«БОРЦЫ С НАСИЛИЕМ» СЕЮТ ХАОС
- Подробности
- Создано 19 Март 2014
Венесуэла
Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что ответственность за гибель граждан в ходе продолжающейся вот уже более месяца волны насилия лежит на оппозиции: «Согласно данным расследования, из 29 погибших 28 умерли в результате насилия правых радикалов, только в одном случае дело расследуется в отношении служащего национальной гвардии». В ходе протестов в Венесуэле ранения получили более 300 человек, еще 1,5 тысячи человек задержано.
Мадуро отметил, что оппозиция заинтересована в подобном сценарии развития ситуации, «чтобы наполнить Венесуэлу насилием, смертью и хаосом, подготовить к североамериканскому вторжению».
На прошлой неделе губернатор штата Карабобо Франсиско Амельяч сообщил об убийстве оппозиционерами офицера национальной гвардии, неизвестный снайпер застрелил также двоих гражданских.
Тем временем министры иностранных дел стран Союза южноамериканских наций (UNASUR) договорились о создании комиссии, задачей которой станет разработка рекомендаций по достижению консенсуса в Венесуэле. На встрече в столице Чили министры заслушали своего венесуэльского коллегу Элиаса Хауа. Первое заседание комиссии должно пройти в начале апреля. Участники встречи выразили «озабоченность в связи с какими бы то ни было угрозами независимости и суверенитету Венесуэлы», призвали все стороны к мирному разрешению противоречий и выразили поддержку правительству Венесуэлы «в его усилиях по поиску диалога».
«За те 10 месяцев, что Николас Мадуро находится у власти, не было ни единого дня, когда бы не предпринимались попытки дестабилизировать ситуацию и оправдать свержение правительства», – так характеризует происходящее в Венесуэле министр иностранных дел страны Элиас Хауа.
После президентских выборов в апреле 2013 года, на которых Николас Мадуро победил оппозиционного кандидата Энрике Каприлеса с минимальным перевесом, оппозиция делала ставку на муниципальные выборы в декабре, позиционируя их как референдум о доверии чавистскому правительству. Однако результаты оказались явно в пользу наследников Уго Чавеса, которые победили в 76% мэрий (256) против 23% (76) – объединенной оппозиции MUD.
Следующим этапом, вдобавок к развязанной экономической войне, стала попытка дестабилизации посредством уличных выступлений. Сторонники действующей власти однозначно квалифицируют происходящее как попытку государственного переворота, аналогичного тому, что Венесуэле пришлось пережить в апреле 2002 года.
«Мы должны организовать паралич в стране – до тех пор, пока Чавес не уйдет» – такие призывы звучали со страниц дружественной оппозиции прессы в 2002-м. Заголовки в феврале 2014-го мало чем отличались: «Мы останемся на улице, пока правительство не уйдет».
Рассказывая о нынешней волне противостояния в Венесуэле, обычно упоминают о сложностях в экономике и низком уровне безопасности в стране. Таким образом вроде бы обозначается причина антиправительственных выступлений.
Недавняя венесуэльская история знает пример широких протестов в ответ на антинародную экономическую политику властей. Только что исполнилось 25 лет событиям, известным как «Каракасо». Тогда, через считанные недели после прихода к власти, президент Карлос Андрес Перес объявил о принятии пакета неолиберальных реформ, согласованных с МВФ. В результате в момент взлетели цены на продукты питания, транспорт, бензин. Отчаявшиеся люди вышли на улицы. Протесты сопровождались грабежами. Власти ответили на выступления силой: в результате карательной операции в февральские дни 1989 года, по официальным данным, погибло порядка 300 человек. По другим данным, число погибших могло достигать 3000 человек.
Однако сегодня ничего похожего на бунт отчаявшихся людей, от голода грабящих продовольственные магазины, в Венесуэле нет. На дефицит жалуются не в кварталах бедноты – в Каракасе протесты сосредоточены в районе площади Альтамира, где проживает в основном состоятельное население.
Несмотря на все разговоры о нехватке продовольствия, в ходе нынешней волны насилия атакам подвергались как раз учреждения, которые и обеспечивают население продуктами. Объектами нападений стали сети распределения продуктов питания по справедливым ценам (Меркаль, PDVAL, Abasto Bicentenario). В штатах Тачира и Сулия были сожжены грузовики, доставляющие продукты. В Мериде подвергся нападению продовольственный склад. Делалось это для того, чтобы обострить положение нуждающихся.
Одновременно в начале февраля в штате Тачира власти конфисковали около тысячи тонн спрятанных базовых продуктов питания (таких как рис, сахар, масло, кофе). Всего же с января 2013 года властями было изъято более 50 тысяч тонн утаенного продовольствия.
