70 лет назад, 23 августа 1943 года, закончилась одна из важнейших операций в истории Великой Отечественной войны и второй мировой войны в целом – битва на Курской дуге. Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных.
Крупнейшее поражение немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г.) и в ходе наступления Красной Армии зимой 1942 – 1943гг. сильно подорвали военную мощь и моральный дух вооруженных сил III рейха. Стратегическая инициатива была вырвана из рук гитлеровского блока, а его армии понесли самый ощутимый с начала второй мировой войны разгром. С целью вновь повернуть ход войны в свою пользу, предотвратить дальнейший распад фашистского блока и взять реванш за Сталинградское поражение, германское командование решило провести новое летнее наступление на Восточном фронте. В ставке вермахта был разработан план «Цитадель». План предусматривал нанесение мощных ударов по сходящимся направлениям с орловского и белгородского плацдармов в районе Курского выступа с тем, чтобы окружить и уничтожить более чем миллионную группировку советских войск Центрального и Воронежского фронтов. Затем противник рассчитывал нанести удар в тыл Юго-Западного фронта советских войск и развивать наступление в северо-восточном направлении.
Для осуществления операции под Курском были привлечены отборные войска вермахта и наиболее опытные военачальники, в том числе генерал-фельдмаршалы Г. Клюге, Э. Манштейн, генерал-полковники В. Модель, Г. Гот и другие. В составе ударных вражеских группировок сосредоточились огромные силы - 50 дивизий в том числе: 16 танковых и 2 моторизованных. На каждый километр фронта приходилось до 100 танков и штурмовых орудий. Всего ударные группировки противника насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий и около 2050 боевых самолетов. Важное место в замыслах гитлеровской ставки отводилось массированному применению новой военной техники – танков «Тигр» и «Пантера», штурмовых орудий «Фердинанд», а также новых самолетов - истребителей «Фокке-Вульф - 190А» и штурмовиков «Хеншель - 129». «Этому наступлению, – говорилось в оперативном приказе № 6 ставки вермахта, – придается решающее значение. Оно должно завершиться быстрым и решающим успехом. Наступление должно дать в наши руки инициативу на весну и лето текущего года... На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов... Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира».
Танковое сражение под Прохоровкой
Вражеское наступление в районе Курского выступа не оказалось неожиданным для советского командования, которое своевременно разгадало планы готовящейся операции. Чтобы измотать и обескровить силы противника, было принято решение создать мощную глубоко эшелонированную оборону, включавшую 8 оборонительных полос и рубежей глубиной до 300 км. В строительстве оборонительных укреплений активно участвовало население освобожденных прифронтовых районов Курской, Орловской, Воронежской и Харьковской областей.
Было также принято предложение представителей Ставки ВГК Маршалов Советского Союза Г.К. Жукова и А.М. Василевского с началом битвы перейти к преднамеренной обороне с главной задачей – выбивать вражеские танки и только после этого развернусь контрнаступление на орловском и белгородско-харьковском направлениях. Разгром орловской группировки противника возлагался на войска правого крыла Центрального (командующий генерал армии К.К. Рокоссовский), Брянского (генерал-полковник М.М. Попов) и левого крыла Западного (генерал-полковник В.Д. Соколовский) фронтов. Наступательную операцию на белгородско-харьковском направлении предстояло провести силами Воронежского (генерал армии Н.Ф. Ватутин) и Степного (генерал-полковник И.С. Конев) фронтов во взаимодействии с войсками Юго-Западного фронта (генерал армии С.Я. Малиновский).
