За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

21 декабря 1879 г. – 145 – лет со дня рождения генералиссимуса Советского Союза товарища Иосифа Виссарионовича Сталина – верного соратника и ученика В.И.Ленина, руководителя партии большевиков, организатора строительства социализма в СССР и Победы советского народа над фашистской Германией и милитаристской Японией.».».». ».».».».

НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ ИЛИ "БОСАНСКО ПРОЛЕЧЕ"?

 

 

Босния и Герцеговина

 

Сараево. Горят здания правительства Сараевского кантона и президиума Боснии и Герцеговины. В городе ожесточенные столкновения демонстрантов с полицией.

Зеница. Протестующие подожгли и побросали в реку автомобили чиновников.

Мостар. Тысячи людей разгромили здание кантонального правительства, пылают штаб-квартиры Хорватского демократического содружества, Партии демократического действия (ведущие соответственно хорватская и мусульманская партии Боснии), подожжена городская библиотека и несколько частных домов.

Тузла. На третий день протестов местная полиция перешла на сторону демонстрантов. Здание правительства кантона разгромлено. Само правительство во главе с Сеадом Чаушевичем ушло в отставку.

Протестами охвачены Бихач, Бугойно, Брчко. В Брчко демонстранты захватили местного градоначальника.

Сотни человек вышли на улицы городов Республики Сербской (в составе Боснии и Герцеговины) – Баня-Луки и Приедора. Здесь акции солидарности прошли мирно.

Такие сообщения, больше похожие на сводки военной хроники, поступали в минувшие несколько дней из Боснии и Герцеговины. Вслед за тузлинским ушли в отставку правительства Зеничко-Добойского и Сараевского кантонов. 12 февраля ряд коммунистических и левых движений Сербии призывают граждан прийти к посольству Боснии и Герцеговины в Белграде, чтобы выразить свою поддержку боснийским трудящимся.

Босния взорвалась. Причины этого взрыва очевидны, а последствия неясны. «Нема посла – нема паре», что означает «Нет работы – нет денег». Эту горькую присказку слышал, наверное, каждый, кому пришлось побывать что в Мусульманско-хорватской Федерации, что в Республике Сербской (энтитеты, из которых состоит Босния и Герцеговина).

Проблема безработицы крайне остра во всех бывших югославских республиках, но в Боснии она дошла до критической точки. Неудивительно, что детонатором нынешних событий стали Тузла и Зеница.

«По-турецки «туз» – соль. Но Тузла, где действительно с давних пор добывают соль, теперь промышленный город весьма широкого профиля. И смотрите, как город притянул к себе из окрестностей молодое мужское население!»

«Повинуясь стрелкам-указателям, в сторону Зеницы бегут грузовые машины, тогда как туристские автобусы поворачивают на Мостар. В Зенице нет почтенных древностей. Там крупнейший металлургический комбинат страны. Его после войны помогала строить югославская молодежь».

Это цитаты из книги Георгия Кублицкого «И снова Югославия», написанной пять десятилетий назад – в середине 1960-х годов. Так что речь – о реалиях совсем иной эпохи, да и война имеется в виду Вторая мировая, а не недавняя, братоубийственная. Курс тогдашней социалистической Югославии был направлен на подъем до современного уровня еще недавно депрессивного османского захолустья, которое во многом оставалось таковым и во времена королевской Югославии. Тогда деньги на реконструкцию металлургического предприятия «Зеница» собирали все предприятия Югославии, которые были заинтересованы в увеличении поставок стали и железа. И собрали, и реконструировали – к обоюдной выгоде. Естественно, выгодой тогда считалось развитие страны, рост благосостояния всех граждан. А промышленный рост, по сравнению с двоенными временами, шел на тысячи процентов!

Теперь в Боснии сравнивают положение дел с периодом до последней, гражданской войны, и сравнения – в обратном, минусовом направлении. Так, в Зенице в 1990-м произведено 1,4 млн тонн стали, более миллиона квадратных метров тканей, добыто 924 тыс. тонн угля. Сейчас здесь полная промышленная разруха, несмотря на то, что Зеница не пострадала от боевых действий в 90-х.