Якобы возмущенные отсутствием безопасности в стране, «мирные манифестанты» на деле являются главной силой развязываемого на улицах насилия. Именно они сеют хаос. В Каракасе нападениям подвергались объекты системы общественного транспорта, в частности, метро. В результате ряд станций пришлось на время закрыть.
Протесты в Тачире начались с атаки на резиденцию губернатора и пост полиции со стороны группы людей в капюшонах. По данным губернатора, в налете участвовали 70–80 студентов, связанных с партией «Народная воля». По сообщению корреспондента телеканала «Телесур», в Тачире также была инициирована забастовка, причем мелких торговцев, не желавших останавливать работу, принуждали это делать насильно. Урон был нанесен зданию, в котором размещена местная служба санитарного контроля – десять бутылок с зажигательной смесью спровоцировали пожар. Специалисты этого учреждения занимаются, в частности, лечением серьезных инфекционных заболеваний.
Губернатор штата Хосе Грегорио Виельма Мора заявил, что в так называемых студенческих протестах задействованы колумбийские парамилитарес и террористы.
Последнее изобретение «мирных протестующих» – ловушки в виде протянутого по всей ширине улицы провода или мотки ключей проволоки на дорогах. С призывом протягивать поперек дорог на определенной высоте нейлоновые струны и металлическую проволоку, чтобы «нейтрализовать преступные полчища мотоциклистов», выступил в своем Твиттере оппозиционный генерал Анхель Вивас.
«Эффективная» методика уже привела к человеческим жертвам. На одном из проспектов Каракаса растянутый провод не заметил 29-летний мотоциклист. В Мериде в ловушку из колючей проволоки попала Делия Элена Лобо, ехавшая на мотоцикле вместе со своим сыном. Женщина погибла. В городе Сан-Кристобаль, столице штата Тачира, шипами колючей проволоки поранил лицо ребенок, катавшийся на велосипеде.
События в Венесуэле сопровождались очередным этапом информационной войны против венесуэльского правительства с использованием фотографий, сделанных в других странах, или в Венесуэле, но при других обстоятельствах. Одна из целей – показать, что протесты носят массовый характер и что полиция жесточайшим образом их подавляет. В первом случае подошли фотографии многочисленной религиозной процессии или, например, марша за отделение Каталонии. Во втором использовались фотографии, на которых запечатлены протестующие и полиция, – независимо от того, в какой точке земного шара и когда они были сделаны.
Так, под видом Венесуэлы в социальных сетях и СМИ начали распространяться фотографии протестов в Бразилии, Чили, Египте, Болгарии. Фотография с убитыми людьми и подписью «Погибшие студенты в Маракае» публиковалась в англоязычной прессе еще в 2012 году под заголовком «Войска Асада вошли в Алеппо».
Одной из наиболее показательных в этом смысле является история Рамона Сото, студента Андского университета в Мериде. «Репрессии в Венесуэле. Пусть это фото облетит весь мир» – под таким заголовком с целью продемонстрировать «зверства чавистского режима» в соцсетях появилась фотография сильно избитого юноши. Фотография была использована также испанской версией телеканала CNN.
Узнавший себя на фотографии, Рамон действительно подвергся нападению и получил серьезные повреждения. Только произошло это 10 апреля 2013 года при совершенно других обстоятельствах: студент-чавист был избит членами ультраправых группировок. И вот спустя почти год представители тех самых сил, от жестокости которых пострадал Рамон, используют его, чтобы «врать всему миру, чтобы сказать, что в Венесуэле осуществляются репрессии».
Больше всего Рамона удручает, что теперь его будут отождествлять с «Движением 13 марта» – действующей в университете группой, связанной с ультраправыми. И это при том, что на самом деле студент принадлежит к молодежной организации Единой соцпартии Венесуэлы.
«Габи Арельяно и Вилька Фернандес координируют деятельность «Движения 13 марта», они говорят, что являются студентами, однако это не соответствует действительности. Эти люди не посещают занятия, находятся в университете больше 15 лет, в том числе провоцируя насилие в стенах самого учебного заведения», – утверждает Рамон.
Министр высшего образования Венесуэлы Рикардо Менендес заявлял, что подавляющее большинство студентов продолжает посещать занятия в нормальном режиме и ничего похожего на паралич образовательного процесса, как пытались представить некоторые СМИ в связи с протестами, нет. По информации генпрокурора страны, более половины задержанных за насилие в ходе февральских событий в Венесуэле не имеют никакого отношения к студентам.
Ольга ГАРБУЗ
sovross.ru