1 июля 1943 г. на заседании германской ставки Гитлер объявил, что назначает начало операции «Цитадель» на 4 часа утра 5 июля. Советская фронтовая разведка оказалась «на высоте», добыв эти чрезвычайно ценные сведения и, уточнив при этом, что нацистский фюрер назначил наступление на 3 часа 5 июля. Советское командование решило упредить врага и провести артиллерийскую контрподготовку по районам сосредоточения ударных группировок противника. В 2 часа 30 минут 5 июля ночное небо буквально «вспыхнуло» от огня тысяч орудий и гвардейских минометов - «Катюш». Огневой вал продолжался 30 минут, в результате чего гитлеровцы понесли значительные потери и начали наступление с опозданием на 2,5 часа против Центрального фронта и на 3 часа против Воронежского фронта. С самого начала бои приняли крайне ожесточенный характер. Уже в первый день битвы немецкое командование изменило своей обычной тактике «клиньев», намереваясь таранным ударом своих танковых дивизий, оснащенных, по их мнению, неуязвимыми «тиграми», «пантерам» и «фердинандами», сокрушить оборону советских войск и выйти к Курску. Главный удар враг нанес в полосе Центрального фронта на Ольховатку, а вспомогательные удары – на Малоархангельск и Гнилец, бросив в сражение до 500 танков и штурмовых орудий. Здесь героически оборонялись воины армий, которыми командовали генералы: Н.П. Пухов, П.Л. Романенко и Н.В.Галанин. Войска активно поддерживали летчики воздушной армии генерала С.И. Руденко.
6 июля по приказу командующего войсками Центрального фронта генерала армии К.К. Рокоссовского наступавшая группировка противника подверглась контрудару частью сил 13-й армии, 2-й танковой армии и 19-го танкового корпуса. Вражеское наступление удалось задержать. Тем самым советское командование выиграло время для выдвижения дополнительных сил на угрожаемое направление. Не добившись своих целей под Ольховаткой, немецко-фашистские войска нанесли удар в направлении Понырей. Но и здесь они не добились успеха. К 12 июля наступление противника в полосе Центрального фронта, где он смог вклиниться только на 10-12 км, было окончательно остановлено.
Полным провалом закончилось наступление немецко-фашистских войск и против войск Воронежского фронта. Противник нанес сильные удары на двух направлениях – на Обоянь и Корочу. Уже в первый день наступления он бросил в сражение до 700 танков и штурмовых орудий, поддержанных авиацией. Войска фронта и прежде всего воины 69-й армии, 6-й и 7-й гвардейских армий и 1-й танковой армии стояли насмерть. К исходу 9 июля стало ясно, что вражеское наступление и здесь выдыхается, хотя противнику удалось несколько продвинуться вперед и даже на одном участке обороны форсировать Северный Донец. Но этот успех обошелся гитлеровцам более чем в 10 тыс. солдат и офицеров убитыми и ранеными, а также потерей до 200 танков.
Из-за неудач на обоянском и корочанском направлениях германское командование перенесло свои главные усилия на прохоровское направление с целью захватить Курс ударом с юго-востока. Однако Ставка Верховного Главнокомандования вскрыла эти планы врага. И.В. Сталин лично выяснил обстановку во всех деталях и к исходу 9 июля приказал выдвинуть на белгородско-курское направление войска Степного фронта. Воронежский фронт был усилен резервами Ставки: 5-й гвардейской танковой армией, 5-й гвардейской общевойсковой армией и двумя танковыми корпусами.
12 июля в районе Прохоровки развернулось беспримерное в истории войн ожесточенное встречное танковое сражение, которое продолжалось в течение всего дня. В нем участвовало с обеих сторон около 1200 танков, самоходно-артиллерийских установок и штурмовых орудий. Небо почернело от дыма и копоти. От грохота орудий и лязга гусениц танков советские воины теряли слух, но сражались с беспримерным мужеством и стойкостью. Немецкие танки расстреливались огнем советских орудий, противотанковых ружей, закопанных в землю танков и самоходок, поражались штурмовой авиацией. Вражеская пехота отсекалась от танков и истреблялась артиллерийским, минометным и ружейно-пулеметным огнем, а также уничтожалась в рукопашных схватках в траншеях. Бойцы - истребители танков не ждали, когда «тигры» или «пантеры» будут наступать на участках обороны их подразделений, а шли навстречу им. Когда было обнаружено, что гитлеровцы по ночам отбуксировывают поврежденные танки и после ремонта снова посылают их в бой, красноармейцы с запасом взрывчатки ночью пробирались во вражеский тыл и там добивали немецкую технику. Прохоровское танковое сражение закончилось полным успехом Красной Армии. Потеряв более 10 тыс. солдат и офицеров и около 400 боевых машин, противник не смог решить поставленных задач и перешел к обороне. Его максимальное продвижение на этом участке Курского выступа составило только 35 км.
