбарго на ввоз продовольствия.
– В таком положении сегодня не одна КНДР…
– Да, Куба находится многие годы в блокаде, пытается ее преодолеть через Генеральную ассамблею ООН. Но пока у нее это не получается. На недавнем голосовании в Генассамблее все страны высказались за снятие блокады с Кубы, но три страны – Америка, Израиль и Палау – против. Фактически США душат Остров свободы, нагнетают обстановку напряженности вокруг Северной Кореи и вынуждают ее защищаться через обретение ядерного оружия.
– Как тогда понимать призывы американского президента разоружаться?
– Прозвучавшие в послании Обамы конгрессу США призывы к очередному разоружению, предлагаемом России, не должны нас вводить в заблуждение. Если бы у РФ не было ядерного щита, который нам достался в наследство от СССР, нас бы давно, как Югославию, разорвали на части.
Да, Обама предлагает еще сократить ядерные вооружения, но не упоминает при этом проблему ПРО, которую США создали для России. Это противоракетная оборона, о которой мы, коммунисты, предупреждали, когда в Госдуме принимался Договор СНВ-3. К нам не прислушались...
Стоит напомнить, что противоракета была изобретена не в США, а в России. В 60-е годы мы отставали от Америки по количеству стратегических ракет и для своей защиты создали противоракеты. А когда мы достигли паритета с США по стратегическим ракетам, американцы предложили нам увязать противоракеты и ракеты и войти в Договор о противоракетной обороне (ПРО) с тем, чтобы не развивать противоракетную оборону. Была так называемая доктрина Макнамары. Мы на это пошли.
Теперь США, пользуясь ослабленностью нынешней России, нарушили этот Договор и вышли из него. А людям вбрасывают так называемое послание Обамы, который провозглашает, что США якобы готовы сокращать вооружение. Это тактический ход против России с целью подорвать нашу безопасность. Против нас, а не против Ирана или КНДР, США разворачивают ПРО, и нам же «советуют» сократить боезаряды, увязывая разоруженческую тематику еще и с третьим ядерным испытанием, проведенным КНДР.
– Запад обвинил северокорейцев в том, что они своим испытанием вызывают землетрясения и тяжелые стихии, хотя приборы дальневосточных сейсмостанций никаких отклонений в природе не зафиксировали. Кто заинтересован в распространении необоснованных страхов?
– Тот, кто сам отказывается ратифицировать Договор о запрещении ядерных испытаний. Это США, которым нужны любые крики, лишь бы отвести внимание от своих неблаговидных дел. Америка является основным обладателем атомного оружия, всё время его технологически оснащает и приводит в боевое состояние. А Россия бежит впереди паровоза, ратифицируя все договоры и рискуя своей безопасностью.
Если бы США реально хотели разоружаться, то они сначала пошли бы на контакт с Россией в вопросе о противоракетной обороне. Лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама, в отличие от старшего Буша и младшего Буша, которые хоть и считались ястребами, но не пошли на создание района противоракетной обороны в Европе, пошел. И он будет продолжать эту политику, сколько бы ни рядился в тогу миротворца.
Это крайне опасно для нас. Обама предлагает сократить две тысячи ядерных боезарядов обеим сторонам. Но при этом он не желает учитывать боезаряды французские, английские, израильские, пакистанские, подконтрольные США. Это почти 600 боезарядов. После такого разоружения американцы получат двукратное превосходство над Россией по ядерным боезарядам. Учитывая, что США развернут свою ПРО к 2018 году, мы к этому опасному для нашей безопасности моменту окажемся с вырванным ядерным зубом.
Да, Россия не заинтересована в распространении ядерного оружия. Но мы же видим, как действия Запада подталкивают государства к обладанию ядерным оружием. Пусть они поменьше суются со своими ракетами в другие страны…
Что получила Ливия? Разруху. А ее нефтяными ресурсами завладели западные компании, их спецназ охраняет нефтяные склады и транспортировку нефти. Вот реальная картина американского миролюбия. У нас нет иллюзий относительно России. Нас Запад держит в запасе. Мы обязаны быть готовыми ко всяким негативным сценариям.
– Российское руководство, осуждая северокорейцев, надо полагать, хорошо понимает, почему они спешат обзавестись оружием сдерживания…
– Россия очень хорошо их понимает. Потому, пожалуй, госсекретарь США Джон Керри и не смог связаться с российским коллегой Сергеем Лавровым, чтобы обсудить горячую тему ядерных испытаний КНДР. Лавров в то время находился в Африке. Но я не думаю, что он был недосягаем. Просто ему обсуждать вопросы, имеющие двоякое значение, очень тяжело. Приходится брать паузу.
Записала Галина ПЛАТОВА