ДЕНЬ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА
- Подробности
- Создано 11 Февраль 2014
Звучат его стихи
Дата 10 февраля трагична в истории русской литературы. В этот день (по старому стилю 29января) в 1837 году скончался величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Поэт умер днем в своей последней квартире на Мойке в Санкт-Петербурге, именно сюда его привезли смертельно раненным с Черной речки, где состоялась дуэль с Дантесом. Эта страшная весть привела в волнение весь Петербург – к гробу поэта пришли проститься тысячи людей, даже пришлось разобрать стену для устроения дополнительного входа. Власти, боясь беспорядков, скрывали настоящее место отпевания поэта – назначенный для отпевания храм, Исаакиевский собор, тайно переменили, и ночью перенесли тело в церковь на Конюшенной. Все, кто пришел отдать последний долг поэту, нашли двери Исаакиевского собора запертыми. Люди не находили себе места от горя, плакали – это было национальное негодование. А над Пушкиным пропели за упокой в присутствии десятка ближайших друзей и отряда жандармов.
Николай I и шеф жандармов А.Х.Бенкендорф не дали народу проводить поэта в последний путь. Но вот уже сколько лет народ приходит в этот день на Мойку, 12, и каждый год здесь ровно в 14.45 минута молчания – в это время остановилось сердце поэта.
В этом году в честь памятной даты в городе на Неве на площади Искусств прошли «Народные чтения». Здесь весь день работал «открытый микрофон», и каждый желающий мог прочитать любимые стихотворения Пушкина.
Состоялось возложение цветов к памятнику Пушкину работы скульптора Аникушина и на месте последней дуэли поэта (сквер на Коломяжском проспекте).
В Москве поклонились памяти великого поэта в Государственном музее Пушкина на Пречистенке, который провел для всех желающих экскурсии по своим фондовым хранилищам. Двери для бесплатного посещения открыла 10 февраля также мемориальная квартира поэта на Старом Арбате.
В усадьбе пушкинского музея-заповедника в Большом Болдине прошла лития в церкви Успения Богородицы, построенной в год рождения Пушкина, в 1799 году.
В Научно-культурном центре Пушкинского заповедника в рамках XXI Пушкинского фестиваля был показан спектакль «Дубровский». В постановке участвовали актеры театра «Пушкинская школа» Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге. Кроме этого, Санкт-Петербургский большой театр кукол на малой сцене Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина показал лирическую фантасмагорию «Покаяние и прощение», инсценировка и постановка Руслана Кудашова.
Ежегодно в Пскове с 3 по 10 февраля проводится международный Пушкинский театральный фестиваль.
***
Анатолий КОНИ
(Из речи на торжественном заседании советских литераторов в 84-ю годовщину со дня смерти Пушкина)
«Идем выше»
Настоящее собрание присутствует при зарождении всенародных, всероссийских поминок по Пушкину, которые должны являться не мимолетным порывом чувства, не временным проявлением симпатии к погибшему так рано поэту, а чем-то хроническим, ежегодным, всероссийским, повторяемым с непреложностью известного нравственного закона, и представлять собой общепонятный и общесознаваемый праздник для всех мыслящих русских людей.
Может возникнуть вопрос: почему же будет праздноваться (в сущности эти поминки будут носить праздничный характер) его смерть, а не день его рождения? Ответ довольно прост. Да потому, что рождение не создает никакого определенного образа, с представлением о рождении не соединяется ничего конкретного, ничего такого, что бы выделяло этого ребенка из числа других (кроме случаев какого-нибудь уродства), а поэт, и в особенности такой поэт, как Пушкин, может сказать про себя словами другого поэта: «Мой образ вылит, еще резца последний взмах, – и гордо станет он в веках». Но это он может сказать перед концом своей жизни. Следовательно, смерть рисует поэта, смерть подводит ему известного рода итог. И, наконец, – и это очень важно, – смерть гораздо сильнее ударяет по сердцам, чем рождение. Смерть соединяет всех тех, которые ценили умершего человека, в одном чувстве скорби, смерть заканчивает его существование и звучит как последний аккорд. Наконец, те, кто верует в загробное существование, знают, что оплакивать и вспоминать приходится не в день рождения, а в день смерти…
Пушкин умер в разгар своего таланта, а между тем, вокруг него уже возрастало равнодушие. В последние годы жизни Пушкина общество относилось к нему довольно холодно. Одни говорили, что он устарел. Это были люди, которые не дозрели до понимания Пушкина. Другие говорили, что Пушкин исписался. Это были люди, неспособные подняться до его духа. А затем кругом него кипела презренная клевета. Ведь он сам говорил перед смертью: «Пора, пора, покоя сердце просит…» Когда Пушкин умер, вышел его портрет-гравюра, под которым было написано: «Угас огонь на алтаре». Один такой портрет был подарен мне Гончаровым. По требованию цензуры полиция этот портрет конфисковала, и имевшие такой портрет старались заклеить его рамкой так, чтобы не было видно подписи. А сочинения Пушкина, разве они были распространены так, как следует? После его смерти вышло два неполных издания…
Но затем в обществе проснулось чувство любви и благодарности к Пушкину. День открытия ему памятника в Москве был действительно всенародным торжеством. Это было нечто такое, чего никто из участвовавших забыть не может. Тургенев, обращаясь к памятнику Пушкина, сказал: «Это памятник учителю», и все согласились с ним.
Значение Пушкина в русской литературе может быть сравнено со значением Петра Великого. Все культурные начинания в России восходят к Петру Великому. Какое бы литературное явление мы ни взяли, если мы начнем рассматривать его происхождение, мы найдем Пушкина. Мой уважаемый сосед, Н.А. Котляревский, говоря о Канте, называет его узловой станцией философии. Такой узловой станцией является Петр, такой узловой станцией литературы был Пушкин. Вот чем объясняется то начинание, для участия в котором Дом литераторов созвал всех служителей литературы и искусства и надеется на их содействие. В своих воспоминаниях Даль пишет, что, когда Пушкин умирал, он говорил ему: «Подымай же, подымай выше, идем выше, идем выше». И действительно, с тех пор Пушкин начал подниматься все выше и выше, и в настоящее время он поднялся в нашем сознании на огромную высоту. Будем же помогать этому, будем подымать его еще выше, насколько хватит сил.
sovross.ru