Рассчитывая в течение четырех дней дойти до Курска, немецко-фашистские войска, во многом благодаря массовому героизму воинов Красной Армии, не смогли ни на севере, ни на юге прорвать и половины советских оборонительных рубежей. Беспримерный подвиг совершили бойцы и командиры 214-го полка 73-й гвардейской стрелковой дивизии, отразив на своем участке наступление 120 вражеских танков. В двенадцати часовом бою они уничтожили 39 танков и до 1 тыс. солдат и офицеров вермахта. Особенно отличался 3-й батальон этого полка. Из 450 человек в строю к концу боя осталось лишь 150. Но танки противника здесь не прошли! За этот бой весь личный состав батальона был награжден орденами и медалями, а капитаны А.А. Бельгин, И.В. Ильясов и сержант С.П. Зорин были удостоены звания Героя Советского Союза. Таких примеров можно привести сотни.
Постоянные бои на Курской дуге велись не только на земле, но и в воздухе. Здесь прославили свои имена такие воздушные асы, как летчики-герои И.Н. Кожедуб, А.В. Ворожейкин, М.П. Одинцов, А.П.Маресьев, французская эскадрилья «Нормандия» во главе с ее первым командиром майором Жан Луи Тюляном и многие другие. В небе на Курской дуге выдающийся подвиг совершил гвардии старший лейтенант А.К.Горовец – единственный в мире летчик, уничтоживший в одном бою 9 самолетов противника. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Измотав силы врага в оборонительных боях, Красная Армия 12 июля перешла в контрнаступление. Были успешно проведены Орловская («полководец Кутузов») и Белгородско-Харьковская («полководец Румянцев») наступательные операции. 5 августа 1943 г. были освобождены Белгород и Орел. В честь этой победы состоялся первый в годы Великой Отечественной войны торжественный артиллерийский салют. 23 августа 1943 г. был освобождён Харьков. О завершении Харьковской операции и освобождении Харькова от фашистских оккупантов командующий Степным фронтом генерал-полковник И. С. Конев доложил Верховному Главнокомандующему Вооружёнными Силами СССР Маршалу Советского Союза И. В. Сталину лично: «Докладываю, товарищ Сталин, войска Степного фронта сегодня освободили город Харьков». И. В. Сталин не замедлил с ответом: «Поздравляю. Салютовать будем по первому разряду». Вечером 23 августа 20 залпами из 224 орудий Москва вновь салютовала в честь этой победы и известила всему миру о полной Победе Красной Армии в битве на Курской дуге.
Главным итогом Курской битвы был переход немецких войск на всех театрах военных действий к стратегической обороне. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования.
В битве на Курской дуге Красная Армия разгромила до 30 вражеских дивизий, в том числе 7 танковых. Противник потерял свыше 500 тыс. человек, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов. Только в ходе контрнаступления приняло участие более 5 тыс. советских самолетов, которые для поддержки войск совершили свыше 117 тыс. самолето-вылетов, нанеся врагу большие потери, провели 1700 воздушных боев, в которых сбили 2,1 тыс. вражеских самолетов и 145 уничтожили на аэродромах. Советская авиация завоевала господство в воздухе и прочно удерживала его до конца войны.
За героизм и мужество в боях на Курской дуге 132 соединения и части были преобразованы в гвардейские, 29 удостоены почетных наименований Орловские, Белгородские, Харьковские. За проявленные отвагу и героизм в Курской битве более 100 тыс. солдат, офицеров и генералов Красной Армии было награждено орденами и медалями, 180 особо отличившихся воинов удостоились звания Героя Советского Союза.
Военно-политические итоги битвы на Курской дуг высоко оценивались со стороны союзников Советского Союза по антигитлеровской коалиции. В частности, Президент США Ф. Рузвельт в своем послании И. В. Сталину назвал взятие Орла «героической победой, имеющей далеко идущие последствия». Битва на Курской дуге заставила немецко-фашистское командование снять со Средиземноморского театра военных действий крупные соединения войск и авиации, что позволило американо-английским войскам провести операцию в Италии и в конечном итоге это предрешило выход этой страны из войны в начале сентября 1943 г. Начался развал фашистского блока. Вслед за Сталинградской победой разгром немецко-фашистских войск на Курской дуге явился решающим вкладом в завершение коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне.
секретарь ГК ВКПБ г. Челябинска,
полковник Советской Армии
|