Еще хуже дела обстоят в Тузле. Когда в результате приватизации обанкротились последние еще работавшие предприятия города, и к десяткам тысяч безработных (а население всей общины вместе с детьми и стариками около 130 тыс.) прибавилась новая армия, люди массово вышли на улицы. Дети и внуки тех, кого когда-то «притянула» развитая промышленность города, оказались выкинуты из жизни. Протест тузлинцев сразу же поддержали тысячи таких же товарищей по несчастью.

И речь шла не об абстрактной «свободе и демократии», не о евроинтеграции, но об удовлетворении базовых потребностей человека. Работа – главная из таких потребностей.

К слову, Босния и Герцеговина, наверное, самая евроинтегрированная страна в мире. Дело не в договоре об ассоциации, который подписан уже давно. По существу, ЕС является и политическим, и экономическим спонсором существования БиГ. На деньги Евросоюза содержатся очень дорогостоящие и неэффективные государственные институты Боснии. Верховный международный представитель по БиГ, который одновременно является специальным представителем ЕС, может вмешиваться в любые решения госорганов власти, единолично увольнять министров и смещать с должностей всенародно избранных депутатов. Правда, до сих пор это практиковалось исключительно по отношению к Республике Сербской.

Естественно, те силы, которые разрушили социалистическую Югославию (ЕС был одним из главных разрушителей), не заинтересованы в новой интеграции. Но без этого возрождение экономики Боснии в принципе невозможно. Собственно, единственное, что могут сделать полностью обанкротившиеся кантональные и федеральные руководители Боснии и Герцеговины – это уйти в отставку. Даже если на их место придут честнейшие профессионалы (которых в современной Боснии найти тяжело), отвести Боснию от края экономической пропасти невозможно. Нет Югославии – кому нужна сталь «Зеницы» и химическая промышленность Тузлы?

Все это вопросы левых и коммунистических движений, которые в последние два десятилетия в Боснии задавлены националистическими. Чисто социальные требования стали получать левый окрас стихийно, без всякой ведущей силы. «Поддержим рабочий класс Боснии и Герцеговины во всех краях оккупированной Социалистической Федеративной Республики Югославия! Смерть фашизму – свобода народу!»

Такие призывы всерьез обеспокоили еврохозяев Боснии, которые до определенного момента спокойно наблюдали за происходящим. Не осуждая боснийские власти в «чрезмерном применении насилия» (как делают это в отношении украинских), они открыто и не поддерживали их. Как мы видим на примере Ближнего Востока, и Запад, и капиталистов и империалистов всех мастей вполне устраивают хаос и насилие.

Но не самоорганизация трудящихся, не солидарность. События в Боснии в настоящее время активно превращают из восстания угнетенных в «босанско пролече» («боснийскую весну»), последствия которой вряд ли  будут менее губительными, нежели от «арабской весны».

Так Верховный представитель международного сообщества в БиГ Валентин Инцко уже заговорил о вводе в страну дополнительных войск ЕС. Поддерживая на словах протестующих, он не возлагает ответственность на коррумпированную власть Боснии, на члена президиума от бошняков Бакира Изетбеговича.

Инцко обрушился на Дейтонское соглашение – то самое, что гарантирует существование Республики Сербской и многонациональной, а не унитарно-мусульманской Боснии. Он по существу поддержал те «примазавшиеся» к социальным протестам силы бошняков, которые требуют сейчас возвращения к конституции 1992 года.

Естественно, это сразу до минимума сократило возможность солидарности сербов с бошняками. Президент Республики Сербской Милорад Додик проводит совещания о том, как сохранить стабильность на территории республики. А рядовые ее граждане опасаются новой войны. На улицы Биелены и некоторых других городов уже вышли народные дружины, готовые охранять свою республику.

По-своему воспользовались таким поворотом хорваты, раздраженные, что не имеют в БиГ своей автономии. В воскресенье в охваченный уже не протестами, но погромами Мостар (боснийские хорваты считают его своей столицей) прибыл премьер-министр Хорватии Зоран Миланович.

Погромщики действуют безнаказанно, а вот председатель Союза независимых профсоюзов Федерации БиГ Йосип Милич арестован. Все более очевидно, что законное народное возмущение стремятся задавить, переведя в плоскость грубого насилия и межнационального противостояния.

Екатерина ПОЛЬГУЕВА

 

sovross.ru

 

Вы здесь: Главная Информация 2014 год НАРОДНОЕ ВОССТАНИЕ ИЛИ "БОСАНСКО ПРОЛЕЧЕ"?