РАЗВОРОВАННАЯ ОБОРОНКА
- Подробности
- Создано 03 Февраль 2014
Леонид Ивашов, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем
– Государство само в течение 20 последних лет создало криминальную структуру в оборонке, декларируя приоритет рыночных отношений, – уверен генерал-полковник Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем. – В эту структуру включены высшие чиновники соответствующих министерств и ведомств, предприятия ОПК, которые могут давать чиновникам возможность зарабатывать, а также правоохранительная система, которая и законы соответствующие проталкивает, и не замечает совершаемых в оборонке преступных деяний.
Поэтому когда сегодня господин Чайка вдруг открывает глаза и обнаруживает, что кругом воровство, он должен прежде всего посмотреть на деятельность Генпрокуратуры. И спросить себя, почему прокуратура это допустила и почему нарушения выявляются только в режиме кампанейщины?
– В советской оборонке такое было возможно?
– Советская система производства и закупок вооружений была довольно простой, но эффективной, а главное – плановой. В ней вывести крупные суммы денег из оборонного заказа было невозможно. Система была устроена следующим образом: в Министерстве обороны СССР имелось управление заказа, которое напрямую разговаривало с производителями военной продукции. Можно сказать, заказчик и производитель работали как одно целое. Да, между ними возникали жесткие споры и по ценам, и по качеству продукции, но компромиссы всегда находились. В СССР была и военная приемка: ее представитель следил за выполнением заказа и за его качеством.
Плюс к тому имелась соответствующая система финансирования оборонзаказа. Авансовые платежи шли исключительно поэтапно, по ходу работ. Аванс сначала отпускали на проект, и если заказчик не выполнял работу или похищал деньги, следующий этап просто-напросто не оплачивался.
– А как система работает сейчас?
– Сценарий всегда один: сначала сговор заинтересованных сторон, а потом на проект (в рамках которого еще ничего не сделано, нет даже чертежей) сразу выделяются огромные деньги. Причем идут они не напрямую от заказчика, а через трех-четырех посредников.
Сегодня в нынешней криминальной системе на первом месте стоит корпоративный интерес ее участников. Критерий один – как можно больше положить в собственный карман, а как при этом выполняется оборонзаказ – дело десятое.
Я бы сказал, сама идеология производства вооружения неправильная, а организация этого производства преступна. Разве непонятно было в нулевые, что организовать производство военной техники может только специалист, который прошел все ступеньки – и конструкторские, и административные – на предприятиях ОПК? Но была запущена схема, в которой не конструктор и не директор оборонного предприятия являются главными, а назначенный извне «эффективный менеджер».
Я встречался с такими «эффективными» управленцами. Например, один из них возглавил холдинг по разработке и производству боеприпасов НПО «Базальт». Оптимизация свелась к тому, что из руководства убрали маститых оборонщиков, некоторые цеха остановили, часть работ свернули, а ряд помещений сдали в аренду под склады.
– Генпрокуратура знала об этом?
– Конечно. Назову только одну цифру. Главный военный прокурор вынес более 150 представлений в адрес бывшего главы оборонного ведомства Анатолия Сердюкова. Но господин Чайка эти представления не поддержал. Получается, военная прокуратура художества Сердюкова видела, а Генеральная закрывала на них глаза.
– Выступление Чайки является сигналом, что ситуация в ОПК меняется?
– Хочется на это надеяться. Сейчас и президент Владимир Путин, и министр обороны Сергей Шойгу отдают себе отчет, что вместо полноценной армии у нас жалкая россыпь бригадного типа. Именно поэтому на перевооружение выделяются колоссальные деньги – 20 трлн рублей. Но сейчас стало очевидно, что одних денег недостаточно, нужно менять всю систему ОПК. Конечно, первым делом следует навести в ней жесткий порядок – вор, как известно, должен сидеть в тюрьме. Но даже это сегодня положение дел не спасет.
– Как должна выглядеть системная перестройка оборонной промышлености?
– Нужно создать банк данных исследовательских учреждений и предприятий, которые выпускают оборонную промышленность, и провести анализ реальных возможностей нашего ОПК.
Второй момент – вернуться к советской цепочке, когда головной исследовательский институт руководил сетью соответствующих конструкторских бюро, а КБ были замкнуты на опытные производства, и далее на серийное производство.
Наконец, нужно собрать лучшие умы России и определить, с какими типами войн мы столкнемся в XXI веке и какие типы вооружений нам нужны. Сегодня ставка на ракетно-ядерное оружие становится бессмысленной, а между тем в это оружие вкладываются огромные деньги. Ставку нужно делать не на танки и стрелковые комплексы, а на прорывные технологии XXI века. Только после этого следует расставлять приоритеты, кому и сколько денег в ОПК выделять. А не поступать, как сейчас, – раздавая всем сестрам по серьгам…
Андрей ПОЛУНИН, «Свободная пресса»
[01/02/2014]